У всякого, мало-мальски интересующегося авиацией, упоминание о ВВС
Финляндии ассоциируется в первую очередь с самолетом-истребителем Фоккер
D-XXI.
Немного предыстории. Самолет был создан в Нидерландах в 1936 году. Финны
проявили интерес к новой машине, и уже в конце того же года фирме Фоккер был
выдан заказ на семь истребителей этого типа, а также приобретена лицензия на
выпуск 14 самолетов в самой Финляндии, на заводах компании Veltion
Lentokonetehdas. Некоторое время спустя была приобретена неограниченная
лицензия.
Зимой 1938-39 годов «фоккеры» начали поступать на вооружение авиагруппы
LLv-24 (Обозначения авиагрупп финских ВВС: LLv - Lentoluivue. Первая цифра -
номер полка, вторая - номер самой авиагруппы. Номера эскадрилий обозначались
цифрой перед буквенным кодом. Например - 2/LLV-24. С 1.01.42 аббревиатура LLv сменена на LeLv, а с 1.01.44 перед ней начали ставить букву,
обозначающую назначение авиагруппы: Н - истребительная, Р -
бомбардировочная, Т - разведывательная. Таким образом, LLv-24 стала сначала
LeLv-24, а затем - HLeLv-24), заменяя устаревшие бипланы Геймкок.
К 30 ноября 1939 года - дню начала Зимней войны - LLv-24 имела 36 D-XXI.
Группа состояла из пяти эскадрилий, базировавшихся на авиабазы Ильмола и
Суур-Мериоки, а ее командиром был капитан Г.Э.Магнуссон. Кроме того, три D-XXI находились на вооружении 1-го авиаполка, состоявшего из
разведывательных авиагрупп.
В первый день войны группа боев не вела. Боевой счет был открыт 1 декабря
1939 года, когда лейтенант Э.Луукканен на машине с обозначением FR-104 сбил
СБ. К концу дня летчики LLv-24 сбили 10 советских бомбардировщиков. Был
потерян FR-77 сержанта Кукконена, сбитый своими же зенитками. К концу
декабря группа сбила 36 бомбардировщиков и потеряла еще один самолет -
FR-111.
Наиболее памятный бой был проведен 5 января 1940 года, когда лейтенант Й.Сарванто и капитан П.Э.Савелиус атаковали семерку ДБ-3 Сарванто сбил
шесть, а Савелиус -одного. Первый стал к концу Зимней войны ведущем финским
асом, одержав 13 побед. Одиннадцать из них он добился на FR-97, а еще две -
на FR-87. Кроме того, на его счету две групповые победы.
Среди других асов LLv-24 можно назвать лейтенантов В.Пьетсия и К.Вирта, а
также капитана П.Э.Савелиуса, сбивших по семь самолетов. Имевший шесть побед
лейтенант Я.Вуорела погиб в бою 30 января 1940 года. Командир LLv-24, майор
Г.Магнуссон, имел к концу компании пять побед. Такой же счет имели сержант
П.Тилли, погибший 19 января, и лейтенант Т.Хугонанти, сбитый 30 февраля.
Будущий ас N1 финской авиации Э.Юутилайнен записал на свой счет в Зимней
войне две с половиной победы.
В составе этой же авиагруппы воевали и датские волонтеры. Самыми
результативными из них были У.Геттинг, сбивший три самолета, и Э.Фрийс -
два. Фрийс, а также еще один датчанин - Ф.Расмуссен, погибли.
Помимо борьбы с советской авиацией, в первую очередь бомбардировочной, «фоккеры»
LLv-24 занимались прикрытием разведчиков первого полка, своих
бомбардировщиков, а также сами совершали вылеты на разведку. В последнюю
неделю войны действия полка были направлены в основном против наземных
частей Красной Армии в районе Выборга.
К концу конфликта группа записала на свой счет 119 побед, а с учетом
побед прикомандированных летчиков и отдельного звена - 127. Свои потери
составили 12 машин, из них около половины в летных проишествиях.
В ходе боев D-XXI проявили себя неплохо. По мнению финских летчиков, он
по всем статьям превосходил И-15бис и «Чайку», уступая лишь И-16. Но на
вираже «фоккер» мог потягаться и с ним. Кроме того, самолет был вполне
устойчив при стрельбе из своих четырех пулеметов. Истребитель был прост при
наземной эксплуатации, мог успешно действовать с неподготовленных
аэродромов. Однако был строг на посадке и не прощал ошибок.
После окончания Зимней войны было решено пополнить парк «фоккеров»,
заказав их заводу в Темпере в количестве 50 штук. Так как двигатели «Меркури»,
применявшиеся на D-XXI, были необходимы и для строившиеся на том же
предприятии Бленхеймов, для истребителей решено было использовать
американские Пратт-Уиттни R-1535 «Твин Уосп Джаниэр». Правда, они были
тяжелее «Меркуриев» и имели заметно меньшую мощность, зато их было много.
Вся серия была закончена к июню 1943-го года.
К моменту вступления Финляндии в войну на стороне фашисткой Германии ее
ВВС имели около 70 D-XXI обеих модификаций (D-XXI «М» и D-XXI «P.W.» - «М» -
с двигателем Бристоль «Меркури», «P.W.» - с двигателем Пратт-Уиттни. В
некоторых источниках D-XXI «P.W.» обозначены как V.L. D-XXI). Они входили в
состав групп LLv-12, LLv-30, LLv-32, а также учебных частей. LLv-24 вскоре
после окончания Зимней войны перевооружилась на «брюстеры».
