Реклама... |
|
|
||
главная история авиации ввс в локальных конфликтах | ||
История развития авиационного пулеметно- |
пушечного вооружения и боеприпасов RAF | |
n Сергей Симонов |
Часть 3. Вторая Мировая война В 1943 году Министерство авиации приняло решение последовать рекомендациям управления оперативных требований: рекомендовалось оснащать истребители батареями из 6 или даже из 8 пулеметов винтовочного калибра ввиду повышения скорости как истребителей, так и бомбардировщиков: такое решение позволяло наносить достаточные повреждения за крайне короткие интервалы времени. На основе этой рекомендации были выпущены технические требования, увенчавшиеся, разумеется, выпуском знаменитых истребителей "Харрикейн" и "Спитфайр". Установить столько пулеметов рядом с двигателем было невозможно, поэтому их устанавливали в крыле, попутно избавившись и от затруднений, связанных с синхронизацией. Впрочем, избавившись от одной проблемы, тут же столкнулись с другой: пулеметы, теперь установленные далеко от горячего двигателя, замерзали на большой высоте. Решать эту проблему пытались с помощью различных обогревателей и новых смазочных веществ, но успеха удавалось добиться не всегда. К началу войны боеприпасы калибра .303 были усовершенствованы. Бронебойный патрон со стальным сердечником и зажигательно-трассирующий патрон Бэкингэма (B Mk.IV) были созданы на основе старых образцов; новую модификацию зажигательного патрона B Mk.VI разработал майор Диксон по образцу бельгийского патрона Де Вильде. На рис. 13 хорошо виден стальной сердечник бронебойного патрона и устройство знаменитого зажигательного B Mk.VI.
Рисунок 13. Патроны калибра .303 в разрезе, слева направо: трассирующий, бронебойный, зажигательный B Mk.VI (патрон Диксона - Де Вильде). Вскоре после начала воздушных боев повысилась защищенность самолетов: применялось протектирование топливных баков и броневая защита. Пулеметы винтовочного калибра, казавшиеся весьма эффективным оружием до войны, оказались практически бессильными: немецкие бомбардировщики выдерживали десятки попаданий без особого ущерба; зафиксирован ряд случаев, когда бомбардировщикам удавалось вернуться на базу, получив до 200 попаданий пуль винтовочного калибра. Причина этого была выяснена в ходе проведенных огневых испытаний, о которых, пожалуй, следует рассказать несколько подробнее. В ходе испытаний фюзеляж относительно небольшого легкого бомбардировщика "Бленхейм" обстреливали сзади немецкими и британскими бронебойными патронами винтовочного калибра с дистанции 200 ярдов (180 м). В обычных условиях такие патроны пробивали броню толщиной 10–12 мм. Надо сказать, что "Бленхейм" был далеко не самым защищенным самолетом; кормового стрелка прикрывал броневой лист толщиной всего 4 мм, наклоненный к линии огня под углом 60°. Но при обстреле самолета, прежде чем попасть собственно в броню, пулям приходилось пробивать обшивку и силовые элементы конструкции самолета. Выяснилось, что при этом пули давали рикошет, застревали или ударялись об элементы конструкции и обшивки, и до брони удавалось долететь лишь немногим пулям, да и те в большинстве случаев уже не обладали достаточной для пробития скоростью. В частности, из всех выпущенных британских патронов калибра .303 (7,7х54 мм) только 33 % достигли броневого листа, и лишь 6 % пробили его. У немецких 7,92-мм бронебойных патронов (7,92х57 мм) результаты оказались еще хуже: только 23 % пуль достигли броневого листа, и лишь 1 % пуль удалось его пробить. Пробовали вести огонь и зажигательными пулями: протектированные крыльевые топливные баки "Бленхейма" обстреливали сзади с такой же дистанции 180 м. В этом случае у британских зажигательно-трассирующих патронов B Mk.IV (с воспламенением зажигательного состава в момент выстрела) и у немецких зажигательных 7,92-мм патронов были схожие результаты: воспламенение топливных баков достигалось в одном из десяти попаданий. Лучше проявили себя усовершенствованные зажигательные патроны B Mk.IV конструкции Диксона - Де Вильде, пули которых содержали по 0,5 г зажигательного вещества SR365 на основе нитрата бария и воспламенялись не при выстреле, а при попадании в цель: воспламенение топливных баков достигалось уже в одном случае из пяти. Кроме того, вспышка при воспламенении зажигательного