Уголок неба ¦ Авиация в Корее, 1952 год

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Авиация в Корее, 1952 год
             
         n Игорь Сеидов  


Все войны состоят из череды ежедневных локальных боев. Но главные события, которые зачастую определяют исход конфликта, происходят во времена генеральных сражений, когда решается судьба той или иной боевой операции, а порою и всей войны.

В данной работе речь пойдет об одном из таких сражений, произошедшем в период войны в Корее, на заключительном ее этапе, а точнее, в конце 1952 года. Но сначала необходимо вкратце поведать о том, что предшествовало этому сражению, как развивались события в небе над Корейским полуостровом.

Активная воздушная война продолжалась без перерыва три года, и если на земле широкомасштабные боевые действия закончились еще в 1951-м, а все остальное время шли довольно вялые позиционные бои местного значения, то в воздухе почти ежедневно вспыхивали жаркие схватки с участием десятков, а то и сотен самолетов.

Надо отметить, что характер воздушного противоборства в 1952 году существенно изменился по сравнению с предшествующим периодом. В 1950 году шла неравная борьба молодых и малочисленных ВВС КНДР с мощной авиацией сил ООН, на 90% представленной авиачастями ВВС и ВМС США. Всю авиацию Корейской Народной Армии (КНА) представляли чуть более сотни поршневых самолетов, что не шло ни в какое сравнение с превосходящей ее по численности почти в 10 раз авиацией ООН, половина которой состояла из реактивных машин. Поэтому исход борьбы за господство в воздухе на данном этапе был предрешен.

Только вступление в войну на стороне КНДР китайских народных добровольцев (КНД) численностью до полумиллиона человек и прикрытие их с воздуха авиачастями Советских ВВС на реактивной технике в конце осени 1950 года спасло КНА от полного разгрома. И хотя преимущество в воздухе по-прежнему было на стороне авиации ООН, авиачасти сформированного в конце октября 1950 года в КНР советского 64-го авиакорпуса ПВО сыграли важную роль в обеспечении контрнаступления частей КНА и КНД. В ходе этого наступления войска интервентов были отброшены за 38-ю параллель, и тем самым освобождена вся территория КНДР.

Конечно, пока еще малочисленный 64-й ИАК, имевший в своем составе две неполные истребительные авиадивизии (чуть более сотни истребителей МиГ-15), не мог в полной мере прикрыть всю территорию Северной Кореи. Поэтому в небе по-прежнему господствовала авиация сил ООН, а наземные войска КНА и КНД несли большие потери от вражеских воздушных налетов. Однако в прифронтовой зоне "Ооновские" летчики уже не чувствовали себя так вольготно, как раньше.

В 1951 году 64-й ИАК был заметно усилен, но не столько в количественном отношении (в него по-прежнему входили две истребительные авиадивизии), сколько в качественном. На протяжении всего 1951 года в составе 64-го ИАК действовало около 200 реактивных истребителей МиГ-15бис, что не идет ни в какое сравнение с противостоящими им более чем 1500 самолетами сил ООН на тот период. Однако решающее значение имел тот факт, что летный состав обеих авиадивизий почти на 60% состоял из опытных воздушных бойцов, имевших опыт Великой Отечественной войны, а также довольно большой налет на реактивной технике. По этим показателям они не уступали летчикам сил ООН, в том числе и пилотам США. Надо добавить, что полками и дивизиями корпуса управляли опытные командиры, прошедшие горнило войны и в большинстве своем имевшие звание Героя Советского Союза.

Все это вместе взятое определило исход воздушного противостояния в тот год в нашу пользу. Район действий "Мигов" постепенно расширялся вглубь территории Северной Кореи и достиг столицы КНДР -Пхеньяна. Этот район американские летчики прозвали "Аллеей Мигов". Здесь пилоты ООН появлялись с большой опаской. Встреча с "Мигами" почти всегда означала не только провал боевой задачи, но и реальную угрозу гибели.

