Уголок неба ¦ Воздушная война в Югославии. Часть 2. Босния

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Воздушная война в Югославии. Часть 2
             
         n Михаил Жирохов, Александр Заблотский  


Босния

Не успели отгреметь выстрелы в Хорватии, как пламя гражданской войны заполыхало в соседней Боснии и Герцеговине. Если Балканы были европейской «пороховой бочкой», то Босния вполне могла претендовать на «почетное» звание «фитиля» этой самой бочки. Достаточно вспомнить, что именно с выстрелов в боснийской столице – Сараево, началась Первая мировая война.

Исторически сложилось так, что в этой югославской республике, как в котле, перемешались самые различные нации и народности исповедующие ко всему прочему разные религии. В 1991 году там проживали босняки – мусульмане (фактически те же сербы, но принявшие при турках ислам) - 44 процента населения, собственно сербы - 32 процента и хорваты - 24 процента. «Не дай Бог, взорвется Босния», - повторяли многие в Югославии во время столкновений в Словении и Хорватии, надеясь, что может быть - пронесет. Однако сбылись самые худшие предположения и с весны 1992 года Босния стала ареной ожесточенных боев, каких Европа не видела со времен Второй мировой войны.

Хронология этого кровопролитного конфликта выглядит следующим образом. Ещё в октябре 1991 года скупщина республики провозгласила ее суверенитет и объявила о выходе из состава СФРЮ. 29 февраля 1992 года, по рекомендации Европейского союза (ЕС), был проведен референдум о государственной самостоятельности республики, который бойкотировали местные сербы. Сразу после референдума, в столице республики Сараево, произошло событие, которое можно считать точкой отсчета начавшейся войны. 1 марта 1992 года перед православной церковью люди в масках обстреляли сербскую свадебную процессию. Был убит отец жениха, несколько человек ранено. Нападавшие скрылись (личности их не установлены до сих пор). Тут же на улицах города появились баррикады.

Масла в огонь подлили США с ЕС приняв 10 марта 1992 года совместную Декларацию о позитивном рассмотрении вопроса о признании независимости Боснии и Герцеговины, причем в существующих административных границах. Хотя уже всем было ясно - о единой Боснии и Герцеговине больше не может быть и речи, размежевание по этническому принципу - единственный способ избежать войны. Однако лидер мусульман Алия Изетбегович, отстаивая концепцию единого мусульманского государства, открыто признал, что он жертвует миром ради независимости.

4 апреля 1992 года Изетбегович объявил в Сараево мобилизацию всех полицейских и резервистов, вследствие чего сербские лидеры призвали сербов покидать город. 6 апреля 1992 года Республика Босния и Герцеговина, во главе с Алией Изетбеговичем была официально признана Западом. В тот же день в Боснии начались вооруженные столкновения между представителями основных национально-религиозных групп: хорватами, мусульманами и сербами. Сербским ответом мусульманам и Западу стало создание Республики Сербской. Это случилось 7 апреля 1992 года в деревушке Пале, недалеко от Сараево. Очень скоро само Сараево было блокировано сербскими вооруженными формированиями.

Казалось бы на время притухшая гражданская война в Югославии вспыхнула с новой силой, поскольку «горючего материала» для неё в республике было более чем предостаточно. В СФРЮ Боснии отводилась роль своеобразной «цитадели» и тут было сосредоточено до 60 процентов военной промышленности, располагались просто огромные запасы различного военного имущества. События вокруг гарнизонов ЮНА в республике стали развиваться по уже обкатанному в Словении и Хорватии сценарию. Они немедленно были блокированы, а 27 апреля 1992 года руководство Боснии и Герцеговины потребовало вывода армии из Боснии либо же передачи её под гражданский контроль республики. Ситуация складывалась тупиковая и разрешить её удалось только 3 мая, когда офицерами ЮНА в Сараевском аэропорту был задержан возвращавшийся из Португалии Изетбегович. Условием его освобождения стало обеспечение беспрепятственного выхода воинских частей из блокированных казарм. Несмотря на обещание Изетбеговича, мусульманские боевики не соблюдали заключенные договоренности и колонны ЮНА выходившие из республики обстреливались.

Иногда эвакуация превращалась в настоящую боевую операцию. Так 23 апреля, для того, что бы эвакуировать личный состав из блокированных казарм в городе Capljina, пришлось привлекать вертолеты Ми-8 из 107-го вертолетного полка базировавшегося в Мостаре и десантников 63-й бригады ВДВ. Всего, в операции участвовало девять «восьмерок» (из них одна находилась в резерве) и 16 бойцов 63-й бригады которые должны были занять позиции по периметру казарм и прикрыть эвакуацию. Расчет был сделан на внезапность (чтобы избежать «утечки информации» окруженным сообщили об эвакуации всего за десять минут до её начала) и быстроту (на посадку людей в вертолеты по плану отводилось 12 минут). Риск был очень велик, поэтому все участники операции были добровольцами.

Тем не менее, это рискованное предприятие завершилось полным успехом. Вертолеты взлетели одновременно с началом артиллерийского налета на позиции мусульманских боевиков осаждавших казармы, а с его окончанием уже были над целью (подлетное время от аэродрома базирования составляло всего 15 минут). Приземлившись на территории военного городка, вертолетчики под прикрытием десантников приняли на борт своих «вертушек» 170 военнослужащих и гражданских лиц, более двух недель находившихся под непрерывными обстрелами, всего за семь с половиной минут. При этом, вероятно, были побиты все мыслимые рекорды по пассажировместимости Ми-8. Так одна из «восьмерок» приняла на борт 43 человека. Хотя взлетать пришлось под огнем и пробоины получили практически все машины – раненных и убитых на борту не было! Все вертолеты благополучно вернулись в Мостар.

18 мая 1992 года было подписано соглашение о полном выводе ЮНА из Боснии, а 20 мая боснийское руководство объявило её оккупационной, что в точности повторяло ситуацию, складывавшуюся в это же время с Советской армией в бывших республиках СССР. К чести югославов, надо сказать, что при всем внутреннем хаосе, царившем в армии, им удалось вывести части ЮНА на территорию Сербии и Черногории, в основном сохранив (в отличии от бывшего Союза) тяжелое оружие и боевую технику. То, что не удавалось эвакуировать, уничтожалось на месте.

