Уголок неба ¦ Воздушная война в Югославии. Часть 1.  Словения и Хорватия

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Воздушная война в Югославии. Часть 1
             
         n Михаил Жирохов, Александр Заблотский  


 
Словения и Хорватия

Балканы – «мягкое подбрюшье» Европы, издавна были переплетением самых различных интересов (часто весьма противоречивых), как великих держав, так и малых стран. Неоднократно события в этом регионе становились причиной вооруженных конфликтов и больших и малых войн, полностью оправдывая ещё одно его название – «пороховая бочка» Европы. Последний такой конфликт, очаги которого тлеют до сих пор, начался на Балканах в 90-х годах прошлого столетия.

К этому времени Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ), самое крупное и мощное из балканских государств оказалось в состоянии глубокого внутриполитического кризиса. Его коренные причины кроются не только в реалиях современности, но и в самой истории этого государства. В их основе лежало хитросплетение религиозных, этнических, экономических и многих других факторов, разобраться в которых непросто и сегодня. Что, в прочем и не является целью данной статьи.

Отметим, что прежде Иосифу Броз Тито, «железной рукой» правившего страной с момента провозглашения СФРЮ после окончания Второй мировой войны, удавалось во многом сглаживать и затушевывать межнациональные, религиозные и другие противоречия. Однако после смерти Тито в 1980 году его преемники не смогли удержать ситуацию в Югославии под контролем. Маховик распада страны начал постепенно набирать свои обороты. Чему, в немалой степени, способствовал обостряющийся экономический кризис в стране и глобальные потрясения в Восточной Европе и в СССР

Зачинщиками процесса распада федерации стали, прежде всего, Словения и Хорватия. Лидеры этих республик выступили за государственное переустройство СФРЮ на конфедеративной основе. Противниками конфедерации были сербские и черногорские руководители, в особенности Слободан Милошевич, пришедший в 1987 году к власти в Сербии, крупнейшей из югославских республик. Ведь в случае развала СФРЮ Сербия, теряла как сухопутный, так и морской выход на запад, ибо большая часть Адриатического побережья доставалась Хорватии. По мере развития кризиса выяснилось, что в случае выхода из федерации Словении и Хорватии две другие республики (Македония, а также Босния и Герцеговина), опасаясь сербской гегемонии, также хотели бы стать независимыми. Эти настроения отразились на результатах выборов, проведенных в 1990 и 1991 годах. Масла в огонь разгоравшегося конфликта подливали, как националисты с обеих сторон, так и европейские политики, заявлявшие о «праве каждого народа на самоопределение».

«Точка возврата», когда конфликт необратимо перерос в открытую войну, была пройдена 25 июня 1991 года. Именно в этот день, игнорируя неоднократные заявления правительства и парламента СФРЮ о готовности применить все средства для того, чтобы обеспечить решение вопроса о государственном переустройстве Югославии в рамках существующей конституции, Словения и Хорватия в одностороннем порядке объявили о своей независимости. Белграду ничего не оставалось как применить к сепаратистам свой «последний убедительный довод» - Югославскую народную армию или ЮНА (JNA - Jugoslavenska narodna armija).

Общая численность ЮНА в этот момент составляла примерно 170 тысяч человек, около шестидесяти процентов которых составляли сербы и черногорцы. В военно-административном отношении территория Югославии была разделена на три военные области (1, 3 и 5-ю). Все войска, дислоцированные на территории военной области, подчинялись командующему, что обеспечивало высокий уровень автономности армии. В боевом составе ВВС и ПВО (JRV i PVO - Jugoslavensko ratno vazduhoplovstvo i protivvazuљna obrana) страны насчитывалось свыше 200 боевых самолетов (из них свыше 70 истребителей МиГ-21 и МиГ-29), более 100 боевых и транспортных вертолетов, организационно сведенных в три авиационных корпуса. ВМС имели в своем составе флот и силы береговой обороны.

Соединения и части ЮНА были оснащены современным оружием и боевой техникой, значительная часть которой производилась на предприятиях страны как самостоятельно, так и по лицензиям. Часть оружия и боевой техники, в том числе и авиационной, закупалась в СССР, странах Варшавского договора и на Западе.

Кроме достаточно современной техники югославские ВВС имели хорошо подготовленный летный состав. Вот как оценил югославских летчиков шеф-пилот ОКБ им. А.И. Микояна В. Меницкий, помогавший югославам осваивать МиГ-29: «Техникой они владеют отменно, у них очень сильна личная подготовка и техническая выучка. В югославских ВВС очень высокие требования к личному составу и его боевым качествам». Годовой налет летчика ВВС ЮНА достигал весьма внушительной цифры - около 200 часов

Территории Словении и Хорватии входили в состав 5-й военной области, включавшей пять штабов армейских корпусов, около 35 тыс. человек, более 700 танков, 350 боевых машин, большое количество артиллерийских систем (в том числе и залпового огня). Командование военной области имело в своем оперативном подчинении 5-й авиационный корпус ВВС и ПВО.

