Уголок неба ¦ История развития авиационного пулеметно-пушечного вооружения и боеприпасов RAF. Часть 1

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   История развития авиационного пулеметно-
      пушечного вооружения и боеприпасов RAF
             
         n  Сергей Симонов  


Часть 1.  Первая мировая война

Изначально аэропланы применялись в Первой мировой войне для разведки и для корректировки артиллерийского огня. Вскоре стало очевидно, что поскольку с такими задачами авиация справлялась весьма неплохо, необходимо помешать аэропланам противника в осуществлении такой деятельности. Пилоты начали брать с собой в полет оружие - но это было индивидуальное стрелковое оружие пилотов, а не вооружение самолетов. Использовали различные пистолеты, револьверы, гладкоствольные ружья, винтовки и карабины. Были разработаны особые боеприпасы: зажигательные пули для стрельбы по аэростатам противника и даже патроны для гладкоствольных ружей, снаряженные вместо пули или дроби тонкой цепочкой, которая, по замыслу изобретателей, должна была повреждать расчалки между крыльями самолетов противника.

Вскоре стало очевидно, что стрелковое вооружение самолета должно быть автоматическим: это должен быть пулемет. В то время на вооружении в Великобритании состоял пулемет Виккерса калибра .303 (7,7 мм): это была довольно громоздкая и тяжелая конструкция (весом около 18 кг) с массивным кожухом водяного охлаждения. Для боепитания применялась тканевая лента, что также было весьма неудобно. Для примитивных довоенных аэропланов такая нагрузка была явно чрезмерной, их и без того не блестящие летные характеристики существенно ухудшались. К счастью, компания British Small Arms (BSA) приобрела лицензию на производство американского пулемета Льюиса, который гораздо лучше подходил для установки на самолеты. Пулемет Льюиса весил около 12 кг, а для боепитания использовалась не лента, а относительно компактные и удобные дисковые магазины, присоединявшиеся сверху. Основная, "пехотная" модификация пулеметов Льюиса была несколько громоздкой: ствол был окружен изготовленными из легкого сплава ребрами радиатора, которые, в свою очередь, были закрыты внешним кожухом. При установке на аэропланы такая конструкция была явно излишней, и от нее вскоре отказались: стали устанавливать пулеметы с "голым" стволом. Кроме того, упразднили и ненужный в воздухе приклад. Все эти изменения позволили существенно облегчить пулемет - теперь его масса не превышала 8 кг.

Чуть позже в Королевских ВВС стали использовать модификацию Mk.II этого пулемета - она отличалось установкой небольшого кожуха для защиты механизма пулемета. В течение войны были сделаны еще два усовершенствования: емкость магазина увеличена с 47 до 97 патронов за счет удвоения толщины диска и укладки патронов не в 2, а в 4 слоя; темп стрельбы повышен с 550 до 700–750 выстрелов в минуту. На дальнейшей модификации Mk.III вернулись к "голому" стволу - на приведенной иллюстрации показана эта модификация с диском удвоенной емкости (см. рис. 1).

Рисунок 1. Пулемет Льюиса Mk.III (слева) и пулемет Льюиса Mk.I со снятым кожухом. Обратите внимание на 97-патронный магазин удвоенной толщины на пулемете Mk.III.

Малый вес и магазинное боепитание - благодаря этим особенностям пулеметы Льюиса прекрасно подходили для подвижной установки: стрелок мог более или менее свободно перемещать пулемет и направлять его в нужную сторону. Попытки установки пулеметов для пилотов оказались сопряжены с определенными затруднениями: к тому времени оптимальная компоновочная схема истребителя уже подразумевала установку двигателя и тянущего винта спереди. Ранние попытки установки пулемета под углом для стрельбы вне диска винта оказались неудачными. Стало ясно, что наибольшей эффективности можно добиться при неподвижной установке пулемета параллельно продольной оси самолета для стрельбы вперед.