Так крупнейшая авиабаза югославских ВВС в Боснии Бихач досталась мусульманам полностью разрушенной. Вся техника была или вывезена или уничтожена. Взорваны были даже подземные ангары базы расположенные в горе Плизейвица. Ушел со всей своей материальной частью (Ми-8 и «Газели») 107-й вертолетный полк с аэродрома Мостар. В результате босняки и хорваты не получили не одной боевой машины. Даже большую часть аэроклубовских легких самолетов и планеров удалось перегнать на территорию Республики Сербской.

Поэтому армии Республики Босния и Герцеговина (Armija Republike Bosne i Hercegovine - ARBiH) достались только несколько учебно-тренировочных самолетов типа UTVA-75, UTVA-66 и Пайпер PA-18 «Супер Кэб», принадлежавших аэроклубу в Бихаче. Их стали использовать для курьерских полетов на аэродром Плесо близ столицы Хорватии Загреба. Позже к ним присоединился купленные боснийцами транспортный CASA C-212-200 «Авиокар» и бывший хорватский Ан-2. Несмотря на ООН-вское эмбарго на «черном рынке» босняки смогли приобрести зимой 1992-1993 гг. несколько вертолетов Ми-8. Всего же, в ходе войны по неофициальным оценкам Босния и Герцеговина смогла обзавестись 14 вертолетами Ми-8/Ми-17.

В Республике Сербской все обстояло иначе. Здесь никто ничего не уничтожал, а боевая техника и вооружение передавались по описи. Так только что созданным ВВС боснийских сербов (Vazduhoplovstvo i protiwazdushna odbrana - V i PVO) досталось несколько десятков ЗРК С-75М «Волхов» и две крупных авиабазы (Залусаны и Маховляны) вместе со всей находившейся там авиационной техникой. Боснийским сербам в полном составе были переданы следующие подразделения югославских ВВС:

238-я истребительно - бомбардировочная эскадрилья (выведена из Словении в августе 1991). На вооружении штурмовики J-22 «Орао» и J-21 «Ястреб»;

111-й вертолетный полк (ранее базировался в районе Загреба, Хорватия) состоящий из:

711-я противотанковой вертолетной эскадрильи. На вооружении «Газели» SA-341H и SA-342L, производимые в Югославии по лицензии;

780-я транспортной вертолетной эскадрильи. На вооружении - Ми-8. Кроме того, в Пале им была передана вертолетная эскадрилья, подчиненная штабу военного округа (это еще несколько «Газелей»).

Всего боснийские сербы получили 24 ударных самолета (10 одноместных J-22 и два двухместных NJ-22, а так же 12 одноместных J-21 с двумя спарками NJ-21) и 24 «Миля» и «Газели». Стоит ли говорить, что из ЮНА были срочно «уволены» все летчики и техники - уроженцы этих мест и сразу же зачислены на службу в новые ВВС. Командовать ими стал полковник Живомир Нинкович (естественно получивший звание генерал – полковника).

Маховик гражданской войны набирал свои обороты, и к середине марта в руках сербов оказалось 2\3 территории республики. Однако сербам не удалось решить главную стратегическую задачу – они не смогли взять Сараево. В Боснии сложилась ситуация, при которой на сравнительно небольшой территории друг с другом сражались 17 вооруженных формирований.

Войну ещё могло бы остановить вмешательство мощной «третьей силы», но такой силы уже не было - СССР перестал существовать. Россия же, чьей дипломатией в это время руководил недоброй памяти А. Козырев, все больше и больше поддерживала откровенно антисербскую позицию Запада, а ООН и другие международные организации медленно, но верно превращались просто в инструменты для реализации глобальных целей «единственной сверхдержавы» (сиречь США).

В мае 1992 года в очереди за хлебом в Сараево взорвался снаряд, убивший 22 человека. Запад сразу обвинил в этом теракте сербов, хотя сами сербы до сих пор уверены, что это была хорошо спланированная провокация. 30 мая Совет безопасности ООН объявил о введении полномасштабных санкций против Югославии (Россия была «за» их введение).

В июне 1992 года в войну на стороне мусульман открыто ввязались католики-хорваты. Хорватские войска начали наступление по двум направлениям. По некоторым данным в боях участвовало до 40 тысяч солдат и офицеров, поддержанные почти сотней танков.

При этом сербы достаточно активно использовали свою авиацию, основной задачей которой стала поддержка своих сухопутных войск. «Орао» и «Ястребы» наносили удары по наступающим хорватским частям в районе, так называемого Посавинского коридора. «Газели» своими ПТУР «Малютка» уничтожили несколько танков. В числе успехов сербских пилотов (нагрузка, кстати, на которых была достаточно напряженной – до пяти боевых вылетов в день) можно назвать уничтожение стратегически важного моста в районе Славонского Брода (использовались УР AGM-65B «Мейверик»). Помимо управляемого оружия применялись также 500-кг бомбы, НУРС калибра 57-мм и 128-мм и британские кассетные бомбы BL-755. Всего в ходе боев ВВС республики Сербской выполнили 870 боевых вылетов. О потерях известно крайне мало: в число уничтоженных можно с уверенностью занести только два самолета J-22 «Орао» и «спарку» NJ-21 «Ястреб», причем «Орао» был потерян в результате «дружественного огня». В обоих случаях спастись пилотам не удалось. В сбитом 11 июня «Ястребе» кроме пилота Драго Гайича, погиб ещё и техник Бранко Эрбец сам напросившийся в боевой вылет. В целом столь небольшие потери можно отнести на счет опыта сербских пилотов: наученные Хорватией они никогда не делали больше двух заходов на цель.

