Реклама... |
|
|
||
главная история авиации ввс в локальных конфликтах | ||
Крайняя война "стратегов" |
n Михаил Жирохов |
Быстрое развитие ракетной техники казалось бы навсегда поставило крест на таком виде авиационного вооружения как стратегические бомбардировщики. Однако опыт локальных войн последних десятилетий свидетельствует об обратном – в современной войне самолеты этого типа если не являются решающим фактором победы, но по крайней мере показывают себя достойно. Ярок об этом свидетельствует опыт участия американской бомбардировочной авиации в кампании против Югославии в 1999 году. Совершенно очевидно, что "предотвращение гуманитарной катастрофы" явилось лишь прикрытием главной цели военной акции- закреплению господства НАТО и США на Балканах для реализации своих геополитических целей и защиты экономических интересов, а также создание прецедента задействования вооруженных сил блока за пределами зоны ответственности альянса. В рамках воздушной операции против СРЮ под кодовым названием "Решительная сила" американским бомбардировщикам В-1В, В-52 отводилась роль "большой дубины". Их экипажи должны были подавить систему ПВО Югославии и вывести из строя основные военные объекты, расположенные в Косово.
1 апреля 1999 года на передовую авиабазу Фэрфорд (Великобритания) были переброшены пять стратегических бомбардировщиков В-1В, которые уже со следующего дня приступили к выполнению боевых задач в зоне конфликта. Бомбардировщики осуществляли взлет в период 21.00 - 22.00 (мск.), далее их полет пролегал через воздушный коридор на границе между Испанией и Францией с выходом в район боевого предназначения в период 01.00 - 03.00. В ходе полета осуществлялось три дозаправки топливом в воздухе самолетами заправщиками КС-135 и КС-10 с авиабаз Милденхолл, Фэрфорд (Великобритания) и Морон (Испания). Подлетное время составляло около трех часов. Ежесуточный наряд бомбардировщиков на удар составлял две единицы (с начала мая до четырех единиц). При этом американские военные старались обкатать в боевых условиях как можно больше экипажей и машин и за период проведения операции отмечено четыре замены с континентальной части США в Великобританию и обратно. Основным бортовым вооружением самолетов В-1В являлись авиационные бомбы МК-82,-83, М-117 и авиационные бомбовые кассеты GBU-52,-58,-71,-89. Как и в случае с В-2, объектами поражения являлись войска, военная техника и объекты инфраструктуры Югославии. В силу активных действий мобильных средств ПВО Югославии самолеты действовали на больших высотах, что обеспечивало безопасность полета и выполнение задач. Выход в районы боевого предназначения В-1В были строго согласованы по времени с действиями самолетов тактической авиации с авиабаз Италии. Это взаимодействие (до 10 тактических истребителей на один бомбардировщик) обеспечивало прикрытие группы бомбардировщиков на период выполнения задач. Сбор и построение бомбардировщиков и авиации прикрытия для удара по Воеводине, востоку, юго-востоку и югу Сербии осуществлялся над горным массивом Маевница в районе приграничных с Югославией населенных пунктах Эворник-Тузла-Прибой, причем, воздушное пространство Боснии и Герцеговины использовалось без официального согласия. Далее маршрут полета осуществлялся по одному из четырех маршрутов, в зависимости от назначенных объектов поражения, а именно: а) Баня-Лука (Сербская Республика)- Тузла (Мусульмано-Хорватская Федерация)- Эворник (Сербская Республика); б) Мрконич Град (Сербская Республика)- Сребреница (Сербская Республика); в) Коница (Мусульмано-Хорватская Федерация)- Србине (Сербская Республика)- Вишеград (Сербская Республика); г) Србине (Сербская Республика)- Рогатица (Сербская Республика)- Власеница (Сербская Республика). Всего за время операции бомбардировщики В-1В совершили около 130 самолето-вылетов.
Стратегические бомбардировщики В-52Н действовали с передовой авиабазы Фэрфорд (Великобритания). Выход в район боевого предназначения (Тирренское море, район северо-западнее о. Сицилия) осуществляли с огибанием Аппенинского полуострова и проходом через Гибралтарский пролив, поэтому подлетное время составляло около 6 часов. В ходе полета производилось две-три дозаправки топливом в воздухе самолетами-дозаправщиками КC-135, KC-10 c авиабаз Милденхолл, Фэрфорд, Морон. На первом этапе операции (24 и 25 марта) в ходе массированных авиационно-ракетных ударов отмечено задействование одновременно до восьми самолетов В-52Н. С переходом к ведению систематических боевых действий ежесуточно привлекалось по 2-10 бомбардировщиков. В ходе операции до начала апреля произведена замена четырех В-52Н, а также осуществлено дополнительное усиление группировки за счет переброски 3 В-52Н с авиабазы Диего-Гарсия (архипелаг Чагос, Индийский океан) на авиабазу Фэрфорд. На первом этапе операции самолеты В-52Н в ходе выполнения боевых задач не входили в зону поражения средств ПВО Югославии, поэтому период их боевого применения был более широк чем у других типов бомбардировщиков и составлял от 20.00 до 07.00 (мск.), то есть и светлое и темное время суток. Выход в район боевого предназначения осуществлялся на оптимальных для пуска крылатых ракет высотах. Пуск ракеты всегда был строго согласован по времени и объектам поражения с действиями тактической и палубной авиации, а также кораблей-носителей крылатых ракет морского базирования, в интересах обеспечения эшелонирования оперативного построения сил в ударе: эшелон крылатых ракет, эшелон пилотируемых средств воздушного нападения. Самолеты В-52Н в ходе боевых действий осуществляли пуски не более чем по 8 ракет с каждого. Рубежи пуска КР находились в 700-900 км от объектов поражения. Крылатые ракеты воздушного базирования применялась в период с 24 марта по 10 апреля на начальной стадии воздушной операции. На пуски КРВБ бомбардировщиками совершенно не менее 30 самолето-вылетов. Основными объектами поражения для В-52Н на первом этапе операции являлись средства ПВО, аэродромы и наиболее важные объекты военно-экономического потенциала СРЮ. С началом второго этапа спектр объектов был расширен и включил в себя промышленные и гражданские объекты на территории Югославии. С 10 апреля по 6 мая самолеты В-52Н практически не применялись. Однако с 10 мая вновь возобновили полеты в район конфликта. С этого момента бомбардировщики больше не применяли крылатые ракеты. Примечательно, что с окончанием применения крылатых ракет изменился и маршрут полета самолетов В-52Н. Они перестали огибать Аппенинский полуостров и входили в Средиземное море по коридору на границе Франции и Испании. Сбор и построение бомбардировщиков и авиации прикрытия, а также их выдвижение к объектам поражения осуществлялся идентично самолетам В-1В. Всего за время проведения воздушной операции стратегическими бомбардировщиками В-52Н совершено не менее 200 самолето-вылетов.
|
|
|