Уголок неба ¦ Fokker D-XXI в ВВС Финляндии

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Fokker D-XXI в ВВС Финляндии
             
         n Александр Котлобовский  



У всякого, мало-мальски интересующегося авиацией, упоминание о ВВС Финляндии ассоциируется в первую очередь с самолетом-истребителем Фоккер D-XXI.

Немного предыстории. Самолет был создан в Нидерландах в 1936 году. Финны проявили интерес к новой машине, и уже в конце того же года фирме Фоккер был выдан заказ на семь истребителей этого типа, а также приобретена лицензия на выпуск 14 самолетов в самой Финляндии, на заводах компании Veltion Lentokonetehdas. Некоторое время спустя была приобретена неограниченная лицензия.

Зимой 1938-39 годов «фоккеры» начали поступать на вооружение авиагруппы LLv-24 (Обозначения авиагрупп финских ВВС: LLv - Lentoluivue. Первая цифра - номер полка, вторая - номер самой авиагруппы. Номера эскадрилий обозначались цифрой перед буквенным кодом. Например - 2/LLV-24. С 1.01.42 аббревиатура LLv сменена на LeLv, а с 1.01.44 перед ней начали ставить букву, обозначающую назначение авиагруппы: Н - истребительная, Р - бомбардировочная, Т - разведывательная. Таким образом, LLv-24 стала сначала LeLv-24, а затем - HLeLv-24), заменяя устаревшие бипланы Геймкок.

К 30 ноября 1939 года - дню начала Зимней войны - LLv-24 имела 36 D-XXI. Группа состояла из пяти эскадрилий, базировавшихся на авиабазы Ильмола и Суур-Мериоки, а ее командиром был капитан Г.Э.Магнуссон. Кроме того, три D-XXI находились на вооружении 1-го авиаполка, состоявшего из разведывательных авиагрупп.

В первый день войны группа боев не вела. Боевой счет был открыт 1 декабря 1939 года, когда лейтенант Э.Луукканен на машине с обозначением FR-104 сбил СБ. К концу дня летчики LLv-24 сбили 10 советских бомбардировщиков. Был потерян FR-77 сержанта Кукконена, сбитый своими же зенитками. К концу декабря группа сбила 36 бомбардировщиков и потеряла еще один самолет - FR-111.

Наиболее памятный бой был проведен 5 января 1940 года, когда лейтенант Й.Сарванто и капитан П.Э.Савелиус атаковали семерку ДБ-3 Сарванто сбил шесть, а Савелиус -одного. Первый стал к концу Зимней войны ведущем финским асом, одержав 13 побед. Одиннадцать из них он добился на FR-97, а еще две - на FR-87. Кроме того, на его счету две групповые победы.

Среди других асов LLv-24 можно назвать лейтенантов В.Пьетсия и К.Вирта, а также капитана П.Э.Савелиуса, сбивших по семь самолетов. Имевший шесть побед лейтенант Я.Вуорела погиб в бою 30 января 1940 года. Командир LLv-24, майор Г.Магнуссон, имел к концу компании пять побед. Такой же счет имели сержант П.Тилли, погибший 19 января, и лейтенант Т.Хугонанти, сбитый 30 февраля. Будущий ас N1 финской авиации Э.Юутилайнен записал на свой счет в Зимней войне две с половиной победы.

В составе этой же авиагруппы воевали и датские волонтеры. Самыми результативными из них были У.Геттинг, сбивший три самолета, и Э.Фрийс - два. Фрийс, а также еще один датчанин - Ф.Расмуссен, погибли.

Помимо борьбы с советской авиацией, в первую очередь бомбардировочной, «фоккеры» LLv-24 занимались прикрытием разведчиков первого полка, своих бомбардировщиков, а также сами совершали вылеты на разведку. В последнюю неделю войны действия полка были направлены в основном против наземных частей Красной Армии в районе Выборга.

К концу конфликта группа записала на свой счет 119 побед, а с учетом побед прикомандированных летчиков и отдельного звена - 127. Свои потери составили 12 машин, из них около половины в летных проишествиях.

В ходе боев D-XXI проявили себя неплохо. По мнению финских летчиков, он по всем статьям превосходил И-15бис и «Чайку», уступая лишь И-16. Но на вираже «фоккер» мог потягаться и с ним. Кроме того, самолет был вполне устойчив при стрельбе из своих четырех пулеметов. Истребитель был прост при наземной эксплуатации, мог успешно действовать с неподготовленных аэродромов. Однако был строг на посадке и не прощал ошибок.

После окончания Зимней войны было решено пополнить парк «фоккеров», заказав их заводу в Темпере в количестве 50 штук. Так как двигатели «Меркури», применявшиеся на D-XXI, были необходимы и для строившиеся на том же предприятии Бленхеймов, для истребителей решено было использовать американские Пратт-Уиттни R-1535 «Твин Уосп Джаниэр». Правда, они были тяжелее «Меркуриев» и имели заметно меньшую мощность, зато их было много. Вся серия была закончена к июню 1943-го года.