Отметилась в боевых действиях и хорватская авиация, при этом не обошлось без потерь. 24 июня над Приедором сербскими зенитчиками был сбит самый первый МиГ-21бис хорватов (бортовой 101). Его пилот Антон Радош – погиб. Правда, при этом свое участие хорватские летчики стараются не афишировать до сих пор…

В итоге 3 июля в Груде боснийские хорваты провозгласили республику Герцег-Босна, что стало неприятным сюрпризом для мусульман. Во главе нового образования стал Мате Бобан. Но под угрозой международных санкций и вступление в войну Белграда, хорватский президент Туджман отвел свои войска из Боснии. Этим воспользовались сербы, отбив часть ранее потерянных территорий.

По итогам первых боев ВВС Республики Сербской были реорганизованы. Все летные подразделения были сведены в 92-ю смешанную авиационную бригаду. Бригада включала в себя 27-ю и 28-ю истребительно-бомбардировочные эскадрильи, 89-ю смешанную вертолетную эскадрилью. Получившие камуфляжную окраску аэроклубовские «Цессны-172», «Злины» Z.526, «Пайперы» PA-18-150, «Вильги» PZL-80 вместе с военными «Утвами» UTVA-66 и UTVA-75 составили 92-ю легкую многоцелевую эскадрилью.

Тыловое обеспечение возлагалось на 474-ю авиационную базу. Силы ПВО состояли из 155-й ракетной бригады ПВО, 474-й легкой артиллерийско-ракетной бригады ПВО и 51-го радиотехнического батальона ПВО. На их вооружении состояли ЗРК С-75 «Двина» и «Волхов», мобильные комплексы малой дальности 9К31 «Стрела-1» и 9К35М «Стрела-10», а также 40-мм буксируемые орудия L70 «Бофорс», 30-мм и 20-мм ЗСУ. Позже в боевой состав вошел 172-й самоходный ракетный полк ПВО. Его мобильные ЗРК 2К12 «Квадрат» прикрывали от ударов с воздуха сербские подразделения, действовавшие в районе Сараево.

Западная интервенция.

ООН-вская миссия в Югославии появилась еще в начале года, когда согласно резолюции №743 Совета Безопасности ООН в Боснию был направлен 14-тысячный контингент «голубых касок». Эти силы получили название UN Protection Force или сокращенно ПРОФОР. Однако их миссия была чисто наблюдательной и их присутствие часто просто игнорировалось противоборствующими сторонами.

Но в середине июля в дело вмешалось НАТО – в Адриатике появилась боевые корабли Альянса, которые поддерживали режим морской блокады Югославии. Демонстрация силы была более чем очевидной, что сербы даже подписали очередное мирное соглашение, которое правда продержалось всего месяц.

Следующей акцией НАТО-вских миротворцев стала организация воздушного моста в блокированный сербами Сараево. Для этого на местный аэродром высадили канадцев (которых вскоре сменили французы). Они должны были обеспечить безопасность десятков американских, бельгийских, британских, канадских, немецких, греческих, итальянских, саудовских и турецких транспортников, которые стали выполнять регулярные полеты с гуманитарной помощью. Стоит отметить, что часто вместе с «гуманитаркой» на борту были и военные грузы и оружие для мусульман. Потому естественно, что очень скоро «транспортники» стали восприниматься сербами как воздушные мишени и регулярно ими обстреливались. Этому способствовало, то обстоятельство, что сараевский аэропорт с трех сторон окружен горами, поэтому взлетная и посадочная глиссады проходят прямо над городом.

Все сравнительно благополучно (многочисленные пробоины не в счет) обходилось до 3 сентября 1992 года. В тот день при подлете к аэропорту ракетой ПЗРК был сбит итальянский транспортный самолет G.222. В район его падения немедленно была направлена группа американских морпехов на СН-53 под прикрытием пары боевых «Кобр», однако спасать уже было некого. Четыре члена экипажа погибли. Виновники трагедии до сих пор не найдены, так как обстрел произошел над районом, в котором действовали сразу три группировки. После случившегося «воздушный мост» быстренько прикрыли. Правда, ненадолго – под давлением американцев уже 3 октября полеты продолжились. Но с тех пор в аэропорту в течение последующих трех лет приземлялись практически исключительно американские, британские и канадские самолеты. Всего до окончания операции в январе 1996 года 270 самолетов выполнили 12951 вылет. Из них 50 самолетов получили повреждения от огня с земли. Кроме уже упомянутого итальянского G.222, при полетах в Сараево ещё был потерян только один Ил-76ТД (EW-76836) белорусской авиакомпании «Belair». Выкатившийся на посадке за пределы ВПП «семьдесят шестой», не смотря на исправные двигатели и оборудование, был брошен тут же. Но не по причине славянской безалаберности, а из соображений безопасности, так как аэродром простреливался сербскими снайперами.

Тем временем, стало ясно, что все усилия НАТО вкупе с ООН и ЗЕС и Европейским союзом, так и не привели к установлению мира в Боснии. Мало того, в конце 1992 года возобновились бои в районе мусульманских анклавов в восточной части страны. В течение следующих нескольких месяцев названия Сребница, Жепа и Горадже ни сходили с лент мировых информационных агентств. «Страдания мирных мусульман» стали предметом обсуждения мировой «демократической» общественности. ООН решило организовать доставку в эти районы продовольствия, медикаментов и прочих предметов первой необходимости.

Начиная с 28 февраля 1993 года по личному указанию Президента США Билла Клинтона к воздушному мосту в Восточную Боснию подключились американские ВВС. Основной авиабазой USAF стал Франкфурт - на - Майне, откуда стали летать транспортные С-130Е. Все грузы сбрасывались с парашютами и только ночью. К началу следующего года в этой операции, получившей название по способу доставки «Парашют», были задействованы 44 «Геркулеса», причем пилотировали их в основном резервисты из американской Национальной Гвардии. Не оставались в стороне и европейцы – над анклавами отметились французские и германские С-160 «Трансалл». Основным грузом «транспортников» были стандартные продовольственные пайки американской армии. Последний вылет в мусульманские анклавы был выполнен в августе 1994 года, после чего полеты туда прекратили из-за возросшей активности ПВО боснийских сербов. На тот момент было выполнено 2828 вылета.