В 1951 году советские летчики из состава 303-й и 324-й авиадивизий, входивших в 64-й ИАК, в нескольких крупных воздушных сражениях нанесли серьезный урон авиации ООН. Особенно пострадали авиачасти, оснащенные устаревшей поршневой техникой. Понесли большие потери авиагруппы истребителей-бомбардировщиков F-51 "Мустанг" и бомбардировочные авиагруппы, вооруженные бомбардировщиками В-26 "Инвэйдер" и В-29 "Суперфортресс". Советские летчики почти полностью вытеснили их из "Аллеи Мигов", а В-29 были вынуждены начать действовать в небе Кореи только ночью.

Эффективно сражаться с "Мигами" могли лишь пилоты, воевавшие на реактивных истребителях F-86 "Сэйбр", но и их советские летчики заставили себя уважать, доказав, что "Сэйбры" отнюдь не "короли" корейского неба.

Но в дальнейшем ход воздушной войны вновь изменился. Во-первых, претерпел изменения количественный и качественный состав авиации противоборствующих сторон. Так, личный состав 64-го ИАК был полностью заменен в начале 1952 года, причем не в лучшую сторону. Вместо опытных и хорошо подготовленных частей ВВС Московского Военного Округа на войну были посланы авиачасти ПВО из других округов, только что пересевшие на реактивную технику. Летный состав этих частей был на 90% укомплектован молодыми пилотами, окончившими авиаучилища в 1948 - 1949 годах и, естественно, не имевшими никакого боевого опыта.

Во-вторых, изменился состав сил ООН. Теперь по "Аллее Мигов" в дневное время летали только "Сэйбры" и реактивные истребители-бомбардировщики "Тандерджет" и "Шутинг Стар". Перехватывать большие группы скоростных, маневренных и хорошо вооруженных машин нашим пилотам стало гораздо труднее, а заслоны из "Сэйбров" зачастую препятствовали "Мигам" добраться до ударных самолетов.

Кроме того, видоизменилась тактика действий авиации ООН в "Аллее Мигов". Имея в своем составе уже две группы F-86, американцы не только увеличили число истребителей в заслонах, но и стали заниматься блокировкой аэродромов 64-го ИАК, расположенных на китайской территории.

В 1952 году в "Аллее Мигов" действовали три авиагруппы истребителей-бомбардировщиков F-84 "Тандерджет", две авиагруппы истребителей-бомбардировщиков F-80 "Шутинг Стар" и две группы перехватчиков F-86 "Сэйбр".

Все летчики этих соединений имели солидный налет на реактивной технике и богатый боевой опыт.

Начиная с марта и до августа 1952 года им противостояли две советские авиадивизии; 97-я ИАД ПВО двухполкового состава и 190-я ИАД ВВС трехполкового состава, всего около 180 боеспособных истребителей МиГ-15бис. Данная смена действовала менее успешно, чем все предыдущие, но в этом не было вины самих пилотов, которых внезапно и без подготовки бросили в бой против опытного и сильного врага, летавшего на современных типах боевых самолетов. Командование советских ВВС решило таким неординарным способом проверить, насколько готовы к современной войне наши молодые летные кадры, только что закончившие авиаучилища, а также части ПВО страны.

Надо сказать, что это было явно неправильное и несвоевременное решение. Оно повлекло за собой потерю инициативы и утрату господства в воздухе. Как следствие, возросли потери, А главное - американцы почувствовали свою силу, из-за чего война в Корее затянулась еще почти на целый год.

В итоге летчикам 97-й и 190-й авиадивизий за весь период действий в небе Кореи только семь раз удалось прорваться через заслон из "Сэйбров" и атаковать боевые порядки штурмовиков, но и это достигалось огромными усилиями летчиков и ценой больших потерь. Бывало, правда, и так, что пилоты американских истребителей-бомбардировщиков, узнав по радио о приближении "Мигов", попросту прекращали штурмовку наземных целей и уходили в море, куда советским летчикам залетать запрещалось. А после того как "Миги", израсходовав горючее и боекомплект в бою с "Сэйбрами", поворачивали на базы, штурмовики возвращались и продолжали свою работу.

