Уголок неба ¦ История развития авиационного пулеметно-пушечного вооружения и боеприпасов RAF. Часть 4

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   История развития авиационного пулеметно-
      пушечного вооружения и боеприпасов RAF
             
         n  Сергей Симонов  


Часть 4.  Современная эпоха

После окончания Второй мировой войны на разработку новых видов авиационного пушечного вооружения выделялось совсем мало средств, поэтому пушки Hispano оставались на вооружении вплоть до середины 50-х годов, причем не только на истребителях, но и на тяжелом патрульном самолете Авро "Шэклтон" MR. Впрочем, союзникам после окончания войны достался весьма ценный трофей: немецкая авиационная автоматическая пушка "Маузер" MG-213C.

Эта пушка была разработана немецкими оружейниками в конце войны согласно новым требованиям Люфтваффе: была необходима 20-мм автоматическая пушка с очень высоким темпом стрельбы и с высокой начальной скоростью снаряда. Темп стрельбы зависит главным образом от скорости подачи боеприпасов: каждый патрон необходимо извлечь из ленты, дослать в патронник, накатить и запереть затвор, произвести выстрел, отпереть и откатить затвор, извлечь гильзу из патронника, дослать следующий патрон и т. д. Поэтому для ускорения весь цикл подачи боеприпасов разделили на несколько этапов. Вместо одного патронника в казенной части ствола применили вращающийся цилиндрический барабан с пятью каморами; ось вращения барабана параллельна стволу пушки. По мере вращения барабана каморы устанавливались в одну линию со стволом, после чего происходил выстрел патрона, заряженного в эту камору. Одновременно с этим выполнялось извлечение гильз из других камор и досылание патронов в них. Такое решение позволило добиться темпа стрельбы, намного превышающего 1000 выстрелов в минуту. Принцип работы автоматики этой пушки напоминает принцип работы револьвера, поэтому все пушки такой конструкции получили название "револьверных". В ходе работ над пушкой MG-213C были созданы и 30-мм снаряды пониженной начальной скорости, предназначенные для огня по бомбардировщикам.

Немецкая пушка вызвала большой интерес в Великобритании и во Франции: работа над проектом продолжилась, и через несколько лет на вооружение британских и французских ВВС стали поступать 30-мм автоматические пушки "Аден" (см. рис. 22) и DEFA, использующие слегка различающиеся модификации 30-мм выстрелов.

Рисунок 22. 30-мм пушка "Аден".

Дальнейшие международные программы усовершенствования боеприпасов были направлены на облегчение снарядов и повышение их начальной скорости. Был создан 30-мм снаряд НАТО, который до сих пор используется в качестве боеприпаса для пушек "Аден" Mk.4 и DEFA 550-й серии, а также для пушки M230 - ей вооружены ударные вертолеты AH-64 "Апач", состоящие на вооружении авиации сухопутных войск Великобритании. Тем не менее, пушки "Аден", DEFA и М230 используют несколько различные версии этого боеприпаса, без полной взаимозаменяемости.

30-мм автоматическая пушка "Аден" Mk.4 была стандартным вооружением авиации Королевских ВВС и морской авиации Великобритании с середины 50-х до середины 80-х годов. На учебно-боевых самолетах "Хок" эта пушка используется и в настоящее время, а последними боевыми самолетами, на которых она устанавливалась, стали "Си Хэрриер" и "Ягуар". Для своего времени эта пушка обладала великолепной мощью: по сравнению с Hispano у пушки "Аден" была чуть ниже начальная скорость снаряда, но зато сами снаряды были вдвое тяжелее, а темп стрельбы составлял около 1300 выстр./мин.

Впрочем, по разрушающей силе 30-мм снаряды многократно превосходили 20-мм, поскольку союзники воспользовались еще одной немецкой разработкой: тонкостенными фугасными снарядами, которые в Германии назывались "мина-снаряд" (Minengeschoss или просто M-geschoss).

От обычных осколочно-фугасных снарядов "М-снаряды" отличались очень тонкими стенками, за счет чего в снаряде удавалось разместить вдвое больше взрывчатого вещества. Это прекрасно видно на приведенном рисунке (см. рис. 23): сравните емкость для взрывчатого вещества в обычном немецком осколочно-фугасно-трассирующем снаряде (слева) и в тонкостенном "М-снаряде" (в середине). Сила ударной волны (т. н. фугасный эффект) у 30-мм снарядов пушки "Аден" была вчетверо выше, чем у 20-мм снарядов пушек Hispano. Помимо этого, союзники применили и еще одну немецкую разработку: бронебойные снаряды с вольфрамовым сердечником (см. рис. 23, справа).