Конфликт вокруг Сребницы разрешился уже в апреле 1993 года, после того как ООН объявило этот район демилитаризованной зоной и туда вошли канадские миротворцы. С воздуха их поддерживали французские «Пумы» и британские «Си Кинги» НС.4.

9 октября 1992 года ООН объявило воздушное пространство Боснии запретным для полетов любых военных самолетов воюющих сторон. Впрочем, сербы тут же перебросили часть своей авиации на хорватский аэродром Удбина, находившийся под контролем Армии Сербской Краины и не попадавший в «бесполетную» зону.

Наблюдать за выполнением этого решения ООН были призваны экипажи самолетов ДРЛО Е-3А НАТО, которые патрулировали над Адриатикой и Венгрией (причем это первый случай когда НАТО-вские самолеты летали в небе бывшей страны Варшавского договора). Для обеспечения непрерывного дежурства их общее количество было доведено до шести единиц. Кроме них воздушную разведку вели RC-135, U-2 и P-3 ВВС и ВМС США. Радиотехническая разведка осуществлялась американскими самолетами EF-111A и EA-6B, базировавшимися в Италии.

Вообще Босния стала для вооруженных сил США полигоном, где в боевых условиях были опробованы новейшие средства воздушной разведки. Здесь второй раз после операции «Буря в пустыне» прошел проверку самолетный комплекс радиолокационной разведки «Джистарс». Воздушный компонент этой системы составляли два самолета радиолокационной разведки и целеуказания Е-8 (задействованы были опытные образцы - Е-8А и Е-8В).

В конце 1993 г. из США в Албанию было переброшено первое подразделение беспилотных летательных аппаратов GNAT-750, фирмы «Дженерал Атомикс», получивших название - система «Тайер-1». В состав подразделения первоначально вошли три беспилотных аппарата, мобильная станция управления и обработки информации, а также наземный модуль спутниковой связи. Первый полет «беспилотника» с территории Албании состоялся 1 февраля 1994 г. С помощью этих аппаратов (использовавшихся Центральным разведывательным управлением США) добывалась информация о местонахождении бронетанковых подразделений, позиций артиллерии и ЗРК сербов, а так же контролировалось прохождение конвоев ООН.

Но для «реализации» полученных разведданных ООН не располагало боевой авиацией и после нескольких случаев нарушения режима «мирного неба» в дело вступило НАТО. На итальянских аэродромах альянс собрал международную группировку, в состав которой вошли американские, британские, французские и турецкие боевые машины. Так началась операция, получившая в Брюсселе название «Дэнни Флайт» («Запрет на полеты»).

Операция «Дэнни Флайт».

Перед командующим операцией адмиралом Лейтоном Смитом были поставлены следующие задачи:

- Контроль над боснийским воздушным пространством согласно Резолюции ООН № 816.

- Поддержка войск ООН (UNPROFOR) согласно Резолюций № 836, 958 и 981.

- Уничтожение целей, представляющих угрозу для Бихача, Горадже, Сараево, Сребницы, Тузлы и Жепы, находящихся под защитой ООН.

 

Показательно, что во время проведения «Дени Флайт» впервые за 20 лет самолеты ВВС США были размещены во Франции. Это были пять самолетов-заправщиков из состава 100-го авиационного крыла (Милденхолл, Великобритания) которые базировались на французской авиабазе Истр. Они осуществляли дозаправку в воздухе истребителей НАТО, патрулирующих воздушное пространство над Боснией и Герцеговиной.

Однако у собранной натовской «армады» были проблемы с обнаружением и непрерывным наблюдением за объектами будущих «выборочных» ударов. Этому способствовал полупартизанский характер военных действий, когда противники имели одинаковую технику, экипировку и камуфляжное обмундирование. Кроме того, на стороне сербов был преимущественно горный рельеф местности, наличие многочисленных городских застроек, интенсивное движение транспорта по дорогам. Поэтому в феврале 1994 г. в Боснии появились подразделения SAS (Специальной авиадесантной службы) Великобритании. Британские спецназовцы должны были обнаруживать позиции ЗРК, командные пункты, узлы связи, склады и артиллерийские батареи сербов, наводить на выявленные цели авиацию альянса и определять результаты нанесенных ударов. Кроме того, на них возлагался подбор площадок для приема грузов, сбрасываемых авиацией НАТО для боснийских мусульман в районе городов Маглаи и Горажде и обеспечение приема грузов. Если сначала в Боснию был отправлен один взвод SAS, то в августе там уже действовало две роты спецназа. Причем для вывода разведгрупп на сербскую территорию нередко использовались машины миротворческих сил ООН.

Итак, все было готово, осталось найти только повод применить силу. Причина отыскалась подозрительно быстро, им стал взрыв 5 февраля 1994 года на рыночной площади Маркале в Сараево. Выстрел из миномета, которым были убиты 68 человек, немедленно приписали сербам. Командующий войсками ООН в Сараево британский генерал - лейтенант сэр Майкл Роуз обратился за помощью в НАТО и тут же заработала «машина ультиматумов». 9 февраля было выдвинуто требование о немедленном отводе сербского тяжелого вооружения на 20 км от Сараево. В случае неподчинения альянс оставлял за собой право нанесения ударов по нарушителям спокойствия. Если учесть, что на тот момент боевых действий верх одерживали сербы, то станет понятно, что западные демократии поддержали мусульман и хорватов.

До 28 февраля столкновений в воздухе не было, но в тот день все кардинально изменилось. В 5:30 оператор с E-3A обнаружил шестерку реактивных самолетов, нарушивших закрытое воздушное пространство в районе Бани Луки. Позже оказалось, что это были J-21 «Ястреб», взлетевшие с авиабазы Удбина. На них немедленно навели пару дежурных F-16C из состава 526-й иаэ ВВС США (ведущий – капитан Роберт Райт, ведомый – капитан Скотт О`Грэди). Одновременно как свидетельствуют американские источники с «Сентри» сербских пилотов предупредил по радио, что они входят в воздушное пространство находящееся под контролем ООН (сербы до сих придерживаются мнения, что этого сделано не было). В 5:42 американцы повторили свое предупреждение «нарушителям». Однако летчики штурмовиков уже начали налет на оружейный завод в Нови Травник (на тот момент находившийся под контролем мусульман). Это была уже вторая атака, первой по цели отработала пара «Орао» из Маховлян, но их, подошедших на сверхмалой высоте, с АВАКСа не заметили. Пока американские истребители запрашивали разрешение на атаку, «Галебы» на малой высоте стали уходить домой (по всей видимости, они даже не подозревали о присутствии американцев в этом районе).