Некоторые отчаянные пилоты устанавливали пулеметы для ведения огня сквозь диск винта, надеясь, что пара пуль винтовочного калибра вряд ли серьезно причинит серьезный ущерб винту, но в таких случаях все же был риск полного разрушения винта. Первым относительно удовлетворительным решением можно считать установку пулемета над верхним крылом - при этом траектория стрельбы проходила над диском винта. Сначала такие крепления были неподвижными, а это означало, в частности, что для смены магазина пилоту приходилось вставать в полный рост. Затем было принято подвижное крепление Фостера: оно давала возможность наклонять казенную часть пулемета вниз для более удобной замены магазина, а также позволяло вести огонь вверх-вперед (см. рис. 2, рис. 6).

Рисунок 2. Пулемет Льюиса Mk.II на креплении Фостера на истребителе SE-5a.

Впрочем, установку пулемета над верхним крылом нельзя было считать идеальным решением. Это было неудобно при смене магазинов и при устранении довольно частых задержек, вызванных низким качеством патронов. В 1915 году французские авиаторы предложили паллиативное решение: пулемет устанавливался на фюзеляже непосредственно перед летчиком, а уязвимые участки деревянных лопастей винта закрывали металлическими угольниками.

В Германии применили более элегантное и совершенное решение (первая такая система была предложена еще до войны): особый механизм, так называемый синхронизатор, прерывал стрельбу на тот момент, пока перед стволом пулемета проходила лопасть винта.

Для синхронизации требовалось переделать пулеметы таким образом, чтобы они могли стрелять только при свободной линии огня. При этом темп стрельбы снижался на величину, зависящую от скорости перезарядки пулемета и от постоянно меняющейся частоты оборотов винта. Требовалось строго выдерживать момент каждого выстрела - и в этом было серьезное затруднение, поскольку пулеметы Льюиса не обладали такой возможностью. Эти пулеметы стреляли с "открытого затвора". Выстрел начинался, когда затвор находился в заднем положении, а патронник был пуст: после получения "команды" на произведение выстрела всякий раз происходила пауза, в течение которой затвор начинал движение вперед, извлекал патрон из магазина, досылал патрон в патронник, запирал казенник ствола и лишь после этого происходил собственно выстрел. Несмотря на множество попыток доработки пулеметов Льюиса, такие "паузы" не удалось изжить, они оказались слишком длительными и не позволяли применять синхронизацию.

В этот момент на сцене вновь появляются пулеметы Виккерса. Эти пулеметы вели огонь с "закрытого затвора": у готового к стрельбе пулемета патрон уже находится в патроннике, затвор заперт, а для выстрела нужно лишь высвободить ударник. Такой принцип работы идеально подходил для синхронизации. Кроме того, при неподвижной установке ленточная подача патронов уже не столь неудобна, да и пилоту нет необходимости отвлекаться на замену магазинов. Самолеты к тому времени уже стали достаточно мощными и без труда справлялись с дополнительным весом. По этой причине пулеметы Виккерса стали стандартным вооружением авиации как сухопутных войск, так и флота, хотя в определенных случаях по-прежнему предпочитали пулеметы Льюиса (об этом я расскажу чуть позже).

Пулеметы Виккерса при этом несколько доработали. Сначала отказались от водяного охлаждения, а в кожухах, куда прежде заливалась вода, сделали отверстия для вентиляции. Полностью упразднить кожухи было нельзя, поскольку они выполняли еще и механическую функцию: поддерживали дульную часть движущегося ствола. При этом масса пулемета снизилась примерно до 13 кг. Затем кожух сделали тоньше и легче, но эта модификация Mk.III появилась уже после окончания войны.

Темп стрельбы также удалось повысить с 550 до 850 выстр./мин благодаря установке надульника - ускорителя отката Хэзлтона, хотя практическая скорострельность, особенно в синхронизированном варианте, была гораздо ниже. Синхронизаторы работали довольно капризно и требовали частой юстировки; впрочем, система Константинеску-Колли (ее также называли "К-К") работала относительно неплохо.

Рисунок 3. Пулеметы Виккерса Mk.I (справа) и послевоенная модификация Mk.III.