В тех событиях, которые летом 1991 г. и в последующие годы стали разворачиваться на земле Югославии, её авиации было суждено сыграть важную и далеко не последнюю роль. Боевой состав 5-го корпуса ВВС ЮНА к началу 1991 г включал:

- отдельную вертолетную аэ (Ми-8) - аэродром Плесо (Загреб);

- 82-ю авиационную бригаду в составе 237-й истребительно-бомбардировочной аэ (ибаэ) (J-21, NJ-21 «Ястреб»), 238-й ибаэ (J-22, NJ-22 «Орао»), 351-й разведывательной аэ (J-21, IJ-22) – аэродром Церклье;

- 117-ю истребительную авиационную бригаду в составе 124-й и 125-й истребительных аэ (иаэ) (МиГ-21бис) и 352-й разведывательной аэ (МиГ-21Р) – аэродром Бихач;

- 105-й истребительно-бомбардировочный полк в составе 249-й ибаэ (G-4 «Супер Галеб»), 251-й ибаэ (G-2А «Галеб») и 333-й смешанной аэ (G-4 «Супер Галеб»,UNVA-72, Ан-2, вертолеты SA.341) – аэродром Земуник (Задар);

- 185-й истребительно-бомбардировочный полк в составе 129-й иаэ (МиГ-21ПФМ и МиГ-21УМ) и 229-й ибаэ (G-4 «Супер Галеб») – аэродром Пула;

- 111-ю авиационную бригаду в составе 679-й транспортной аэ (Ан-2, Ан-26), 711-й и 713-й противотанковых вертолетных аэ (SA.341 «Газель»), а так же 780-й транспортной вертолетной аэ (Ми-8) – аэродромы Плесо и Лучко (Загреб).

Кроме частей корпуса в Словении и Хорватии базировались 97-я бригада 1-го авиационного корпуса ВВС и ПВО (240-я ибаэ, 353-я раэ, 676-я противопожарная аэ, 784-я противолодочная вертолетная эскадрилья, 790-я транспортная вертолетная аэ) на аэродроме Дивулье (Сплит), полки Авиационной военной академии (105-й, 172-й, 185-й истребительно-бомбардировочные и 107-й вертолетный) на аэродроме Земуник (Задар), а также отдельные звенья радиотехнической разведки 5-й военной и военно-морской областей (вертолеты SA.341 «Газель») на аэродромах Плесо (Загреб) и Дивулье (Сплит). Силы ПВО включали 155-й ракетный полк (ЗРК С-75М «Волхов») в Загребе, 350-й ракетный полк (ЗРК С-125 «Нева») в Любляне и два самоходных ракетных полка (ЗРК 2К12 «Квадрат») в Загребе и Задаре.

Весь ход гражданской войны на её начальном этапе имеет смысл разделить на два периода: словенский (июнь-июль 1991 года) и хорватский (июнь 1991-февраль 1992 гг.).

ПЕРВАЯ КРОВЬ.

Военная операция против Словении началась в 5 часов утра 27 июня, когда части Югославской народной армии двинулись в глубь республики. Перед ними была поставлена задача окружить столицу мятежной республики Любляну, овладеть столичным международным аэропортом, занять пограничные посты на границах с Австрией, Венгрией и Италией. Фактически переброска войск началась раньше, в рамках начавшегося еще 30 мая 1991 года командно-штабного учения «Бедем-91» («Крепость-91»). В свою очередь, словенцы блокировали находившиеся в их республике военные городки ЮНА.

Уже к исходу 27 июня стало ясно, что операция развивается крайне неудачно. Начавшие выдвижение в назначенные районы части и подразделения ЮНА были остановлены, поскольку неожиданно встретили сильное и организованное сопротивление. Потом в прессе появились сообщения, что на каком-то из этапов подготовки ввода войск не обошлось без «утечки информации». Надо сказать, что такие обвинения имели под собой весьма серьезные основания. К примеру, председателем Президиума Югославии (фактически президентом страны) был хорват Стиле Месяч, который практически парализовал деятельность составленного из представителей республик Президиума. Позже он перебрался в Хорватию заявив: «Я свою задачу выполнил - Югославии больше нет».

В результате словенское руководство получило возможность заблаговременно ознакомиться с оперативными планами и использовать эти сведения для организации эффективного противодействия. Лишь к исходу 29 июня федеральной армии удалось прорвать заслоны на границе с Хорватией и перебросить подкрепления к югославско-австрийской границе.

Причин неудач ЮНА в Словении несколько. Прежде всего, население Словении однородно по своему национальному составу: 95 процентов его составляют словенцы. Практически всю территорию республики занимают лесистые горы, местами труднодоступные, что стало серьезным препятствием для эффективного использования бронетанковой техники ЮНА и ощутимо ограничило свободу маневра и передвижения войск. В то же время гористая местность, покрытая лесами, идеальное место для ведения партизанской войны. Ко всему прочему, хорваты и боснийцы служившие в федеральной армии, увидели в действиях словенцев хороший пример. В результате из воинских частей началось дезертирство военнослужащих не сербской национальности.