Первый удачный перехват истребителей-бомбардировщиков летчики новой смены осуществили 11 марта, когда в районе Анджу пилоты 821-го ИАП атаковали шестерку F-80 и в скоротечном бою сбили четыре из них. Согласно докладам пилотов, спаслась только одна пара "Шутинг Старов", да и то благодаря пришедшим на помощь "Сэйбрам", один из которых также был сбит. Американцы признали потерю в этот день одного "Сэйбра" из 51 -й группы перехватчиков (ГП) и одного "Тандерджета" из 49-й истребительно-бомбар-дировочной авиагруппы (ИБГ).

Скорее всего, наши летчики ошиблись в идентификации целей и на самом деле атаковали не "Шутинг Стары", а весьма похожие на них силуэтом "Тандерджеты". Характерно, что в начале своей боевой службы в Корее летчики 97-й и 190-й ИАД называли все американские истребители-бомбардировщики с прямым крылом "Шутинг Старами".

Следующая встреча с вражеской ИБА состоялась 24 марта, когда летчикам 97-й ИАД удалось перехватить уходящую к морю (видимо, предупрежденную по радио) группу F-80 (на самом деле это опять были F-84). Наши летчики смогли атаковать только замыкающие строй самолеты, сбив один "Шутинг Стар". Однако этот незначительный успех стоил 97-й ИАД трех самолетов (еще один поврежден) и двух пилотов. Два из них сбили подоспевшие "Сэйбры", а еще один расстреляли по ошибке свои же зенитчики (летчик спасся).

Всего же 24 марта советским летчикам засчитали пять воздушных побед (один F-80 и четыре F-86), однако собственные потери также составили пять машин. Погибли двое пилотов и еще два были ранены.

Согласно американским данным, 24 марта над Кореей были сбиты два F-84E из 49-й ИБГ и два F-86A из 4-й ГП.

30 апреля нашим удалось перехитрить радиоразведку и посты РЛС 5-й Воздушной Армии США, скрытно выдвинув в предполагаемый район действий вражеской ИБА группу из шести "Мигов". Эта группа из 16-го ИАП перехватила восемь штурмовиков F-80, летевших без сопровождения. Наши летчики без потерь сбили шесть из них и благополучно вернулись на свой аэродром.

Еще одну группу штурмовиков, состоящую из "Тандерджетов", атаковали в этот день летчики 494-го ИАП и сбили один F-84. В бою с прикрывавшими их "Сэйбрами" наши летчики одержали еще одну победу и также без потерь вернулись на базу. Американцы смогли "отомстить" только в конце дня, сбив при заходе на посадку один из "Мигов" 16-го ИАП - его пилот спасся на парашюте.

Командование 5-й ВА США признало потерю в этот день только двух F-80 из 35-й и 36-й истребительно-бомбардировочных эскадрилий (ИБЭ). Китайцы заявили, что к ним в плен попали двое катапультировавшихся американских пилотов.

Более удачным для летчиков 64-го ИАК выдался следующий месяц май, в котором они нанесли противнику ряд чувствительных ударов. Так, 13 мая при отражении налета на город Синыйджу летчики 148-го ГИАП перехватили группу F-80 и, отогнав их от города, сбили два самолета. В тот же день летчикам 821-го ИАП удалось перехватить группу F-84 и также прогнать их в море, сбив один "Тандерджет". В последующем бою с подоспевшими "Сэйбрами" они сбили еще один истребитель и без потерь возвратились на базу.

Американцы вновь "подсластили пилюлю" неудачного для них дня, сбив на посадке один МиГ из состава 494-го ИАП (пилот катапультировался). К этому надо добавить, что 13 мая попал в плен командир 4-й ГП полковник УокерМахурин. На допросе Махурин рассказал, что он возглавлял группу F-86,переделанных в истребители-бомбардировщики, которая выполняла один из первых боевых вылетов в этом новом для себя качестве. По словам Махурина, над целью его сбили зенитчики, а по версии советской стороны - летчики 190-й ИАД.