Тканевые патронные ленты (они использовались в пулеметах "Виккерс" сухопутных войск до 50-х годов) обладали при применении на самолетах рядом недостатков: зачастую уже пустая часть ленты начинала "трепыхаться" под воздействием набегающего потока воздуха, вызывая различные затруднения, от неудобства пилота до задержек в стрельбе; иногда лента намокала, а затем замерзала. Был сделан ряд попыток по устранению этой проблемы. Сначала предлагали наматывать высвобождающуюся ленту на подпружиненную катушку. Затем последовали проекты по созданию рассыпной ленты из металлических звеньев. Первая модель рассыпной ленты была создана на основе трофейной германской конструкции. Она выпускалась с июля 1916 года под обозначением Mk.I; ее называли "лента MS", поскольку ее производством занималась компания "Myers & Sons" в Бирмингеме. С 15 декабря 1916 года было налажено производство следующей модификации Mk.II, которая отличалось от первой повышением прочности некоторых элементов звеньев.

В декабре 1916 года конструктор-оружейник Уильям де Курси Придо (также известный созданием ускорителя заряжания для револьверов) предложил новую конструкцию ленты, которая вскоре была принята. Эта лента была прочнее, надежнее и была устроена так, что подаваемые в пулемет патроны всегда были параллельны приемнику. Рассыпная лента из стальных звеньев Придо была официально принята на вооружение в октябре 1917 года под обозначением Mk.III и использовалась вплоть до окончания Второй мировой войны и даже после нее.

В ходе Первой мировой войны совершенствовались и прицельные приспособления пулеметов. Сначала использовались простейшие прицелы на основе различных мушек, затем в Великобритании разработали оптический прицел "Альдис" (который затем получил широкое распространение и в других странах). Этот прицел представлял собой герметичную металлическую трубу с четырьмя двояковыпуклыми линзами, прицельной разметкой и мягкой накладкой на окуляр (см. рис. 4). Прицельная разметка была нанесена на обычное плоское стекло и представляла собой две концентрических окружности. Внешняя окружность соответствовала упреждению для стрельбы по самолету противника, движущемуся в поперечном направлении со скоростью 100 миль в час (161 км/ч). Внутренняя окружность соответствовала направлению ствола пулемета. На некоторых более поздних моделях внешняя окружность соответствовала размаху крыла германского бомбардировщика Гота на дистанции 200 ярдов (183 м) (см. рис. 5).

Рисунок 4. Схема устройства прицела "Альдис".

Рисунок 5. Прицельная разметка прицела "Альдис": слева - кольцо для упреждения при ведении огня по цели, летящей со скоростью 100 миль в час, справа - силуэт бомбардировщика Гота должен был заполнить кольцо при дистанции 200 ярдов.

Рисунок 6. ИстребительSE.5a, виден прицел "Альдис" и установленный над верхним крылом пулемет Льюиса на креплении Фостера.

Также делались попытки создания сложных прицелов для подвижных пулеметов. Такие прицелы должны были учитывать изменения баллистики при боковой стрельбе. Как бы то ни было, во всех случаях рекомендовалось открывать огонь с дистанции не более 50 м.

Теперь перейдем к авиационным боеприпасам. Во время Первой мировой войны разработки в этой области велись по двум направлениям.

Во-первых, необходимо было повысить качество боеприпасов - с их низким качеством тогда приходилось сталкиваться всем воюющим сторонам. Для сухопутных войск задержки пулеметов не носили критического характера, поскольку расчет пулемета мог достаточно быстро их устранить. В авиации положение было гораздо серьезнее, особенно если пулемет был установлен вне досягаемости пилота: в ряде случаев самолет оказывался просто безоружным. Для повышения надежности в 1917 году был налажен выпуск патронов серии "Зеленый ярлык" (или "Зеленый крест") с соответствующей маркировкой упаковок. Эти патроны были предназначены специально для синхронизированных пулеметов и изготавливались на тех же производственных мощностях, что и все прочие патроны, но отбирались из партий с более строгими допусками при изготовлении. Такие патроны отличались высокой надежностью воспламенения. Этот подход оказался успешным и был расширен: в 1918 году для выпуска патронов повышенного качества были организованы особые производственные линии. Выпущенные на них серии патронов назывались "Красный ярлык" (также "Специально для ВВС, красный ярлык", "Специально для ВВС" или просто "Специальные").