Рисунок 23. 20-мм боеприпасы немецких автоматических пушек MG-FF. Слева направо: осколочно-фугасно-трассирующий, тонкостенный осколочно-фугасный "М-снаряд", бронебойно-зажигательный.

В 1955 году было опубликовано сравнительное исследование стандартного вооружения самолетов Королевских ВВС (четыре 30-мм пушки "Аден") и стандартного вооружения самолетов ВВС США (четыре 20-мм пушки М39 с револьверным принципом работы автоматики или одна шестиствольная 20-мм пушка М61 с вращающимся блоком стволов). Общий темп стрельбы у британской 4-пушечной батареи составлял 5200 выстр./мин, у американского вооружения - 6000 выстр./мин. У американских 20-мм пушек также была выше начальная скорость снаряда. Но зато по массе взрывчатого вещества в секундном залпе осколочно-фугасных снарядов пушки "Аден" опережали американское вооружение в шесть раз.

Впрочем, Королевские ВВС не были полностью удовлетворены пушками "Аден": считалось, что более высокая начальная скорость снаряда позволит добиться более высокой точности стрельбы. Кроме того, на очередных испытаниях, проведенных в 1957 году, было зафиксировано, что в 20 % попаданий снаряды пушек "Аден" дают рикошет, а еще в 55–60 % случаев взрываются сразу при попадании в обшивку, что, разумеется, существенно снижало их поражающую мощь.

Исключительно удачным образцом вооружения специалисты Королевских ВВС считали 30-мм швейцарские автоматические пушки "Эрликон" KCA, которыми оснащались шведские истребители-бомбардировщики "Вигген" фирмы SAAB. Эти пушки с автоматикой револьверного типа имели такой же темп стрельбы, что и "Аден", были чуть тяжелее и крупнее, но зато отличались гораздо более высокой начальной скоростью снаряда и использовали более тяжелые снаряды.

Несмотря на отказ от лицензионного производства шестиствольной 20-мм пушки М61 с вращающимся блоком стволов, она все же использовалась британскими ВВС: подвесные контейнеры с этой пушкой устанавливались на ударную версию самолета Макдоннелл-Дуглас F-4 Phantom II FGR-2 (см. рис. 24).

Рисунок 24. Подвесной контейнер SUU-23 с пушкой М61 на истребителе F-4 Phantom II.

Следующая авиационная пушка, поступившая на вооружение ВВС Великобритании - 27-мм пушка "Маузер" BK 27 (см. рис. 25), которая устанавливалась на самолеты "Торнадо" англо-немецко-итальянского консорциума "Панавиа". Эта пушка использовала автоматику револьверного типа и была во многом схожа с пушкой "Аден". Применение 27-мм патронов со снарядами такой же массы, как у пушек "Аден", дало возможность повысить начальную скорость снаряда на 30 % и темп стрельбы на 25 %, он достиг 1750 выстрелов в минуту. Такая же пушка, оснащенная системой беззвеньевой подачи патронов, устанавливается на самолеты Еврофайтер "Тайфун".

Рисунок 25. Пушка "Маузер" BK 27 с револьверным принципом работы автоматики.

В 90-х годах была предпринята попытка создания новой модификации пушки "Аден" калибра 25 мм (под патрон НАТО 25 мм) - новая пушка должна была называться "Аден-25"; но этот проект оказался не слишком удачным. Пушкой "Аден-25" предполагали вооружать ударные самолеты "Хэрриер" модификаций GR5 и более поздних, но в ходе работы над проектом возникли многочисленные технические затруднения. Последним из них - и непреодолимым - оказалась необходимость изгиба рукава подачи патронов под большим углом, из-за чего невозможно было обеспечить надежную подачу патронов. Работа над проектом была прекращена в конце 90-х годов, построено около 100 пушек, но самолеты "Хэрриер" в конечном итоге оказались лишенными пушечного вооружения, что, по мнению многих специалистов, существенно снизило эффективность применения этих самолетов при ведении боевых действий в Афганистане.

С принятием на вооружение новых истребителей F-35B американской компании "Локхид-Мартин" в распоряжении Королевских ВВС может оказаться новая авиационная пушка: четырехствольная автоматическая пушка GAU-22/A с вращающимся блоком стволов под патрон НАТО 25 мм (см. рис. 26). Такая пушка может устанавливаться на F-35B в подвесном контейнере. Благодаря более легким снарядам эта пушка опережает BK 27 и по начальной скорости снаряда, и по темпу стрельбы, который достигает 2700–3300 выстрелов в минуту.

Рисунок 26. 25-мм пушка GAU-22/A.