В 5:45 Райт пустил со своего «Сокола» (серийный №89-2137) первую ракету AIM-120, которая легко поразила ближайший к нему самолет (пилот, которого наверное даже не понял, что случилось, так как даже не попытался катапультироваться). Дальше пошли в ход «сайдвиндеры», которые сбили еще два штурмовика. Однако топлива у Райта осталось очень мало и он вышел из боя, оставив сербов на «попечение» О`Грэди, однако капитан поторопился и выпущенные им ракеты не попали в цель.

Но и у О`Грэди остаток топливо стремительно уменьшался и оба американца поспешили к заправщику КС-135, нарезавшему круги над Адриатикой. Тем временем с «Сентри» навели на оставшиеся штурмовики еще одну пару из этой же эскадрильи. В 5:50 ее ведущий Стефен Аллен (F-16C, серийный №89-2009) выпустил «сайдвиндер» по трем оставшимся «Ястребам». В результате еще один самолет взорвался в воздухе. Из-за близости хорватской границы преследование было решено прекратить и оставшаяся пара J-21, по докладу с E-3 смогла сесть в Удбине. Буквально через несколько минут все мировые СМИ опубликовали сообщение о первом в истории НАТО воздушном бое. Скоро и сами отличившиеся летчики дали по этому поводу интервью. Правда, вероятно по причине врожденной скромности в них они использовали только свои позывные, а их настоящие фамилии стали известны относительно недавно.

Самое интересное, что, судя по всему, в этот день ВВС Республики Сербской потеряли не четыре, а пять штурмовиков. Что случилось с пятой машиной так до конца и не ясно. По одним данным в районе аэродрома уходя от американцев на сверхмалой высоте самолет задел за верхушки деревьев, по другим, опять же стремясь «стряхнуть» янки со своего хвоста израсходовал все топливо упал, не долетев до взлетной полосы. В любом случае летчику этого «Ястреба» удалось благополучно катапультироваться. Из сбитой четверки, спастись смог только майор Урос Студен, а капитаны Горан Зарич, Звездан Песич и Ранко Вукмирович погибли.

Но даже такая демонстрация силы на сломила сербов. Подразделения под командованием генерала Младко Радича продолжали вести активные боевые действия в районе Горадже. К 9 апреля сербы, овладевшие стратегически важным плато на горе Градина и контролировавшие около 75% территории гораждинского котла, имели полную возможность легко взять город. Перед НАТО встала задача, любой ценой не допустить поражения мусульман. Поскольку в соответствии с существующими резолюциями ООН, военные акции могли быть предприняты только для защиты ООНовского персонала, 7 апреля в Горажде срочно разместили 8 военнослужащих сил ООН. Одновременно, но уже без огласки, в городе появились английские спецназовцы, которые должны были стать передовыми авиационными наводчиками.

Вечером 10 апреля бойцы SAS вызвали авиацию для удара по сербским танкам под Горадже. Для выполнения этой задачи была выделена пара F-16-х из 512-й иаэ ВВС США. Хотя ударные самолеты и поддерживались EC-130E погода в районе удара была неважной и американские пилоты не обнаружив основной цели отбомбились по запасной - потом гордо названной в отчетах командным пунктом сербов. Но можно с большой долей уверенности утверждать, что в реальности бомбили пустое место, так как под F-16 были подвешены по четыре бомбы Мк.82, которые не являются высокоточным оружием. Правда, на следующий день атаку по сербским позициям повторила пара флотских F\A-18A из VMFA-(AW)-251. По всей видимости, с тем же результатом, так как бомбили с очень большой высоты, опасаясь попасть под огонь сербской ПВО.

Опасения союзных летчиков не были напрасны: 15 апреля выпущенной с земли ракетой ПЗРК был поражен французский самолет-разведчик «Этандар» IVPM из 16-й флотилии (бортовой «115»). Однако, его летчик, капитана третьего ранга Клери, смог с трудом дотянуть свою подбитую машину до авианосца «Клемансо», а потом удачно сесть на его палубу. На следующий день 16 апреля над Горадже появилась два «Си Харриер» FRS.1 из 801 аэ, базировавшейся на авианосце «Арк Ройял». Целью британцев была сербская бронетехника на окраине города, а наводили самолеты на неё, их же соотечественники из SAS, расположившиеся на крыше отеля «Гардина», с которой прекрасно просматривались окрестности.

Во время атаки снова ракетой ПЗРК (по другой версии - ЗРК «Квадрат») был поражен «Си Харриер» FRS.1 (XZ498, серийный номер 912022), после чего налеты на сербов в этот день сочли за благо прекратить. Зато для пилота «Харриера», лейтенанта Ника Ричардсона, злоключения в этот день только начинались. Дело в том, что после того, как он катапультировался, его самолет упал на мусульманское село, до этого не затронутое войной. При этом на земле не обошлось без жертв и разрушений. Понятное дело, английского лейтенанта на земле ждал крайне «теплый и дружественный» прием. Попросту говоря, местные крестьяне его очень сильно избили. Однако потом разобрались – сообщили куда надо и за неудачливым Ричарсоном прилетел французский вертолет «Пума», с группой вездесущих коммандос из SAS на борту.

