Реклама... |
|
|
||
главная история авиации ввс в локальных конфликтах | ||
История развития авиационного пулеметно- |
пушечного вооружения и боеприпасов RAF | |
n Сергей Симонов |
Часть 4. Современная эпоха После окончания Второй мировой войны на разработку новых видов авиационного пушечного вооружения выделялось совсем мало средств, поэтому пушки Hispano оставались на вооружении вплоть до середины 50-х годов, причем не только на истребителях, но и на тяжелом патрульном самолете Авро "Шэклтон" MR. Впрочем, союзникам после окончания войны достался весьма ценный трофей: немецкая авиационная автоматическая пушка "Маузер" MG-213C. Эта пушка была разработана немецкими оружейниками в конце войны согласно новым требованиям Люфтваффе: была необходима 20-мм автоматическая пушка с очень высоким темпом стрельбы и с высокой начальной скоростью снаряда. Темп стрельбы зависит главным образом от скорости подачи боеприпасов: каждый патрон необходимо извлечь из ленты, дослать в патронник, накатить и запереть затвор, произвести выстрел, отпереть и откатить затвор, извлечь гильзу из патронника, дослать следующий патрон и т. д. Поэтому для ускорения весь цикл подачи боеприпасов разделили на несколько этапов. Вместо одного патронника в казенной части ствола применили вращающийся цилиндрический барабан с пятью каморами; ось вращения барабана параллельна стволу пушки. По мере вращения барабана каморы устанавливались в одну линию со стволом, после чего происходил выстрел патрона, заряженного в эту камору. Одновременно с этим выполнялось извлечение гильз из других камор и досылание патронов в них. Такое решение позволило добиться темпа стрельбы, намного превышающего 1000 выстрелов в минуту. Принцип работы автоматики этой пушки напоминает принцип работы револьвера, поэтому все пушки такой конструкции получили название "револьверных". В ходе работ над пушкой MG-213C были созданы и 30-мм снаряды пониженной начальной скорости, предназначенные для огня по бомбардировщикам. Немецкая пушка вызвала большой интерес в Великобритании и во Франции: работа над проектом продолжилась, и через несколько лет на вооружение британских и французских ВВС стали поступать 30-мм автоматические пушки "Аден" (см. рис. 22) и DEFA, использующие слегка различающиеся модификации 30-мм выстрелов.
Рисунок 22. 30-мм пушка "Аден". Дальнейшие международные программы усовершенствования боеприпасов были направлены на облегчение снарядов и повышение их начальной скорости. Был создан 30-мм снаряд НАТО, который до сих пор используется в качестве боеприпаса для пушек "Аден" Mk.4 и DEFA 550-й серии, а также для пушки M230 - ей вооружены ударные вертолеты AH-64 "Апач", состоящие на вооружении авиации сухопутных войск Великобритании. Тем не менее, пушки "Аден", DEFA и М230 используют несколько различные версии этого боеприпаса, без полной взаимозаменяемости. 30-мм автоматическая пушка "Аден" Mk.4 была стандартным вооружением авиации Королевских ВВС и морской авиации Великобритании с середины 50-х до середины 80-х годов. На учебно-боевых самолетах "Хок" эта пушка используется и в настоящее время, а последними боевыми самолетами, на которых она устанавливалась, стали "Си Хэрриер" и "Ягуар". Для своего времени эта пушка обладала великолепной мощью: по сравнению с Hispano у пушки "Аден" была чуть ниже начальная скорость снаряда, но зато сами снаряды были вдвое тяжелее, а темп стрельбы составлял около 1300 выстр./мин. Впрочем, по разрушающей силе 30-мм снаряды многократно превосходили 20-мм, поскольку союзники воспользовались еще одной немецкой разработкой: тонкостенными фугасными снарядами, которые в Германии назывались "мина-снаряд" (Minengeschoss или просто M-geschoss). От обычных осколочно-фугасных снарядов "М-снаряды" отличались очень тонкими стенками, за счет чего в снаряде удавалось разместить вдвое больше взрывчатого вещества. Это прекрасно видно на приведенном рисунке (см. рис. 23): сравните емкость для взрывчатого вещества в обычном немецком осколочно-фугасно-трассирующем снаряде (слева) и в тонкостенном "М-снаряде" (в середине). Сила ударной волны (т. н. фугасный эффект) у 30-мм снарядов пушки "Аден" была вчетверо выше, чем у 20-мм снарядов пушек Hispano. Помимо этого, союзники применили и еще одну немецкую разработку: бронебойные снаряды с вольфрамовым сердечником (см. рис. 23, справа).