На рис. 27 показаны боеприпасы, применяемые Королевскими ВВС со времени окончания Второй мировой войны и по наше время, а также новый 25-мм снаряд, который может быть использован при принятии на вооружение самолетов F-35B. Обратите внимание на два типа снарядов для пушек "Аден": более ранние выстрелы типа LV с пониженной начальной скоростью - они почти идентичны немецким выстрелам для пушки "Маузер" MG-213C - и сменившие их выстрелы типа HV с повышенной начальной скоростью: у этой модификации начальная скорость снаряда была увеличена за счет облегчения снаряда и увеличения метательного заряда.

Рисунок 27. Послевоенные боеприпасы авиационных пушек ВВС Великобритании. Слева направо: 20-мм выстрел для пушек Hispano, 30-мм LV для пушек "Аден", 30-мм HV для пушек "Аден", 20-мм для пушек М61, 27-мм для пушек "Маузер" BK 27 и 25-мм NATO.

 

 

 

Тактико-технические характеристики вооружения, описываемого в этой части:     

Аден Mk.4 М61 Маузер BK 27 GAU-22/A
Калибр, мм 30х113 20х102 27x145 25x137
Длина пушки, м 1,64 1,827 2,31 2,113
Масса пушки, кг 87,1 112 100 104,3
Масса снаряда, г 270 100–102 260 134 (ББ), 185 (ОФЗ)
Темп стрельбы, выстр./мин 1300 До 6000 1000–1700
±100, регулируемый
до 3300
Начальная скорость снаряда, м/с 740 1050 1025 1036 (ББ), 1085 (ОФЗ)
Механизм револьверный вращающийся блок из 6 стволов револьверный вращающийся блок из 4 стволов
Боепитание лента лента, беззвеньевая подача лента, беззвеньевая подача лента, беззвеньевая подача

Заключение: насколько эффективны пушки в качестве вооружения современных самолетов?

До появления управляемых ракет пулеметы и пушки были не просто оружием, а, пожалуй, смыслом существования такого класса самолетов как истребители: назначение истребителей заключалось лишь в том, чтобы доставить пушки или пулеметы в нужную точку пространства, где этим оружием можно было бы атаковать противника.

С появлением управляемых ракет класса "воздух-воздух" от пушечного авиационного вооружения стали повсеместно отказываться, о чем довольно скоро пожалели: опыт войны во Вьетнаме показал, что в реальной боевой обстановке эффективность ракет по целому ряду причин оказывается намного ниже, чем в полигонных условиях. С тех пор управляемые ракеты классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" были значительно усовершенствованы, но даже теперь все новые истребители либо оснащаются встроенной пушкой, либо, по крайней мере, могут нести пушку в подвесном контейнере. И это несмотря на все многочисленные осложнения, связанные с вибрацией пушки, выделением токсичных пороховых газов, необходимостью приобретать и обслуживать пушки, пополнять их боезапас, обучать пилотов вести пушечный огонь, а оружейников - поддерживать пушки в исправном состоянии. Британское министерство обороны прилагало отчаянные усилия, чтобы отказаться от пушек на многоцелевых истребителях "Тайфун", но тщетно: в наши дни, почти через 100 лет после появления первых пулеметов на истребителях, эти современные самолеты оснащаются 27-мм автоматическими пушками, пригодными для ведения огня как по воздушным, так и по наземным целям.

Почему авиационные автоматические пушки остаются столь востребованным и незаменимым видом вооружения? Мне кажется, можно назвать несколько причин. В настоящий момент боевое применение авиации в Ираке и Афганистане часто сопряжено с необходимостью нанесения высокоточных ударов с крайне ограниченной зоной огневого воздействия: только такой подход позволяет вести с воздуха огонь по силам противника, находящимся вблизи наших войск. Все существующие корректируемые авиабомбы и управляемые ракеты при сколь угодно высокой точности все же обладают гораздо большим радиусом поражения, что не всегда приемлемо. Кроме того, если продолжить разговор о нанесении ударов по наземным целям, пушки можно использовать для ведения предупредительного огня или для нанесения ограниченного урона (например, при стрельбе по кораблям) с целью демонстрации намерений.

Если же говорить об атаке воздушных целей, здесь пушки также можно использовать для предупредительного огня (с использованием трассирующих снарядов), для уничтожения второстепенных целей, таких как БПЛА, а также в качестве "последнего резерва" - крайней меры на случай, если все ракеты уже израсходованы.

В конечном итоге пушки, предназначенные для нанесения ударов по наземным целям, могут быть заменены легкими управляемыми ракетами "воздух-поверхность", такими как 70-мм ракеты, разрабатываемые в данный момент для вертолетов. Для атаки воздушных целей возможно применение лазерного оружия, но, пожалуй, лишь в весьма отдаленной перспективе.


(с) Anthony G. Williams. The Development of RAF Guns and Ammunition from World War I to Present Day (Перевел с английского и дополнил Сергей Симонов)


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100