НАТО-вские удары все таки заставили сербское командование на время сесть за стол переговоров (одновременно противоборствующие стороны лихорадочно наращивали свои военные потенциалы). Причем боснийские сербы пытались даже вернуть обратно свое тяжелое вооружение, реквизированное «голубыми касками». Так, 5 августа, взяв в заложники французских миротворцев, сербы смогли забрать несколько САУ М-18 времен Второй Мировой войны. Поиск с воздуха долгое время был безрезультатным, пока пара американских штурмовиков А-10 на одной из горных дорог не обнаружила «пропажу» и огнем своих 30-мм пушек уничтожила самоходки. По крайней мере, так доложили летчики по возвращении на свой аэродром. 22 сентября пара британских «Ягуаров» GR.1 и одиночный А-10 в 20 км от Сараево уничтожили сербский Т-55, ранее обстрелявший колонну ООН (при этом был ранен один француз).

Очередной план умиротворения провалился и в ноябре 1994 года бои в Боснии разгорелись с новой силой. Теперь острие сербских ударов было направлено на Бихач. Этот анклав находился невдалеке от хорватской границы, и самолеты ВВС боснийских сербов с аэродрома Удбина могли довольно эффективно поддерживать свою армию. Истребители несколько раз перехватывали «Галебы», но НАТО-вские самолеты не имели право пересекать границу, и до поры до времени сербским летчикам все сходило с рук. Единственным потерянным боевым самолетом стал J-22 «Орао» (бортовой номер 25201). Да и то, потому что из-за ошибки пилота капитана Боро Новича машина 18 ноября при полете на сверхмалой высоте врезалась в здание в городе Казин. Не менее активно сербы использовали для авиационной поддержки боевые вертолеты. «Газели» летая на малых и сверхмалых высотах и используя горный рельеф, как правило, вообще не обнаруживались с АВАКС-ов. Пользуясь тем, что сплошная линия фронта отсутствовала, вертолеты нередко выходили в атаку на свои цели с самых неожиданных направлений, уничтожая бронетехнику и укрепленные позиции мусульман и хорватов. Как результат, была потеряна всего одна «Газель» сбитая в разведывательном полете огнем легкого стрелкового оружия.

Над полем боя время от времени «отмечались» и мусульманские ВВС БиГ, но всякий раз неудачно. Так, 7 мая 1995 года над анклавом Жепа ракетой ПЗРК был сбит Ми-8 (погибли 12 человек). Куда больший резонанс получили события 28 мая, когда в сбитой недалеко от г. Цетинград ещё одной «восьмерке» погиб министр иностранных дел БиГ. Вместе с ним под обломками вертолета погибли также три сопровождавших его лица, а также весь экипаж из трех россиян (но с украинскими фамилиями), «работавший» по контракту в Боснии. Интересно, что за этим Ми-8 тянулся целый шлейф различных слухов. По некоторым источникам, эта машина в 1994 году была угнана из ВВС новой Югославии. Кроме того, в СМИ вообще утверждалось, что это вертолет якобы из состава российской контингента УНПРОФОР, что является в лучшем случае «газетной уткой».

В конце концов, терпение «миротворцев» из НАТО лопнуло и с согласия хорватского руководства (фактически не контролировавшего эту территорию) была разработана операция по «нейтрализации» аэродрома Удбина. Планирование этой операции облегчало то обстоятельство, что летное поле авиабазы отлично просматривалось с наблюдательных постов чешского батальона ООН располагавшихся на господствующих над Удбиной высотах. Так что, недостатка в самой свежей развединформации НАТО-вское командование не испытывало.

21 ноября в 11.30 американские F-15E, F\A-18D и французские и британские «Ягуары» бомбами с лазерным наведением атаковали аэродром, прикрывавшие его зенитные батареи, позиции ЗРК и близлежащие постройки. F-15E сбросили управляемые авиабомбы на участки скоростной автострады, прилегающие к авиабазе и использовавшиеся сербами в качестве запасных ВПП. Завершили начатое F-16, сбросившие несколько десятков кассетных бомб CBU-87. В общей сложности в операции участвовало 39 боевых самолетов, но полностью вывести из строя авиабазу и её средства ПВО так и не удалось. В ответ боснийские сербы захватили в заложники 300 французских военнослужащих сил ООН, после чего воздушные удары на время прекратились.

Очередной кризис с заложниками был связан с приходом нового командующего войсками ООН в Боснии, генерал - лейтенантом Рупертом Смитом, который весной 1995 года отдал приказ о начале массированных бомбардировок сербских позиций вокруг Сараево.

25 мая американские F-16 и испанские EF-18A бомбами с лазерным наведением «Пайвей» атаковали сербские объекты южнее Пале. По всей видимости, деньги налогоплательщиков были выброшены на ветер, так как на следующий день по этим же целям отработали и F-16 с Авиано. Чтобы оградить себя от дальнейших налетов, сербы прибегли к испытанному средству - в заложники были взяты 400 миротворцев.

2 июня 1995 года сербские зенитчики ракетой ЗРК «Квадрат» «сняли» F-16С (серийный №89-2032) одного из «героев 28 февраля» - капитана Скотта О`Греди, который сумел катапультироваться. Спасение пилота группой доблестного американского спецназа и его возвращение на родину было обставлено в США с большой помпой. Об этом взахлеб «говорили и показывали» по всем американским национальным телеканалам.

В июле атаки НАТО-вской авиации по сербским позициям продолжились с новой силой. Что, впрочем, не помешало сербам захватить Сребницу. Захват этого стратегически важного пункта был использован западными «миротворцами», в качестве повода для «окончательного решения сербского вопроса». Прежде всего, было решено поддержать хорватов, которые жаждали отвоевать территории, находившиеся с 1991 года под сербским контролем. Важная роль отводилась хорватским ВВС, которые к лету 1995 года насчитывали 20 МиГ-21, 40 Ми-8 и 15 Ми-24 и имели достаточный боевой опыт. О своем участие в боснийском конфликте в 1993-1995 гг. официальный Загреб предпочитает особо не распространяться, но известно, что 14 сентября 1993 г. ВВС Хорватии потеряли от огня сербской ПВО возле местечка Виргимность один Миг-21бис вместе с пилотом Мирославом Перишем. Свой последний вылет он совершил на самолете, угнанном 15 мая 1992 г. и получившем кроме бортового номера «103» собственное название – «Осветник (защитник) Вуковара». 2 мая 1995 г., над городом Стара Градиска, была поставлена финальная точка в карьере командира истребительной эскадрильи хорватских ВВС и одновременно хорватского «перебежчика №1» Рудольфа Перешина, сбитого на МиГ-21бис сербскими зенитчиками.