Рисунок 23. 20-мм боеприпасы немецких автоматических пушек MG-FF. Слева направо: осколочно-фугасно-трассирующий, тонкостенный осколочно-фугасный "М-снаряд", бронебойно-зажигательный. В 1955 году было опубликовано сравнительное исследование стандартного вооружения самолетов Королевских ВВС (четыре 30-мм пушки "Аден") и стандартного вооружения самолетов ВВС США (четыре 20-мм пушки М39 с револьверным принципом работы автоматики или одна шестиствольная 20-мм пушка М61 с вращающимся блоком стволов). Общий темп стрельбы у британской 4-пушечной батареи составлял 5200 выстр./мин, у американского вооружения - 6000 выстр./мин. У американских 20-мм пушек также была выше начальная скорость снаряда. Но зато по массе взрывчатого вещества в секундном залпе осколочно-фугасных снарядов пушки "Аден" опережали американское вооружение в шесть раз. Впрочем, Королевские ВВС не были полностью удовлетворены пушками "Аден": считалось, что более высокая начальная скорость снаряда позволит добиться более высокой точности стрельбы. Кроме того, на очередных испытаниях, проведенных в 1957 году, было зафиксировано, что в 20 % попаданий снаряды пушек "Аден" дают рикошет, а еще в 55–60 % случаев взрываются сразу при попадании в обшивку, что, разумеется, существенно снижало их поражающую мощь. Исключительно удачным образцом вооружения специалисты Королевских ВВС считали 30-мм швейцарские автоматические пушки "Эрликон" KCA, которыми оснащались шведские истребители-бомбардировщики "Вигген" фирмы SAAB. Эти пушки с автоматикой револьверного типа имели такой же темп стрельбы, что и "Аден", были чуть тяжелее и крупнее, но зато отличались гораздо более высокой начальной скоростью снаряда и использовали более тяжелые снаряды.
Несмотря на отказ от лицензионного производства шестиствольной 20-мм пушки М61 с вращающимся блоком стволов, она все же использовалась британскими ВВС: подвесные контейнеры с этой пушкой устанавливались на ударную версию самолета Макдоннелл-Дуглас F-4 Phantom II FGR-2 (см. рис. 24).
Рисунок 24. Подвесной контейнер SUU-23 с пушкой М61 на истребителе F-4 Phantom II. Следующая авиационная пушка, поступившая на вооружение ВВС Великобритании - 27-мм пушка "Маузер" BK 27 (см. рис. 25), которая устанавливалась на самолеты "Торнадо" англо-немецко-итальянского консорциума "Панавиа". Эта пушка использовала автоматику револьверного типа и была во многом схожа с пушкой "Аден". Применение 27-мм патронов со снарядами такой же массы, как у пушек "Аден", дало возможность повысить начальную скорость снаряда на 30 % и темп стрельбы на 25 %, он достиг 1750 выстрелов в минуту. Такая же пушка, оснащенная системой беззвеньевой подачи патронов, устанавливается на самолеты Еврофайтер "Тайфун".
Рисунок 25. Пушка "Маузер" BK 27 с револьверным принципом работы автоматики. В 90-х годах была предпринята попытка создания новой модификации пушки "Аден" калибра 25 мм (под патрон НАТО 25 мм) - новая пушка должна была называться "Аден-25"; но этот проект оказался не слишком удачным. Пушкой "Аден-25" предполагали вооружать ударные самолеты "Хэрриер" модификаций GR5 и более поздних, но в ходе работы над проектом возникли многочисленные технические затруднения. Последним из них - и непреодолимым - оказалась необходимость изгиба рукава подачи патронов под большим углом, из-за чего невозможно было обеспечить надежную подачу патронов. Работа над проектом была прекращена в конце 90-х годов, построено около 100 пушек, но самолеты "Хэрриер" в конечном итоге оказались лишенными пушечного вооружения, что, по мнению многих специалистов, существенно снизило эффективность применения этих самолетов при ведении боевых действий в Афганистане. С принятием на вооружение новых истребителей F-35B американской компании "Локхид-Мартин" в распоряжении Королевских ВВС может оказаться новая авиационная пушка: четырехствольная автоматическая пушка GAU-22/A с вращающимся блоком стволов под патрон НАТО 25 мм (см. рис. 26). Такая пушка может устанавливаться на F-35B в подвесном контейнере. Благодаря более легким снарядам эта пушка опережает BK 27 и по начальной скорости снаряда, и по темпу стрельбы, который достигает 2700–3300 выстрелов в минуту.