вещества позволяла пилоту наглядно отслеживать попадание в цель. Американские конструкторы приняли немного упрощенную конструкцию Диксона для своих 7,62-мм и 12,7-мм патронов, после чего в Британии эту упрощенную модификацию стали выпускать под обозначением B Mk.VII. Следует отметить, что в ВВС большинства стран пулеметные ленты снаряжались несколькими типами патронов одновременно (например, в каждой ленте бронебойные патроны могли чередоваться с зажигательными). На истребителях Королевских ВВС, напротив, лента для каждого пулемета снаряжалась патронами только одного типа. Патроны Диксона начали выпускать в июне 1940 года, и поначалу их не хватало, поэтому боекомплект каждого истребителя содержал следующее: один пулемет - зажигательные патроны Диксона; два пулемета - зажигательно-трассирующие патроны Бэкингэма, два пулемета - бронебойно-трассирующие патроны и три оставшихся пулемета - "обычные" патроны с цельнометаллической пулей со свинцовым сердечником. Согласно другому источнику, "раскладка" патронов была несколько иной: "обычные" патроны для четырех пулеметов, бронебойные для двух пулеметов и зажигательные (видимо, Mk.VI). При этом в последних 25 патронах каждой ленты первые 4 патрона (т.е. 25-й, 24-й, 23-й и 22-й от конца ленты) были трассирующими - чтобы сигнализировать пилоту о том, что боекомплект почти израсходован. Неспециализированные (обычные) патроны применяли ввиду нехватки более эффективных типов боеприпасов. К 1942 году для половины неподвижно установленных на каждом истребителе пулеметов ленты снаряжались бронебойными патронами, для другой половины - зажигательными. В качестве паллиатива на начальном этапе войны решили сократить дистанцию открытия огня: пулеметы истребителей пристреляли для дистанции 250 ярдов (230 м) вместо прежних 400 ярдов (366 м). Это немного улучшило ситуацию, но всем было ясно, что требуется более мощное вооружение. Так на британских самолетах, хотя и не успев принять участие в Битве за Британию, появилась 20-мм автоматическая пушка Hispano. Пушка Hispano (ее официальное название - HS.404) была разработана французским отделением европейской компании "Испано-Сюиза" в середине 30-х годов. Летом 1936 года британским офицерам в Париже продемонстрировали эту пушку в действии. Она показала решительное преимущество перед швейцарской 20-мм пушкой "Эрликон": французский образец имел схожие габариты и массу, но при этом был немного мощнее и почти вдвое скорострельнее. К сожалению, слишком много времени ушло на преодоление различного рода бюрократических, организационных и технических преград. Потребовалось получить разрешение на приобретение лицензии, организовать отделение компании "Испано-Сюиза" в Грэнтэме (таким отделением стала компания BMARCO - British Manufacturing And Research Company), перевести размеры на всех чертежах из метрической системы в дюймовую, сконструировать и испытать прототипы, отладить их, затем установить пушки в самолеты и повторно отладить, и т. д. В конечном итоге массовые поставки этой пушки в ВВС начались уже после окончания Битвы за Британию.
Рисунок 14. 20-мм пушка Hispano с барабанным магазином, установленная на двигатель. Основная проблема при использовании пушки Hispano заключалась в том, что изначально эта пушка разрабатывалась для установки на двигатель, то есть была рассчитана на прочное крепление к жесткому и массивному картеру. Крыло истребителя не обладало такой жесткостью, из-за чего при установке пушек в крыле часто возникали задержки. Для их устранения требовалась точная регулировка механизмов пушек. При первой попытке оснастить ими истребители "Спитфайр" пушки положили "на бок", чтобы уместить громоздкие барабанные магазины внутри крыла. Из-за этого надежность снизилась настолько, что пушки зачастую заклинивали после первого же выстрела, а пилоты первой эскадрильи пушечных "Спитфайров" потребовали заменить пушечные истребители на обычные, с пулеметами. Потребовалось немало доработок, прежде чем удалось добиться приемлемой надежности, но даже после всех модификаций и усовершенствований количество задержек у пушек Hispano в 1944 году было втрое выше, чем у 12,7-мм пулеметов "Браунинг". Среди наиболее важных доработок следует назвать замену барабанного магазина лентой в 1941 году (см. рис. 15).