Основную роль в противостоянии ЮНА сыграли силы территориальной обороны (Teritiorialna Obramaba - ТО) Словении. В отличие от большинства стран мира, где такие формирования не могут серьезно противостоять регулярным войскам, в Югославии ситуация сложилась прямо противоположная. Дело в том, что, готовясь к войне на несколько фронтов (и Запад и СССР рассматривались в качестве «вероятного противника») Тито сделал опору на такого рода милиционные формирования, вооруженные легким вооружением и предназначенные для маневренной войны. Немаловажно, что вплоть до самого начала войны силы территориальной обороны (ТО) подчинялись непосредственно республиканским властям, что было использовано ими для развертывания на их базе национальных вооруженных формирований в качестве костяка будущих вооруженных сил. На вооружении ТО кроме всего прочего находилось и достаточное количество ПЗРК «Стрела-2» и «Стрела-2М» как советского, так и местного производства. Этот факт не мог не сказаться на потерях федеральной авиации.

Всего за месяц боев словенцы заявили о шести сбитых вертолетах (в основном это были Ми-8). К сожалению, авторам известны обстоятельства только двух потерь. Первой жертвой балканской воздушной войны стала транспортная «Газель». Вечером 27 июня 1991 года вертолет (бортовой номер 12664) с сугубо мирным грузом (хлеб) появился над словенской столицей Любляна в поисках подходящей площадки для приземления. Этот груз предназначался для югославского гарнизона, блокированного местными жителями. Однако метко выпущенная прямо с городской улицы ракета ПЗРК не оставила вертолетчикам ни единого шанса…

А 3 июля, под занавес войны, Ми-8 (бортовой номер 12205) из состава 780-й вертолетной эскадрильи, базировавшейся в Лучко (Хорватия), совершил вынужденную посадку в юго-восточной части Словении, недалеко от деревни Грасте Мота. Вертолетчики и «восьмерка» сразу же были захвачены местными жителями. Так как аппарат был в нелетном состоянии, то его перевезли на спортивный аэродром в Ракичани, недалеко от города Мурска Собота. Здесь его от души размалевали, сняли те запчасти, которые посчитали нужными и.. забыли.

После окончания боевых действий словенское руководство решило, что вертолет данного типа им совершенно не нужен (так как было принято принципиальное решение: формировать собственные ВВС на авиатехнике западного производства). Тогда официально обратились к федеральным властям с просьбой забрать Ми-8. Уже 13 августа на Ракичани прибыли несколько югославских техников, которые оценили размер повреждений и организовали полевой ремонт. К концу августа вертолет свои ходом перегнали на авиабазу в Лучко. К сожалению, его дальнейшая судьба в ВВС новой Югославии неизвестна.

Власти Любляны с начала столкновений располагали некоторым количеством легкомоторных самолетов, реквизированных в местных аэроклубах. Эти аппараты использовались для переброски оружия, нелегально закупленного на европейском «черном рынке». Федеральная авиация пыталась бороться с ними и пилоты МиГ-21 несколько раз даже поднимались на перехват. Однако достоверной информации о результатах такого рода вылетов на сегодняшний день нет. Располагали словенцы и кое-какой трофейной техникой: так, 28 июня 1991 года в руки бойцов «домобраны» попала (по некоторым данным её пилот Йозе Калан просто дезертировал) исправная «Газель» (бортовой номер 12660), на которой быстренько нарисовали словенские опознавательные знаки и поставили в строй. Правда, карьера «трофея» оказалась недолгой, и вертолет вскорости был потерян в аварии. Ещё несколько гражданских вертолетов, словенцы нелегально купили за границей.

Югославское командование широко использовало в боевых действиях авиацию, включая Соко J-21 «Ястреб», G-4M «Супер Галеб», J-22 «Орао», МиГ-21. Штурмовики, прежде всего «Орао» и «Ястребы» 82-й авиационной бригады действовали в интересах армии, «проталкивая» колонны бронетехники в глубь республики. Отмечено несколько десятков бомбовых ударов, в частности по столичному аэропорту (где был уничтожен аэробус А-320), а также пограничным постам на границе с Австрией и Италией. Вертолеты, как отмечалось выше, широко применялись для снабжения, а также для переброски по воздуху небольших подразделений ВДВ и спецназа.

Однако одно господство в воздухе не могло обеспечить победу. Словенская милиция брала верх над прекрасно вооруженной и подготовленной армией. Места расположения частей ЮНА в Словении по-прежнему были блокированы силами словенских вооруженных формирований и их положение с каждым днем стремительно ухудшалось из-за нехватки продовольствия. Одновременно, началось обострение внутриполитической обстановки в Хорватии, что ставило под угрозу армейские коммуникации ведущие на словенский театр боевых действий и без того удаленный от основной группировки вооруженных сил СФРЮ. Армии оставалось только отступать. К исходу дня 3 июля был отдан приказ об отводе войск в места постоянной дислокации, и 4 июля активные боевые действия в Словении практически прекратились. 7 июля 1991 года при посредничестве представителей Европейского союза было подписано мирное соглашение.

Словения была свободна. Югославская народная армия понесла свое первое поражение в начавшейся гражданской войне. В Словении ЮНА потеряла 35 человек убитыми, 125 раненными, 2013 пленными. По данным словенской печати, более 780 военнослужащих федеральной армии перешло на сторону сепаратистов. Но, на фоне того кровавого кошмара, который ещё предстояло пережить Югославии, события в Словении выглядят самым «мирным» эпизодом развернувшейся братоубийственной войны.

