Уголок неба ¦ Як-3 в Югославии

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Як-3 в Югославии
             
         n Михаил Жирохов  



После прихода в Югославию частей советской 17-й ВА новосозданным югославским ВВС передали три Як-3, однако летали на них исключительно советские летчики. Первыми югославами, освоившими новый самолет были командиры 112-го и 113-го ИАП.

В феврале 1945 года между СССР и Югославией было заключено соглашение о перевооружении ВВС техникой советского производства. В конце июня на аэродром Земуна стали приземляться первые из 28 Як-3. В течение июля машины распределили между тремя полками: 111-й ИАП получил 10 самолетов, 112-й - 10 и 113-й - 8. По мере освоения было решено перевооружить еще несколько ИАП и начиная с 21 сентября советские летчики перегнали из Краснодара еще 40 Як-3.

Через несколько дней в Мостаре начали формировать новую - 3-ю ИАД. Основу ее составили летчики 112-го ИАП.

Этот период в истории Югославии был крайне напряженным: воздушное пространство свободно нарушали иностранные самолеты. В борьбе с ними решили привлечь и Яки. 3-ю ИАД срочно перебросили на аэродром Любляны. Уже в начале июля пара Як-3 из 254-го ИАП перехватила одинокий С-47, летчик которого поспешил укрыться в облаках. Через месяц - 9 августа - лейтенанты Драгомир Зекевич и Драган Станисавлиевич из этого же полка сбили американский С-47, который имел наглость появится над Люблянским аэропортом в 12:50. Дивизию разбросали по небольшим аэродромам подскока и вскоре это дало свои результаты. 19 сентября пилоты Владимир Водопиевич и Милорад Кнежев перехватили очередной С-47 и после нескольких предупредительных выстрелов - сбили.

После этих случаев количество нарушений сошло на нет и 3-ю ИАД вернули в Мостар. Однако резко усилилась напряженность на югославско - греческой границе, что было связано с гражданской войной в Греции. В ответ в апреле 1947 года в Скопье сформировали 5-ю ИАД, Как обычно основу составили летчики и матчасть 113-го и 11-го ИАП, переброшенные из Любляны. Мало того, по просьбе албанского Генштаба с 12 июня по 21 сентября 21 Як-3 защищал албанское небо. Базировались югославские летчики на различных площадках в полевых условиях..

В конце 1947 года оба полка 3-й ИАД передали свои Яки в 5-ю ИАД, причем часть машин отправили в состав 2-го УАП в Панцево.

Тем временем несмотря на договоренности советская сторона в 1948 году практически прекратила поставку запчастей для Як-3. Потому югославских техникам пришлось заниматься каннибализмом, что сказалось на численности - так в 1949 году ВВС Югославии располагали только 48 Як-3. В конце 1949 года эти машины свели в 198-й ИАП (Скопье) и 204-й (Задар).

С поступлением в войска новых S.49A Яки передавали в учебные подразделения, где они продержались до 1957 года.

До наших дней дожила только одна машина (серийный номер 2252/52 и заводской 8543), которая экспонируется в столичном музее авиации.







Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100