Кроме "Сэйбра" Махурина, американцы признали в тот день потерю одного F-80C из 80-й ИБЭ.

Через четыре дня, 17 мая в "Аллее Мигов" разыгралось несколько воздушных сражений. Сначала 20 летчиков из 821-го ИАП, которых лидировал сам командир полка Герой Советского Союза подполковник Г.Ф.Дмитрюк, были наведены по радио на группу F-84. Прикрывавшие их "Сэйбры" шли выше штурмовиков, за облаками, и ждали "Мигов" сверху. Но наши летчики скрытно подошли снизу и внезапно атаковали строй "Тандерджетов", которые сообразили, что их атакуют, только увидев пушечные "трассы" и взрывы снарядов. В панике пилоты "Тандерджетов" бросились врассыпную. Однако не всем из них удалось добраться до моря. Пять F-84 упали охваченные пламенем (только одного пилота смогли подобрать на следующий день летчики 3-й спасательной эскадрильи ВМС США). "Сэйбры" так и не успели прийти им на помощь, и все летчики 821-го ИАП благополучно вернулись на свой аэродром.

В тот же день пилоты 494-го ИАП перехватили еще одну группу F-84 и отогнали их в море, успев сбить один самолет. Что удивительно, в этом налете принимали участие и несколько групп поршневых штурмовиков F-51 "Мустанг" из 35-й ИБГ. Видимо, американское командование понадеялось, что "Мигов" на них не хватит, но просчиталось. Пилотам 821-го ИАП удалось перехватить группу "Мустангов" и сбить или подбить одну машину.

Согласно американским данным, потери этого дня действительно ока-зались весьма значительны. На аэродромы в Южной Корее не вернулись три F-84E из 49-й ИБГ, один F-84D из 136-й ИБГ и один F-80C из 8-й ИБГ.

Очередная встреча с противником состоялась через неделю, 25-го мая. Произошло несколько боев летчиков 97-й и 190-й авиадивизий с группами штурмовиков F-84 и прикрывавшими их "Сэйбрами". В этот день удачно действовали операторы РЛС выносного пункта управления 64-го ИАК, которые точно вывели группы "Мигов" на приближавшиеся штурмовики. Дальнейшее было "делом техники": летчики 148-го ГИАП, дважды удачно атаковали небольшие группы "Тандерджетов" и сбили три F-84. В тот же день пилоты этого гвардейского полка перехватили группу поршневых штурмовиков, идентифицированных ими как "Корсары", и сбили одну машину. "Сэйб-ры" из групп сопровождения так и не сбили ни одного "Мига", а сами потеряли один истребитель.

Так же удачно действовали в этот день и летчики 821 -го ИАП, которые перехватили на малой высоте группу F-84 и умелыми атаками сбили два из них. Остальные тут же покинули район штурмовки и улетели в море.

Только в одном из боев летчикам "Сэйбров" удалось отбить атаку "Мигов" из 256-го ИАП на группу "Тандерджетов" и нанести потери нашим летчикам. Было сбито два истребителя, один пилот погиб. Еще один МиГ совершил аварийную посадку вне аэродрома из-за нехватки топлива.

Как ни странно, надо отметить, что у американцев за этот день не числится ни одного сбитого "Тандерджета". В списке потерь значится только один F-86A из 4-й ГП и один "Скайрейдер", возможно, принятый нашими летчиками за "Корсар".

Еще одна воздушная схватка произошла в последний день мая. По заявлению летчиков 148-го ГИАП, они перехватили группу винтовых машин и четырех из них сбили. В документах 64-го корпуса указано, что сбитые самолеты являлись "Мустангами", но по докладам летчиков 148-го ГИАП это были "палубные штурмовики". Американские сводки о потерях свидетельствуют, что корпусные документы ближе к истине. За 31 мая в них числятся два сбитых F-51D из 18-й ИБГ и один "Мустанг" - фоторазведчик RF-51D из той же авиагруппы. Очевидно, он должен был зафиксировать на пленку результаты налета.