В январе 1995 г. Загреб в одностороннем порядке объявил о прекращении миротворческой миссии в регионе. Силы ООН должны были покинуть контролируемые территории до 31 марта. одновременно хорватские военные разработали план операции «Шторм» по уничтожению Республики Сербская Краина. Причем эта операция планировалась в тесном контакте западными генералами и была согласована с НАТО. Началась она с того, что 4 августа 1995 года четверка НАТО-вских самолетов (два F-18C под прикрытием пары ЕА-6В) противолокационными ракетами ХАРМ обстреляла две позиции сил ПВО Сербской Краины в районе Книн и Удбина. После такого налета хорватские Ми-8 высадили в тылу большой десант, который под командованием американских советников повел наступление в тыл сербам. С воздуха наступавших поддерживали хорватские МиГ-21. Всего ВВС Хорватии выполнили 180 боевых вылета. Хотя сербская ПВО, по докладам американцев, была подавлена, два хорватских самолета, по данным сербов, все же были сбиты. Превосходство в технике было полностью на стороне хорватов и вскоре с Сербской Краиной было покончено. В европейских столицах в этот период как на дрожжах росли антисербские настроения, поэтому хорватам все сошло с рук.

Для ВВС Республики Сербской это означало потерю важной авиабазы. Базировавшиеся на Удбину самолеты срочно перебазировались в Баню Луку, однако в качестве трофеев хорватам достались несколько G-2 «Галеб», J-21 «Ястреб», J-20, а так же легкие UTVA-66 и UTVA-75. Два дивизиона ЗРК С-75 «Двина» и дивизион «Квадратов» бывшей армии Сербской Краины влились в 155-ю ракетную бригаду ПВО боснийских сербов.

Вообще, к этому времени, мобильные ЗРК сербов, прежде всего «Квадраты» 172-го полка, стали постоянной «головной болью» западных «миротворцев». Батареи «Квадратов» постоянно меняли свои позиции и работа радиолокационных станций разведки целей 1С11 и станций обнаружения и целеуказания 1С91 этого комплекса неоднократно фиксировались радиотехнической разведкой на маршрутах пролета самолетов НАТО. Пример сбитого Скотта О`Греди, был, что называется перед глазами, что заставляло НАТО-вских пилотов относится к сербской ПВО с достаточным уважением. В августе командование «миротворческих сил» заявило: «Если излучение РЛС зенитно-ракетных комплексов направлено на самолет, он имеет право защищаться». Летчикам, обнаружившим факт облучения своих самолетов такими станциями было разрешено первыми атаковать позиции ЗРК. Одновременно дабы снизить риск возможных потерь, задачи воздушной разведки попытались максимально переложить на беспилотные летательные аппараты (БЛА). Но и тут были свои сложности.

Как показала практика, первые попавшие в Боснию БЛА GNAT-750 («Тайер-1»), не оправдали возлагавшихся на них надежд. Выяснилось, что они не могли обеспечить разведку ночью и в сложных метеоусловиях, так как имели только оптические датчики. Ко всему прочему, системы передачи данных с борта БЛА на землю тоже оказались весьма несовершенными. В результате из 30 разведполетов выполненных за зиму 1993-1994 годов, реально успешными были признаны только 12. Не удивительно, что «по результатам», подразделение БЛА было быстро выведено с Балкан обратно в Штаты.

«Второе пришествие» «беспилотников» в Боснию состоялось летом 1995 года. На этот раз это были БЛА RQ-1K/L «Предатор» («Тайер-II»), теперь принадлежащие ВВС США. Система в составе десяти БЛА с оптоэлектронным комплексом «Скайболл» была направлена в зону конфликта с базированием наземной станции управления в Албании, а командного пункта в Италии (в объединенном разведцентре «миротворцев» в Неаполе). БЛА интенсивно использовались в Боснии и Герцеговине до октября 1995 г. При этом, не обошлось без потерь. Оказалось, что средства ПВО боснийских сербов способны обнаруживать и поражать считавшиеся малозаметными «беспилотники». По официальным данным американцы потеряли два «Предатора». Один сбит сербами, когда недопустимо долго сопровождал транспортную колонну на небольшой высоте, из-за низкой облачности. На втором возникли неполадки в двигателе, и операторы ликвидировали его, наведя на гору. По другим источникам оба аппарата сбиты сербской ПВО. Вообще, по западным источникам, за силами ПВО Республики Сербской числят пять БЛА. Поскольку в Боснии США применяли и «беспилотники» других типов, например легкие БЛА «Пионер» (по официальным сообщениям, два «Пионера» были потеряны из-за технических неполадок), то, возможно, они как раз и входят в это число.

Тем временем 28 августа в Сараево 37 человек погибло от взрыва, очередной «неизвестно откуда» прилетевшей 120-мм минометной мины. Ответственность за обстрел сразу безо всякого разбирательства возложили на сербов. НАТО сразу начало готовить «операцию возмездия», в которой основная роль снова отводилась ударам с воздуха. Для её начала командующий «миротворческой» операцией в Виченце потребовал увеличения авиационной группировки до 350 самолетов, что было незамедлительно исполнено. Целями для «акции возмездия» получившей название операция «Делибрейт Форс» («Осторожный удар») стали сербские позиции вокруг Сараево. Первый этап операции начался в ночь с 29 на 30 августа с подавления системы ПВО боснийских сербов. В первой волне шли 14 «хорнетов», F-16 и ЕА-6В, несших противолокационные ракеты ХАРМ и управляемые авиабомбы «Пайвей». В ходе пяти налетов удар был нанесен на ранее намеченным целям: это были позиции ЗРК и РЛС система оповещения. Сразу после авиации по этим же объектам отработали американские боевые корабли из Адриатики, запустив несколько десятков крылатых ракет «Томагавк». Сербские радиоэлектронные средства были эффективно подавлены самолетами РЭБ EF-111A и EC-130H, непрерывно «висевшими» в небе над Боснией. В готовности также находились группы поисково-спасательной службы, но их услуги не понадобились, так как по НАТОВским самолетам не запустили с земли ни одной ракеты.