Во-вторых, началось создание различных специализированных пуль. Первоначально это было обусловлено необходимостью уничтожения немецких аэростатов и дирижаблей, наполненных водородом: стрельба обычными цельнометаллическими пулями не причиняла им заметного вреда. Началась разработка пуль, начиненных взрывчатым веществом и зажигательной смесью. Сначала проектировали такие пули для крупнокалиберного оружия, просто потому что работать с более крупными пулями было удобнее, но затем перешли к пулям калибра .303. Некоторые типы зажигательных пуль, например, пули Бэкингэма, содержали смесь фосфора и алюминия, которая воспламенялась в момент выстрела и медленно сгорала во время полета, оставляя за пулей дымный след. Другие модели зажигательных пуль воспламенялись при попадании в цель. Разрывные пули Помероя или PSA содержали нитроглицерин и не имели зажигательного эффекта; пули Брока с бертолетовой солью (хлоратом калия) и пули RTS (компании Richard Threlfall & Sons) с нитроглицерином и фосфором имели как разрывной, так и зажигательный эффект, они получили название зажигательно-разрывных (см. рис. 7).

Рисунок 7. Патроны калибра .303 в разрезе. Слева направо: зажигательный Брока, разрывной Помероя Mk. I, разрывной Помероя Mk. II, зажигательно-разрывной RTS Mk.II.

Обратите внимание, что у первых трех патронов в качестве вещества метательного заряда используется кордит, а в четвертом - нитроцеллюлозный порох.

Использовать такие пули поначалу было небезопасно из-за возможности преждевременного разрыва, при обращении с ними требовалась особая осторожность. Сначала такие патроны применялись лишь при обороне: частично потому, что такими патронами можно было более эффективно защищать британские города от налетов немецкой авиации, частично потому, что формально использование таких патронов было незаконно (разрывные и зажигательные пули были запрещены международными конвенциями как "негуманные"). Тем не менее, такие пули использовались обеими сторонами, а после войны была признана допустимость их использования, поскольку они предназначались для огня по технике противника, а не по живой силе.

На истребителях-перехватчиках, оборонявших воздушное пространство Великобритании, вместо синхронных "Виккерсов" по-прежнему использовали "Льюисы" над верхним крылом по целому ряду причин. Во-первых, такие пулеметы были легче, что повышало скороподъемность перехватчиков и позволяло им быстрее подняться на большую высоту, где находились германские "Цепеллины". Во-вторых, крепление Фостера позволяло вести огонь под углом вперед-вверх. В-третьих, верхнее крыло заслоняло пилота от вспышек пламени при стрельбе, то есть было удобнее стрелять ночью. И главное, стрелять разрывными и зажигательными пулями из пулеметов "Виккерс" было небезопасно: по окончании очереди в патроннике оставался патрон, который мог самопроизвольно воспламениться или взорваться из-за нагрева о раскаленные стенки патронника. В пулеметах "Льюис", стрелявших с открытого затвора, патроны всегда находились в магазине, а в патронник они подавались лишь непосредственно перед выстрелом, поэтому такая опасность была исключена.

 

Тактико-технические характеристики вооружения, описываемого в этой части:

"Виккерс" Mk.I "Виккерс" Mk.III "Льюис" Mk.II "Льюис" Mk.III
Калибр .303 (7,7х56R)
Длина пулемета, м 1,15 1,28 1,08
Масса пулемета, кг 13 11 11,5 7,7
Масса пули, г 10-12
Темп стрельбы, выстр./мин 450–500 500–850 500-600 500-850
Начальная скорость пули, м/с 740–750 740
Механизм отдача с коротким ходом ствола отвод газов из канала ствола
Боепитание лента дисковый магазин
47 или 97 патронов

 

 

(с) Anthony G. Williams. The Development of RAF Guns and Ammunition from World War I to Present Day (Перевел с английского и дополнил Сергей Симонов)
 



Уголок неба. 2013 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100