В тот же день летчики 821-го ИАП также перехватили группу поршневых штурмовиков, сбив один из них. Корпус потерял всего однин МиГ -"Сэйбры" - "блокировщики" подловили его на взлете. Погиб опытный летчик - командир звена капитан И.Ф.Денисов, одержавший в небе Кореи две победы.

6 июня группа F-84E из состава 7-й эскадрильи 94-й ИБГ ВВС США совершила налет на Чонгджу. Их перехватили и успешно атаковали летчики 494-го ИАП, ведомые командиром полка подполковником Г.Ф. Дмитрюком. Согласно докладам пилотов, им удалось сбить три F-84.

Американцы подтвердили лишь то, что в этот день действительно имела место атака "Мигами" их самолетов, в результате которой "Тандерджет" 2-го лейтенанта У.Хита получил 80 осколочных пробоин и полуметровую дыру в правом крыле от снаряда авиапушки. Летчик с трудом дотянул до своей базы в Южной Корее. Самолет впоследствии пришлось списать, как не подлежащий ремонту.

Заходя на посадку, уже над аэродромом Аньдун, наши летчики подверглись атаке "Сэйбров" из 335-й эскадрильи 4-й ГП и потеряли два "Мига". Правда, обошлось без жертв - оба пилота благополучно катапультировались.

В этот же день и над тем же аэродромом подверглись атаке летчики 148-го ГИАП. Их атаковали на взлете "Сэйбры" из состава 25-й эскадрильи 51-й ГП, которые сбили пару "Мигов". Катапультные кресла вновь спасли жизнь пилотам. В итоге 6 июня нашими было сбито три F-84 (но американцы признали потерю только одного) ценой потери четырех своих самолетов. Янки могли отпраздновать победу.

В начале июля была выведена во второй эшелон 97-я ИАД ПВО, которая не слишком удачно действовала в небе Кореи, неся ощутимые потери. Дивизия перебазировалась на тыловые аэродромы Северо-восточного Китая Мукден и Аньшань и еще в течение месяца иногда выполняла боевые вылеты в основном с задачей деблокирования передовых аэродромов 64-го ИАК. Ее сменила 133-я ИАД ПВО, в том же месяце вступившая в боевые действия.

Крайне неудачным днем для летчиков оставшейся 190-й ИАД стало 4 июля. В этот день 70 истребителей-бомбардировщиков F-84e под прикрытием около 50 "Сэйбров" предприняли массированный налет на Супхунскую ГЭС и военную академию КНА в городе Сакчу. На отражение налета были подняты два авиаполка 190-й ИАД (494-й и 821-й), всего 53 самолета. Первыми ушли на перехват три эскадрильи 494-го полка, которых наводили с земли на группу "Тандерджетов". Но наши авианаводчики упустили из виду летевшие выше и за облаками "Сейбры". В результате неожиданной атаки сверху были сбиты сразу пять наших самолетов, а в ходе дальнейшего боя - потеряно еще два. Летчикам 494-го пришлось поодиночке выходить из боя. Помогла им в этом подоспевшая группа "Мигов" из 256-го ИАП, которые сбили два "Сэйбра" и связали боем остальных. Вскоре схватка завершилась, так как у американцев заканчивалось горючее и боеприпасы. Свою основную задачу они выполнили: "Тандерджетам" удалось нанести бомбовый удар по намеченным целям.

К штурмовикам прорвалась только одна пара "Мигов" из 494-го ИАП, и ведущему этой пары капитану Н.П.Чистякову удалось сбить один F-84. Это все, чего смогли добиться летчики 494-го ИАП. А безвозвратные потери составили семь самолетов, еще несколько машин получили повреждения. Благо все семеро летчиков спаслись на парашютах, ос и это несколько сгладило горечь поражения.

Еще хуже обстояли дела у 821 -го ИАП, стартовавшего следом за 494- м. Его уже на взлете атаковали несколько пар "Сэйбров", которые прямо над аэродромом сбили три самолета, вынудив командование дивизии прекратить выполнение боевого задания. Из трех сбитых летчиков двое катапультировались, а старший лейтенант В.В.Шмагунов погиб в своем самолете. "Сэйбры" же ушли безнаказанно...