Рисунок 15. 20-мм пушки Hispano с ленточной подачей патронов в крыле истребителя "Харрикейн" Mk.IIC. Также потребовалось усовершенствовать боеприпасы. Взрыватель стандартных осколочно-фугасных снарядов оказался слишком чувствительным и часто срабатывал при попадании в обшивку самолета, а не в силовые элементы конструкции, что было бы лучше. Испытания показали, что в ряде случаев цельностальные практические снаряды, не имевшие заряда взрывчатого вещества, наносили самолетам противника более серьезные повреждения. В 1941 году были созданы новые осколочно-фугасные снаряды с взрывателем замедленного действия, а также осколочно-фугасно-зажигательные снаряды. Одновременно с ОФЗ-снарядами по-прежнему использовались и практические снаряды - это продолжалось до разработки новых полубронебойно-зажигательных снарядов. Полубронебойно-зажигательный снаряд представлял собой, по сути, корпус осколочно-фугасного снаряда, начиненный зажигательным веществом, а вместо взрывателя устанавливался твердый стальной наконечник. Начиная с 1942 года стандартная боеукладка для пушек Hispano состояла поровну из снарядов ОФЗ и ПБЗ. По сравнению с другими 20-мм авиационными пушками Второй мировой войны пушки Hispano были мощными, но тяжелыми, длинными и не слишком скорострельными. Эти недостатки попытались устранить, выпустив облегченную модификацию Hispano Mk.V с укороченным стволом и повышенным с 600 до 750 выстр./мин темпом стрельбы. На приведенном здесь рисунке можно сравнить размеры пулеметов "Браунинг" винтовочного и крупного калибра, а также пушки Hispano Mk.V с укороченным стволом и пушки Hispano Mk.II со стволом обычной длины.
Рисунок 16. По этой фотографию удобно сравнивать размеры британских авиационных пушек и пулеметов времен Второй мировой. Сверху вниз: пулемет "Браунинг" калибра .303, 12,7-мм пулемет "Браунинг", 20-мм пушка Hispano Mk.V с укороченным стволом, 20-мм пушка Hispano Mk.II со стволом обычной длины. Пушку Hispano Mk.V с некоторыми оговорками можно считать одной из лучших авиационных пушек Второй мировой войны, но применялась она главным образом только на самолетах "Темпест". Батарея из четырех пушек Hispano Mk.V - стандартное вооружение истребителей Королевских ВВС заключительного периода войны - весила примерно столько же, как батарея из шести 12,7-мм пулеметов "Браунинг" (стандартное вооружение американских истребителей), но обладала приблизительно вдвое большей поражающей мощью. К сожалению, британские бомбардировщики не получили мощных пушек для применения в качестве оборонительного вооружения. Первоначальные преимущества турелей с электроприводами, оснащенных несколькими пулеметами винтовочного калибра, быстро сошли на нет. Предпринималось немало попыток оснастить бомбардировщики вооружением более крупного калибра, но практически все эти попытки были неудачными. Длинные и тяжелые пушки Hispano не годились в качестве оборонительного вооружения, их нужно было устанавливать на очень прочные крепления (эту задачу удалось решить лишь к концу войны). Также ближе к окончанию войны появились турели с 12,7-мм пулеметами. Крупнокалиберные пулеметы устанавливались и в крыло поздних модификаций истребителя "Спитфайр" (обычно - две пушки Hispano и два пулемета "Браунинг"), поскольку не было возможности обеспечить обогрев четырех пушек, чтобы предотвратить их замерзание при отрицательной температуре. Впрочем, британские самолеты Второй мировой войны использовали не только это вооружение. Следует рассказать еще о двух заслуживающих внимания экземплярах: это 40-мм пушка "Виккерс" класса S и 6-фунтовая (57 мм) пушка "Молинс". Пушка "Виккерс" (см. рис. 17) была разработана под выстрел морской автоматической 2-фунтовой пушки "Пом-пом", но устройство механизма было близко к полуторафунтовой пушке COW. Первоначально 40-мм пушку предполагали использовать в качестве оборонительного вооружения бомбардировщиков "Веллингтон": пушки "Виккерс" должны были устанавливать на специально доработанные верхние турели. От этой идеи быстро отказались и о проекте на некоторое время забыли. Позднее возникла потребность в авиационных пушках, способных пробивать танковую броню и пригодных для установки на ударные самолеты. Проект "Виккерс" класса S оказался как нельзя кстати: пушки были запущены в производство вместе с 40-мм бронебойными снарядами.
Рисунок 17. 40-мм автоматическая пушка "Виккерс" класс S. 40-мм пушки устанавливали на самолеты "Харрикейн" IID (подвешивали по одной пушке под каждым полукрылом), а также использовали в качестве одного из возможных видов вооружения на самолетах "Харрикейн" Mk.IV (см. рис. 18). Эта модификация могла нести как пушки, так и реактивные снаряды, причем замена одного вида вооружения на другое могла быть выполнена очень быстро. Боекомплект размещался в барабанных магазинах емкостью 15 выстрелов (и дополнительно можно было зарядить 16-й выстрел в патронник), но для повышения надежности магазины часто снаряжали только 12 выстрелами. Разрабатывались, но не были приняты барабанный магазин на 30 выстрелов и устройство ленточной подачи. Применялись цельностальные калиберные бронебойные снаряды без баллистического наконечника. Достигалось пробитие брони толщиной до 50–55 мм.
