С началом фолклендской войны аргентинское руководство обнаружило, что военные неудачи связаны не только с превосходящей мощью английского флота, но и с отсутствием современного оружия.
В частности следовало срочно предпринять меры по охране судов от флота неприятеля. Эту задачу могли решить специализированные самолеты-торпедоносцы, однако у Аргентины их в наличии не имелось.
Проблема обострилась, когда 2-го мая 1982 г. английские субмарины потопили аргентинский крейсер "Генерал Белграно".
Для предотвращения повторных атак ВМС срочно вывели все суда к побережью, на мелководье. А военно-воздушные силы, несмотря на отсутствие подобного опыта, стали рассматривать возможность приспособления
некоторых своих самолетов для нанесения ударов по наводным целям.
В середине мая 1982 г. Стратегическое Воздушное Командование ВВС решили провести ряд испытательных мероприятий, с целью определить эффективность использования штурмовика IA-58 Пукара в качестве
торпедоносца.
Основным оружием должны были послужить старые американские торпеды Mk.13, которые на тот момент почти полностью сняли с вооружения ВМФ. Построенные в 1943-1945 гг. торпеды предназначались как для
морских, так и для воздушных пусков и считались вполне надежным оружием. Аргентинский флот применял их много лет, используя в качестве носителя летающие лодки PBY-5A Каталина. Скорость сброса, в такой
конфигурации составляла 90 узлов.
Выбор пал на Mk.13 в основном по той причине, что у аргентинцев не было другого оружия, а устаревших торпед имелось в достатке. Коммодор Хорхе С. Раймонди, возглавивший проект, прибыл на
военно-морскую базу Пуэрто Велграно и наладил сотрудничество с флотскими специалистами. Моряки в кратчайшие сроки привели в готовность значительное число торпед, уже много лет лежавших без дела, и
оборудовали их специальными креплениями для установки на самолеты.
21-го мая на ВПП авиабазы Команданте Эспора приземлилась Пукара с бортовым кодом AX-04. Формально машина была приписана к летно-испытательному центру (Centro de Ensayos en Vuelo [CEV]) в Кордобе. За
штурвалом сидел капитан Рогелио Р.Марсиалетти, в кресле наблюдателя - Марио А.Лойакано (оба так же из CEV).
Машина (серийный номер А-509) была из стандартной партии, но модернизированная для испытания вооружения и разных авиационных систем. В числе прочего на ней была установлена камера, чтобы не было
лишним, так как требовалось запечатлеть момент сброса торпеды. Сама торпеда крепилась на подвеске американкой конструкции типа Aero 20A-1.
Первый пуск произвели 22-го мая. Торпеда не оснащалась боевой частью. Зона испытаний находилась в 40 милях от Пуэрто Белграно, где была подходящая глубина. Самолет сбросил торпеду в 20-грудусном
пикировании на скорости 300 узлов с высоты 100 метров. При столкновении с водной поверхностью торпеда разрушилась. То же самое произошло и во время второго пуска, произведенного на следующий день.
Торпеду на этот раз сбросили в 45-го градусном пикировании на скорости 250 узлов с высоты 200 метров.
Стало очевидно, что сделать из Пукары торпедоносец будет делом непростым. В первую очередь сказывалось отсутствие какой-либо документации по эксплуатации торпед Mk.13. Единственное, что было известно:
торпеда должна войти в воду под углом примерно 20 градусов. Если угол окажется более острым, торпеда срикошетит от воды и разрушится, если же перекос произойдет в другую сторону - погрузиться на
большую глубину и результат будет тот же.
На помощь пришли отставные офицеры-оружейники, ранее занимавшиеся Mk.13. С их помощью провели модернизацию торпеды: в носовой части установили аэродинамические тормоза, а в хвостовой -
стабилизатор-биплан.
После всех этих изменений 24-го мая в районе залива Сан-Жозе наконец-то совершили первый успешный пуск. Торпеду сбросили в горизонтальном полете с высоты 15 метров. В результате испытаний определили
оптимальную скорость для сброса - 200 узлов. Если самолет летел быстрее - торпеда уходила на дно.
Всего совершили 7 пусков, в том числе 10-го июня - с боевой часть. Этот пуск проводили в районе порта Санта-Круз с машины A-566, заменившей к тому времени AX-04.
Последнюю попытку назначили на 14-е июня в районе Пингвиньего острова (около Пуэрто Десидо). Это место выбрали из-за большой глубины. Однако к моменту, когда все было готово, испытания отменили.
Аргентинские войска на Фолклендах капитулировали и торпедоносец стал не нужен. Так с концом войны закончилась и карьера Пукары, как носителя торпед. Задействованные в испытаниях самолеты вернулись в
свои части.
В заключении стоит упомянуть, что помимо роли торпедоносца на Пукары пытались возложить некоторые другие "морские" задачи. Несколько Пукар из 3-ей ударной группы, размещенные в аэропорту Ла-Плата
(Буэнос-Айрес), использовались для проведения антисубмаринного патрулирования подходов к Рио де Ла-Плата. 9-го июня во время одного из таких вылетов в районе Аталаи (Буэнос-Айрес) в результате аварии
потеряли машину A-526.
Так же рассматривалась возможность использовать Пукар для минирования пролива Сан-Карлос минами Mk.12. Однако по техническим причинам от этого отказались.
Краткая история вовлеченных в испытания самолетов
IA-58A (c/n 009) AX-04:
Принят на вооружение FMA 5/7/77 как A-509. Передан в CEV 19/9/77, в октябре 77 получил код AX-04. Использовался для всевозможных испытаний, в частности по программе IA-63 Пампа. После налета 1050
часов, передан на капремонт, который начался в 1986, он так и не был закончен. Машину списали и отправили на хранение в Кордобу, а затем установили как мемориал в Рио Терцеро с фиктивным кодом A-537.
IA-58A (c/n 067) код A-566:
Принят на вооружение FMA 17/11/81. В составе CEV с 7/5/82, где использовался для различных испытаний. Назначен в 4-ю ударную эскадрилью. Позднее передан в 3-ю ударную группу, где находится на хранении
и по сей день.
(с) Atilio Marino, Javier Mosquera,Vladimiro Cettolo
http://www.laahs.com/artman/publish/article_105.shtml
Перевод: Григорий Иванов (Палитра Крыла http://wp.scn.ru/)
Уголок неба. 2005
|