К моменту вступления Финляндии в войну на стороне фашисткой Германии ее ВВС имели около 70 D-XXI обеих модификаций (D-XXI «М» и D-XXI «P.W.» - «М» - с двигателем Бристоль «Меркури», «P.W.» - с двигателем Пратт-Уиттни. В некоторых источниках D-XXI «P.W.» обозначены как V.L. D-XXI). Они входили в состав групп LLv-12, LLv-30, LLv-32, а также учебных частей. LLv-24 вскоре после окончания Зимней войны перевооружилась на «брюстеры».

D-XXI «M» открыли счет финской авиации и в новой войне, сбив 25 июня 1941 года два ДБ-3. Это были машины LLv-32. В августе эта группа отдала свои «фоккеры» LLV-14, перевооружившись на Кертисс Н-75.

В ходе начавшихся боев D-XXI применялись на всех участках советско-финского фронта: в Карелии, на Карельском перешейке, над Финским заливом и Ханко.

Кроме того, из состава LLv-30 была в середине сентября выделена эскадрилья, которая пошла на формирование группы LLv-10. Это подразделение, имея по три разведчика «Райпон» и Фоккер C-VE, воевало в Карелии до конца ноября 1941 года, сбив 5 самолетов и потеряв 3 своих.

Над Ханко действовали D-XXI LLv-30. Они вели борьбу с советской авиацией и морскими целями. Как вспоминают участники обороны полуострова, в воздушных боях финнам здесь сбить ничего не удалось, а потеряли же они 12 «фоккеров». Вместе с тем, им удалось вывести из строя несколько плавединиц.

К началу 1942 года в строю находилось 53 D-XXI. Они входили в состав LeLv-12, LeLv-14 и LeLv-30. Надо отметить, что часть «фоккеров» была переоборудована в фоторазведчики.

Самолеты LeLv-12 действовали над Ладогой, в основном против объектов известной «Дороги жизни». LeLv-14 воевала в Карелии и потеряла несколько своих истребителей. Так, 10 марта 1942 года , не вернулись два D-XXI, сбитые «харрикейнами» 152 иап.

Наиболее активно Действовали машины LeLv-ЗО. В январе-марте 1942 года группа приняла участие в боях за остров Гогланд. Ее машины совершали разведывательные полеты над островом, налеты на советские войска и их подкрепления, а также вели борьбу с самолетами балтийского флота, в основном МБР-2, доставлявшими туда продовольствие и боеприпасы.

По советским данным, за указанный период отмечено невозвращение с задания двенадцати самолетов Балтийского флота, в том числе трех МБР. Причина гибели многих из них неизвестна, и можно предположить, что часть самолетов стала добычей LeLv-30.

5 февраля отмечен бой истребителей ВВС Балтфлота с «фоккерами». Была сбита одна финская машина и повреждены две советские.

20 февраля на лед возле Кронштадта упал по неизвестной причине D-XXI, выполнявший, по всей видимости, разведывательный полет.

8 июля пара «двадцать первых» из LeLv-30 атаковала в районе острова Соммерс Ил-4 1-го Гвардейского минно-трального авиаполка и повредила его. Огнем стрелка один из нападавших был сбит.

В период действия на D-XXI, с 25 июня 1941 года по 27 марта 1943 года, LeLv-ЗО одержала 35 побед, потеряв 9 своих машин. Кроме того, самолеты группы вели борьбу с кораблями и катерами Балтийского флота, добившись при этом некоторых успехов.

Несколько забегая вперед отметим, что самыми результативными летчиками LeLv-30 стали капитаны В.Кару и М.Калима, одержавшие соответственно 6 и 4 победы. Кроме того, В.Кару имел 3 победы в Зимней войне (из них одну на D-XXI, а остальные на MS-406).

Следующей по результативности на «фоккерах» была TLeLv-12, летчики которой одержали с сентября 1941 г. по август 1944 десять побед. Общее же число побед на D-XXI в 1941-44 годах составило 60 2/3.

На 1 января 1943 года у финнов оставалось 40 D-XXI, а через год - 35. В 1944 году завод в Темпере выпустил еще несколько D-XXI, оснащенных двигателями «Пегасус» в 920 лс (Некоторые источники утверждают, что эта партия была оснащена «Твин Уоспами»). К началу 1944 года было ясно, что в качестве истребителя «двадцать первый» себя уже изжил, так как полностью уступал новым советским машинам подобного назначения. Поэтому все «фоккеры» были переведены в LeLv-12 и LeLv-14, где и встретили окончание боев с СССР, совершая вылеты на разведку.

Сведений об участии D-XXI в боях с немцами в Лапландии не имеется, хотя в составе HLeLv-28, сражавшейся против гитлеровцев на «моранах», было и пять «фоккеров», переданных туда из TLeLv-14 после ее расформирования 4 сентября 1944 года.

В течении 1944 года основная масса D-XXI была изьята из боевых частей и передана в учебно-тренировочную группу TLeLv-35 и одну из авиашкол. К началу 1945 года в строю оставалось 36 самолетов. В связи с переформированием ВВС Финляндии, часть из них была направлена в новую группу HLeLv-23, а основная часть в школу пилотажа. В основном все они были списаны в 1948 году. FR-142, на котором было одержано две победы, покинул ряды последним, 12 июня 1951 года. Общий налет D-XXI в ВВС Финляндии превысил 23000 часов. Так завершил свою службу под знаменем Страны Суоми этот самолет, названный его летчиками «громом войны». До настоящего времени уцелел только один экземпляр -FR-110 хранится в музее.








Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100