Рисунок 18. Самолет "Харрикейн" с двумя 40-мм пушками "Виккерс" S без защитных кожухов. В бою пушки класса S показали хорошие результаты в Северной Африке, в Юго-Восточной Азии, а также во Франции в 1943-44 гг. (при вылете самолетов с баз в Англии). По сравнению с реактивными снарядами пушка класса S была намного точнее, что весьма важно при ведении огня по малоразмерным целям, таким как танки. На тренировочных стрельбах из пушек удавалось добиться 25 % попаданий по цели, тогда как реактивные снаряды давали лишь 5 % попаданий. Более того, применявшиеся тогда реактивные снаряды требовали крайне тщательного прицеливания, на которое в бою просто не было времени, поэтому в боевых условиях их точность падала до 0,5 %. К сожалению, пушки класса S при всей своей точности оказались неспособными пробивать бою новых немецких танков, поэтому всего за три месяца до высадки союзников в Нормандии самолеты "Харрикейн" Mk.IV были отозваны с европейского театра военных действий. Королевские ВВС были по-прежнему заинтересованы в разработке авиационной противотанковой пушки - так появилась на свет модификация самолета Де Хэвиленд "Москито" FB XVIII (также известная под названием "Це-це"). "Москито" были вооружены 6-фунтовой (57-мм) противотанковой пушкой, принятой на вооружение сухопутных войск, оснащенной механизмом автоматического заряжания фирмы "Молинс".
Рисунок 19. Самолет "Це-це" ("Москито" FB XVIII) с 57-мм пушкой "Молинс". Такое сочетание оказалось очень удачным. Эта пушка массой 487 кг (вместе с автоматом заряжания - 635 кг) была способна вести полностью автоматический огонь, темп стрельбы составлял 55 выстрелов в минуту, при этом вероятность попадания в мишень размером с танк достигала 33 %. Боекомплект в механизированной укладке составлял 21 выстрел в пяти кассетах разной длины, плюс еще два выстрела в подающем устройстве. Выстрелы в каждой кассете подавались под воздействием естественной силы тяжести и подпружиненного рычага. После израсходования снарядов в одной кассете на ее место при помощи электропривода автоматически перемещалась следующая.
Рисунок 20. 6-фунтовая пушка "Молинс" с механизированной боеукладкой. Тем не менее, против танков эту пушку применять не стали: все самолеты "Це-це" передали Береговому командованию для борьбы с немецкими подводными лодками: считалось, что только эта пушка могла с высокой вероятностью пробить прочный корпус подлодок. И действительно, согласно расчетам, 57-мм бронебойный снаряд пробивал прочный корпус при угле встрече с целью 45° или более с расстояния 1400 м даже через слой воды толщиной до 60 см. Было построено около 30 самолетов "Це-це". Они применялись в составе 248-й эскадрильи в 1944 году и уничтожили по крайней мере одну подводную лодку. Впрочем, зафиксирован и необычный случай применения этой сверхмощной пушки по воздушной цели. 10 марта 1944 года группа из четырех истребителей-бомбардировщиков "Москито" из 248-й эскадрильи и двух "Це-це" атаковала в Бискайском заливе, недалеко мыса Пеньяс (Испания), японскую подводную лодку I-29, которая шла в Лориан под охраной восьми тяжелых истребителей "Юнкерс" Ju-88C-6. В завязавшемся воздушном бою "Це-це" сбил "Юнкерс", причем оказалось достаточно единственного выстрела. Лодка же, к слову, благополучно прибыла в Лориан на следующий день, 11 марта; на ее борту был весьма ценный по тому времени груз: 80 тонн сырого каучука, 80 тонн вольфрама, 50 тонн олова, 2 тонны цинка, а также 3 тонны хинина, опиума и кофе.
Рисунок 21. Сравнение размеров 12,7-мм патрона, 20-мм, 40-мм и 57-мм снарядов позволяет получить довольно точное впечатление о соотношении их мощности. В 1946 году проводились испытания самолета "Темпест", оснащенного парой 47-мм противотанковых пушек "Виккерс" класса P, но 47-мм пушки не были приняты на вооружение. После этого Королевские ВВС утратили интерес к мощным авиационным пушкам для борьбы с наземными целями: наступила эра реактивных снарядов, а затем и управляемых ракет. Продолжались работы над совершенствованием прицельных систем. В дополнение к коллиматорным прицелам довоенной разработки в последние два года войны начали устанавливать гироскопические прицелы, значительно повышающие точность при ведении огня с боковых ракурсов.
Тактико-технические характеристики вооружения, описываемого в этой части:
(с) Anthony G. Williams. The Development of RAF Guns and Ammunition
from World War I to Present Day (Перевел с английского и дополнил Сергей
Симонов)
|
|