Однако и это было еще не все -на деблокирование передовых аэродромов корпуса прилетели из Мукдена летчики 97-й ИАД. Но они мало чем помогли пилотам 190-й дивизии, а вдобавок сами потеряли одну машину (пилот из 16-го ИАП спасся на парашюте).

Итог дня был нерадостным: 64-й ИАК потерял 11 самолетов и одного летчика. Американцы заявили, что пилоты "Сэйбров" сбили 13 "Мигов" ценой потери двух F-84E из 4-й ГП.

После этого поражения 190-ю ИАД также вывели во второй эшелон. В начале августа она и вовсе убыла в Союз. На передовых позициях осталась лишь 133-я ИАД. И только в сентябре на корейский фронт прибыли полки 216-й ИАД ПВО. Они сразу включились в боевую работу, существенно ослабив тем самым нагрузку на летчиков 133-й дивизии.

Боевое крещение новой смены состоялось 20 августа. В этот день летчикам 726-го ИАП в районе Сиодзио удалось перехватить группу F-84, которых прикрывали "Сэйбры" из 334-й эскадрильи 4-й ГП. Наши оттеснили штурмовики в сторону моря, сбив один "Тандерджет". Затем, завязался бой с "Сэйбрами", в ходе которого американские асы майор Фредерик Блэйз и майор Эдвард Беллинджер сбили два "Мига". Погиб комэск майор А.А.Шеховцев, другой пилот спасся на парашюте.

Нашим удалось сбить одного "Сэй-бра", так что итог боя оказался ничейным. Примечательно, что обе победы советских пилотов подтверждаются американскими данными. 20 августа 4-я ГП потеряла F-86Е, а в 474-й ИБГ недосчитались одного "Тандерджета".

4 сентября американцы начали серию массированных авиаударов по корейским объектам в района города Анею. Налеты следовали один за другим. В "Аллее Мигов" ежедневно шли тяжелые бои. Наши перехватчики упорно пытались прорваться к боевым порядкам штурмовиков, но вплоть до 9 сентября все их попытки были тщетны. За этот период они записали восемь побед над "Сэйбрами" и лишь один сбитый F-84 (американцы признали только гибель "Тан-дерджета" из 49-й ИБГ 8 сентября). Собственные потери были весьма велики -13 самолетов и двое летчиков.

Утром 9 сентября янки предприняли новый налет на военную академию в Сакчу силами 45 (по другим данным - 60) F-84E под прикрытием 40 F-86.

На отражение этого налета вылетела 216-я ИАД в полном составе. В районе Кайсен-Сингисю летчики дивизии встретили первый заслон "Сэйбров". Наши истребители вступили в схватку и сковали их боем. Затем на перехват штурмовиков подняли 133-ю ИАД. Первым взлетел 726-й ИАП в составе 18 экипажей под командованием командира полка подполковника Л.Д.Горячко. В районе Дэгуандонга они обнаружили и сверху атаковали строй "Тандерджетов".

Бой длился около 20 минут, с 10:58 до 11:15, и за это время, по нашим данным, на землю рухнуло 14 F-84, a остальные в беспорядке устремились к морю. Столь больших однодневных потерь американская ИБА не имела с осени 1951 года.

Рассказывает бывший командир звена 726-го полка Михаил Арсеньевич Каташов: "Мы были подняты по тревоге для отражения массированного налета противника на ГЭС. В 50-60 километрах от объекта прикрытия, на высоте 3000-4000 метров на встречно-пересекающихся курсах обнаружили большую группу F-84. Командир полка передал об обнаружении противника на землю и получил приказ атаковать и каждому выбирать цель самостоятельно. И тут-то все началось... Мы имели некоторое преимущество по высоте, и в развороте влево сверху сзади провели атаку на строй штурмовиков. После этого строй "Тандерджетов" рассыпался, а мы в одиночку и парами выбирали себе цели и били противника.