 

ХОРВАТСКИЙ ЭПИЗОД.

Если в Словении боевые действия продолжалась всего несколько недель, то в Хорватии дела обстояли иначе. Во-первых, в этой республике проживали 600 тысяч этнических сербов, которые не хотели быть меньшинством в новом государстве. Причем в Сербской Краине они сами были в подавляющем большинстве. В этом автономном крае были сформированы сербские вооруженные отряды численностью 12000 человек.

Во-вторых, местность в Хорватии, в основном равнинная, дающая возможность вести широкомасштабные боевые действия с применением бронетанковой техники. Единственным препятствием оказались сплошные кукурузные посадки, широко использовавшиеся хорватами для борьбы с танками, из-за чего танкисты ЮНА окрестили войну в Хорватии «кукурузной».

В-третьих, армейские части после событий в Словении были пополнены, скадрированные - развернуты. Причем мобилизация проводилась только среди сербов и черногорцев.

И наконец, еще жива была память о противостоянии хорватов и сербов в годы Второй мировой войны.

Бои между формированиями сербской милиции и хорватской Национальной гвардией (ZNG - Zbor Narodnoj Garde) начались еще в мае, но части ЮНА, поначалу в стычки местных хорватов и сербов открыто не вмешивались. Однако далее события начались развиваться по «словенскому сценарию»: хорваты начали «войну бараков». Фактически большинство расположенных в Хорватии гарнизонов оказалась в блокаде. К концу сентября хорваты смогли установить контроль над 32 военными городками ЮНА. В результате в хорватской национальной гвардии появилась захваченная бронетехника, в том числе и танки. Под таким мощным давлением Белград был вынужден начать частичную эвакуацию войск в Боснию и Сербию. Однако большая группировка ЮНА все еще оставалась в Сербской Краине.

Подразделения ВВС в основном перебрасывались на боснийские аэродромы Бихач, Баня Лука и Тузла. Так, вертолеты Ми-8 и SA.341 «Газель» из 111-й авиационной бригады базировавшиеся в Плесо и Лучко (рядом с хорватской столицей Загребом) перелетели в Залусаны (в районе Баня Луки). Самолеты 82-й авиационной бригады из Словении перебазировались на авиабазу Маховляны в 20 километрах к северу от все той же Баня Луки. На новом месте, обе части были переформированы. 82-я бригада стала 238-й истребительно-бомбардировочной эскадрильей, а 111-я - 111-м вертолетным полком в составе 780-й вертолетной транспортной эскадрильи и 711-й эскадрильи противотанковых вертолетов.

Ответом на действия хорватов стало наступление ЮНА. Большой крови избежать не удалось и очень скоро в республике развернулась полномасштабная война с широким применением с обоих сторон танков и артиллерии. Югославская авиация стала важным средством поддержки армейских частей и сербских ополченцев на главном театре военных действий (в Восточной Славонии, Западном Среме и Баранье).

Здесь хорватские национальные гвардейцы, опираясь на естественные водные преграды (прежде всего реку Дунай), смогли долго сдерживать части ЮНА. На равнинах Славонии развернулись масштабные танковые бои. К уничтожению хорватской бронетехники привлекались и «Газели» из 711-й эскадрильи, использовавшие ПТУР 9М32 «Малютка». Центром хорватской обороны стал город Вуковар (который сами хорваты гордо назвали «Сталинградом Балкан»). С конца сентября в городе начались ожесточенные и кровавые уличные бои. Сербы смогли взять этот стратегически важный пункт (вернее то, что от него осталось) только 17 ноября 1991 г. Как сообщала западная пресса (предвзято относившиеся с самого начала к сербам вообще) «после взятия города сербские солдаты расстреляли сотни пленных». Резни местных сербов устроенной перед этим хорватами «цивилизованная» Европа предпочла просто «не заметить».

Кроме выполнения задач непосредственной авиационной поддержки, ВВС ЮНА играли и роль «длинной руки», способной достать хорватов и вдалеке от линии фронта. Основным объектом для таких ударов стала столица – Загреб. Например, 7 октября управляемыми ракетами был поражен Президентский дворец. Причем в этот момент там находился сам президент Франьо Туджман, который не пострадал. В западных источниках этот налет приписывают истребителям МиГ-29 применивших УР AGM-65 «Мейверик» с тепловизионной системой наведения. Однако, учитывая тот факт, что поставленные Югославии МиГ-29 (изделие «9-12» Б) могли применять по наземным целям только неуправляемые средства поражения, эта версия представляется весьма сомнительной. Кроме того, странным представляется выбор оружия, предназначенного прежде всего для уничтожения контрастных в тепловом отношении целей. Вероятно, удар наносили штурмовики J-22 «Орао» или G-4M «Супер Галеб», способные нести ракеты «Мейверик» с телевизионной ГСН ранее приобретенные югославами в США.