Рисунок 26. 25-мм пушка GAU-22/A.
На рис. 27 показаны боеприпасы, применяемые Королевскими ВВС со времени окончания Второй мировой войны и по наше время, а также новый 25-мм снаряд, который может быть использован при принятии на вооружение самолетов F-35B. Обратите внимание на два типа снарядов для пушек "Аден": более ранние выстрелы типа LV с пониженной начальной скоростью - они почти идентичны немецким выстрелам для пушки "Маузер" MG-213C - и сменившие их выстрелы типа HV с повышенной начальной скоростью: у этой модификации начальная скорость снаряда была увеличена за счет облегчения снаряда и увеличения метательного заряда.
Рисунок 27. Послевоенные боеприпасы авиационных пушек ВВС Великобритании. Слева направо: 20-мм выстрел для пушек Hispano, 30-мм LV для пушек "Аден", 30-мм HV для пушек "Аден", 20-мм для пушек М61, 27-мм для пушек "Маузер" BK 27 и 25-мм NATO.
Тактико-технические характеристики вооружения, описываемого в этой части:
Заключение: насколько эффективны пушки в качестве вооружения современных самолетов? До появления управляемых ракет пулеметы и пушки были не просто оружием, а, пожалуй, смыслом существования такого класса самолетов как истребители: назначение истребителей заключалось лишь в том, чтобы доставить пушки или пулеметы в нужную точку пространства, где этим оружием можно было бы атаковать противника. С появлением управляемых ракет класса "воздух-воздух" от пушечного авиационного вооружения стали повсеместно отказываться, о чем довольно скоро пожалели: опыт войны во Вьетнаме показал, что в реальной боевой обстановке эффективность ракет по целому ряду причин оказывается намного ниже, чем в полигонных условиях. С тех пор управляемые ракеты классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" были значительно усовершенствованы, но даже теперь все новые истребители либо оснащаются встроенной пушкой, либо, по крайней мере, могут нести пушку в подвесном контейнере. И это несмотря на все многочисленные осложнения, связанные с вибрацией пушки, выделением токсичных пороховых газов, необходимостью приобретать и обслуживать пушки, пополнять их боезапас, обучать пилотов вести пушечный огонь, а оружейников - поддерживать пушки в исправном состоянии. Британское министерство обороны прилагало отчаянные усилия, чтобы отказаться от пушек на многоцелевых истребителях "Тайфун", но тщетно: в наши дни, почти через 100 лет после появления первых пулеметов на истребителях, эти современные самолеты оснащаются 27-мм автоматическими пушками, пригодными для ведения огня как по воздушным, так и по наземным целям. Почему авиационные автоматические пушки остаются столь востребованным и незаменимым видом вооружения? Мне кажется, можно назвать несколько причин. В настоящий момент боевое применение авиации в Ираке и Афганистане часто сопряжено с необходимостью нанесения высокоточных ударов с крайне ограниченной зоной огневого воздействия: только такой подход позволяет вести с воздуха огонь по силам противника, находящимся вблизи наших войск. Все существующие корректируемые авиабомбы и управляемые ракеты при сколь угодно высокой точности все же обладают гораздо большим радиусом поражения, что не всегда приемлемо. Кроме того, если продолжить разговор о нанесении ударов по наземным целям, пушки можно использовать для ведения предупредительного огня или для нанесения ограниченного урона (например, при стрельбе по кораблям) с целью демонстрации намерений. Если же говорить об атаке воздушных целей, здесь пушки также можно использовать для предупредительного огня (с использованием трассирующих снарядов), для уничтожения второстепенных целей, таких как БПЛА, а также в качестве "последнего резерва" - крайней меры на случай, если все ракеты уже израсходованы. В конечном итоге пушки, предназначенные для нанесения ударов по наземным целям, могут быть заменены легкими управляемыми ракетами "воздух-поверхность", такими как 70-мм ракеты, разрабатываемые в данный момент для вертолетов. Для атаки воздушных целей возможно применение лазерного оружия, но, пожалуй, лишь в весьма отдаленной перспективе.
(с) Anthony G. Williams. The Development of RAF Guns and Ammunition
from World War I to Present Day (Перевел с английского и дополнил Сергей
Симонов)
|
|