D-XXI «M» открыли счет финской авиации и в новой войне, сбив 25 июня 1941
года два ДБ-3. Это были машины LLv-32. В августе эта группа отдала свои «фоккеры»
LLV-14, перевооружившись на Кертисс Н-75.
В ходе начавшихся боев D-XXI применялись на всех участках
советско-финского фронта: в Карелии, на Карельском перешейке, над Финским
заливом и Ханко.
Кроме того, из состава LLv-30 была в середине сентября выделена
эскадрилья, которая пошла на формирование группы LLv-10. Это подразделение,
имея по три разведчика «Райпон» и Фоккер C-VE, воевало в Карелии до конца
ноября 1941 года, сбив 5 самолетов и потеряв 3 своих.
Над Ханко действовали D-XXI LLv-30. Они вели борьбу с советской авиацией
и морскими целями. Как вспоминают участники обороны полуострова, в воздушных
боях финнам здесь сбить ничего не удалось, а потеряли же они 12 «фоккеров».
Вместе с тем, им удалось вывести из строя несколько плавединиц.
К началу 1942 года в строю находилось 53 D-XXI. Они входили в состав
LeLv-12, LeLv-14 и LeLv-30. Надо отметить, что часть «фоккеров» была
переоборудована в фоторазведчики.
Самолеты LeLv-12 действовали над Ладогой, в основном против объектов
известной «Дороги жизни». LeLv-14 воевала в Карелии и потеряла несколько
своих истребителей. Так, 10 марта 1942 года , не вернулись два D-XXI, сбитые
«харрикейнами» 152 иап.
Наиболее активно Действовали машины LeLv-ЗО. В январе-марте 1942 года
группа приняла участие в боях за остров Гогланд. Ее машины совершали
разведывательные полеты над островом, налеты на советские войска и их
подкрепления, а также вели борьбу с самолетами балтийского флота, в основном
МБР-2, доставлявшими туда продовольствие и боеприпасы.
По советским данным, за указанный период отмечено невозвращение с задания
двенадцати самолетов Балтийского флота, в том числе трех МБР. Причина гибели
многих из них неизвестна, и можно предположить, что часть самолетов стала
добычей LeLv-30.
5 февраля отмечен бой истребителей ВВС Балтфлота с «фоккерами». Была
сбита одна финская машина и повреждены две советские.
20 февраля на лед возле Кронштадта упал по неизвестной причине D-XXI,
выполнявший, по всей видимости, разведывательный полет.
8 июля пара «двадцать первых» из LeLv-30 атаковала в районе острова
Соммерс Ил-4 1-го Гвардейского минно-трального авиаполка и повредила его.
Огнем стрелка один из нападавших был сбит.
В период действия на D-XXI, с 25 июня 1941 года по 27 марта 1943 года, LeLv-ЗО одержала 35 побед, потеряв 9 своих машин. Кроме того, самолеты
группы вели борьбу с кораблями и катерами Балтийского флота, добившись при
этом некоторых успехов.
Несколько забегая вперед отметим, что самыми результативными летчиками
LeLv-30 стали капитаны В.Кару и М.Калима, одержавшие соответственно 6 и 4
победы. Кроме того, В.Кару имел 3 победы в Зимней войне (из них одну на D-XXI, а остальные на MS-406).
Следующей по результативности на «фоккерах» была TLeLv-12, летчики
которой одержали с сентября 1941 г. по август 1944 десять побед. Общее же
число побед на D-XXI в 1941-44 годах составило 60 2/3.
На 1 января 1943 года у финнов оставалось 40 D-XXI, а через год - 35. В
1944 году завод в Темпере выпустил еще несколько D-XXI, оснащенных
двигателями «Пегасус» в 920 лс (Некоторые источники утверждают, что эта
партия была оснащена «Твин Уоспами»). К началу 1944 года было ясно, что в
качестве истребителя «двадцать первый» себя уже изжил, так как полностью
уступал новым советским машинам подобного назначения. Поэтому все «фоккеры»
были переведены в LeLv-12 и LeLv-14, где и встретили окончание боев с СССР,
совершая вылеты на разведку.
Сведений об участии D-XXI в боях с немцами в Лапландии не имеется, хотя в
составе HLeLv-28, сражавшейся против гитлеровцев на «моранах», было и пять «фоккеров»,
переданных туда из TLeLv-14 после ее расформирования 4 сентября 1944 года.
В течении 1944 года основная масса D-XXI была изьята из боевых частей и
передана в учебно-тренировочную группу TLeLv-35 и одну из авиашкол. К началу
1945 года в строю оставалось 36 самолетов. В связи с переформированием ВВС
Финляндии, часть из них была направлена в новую группу HLeLv-23, а основная
часть в школу пилотажа. В основном все они были списаны в 1948 году. FR-142,
на котором было одержано две победы, покинул ряды последним, 12 июня 1951
года. Общий налет D-XXI в ВВС Финляндии превысил 23000 часов. Так завершил
свою службу под знаменем Страны Суоми этот самолет, названный его летчиками
«громом войны». До настоящего времени уцелел только один экземпляр -FR-110
хранится в музее.