Активно действовали и югославские истребители, пытавшиеся бороться с потоком контрабандного оружия, перебрасываемого в мятежную республику в основном по воздуху. Достигли они и определенных успехов, самый громкий из которых пришелся на 31 августа 1991 года, когда парой МиГ-21 из 117-й истребительной бригады с авиабазы Бихач был принужден к посадке в аэропорту Загреба Боинг 707, имевший угандийскую регистрацию. После досмотра федеральные власти конфисковали 18 тонн военной амуниции южноафриканского производства: винтовки R4, боеприпасы, ружейные гранаты и прочее.

Кстати, эта операция тщательно готовилась, но разведка точно не смогла выяснить на каком самолете перебрасывается нелегальное оружие, поэтому истребителями были посажены несколько гражданских машин. Пилоты «МиГ-ов» кроме Боинга перехватили Ту-154 румынской авиакомпании ТАРОМ и две лайнера «Adria Airways» - DC-9-30 и MD-82 (еще один такой самолет «обслужили» «Галебы»).

С началом широкомасштабных боевых действий югославские власти с 28 сентября 1991 г. вообще закрыли для полетов воздушное пространство над западными районами страны. Однако истребителям ВВС ЮНА пришлось еще подниматься на перехват нарушителя, только на этот раз все закончилось гораздо трагичнее. Причем, теперь причиной инцидента были не контрабандисты оружия, а представители так называемого «мирового демократического сообщества».

Итак, 7 января 1992 г. в закрытый район над Хорватией вошла неопознанная воздушная цель. Каких либо уведомлений или запросов на выдачу разрешения на перелет югославы не получали, поэтому с авиабазы Бихач в воздух был поднят находившийся на боевом дежурстве летчик 117-й авиационной бригады лейтенант Эмир Сисич. На перехват летчик вылетел на МиГ-21 (во многих источниках это МиГ-21ПФМ, но скорей всего истребитель был модификации «бис»), То, что произошло дальше до конца неясно до сих пор. Известно, что в районе города Вараждин в северной Хорватии МиГ был выведен на групповую цель, так и не отвечавшую ни на какие запросы, и пилот произвел пуск УР Р-60. Одна цель - (вертолет Агуста-Белл AB 205А, принадлежавший итальянским ВВС) была сбита и упала у села Подрут. Вторая цель - (вертолет AB 206B) совершила экстренную посадку и тем спаслась. Выяснилось, что сбитая машина принадлежала Европейской комиссии и выполняла полет из венгерского Капошвара в Загреб с «миссией мониторинга». Все находившиеся на ее борту (итальянские подполковник и три сержанта, а также лейтенант ВМС Франции) погибли

Югославов обвинили в преднамеренном «групповом убийстве и уничтожении собственности Европейской комиссии», поскольку по заявлению потерпевшей стороны вертолет был окрашен в белый цвет и нес хорошо видимые опознавательные знаки, да и югославские власти вроде бы были заранее осведомлены о готовящемся полете. В 1993 году хорватские власти Вараждина заочно приговорили Сисича к 20 годам тюремного заключения, а несколько позже итальянцы объявили его в международный розыск. Эта история продолжается до сих пор. В мае 2001 г. списанный с летной работы по состоянию здоровья майор Сисич, был задержан в Венгрии, а затем выдан итальянским властям. Осенью 2003 г. в Италии же открылись судебные слушания по событиям 7 января 1992 года. Показательно, что проходят они при закрытых дверях...

В отличие от Словении потери ВВС ЮНА в Хорватии были весьма значительными- 41 сбитый летательный аппарат к ноябрю 1991 (по хорватским данным). Сербы к середине 1992 года признали потерю 30 самолетов и вертолетов. Столь высокий уровень потерь объясняется прежде всего гораздо более мощной ПВО противника: так, кроме отечественных «Стрел» хорваты располагали также современными западными ПЗРК «Стингер» и «Мистраль». С другой стороны, на их вооружении было гораздо больше и зенитных орудий (захваченных в гарнизонах ЮНА), расчеты которых собственно и претендуют на львиную долю побед. Не стоит сбрасывать со счета и пресловутые «утечки информации». Плановые таблицы полетов югославских ВВС зачастую не были секретом для хорватов.

Полностью привести список потерь ВВС ЮНА не представляется возможным, так как в печать попадали только отрывочные данные. Можно лишь отметить только некоторые факты:

- в районе г. Ясеновац 16 июля был сбит штурмовик «Супер Галеб».

- 21 августа из боевого вылета не вернулся капитан Синиса Циглич из 125-й иаэ 117-й истребительной бригады. Предположительно его МиГ-21бис стал жертвой ПВО.

- 25 августа на авиабазе Бихач при посадке (вероятно, из-за боевых повреждений) разбился МиГ-21бис, летчик погиб.

- 17 сентября над н. п. Новска уничтожен «Галеб».

- 18 сентября жертвами ПВО хорватов стали два МиГ-21бис из 117-й бригады. Первый «МиГ» (бортовой номер 17212) попал под огонь хорватских зениток после нескольких последовательных заходов на цель возле н.п. Петриня. Его пилот, подпоручик Златко Нушпахич, попытался «оттянуть» свою подбитую машину в сторону, чтобы посадить её «на брюхо» на поле между сербскими и хорватскими позициями. Однако на подлете к нему самолет задел деревья и взорвался при ударе о землю. Нушпахича при ударе выбросило из кабины (возможно самопроизвольно сработало катапультное кресло), и его тело обнаружили хорваты. Фотоснимки с места падения этого «МиГ-а» впоследствии публиковались как в хорватской, так и в западной прессе.