В результате первых атак были уничтожены РЛС расположенные на вершинах гор Яалиорина и Козара, а также около города Невешиние. Разрушен подземный командный пункт в Равна Планина около Сараево. Однако это было только начало, и воздушные рейды повторились в течение всего дня 30 августа. Теперь целями были склады вооружений, казармы, районы сосредоточения войск. Подверглась бомбардировке и столица боснийских сербов - Пале.

Все ударные группы сопровождались самолетами-разведчиками, которые фиксировали результаты налетов. Каждая группа получила свой позывной - «Альфа», «Браво», «Чарли», «Дельта» и «Эхо». Не повезло группе «Чарли», которой были выделены цели в районе Пале. Во время очередного захода французский «Мираж» 2000N-K2 из эскадры EC 2\3 «Шампань» был поражен ракетой ПЗРК «Стрела-2М» (вероятно югославского производства). Экипажу - летчику капитану Фредерику Шиффо и штурману-оператору - лейтенанту Жозе-Мануэлю Совине ничего не оставалось как воспользоваться катапультой. Оба благополучно приземлились, но тут же угодили в сербский плен. Попытки поисково-спасательной службы подобрать летчиков окончились неудачей. Вертолеты MH-53J из 20-й эскадрильи сил специальных операций США еще на подлете к месту падения «Миража» были обстреляны с земли, на их борту появились раненные. В связи с чем поиски свернули, сославшись на «нелетную погоду». В отличии от О`Греди французы задержались «в гостях» у сербов надолго. Только в декабре, когда конфликт уже закончился, они возвратились на родину, чему предшествовали трудные и секретные переговоры.

Вечером удары продолжились, теперь в атаках участвовали американские А-10 и голландские F-16, причем их основным оружием были ПТУР «Мейверик». Ночью свои цели нашли «ганшипы» АС-130Н из 16-й эскадрильи специального назначения. Несмотря на многочисленные победные реляции потери сербов в боевой технике были минимальные. К примеру уже после многодневных атак с воздуха они располагали пятьюдесятью (!) танками.

1-го сентября после небольшой паузы удары продолжились и снова в дело были пущены «Томагавки». Всего за первые два дня налетов, авиация НАТО совершила не менее 400 самолето-вылетов, израсходовав около 2000 авиабомб и ракет. К моменту завершения НАТО-вской «акция возмездия» 13 сентября, количество самолето-вылетов достигло уже 3515. Не смотря на все уверения западной пропаганды, «хирургических» ударов у авиации альянса не получилось. Большой материальный ущерб понесли сугубо гражданские объекты, были разрушены сотни жилых домов, имелись многочисленные жертвы среди мирного населения. Это не удивительно, так как удары наносились в основном со средних высот. Пилоты старались лишний раз не «подставляться» под огонь малокалиберной зенитной артиллерии и ПЗРК.

11 сентября, когда еще американские бомбы падали на головы сербов, воюющие стороны подписали план так называемых «Дейтоновских соглашений», по которым Босния делилась по формуле 49:51 в пользу мусульман. Через четыре дня боснийские сербы фактически окончили свою войну.

Последний вылет в боснийской войне авиация НАТО выполнила 9 октября 1995 года. Его мишенью была артиллерийская позиция сербов в районе Тузлы. По целеуказанию датского офицера пара F-16 из состава 510-й истребительной эскадрильи ВВС США сбросила бомбы с лазерным наведением.

Формально операция «Дэнни Флайт» была закончена 20 декабря 1995 года официальной церемонией на итальянской авиабазе Виченце.

Ударные самолеты ВВС Республики Сербской в этой войне выполнили около 700 боевых вылетов, налетав порядка 400 часов. Эта цифра не велика, поскольку объекты ударов, как правило, располагались как правило рядом с авиабазами и нередко боевой вылет длился всего 5-10 минут. Боевые потери составили два J-22 «Орао» и шесть J-21 «Ястреб». Вертолеты боснийских сербов за этот период перевезли 15880 пассажиров, 4029 раненных и 910 тонн различных грузов - главным образом медикаментов, продовольствия и боеприпасов. Вообще вертолеты были жизненно важны для Республики Сербской, поскольку они продолжали летать, не смотря на введенные ООН в «бесполетные» зоны. Особенно рискованными были полеты через узкий коридор соединявший западные районы Республики Сербской и Сербии. Несколько, вертолетов (в том числе один Ми-8) из 89-й смешанной вертолетной эскадрильи было сбито.

На счет сил ПВО боснийских сербов западные источники относят три самолета НАТО, пять БЛА, два хорватских МиГ-21бис и боснийский вертолет Ми-8. Зенитчики Сербской Краины смогли сбить (по тем же источникам) хорватский МиГ-21бис, мусульманский Ми-17 и украинский Ан-26, перевозивший оружие в мусульманский анклав Бихач. В целом НАТО-вские летчики оценили своих противников достаточно высоко. Недаром весной 1999 года, были предприняты все возможные меры, чтобы не допустить участие ветеранов боснийской войны в отражении натовской агрессии против Союзной Республики Югославия.

21 ноября 1995 года в США на авиабазе Райт-Паттерсон (г. Дейтон, штат Огайо) было парафировано соглашение о мире в республике, а 15 декабря в Париже был подписан соответствующий договор.

Гражданская война в Боснии закончилась. По данным западной печати, в ходе этой войны погибло около 200 тысяч человек и ещё до 2 миллионов стали беженцами. Потери многонациональных сил ООН за это время составили 213 убитых и 1485 раненых. Однако это был ещё не конец в кровавой драме Балкан. Мир на израненной земле Югославии так и не наступил. «Осторожный удар» очень скоро сменила «Союзническая сила»…





Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100