Второй МиГ-21бис (бортовой номер 17109) был сбит ракетой ПЗРК около н.п. Огулин, однако, летчик капитан Горан Мандик смог катапультироваться.

- 20 сентября ракетами ПЗРК были сбиты сразу два самолета: «Галеб» из 105-го ибап и «Ястреб» из 240-й ибаэ 97-й бригады. Пилот «Ястреба» Вальтер Юрисич погиб.

- 8 ноября был сбит еще один «Галеб» из 251-й ибаэ 105-го ибап. Пилот – поручик Авелино Салич погиб. В этот день ВВС ЮНА лишились ещё одной машины. Был сбит МиГ-21Р (бортовой номер 26111) из 352-й раэ. Пилотировавший «следопыта» Стеван Яньянин остался жив.

Впрочем, по опыту боевых действий тот же «Супер Галеб» показал себя вполне надежной машиной, способной «держать» боевые повреждения. Так, 21 сентября над местечком Лички Рибник G-4 (бортовой номер 23733) из 252-й ибаэ, «поймал» в хвостовую часть ракету ПЗРК «Стрела». Тем не менее, самолет держался в воздухе, и пилот смог посадить его на аэродром Удбина. Показательно, что позже машину восстановили в полевых условиях, а её хвостовая часть сейчас находится в музее.

Много вопросов вызывает боевое применение (или не применение) в Хорватии истребителей МиГ-29. Западные (фактически хорватские) источники пестрят упоминаниями об участии «двадцать девятых» в развернувшихся событиях. Мало того, хорваты претендуют на один сбитый в мае 1991 г. в районе г. Славонский Брод МиГ-29. По их данным самолет был тяжело поврежден огнем зенитной артиллерии, но летчик смог перетянуть линию фронта, и катапультировался уже над Сербией. С югославской стороны это не подтверждается, но тот факт, что к началу НАТОвской агрессии в 1999 г. ВВС Югославии имели только 13 МиГ-29 из 14 полученных в 1988 г. наводит на некоторые размышления.

С началом войны хорваты тоже предприняли определенные шаги для создания (или как предпочитали говорить в стране – возрождения) собственных ВВС (Hrvatsko Ratno Zrakoplovstvo - HRZ). Во главе них стал Имра Аготич, до этого служивший в звании полковника в радиотехнических частях ВВС ЮНА. Естественно, что во вновь созданной армии он стал генералом.

Источников авиационной техники для новых ВВС было несколько. Одним из них стало дезертирство на собственных самолетах и вертолетах летчиков-хорватов. Таким образом Хорватия итоге обзавелась тремя МиГ-21. Наибольшую известность получил перелет капитана Рудольфа Перешина из 352-й раэ. 30 октября 1991 г. он вылетел на самолете-разведчике МиГ-21Р (бортовой 26112) с авиабазы Бихач и пропал. Объявился беглец уже в Австрии, сев в аэропорту г. Клагенфурт. Причину своего дезертирства Перешин объяснил так: «Я хорват и не буду стрелять в хорватов!». Австрийцы задержали самолет до окончания боевых действий, но не стали удерживать пилота. Впоследствии Перешин стал командиром первой хорватской истребительной эскадрильи, в мае 1995 г. во время наступления в Сербской Краине он был сбит сербской ПВО и погиб. Сейчас его именем названа военно-воздушная академия в Задар - Земуник.

Первым же истребителем хорватских ВВС стал МиГ-21бис 117-й бригады (бортовой номер 17133) угнанный Даниэлем Баравичем 4 февраля 1992 г. с все той же авиабазы Бихач. В HRZ самолет получил новый номер - 101. Кроме МиГ-ов, летчики-дезертиры перегнали в Хорватию один Ми-8 (бортовой 12271) и одну «Газель». Однако в боевых действиях эта техника не участвовала, отчасти из-за своей малочисленности, отчасти из-за трудностей в обеспечении «благоприобретенного» имущества запасными частями, отчасти, чтобы не создавать проблем своим же зенитчикам, привыкшим без особых раздумий стрелять по любому появляющемуся в поле их зрения МиГ-у или «Газели».

Пока тщательно укрытый от югославов МиГ играл роль своеобразного «психологического оружия», в бой под хорватскими национальными щитами (ставшими опознавательными знаками HRZ) пошли совсем другие машины. Как и ранее в Словении хорваты провели мобилизацию всех «аэроклубовских» самолетов, в основной массе это были UTVA-75. Но «первую скрипку» в «кукурузной» войне сыграла многочисленная «кукурузная» же авиация. Ее основой стал отряд сельхозавиации в г. Осиек (Poljoprivredna Avijacija Osijek), где находилось примерно десять старых добрых бипланов Ан-2. Дополнено все это «великолепие» несколькими «сеснами» различных модификаций: A-180 Ag-Truck, A-186 Ag-Wagon и Пайперами РА-18. Сформировали и затем возглавили это небольшое подразделение два способных пилота и энтузиаста «Аннушки» Мирко Вукусич и Марко Живкович.

Самолеты в срочном порядке вооружили: «сесны» и «пайперы» получили подвеску для бомб небольшого калибра (в качестве которых иногда использовали 3-кг минометные мины), а с «кукурузников» сбрасывали самодельные бомбы и емкости с горючим через боковую дверь вручную. Есть информация, что некоторые Ан-2 для действий ночью оснащались приемниками спутниковой системы навигации GPS.

Наибольшую активность вся эта «авиация» проявила под Вуковаром, летая исключительно по ночам, так как днем небо принадлежало югославским ВВС. Опять же точных сведений о количестве и результатах вылетов нет. Например, только «двойки» за период с 3 ноября по 2 декабря выполнили 68 ночных вылетов. Эффективность их бомбардировок оставляла желать лучшего и особенных потерь, по всей видимости, сербы не понесли. Но видно, как когда-то По-2 немцам, Ан-2 тоже изрядно «попортили крови» югославам, поэтому бороться с ними они пытались.

Несмотря на свой более чем солидный возраст и устаревшие технические данные самолеты оказались «крепким орешком» для сербской ПВО. Ракеты ПЗРК не всегда оказывались эффективными, так как слабая тепловая сигнатура поршневого двигателя не позволяла головке самонаведения надежно захватить цель. В печати был описан случай, когда пилот хорватской «двойки» ушел от 16 (!) выпущенных по нему ракет. Удача отвернулась от хорватов 2 декабря 1991 г. когда расчет ЗРК средней дальности 2К12 «Квадрат» смог поразить ракетой один Ан-2 (серийный №1G222-37, бывший YU-BOP). Погибли четыре члена экипажа «кукурузника», в том числе и Вукусич с Живковичем. Еще один Ан-2 был сбит зенитчиками. Случаев поражения других сельскохозяйственных самолетов не отмечено.

Зато отмечены случаи уничтожения «хорватов» в местах базирования: 8 сентября при ударе по аэродрому Осиек штурмовиками «Галеб» был уничтожен один Ан-2, а через неделю - еще несколько.

Пошли в бой и учебно-тренировочные UTV-вы. По крайней мере, на двух самолетах (базировавшихся на аэродроме Дивулье недалеко Сплита) под консолями крыла подвесили по два 90-мм РПГ М79 «Оса». Вооруженные таким образом «тренеры» приняли участие в атаках (ночью, естественно) сербских позиций в районе Книна.

С падением Вуковара перед танками ЮНА открывалась прямая дорога на хорватскую столицу Загреб, но тут в дело вмешались европейские дипломаты. Под мощнейшим политическим давлением Запада (к тому времени СССР распался, а новым российским правителям было не до балканских проблем), Белграду пришлось остановить свои войска и весной 1992 года пойти на перемирие. Согласно подписанному соглашению в Хорватию вводились на три года войска ООН – UNPROFOR (United Nations Protection Force – Стабилизационные силы ООН). Однако на трети территории Хорватии (на которой проживали сербы) остававшейся в руках югославских военных, была провозглашена Республика Сербская Краина. По этому же соглашению федеральные войска должны были покинуть Хорватию. Естественно, что большая часть военных запасов ЮНА было не эвакуирована в Сербию, а передана вооруженным формированиям Сербской Краины. Тогда же возникли и «ВВС» этой республики.

Согласно договоренностям сербы не могли иметь армию, только полицию. Соответственно авиационный элемент получил официальное название Helikopterska eskadrila Milicije Krajina (Вертолетная эскадрилья милиции Краины). Днем основания этого подразделения считается 5 апреля 1992 года. Основным аэродромом базирования стал Голубич (к северу от г. Книн - столицы республики), где ранее располагался милицейский тренировочный центр. Как и командир подразделения (полковник Никола Дукич), так и весь летный состав был представлен выходцами из Краины, служившими в югославских ВВС. Федералы же предоставили и технику: около десятка «Газелей» и несколько Ми-8. Эти вертолеты получили бело-синюю милицейскую окраску и собственные опознавательные знаки. Основной задачей для вертолетчиков определялось патрулирование границы с целью недопущения проникновения хорватских коммандос. Естественно, что командование использовало подразделение и для транспортных перевозок, связи.

К слову сказать, хорваты тоже не сидели сложа руки, и в рекордно короткие сроки обзавелись вполне современными ВВС. Опять не обошлось без дезертирства. Очередные два Миг-21бис (бортовые номера 17235 и 17167), 15 мая 1992 г. угнали с аэродрома Поникве в Сербии пилоты 124-й иаэ Иван Селак и Ивица Ивандич. В ВВС Хорватии их «МиГ-и» получили бортовые номера 102 и 103. Но хорватские официальные лица как в рот воды набирали когда их спрашивали откуда взялись остальные МиГ-21, боевые вертолеты Ми-24, а также транспортные Ми-8 и Ми-17. С подачи некоторых немецких журналистов, широкое хождение получила версия, что большая часть этой техники до того как попасть в Хорватию, несла опознавательные знаки Национальной народной армии ГДР. Однако, в реальности же, из Германии к хорватам попал только один Ан-2ТП (серийный №1G86-48). Кроме него, больше ни один, как военный так и гражданский, самолет или вертолет из «наследства» бывшей ГДР не был продан Хорватии. Судьба всех летательных аппаратов ННА ГДР известна, и никаких «белых пятен» там нет. Вероятно, хорватские арсеналы пополнила авиационная техника доставшаяся «новообразованным» странам, возникшим на обломках Советского Союза. Чаше всего, в этой связи упоминают Украину, госструктуры которой в тот период не страдали особыми «комплексами» в выборе клиентов при продаже оружия.

Первые самолеты ВВС Хорватии, 1991-92 гг.

 

Хорв. военный № Бывш. хорв. гражд. регистрация Бышвая граж. регистрация Тип ЛА Завод. № Подразделение Примечания
- - YU-HAL Agusta-Bell 47 J2-A 2091 - проведены только учебные вылеты
- - YU-DLR Air Tractor AT-400 - - имел собственное имя "Skalic"
- 9A-DKG OE-ERP Air Tractor AT-401 400-0353 - -
- 9A-DKJ OE-ETP Air Tractor AT-401 400-0372 - -
006 - D-FOKA Ан-2 1G86-48 4-я бригада -
- - YU-BFO Ан-2 1G99-12 4-я бригада разбился около Синьи 26.01.92
- 9A-BFT YU-BFT Ан-2 1G99-16 - -
- 9A-BHT YU-BHT Ан-2 1G135-43 - -
- 9A-BHV YU-BHV Ан-2 1G135-45 - -
5 - YU-BKA Ан-2 1G167-05 Осиек -
- 9A-BMA YU-BMA Ан-2 1G181-46 - -
4 9A-BKC YU-BKC Ан-2 1G167-07 Осиек -
- - YU-BKB Ан-2 1G167-06 - -
- - YU-BOP Ан-2 1G222-37 - Сбит 2.12.91 около Винковци. Погибли 4.
- 9A-BOW YU-BOW Ан-2ТДП 1G223-57 эскадрилья легких ударных самолетов Цаковец -
- 9A-BOF YU-BOF Ан-2 1G223-56 - -
- 9F-BLA YU-BLA Cessna A.188B AG Truck 2943 - -
- - YU-BIE Cessna A.188B AG Truck 1073 эскадрилья легких ударных самолетов Цаковец -
- - YU-DMA Reims-Cessna F.172M 1515 Сплит -
- 9A-DFH YU-DFH Reims-Cessna F.172N 1880 - -
H-101 - 12271 Ми-8 - - захвачен в Сисак 22.9.91 и получил собственное имя "Stara frajila"
101 - 17133 МиГ-21 бис К N2119 - сбит над Боснией 24.06.92. Пилот - Антон Радан погиб.
102 - 17235 МиГ-21 бис N2741 1-я истребительная аэ собственное имя "Osvetnik Dubrovnika"
103 - 17167 МиГ-21 бис К N4051 1-я истребительная аэ собственное имя "Osvetnik Vukovara"
- - YU-DBM Piper PA 18-150 18-75090013 - -
- - YU-DCI Piper PA 18-150 18-7809155 - -
- 9A-DBU YU-DBU Piper PA 18-150 18-7809169 - -
- 9A-DBR YU-DBR Piper PA 18-150 18-7809172 Осиек -
- 9A-BDJ YU-BDJ Piper PA 25-235 25-3280 - -
- - YU-BDH Piper PA 25-235 25-3876 - -
- 9A-BLS YU-BLS Piper PA 36-300 36-7860087 - -
- 9A-BLT YU-BLT Piper PA 36-300 36-7860088 - -
- 9A-BNP YU-BNP PZL M-18 1Z012-37 - -
- 9A-BNR YU-BNR PZL M-18 1Z01238 Осиек -
8025 - YU-8025 неидентифицированный ультра-лайт - - С.Белиан выполнил несколько вылетов
107 - YU-DED\53107 UTVA-75 - - -
169 - YU-DGB\53169 UTVA-75 - - -
001\002 - YU-DGH\53177 UTVA-75 - 4-я бригада -
179 - YU-DGS\53179 UTVA-75 - - -
- - YU-DHF\53191 UTVA-75 - - -
- 9A-DIH YU-DIH\53206 UTVA-75 - эскадрилья легких ударных самолетов Цаковец -
001\002 - YU-DLD\53239 UTVA-75 - 4-я бригада -
- 9A-DJI YU-DJI\53224 UTVA-75 - эскадрилья легких ударных самолетов Цаковец -
227 - YU-DJL\53227 UTVA-75 - - летал с Пулы
- - YU-DJD\53215 UTVA-75 - - -

А с 9 октября 1992 года согласно резолюции ООН № 781 все воздушное пространство Хорватии было закрыто для всех военных полетов. После этого решения только вертолеты с красными крестами могли появляться в небе и то только после согласования с командованием UNPROFOR.

С появлением «международных миротворцев» начинается новый этап в кровавой драме Балкан…..

 



Уголок неба. 2004 

   


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100