Я стал преследовать пару F-84, которые, сбросив беспорядочно свои бомбы, стали уходить от меня по долине между гор, но уйти не смогли из-за малой высоты. И я, своим излюбленным приемом, с пикирования, настиг их и поочередно сбил одного за другим. Таким же образом еще двух F-84 сбили летчики моего звена старшие лейтенанты В. И. Мотонаха и М. С. Гречин".

Другой летчик 726-го ИАП Лев Иванович Русаков продолжает рассказ об этом сражении: "Самый памятный из всех боев полк провел 9 сентября. Мы вылетели тогда в составе двух эскадрилий - восемь экипажей из 2-й АЭ и десять экипажей из 1-йАЭ. Вел всю группу командир полка подполковник Л.Д.Горячко. Мы набирали высоту.

Над китайской территорией, на высоте 6000-7000 метров мы получили команду сбросить ПТБ и выходить в 21-ю зону со снижением до 1000 метров. Выполнив команду, при подходе к зоне, на встречном курсе выше себя увидели большую группу "крестов" (так наши летчики называли F-80 и F-84, поскольку их силуэты очень походили на крест), причем вел группу "Сэйбр" и непосредственное прикрытие состояло из двух пар "Сэйбров". Поступила команда - "Всем разобрать цели. Атака!", и началось... Бой проходил на малых высотах над сопками, с большими перегрузками до потемнения в глазах.

Когда "янки" завопили, что их со всех сторон атакуют "Миги", на нас сверху посыпались "Сэйбры". Потом нам сообщили, что в этом бою против нас были две авиагруппы "Тандерджетов" и почти столько же "Сэйбров". После боя выяснили, что мы сбили 15- 16F-84 и один F-86. Но и у нас были тяжелые потери: погиб мой товарищ и одноклассник Иван Капунов и штурман нашего полка майор И. К. Сова (пуля попала ему в голову). Бой был кровавым и жестоким: или мы их - или они нас".

Далее события развивались следующим образом. После тяжелых потерь "Тандерджеты" стали уходить в залив, а "Миги" 726-го ИАП преследовали их. Потери штурмовиков были бы еще больше, но в это время им на помощь пришла еще одна группа "Сэйбров" из 51-го крыла, которая в свою очередь атаковала увлекшихся преследованием пилотов и сразу сбила два "Мига".

Теперь туго пришлось нашим истребителям, так как численное превосходство и лучшая позиция для атаки принадлежали противнику. К тому же порядки полка распались на пары, четкой и сплоченной группы уже не было, чем и воспользовались американцы.

Спасли положение подоспевшие полки 133-й ИАД - две восьмерки 147-го ГИАП и столько же экипажей 415-го ИАП, которые атаковали увлекшихся преследованием "Сэйбров". Бой вспыхнул с новой силой.

Снова обратимся к воспоминаниям его участников - летчиков 147-го ГИАП: "Первым по тревоге вылетел 415-й ИАП, - рассказывает командир 3-й АЭ полка, в то время капитан, Николай Иванович Шкодин, - затем подняли нас в составе двух восьмерок. Первую вел ведущий группы штурман полка майор Кравченко, а вторую - я. Через некоторое время я увидел гигантскую свалку из нескольких десятков самолетов, битва была в самом разгаре и мы сходу вступили в бой. Сразу же пара "Сэйбров" атаковала и сбила самолет капитана И.В.Пронина из звена капитана Калюжного. Я атаковал эту пару и с короткой дистанции сбил одного из "пиратов", тем самым отомстив за гибель товарища".

В этом бою отличился и ведомый Шкодина капитан Федор Гаврилович Афанасьев. Вот как он описал свою победу: "На посадке нас часто поджидали "охотники" - опытные летчики США. Один такой "ас" решил в одиночку "поохотиться" в районе Мяогоу и выбрал целью моего ведущего. Увидев это, я уменьшил скорость, чтобы увеличить интервал между собой и Шкодиным и стал выходить влево, для того чтобы сократить радиус и выйти "Сэйбру" в хвост. По радио я дал команду Шкодину резко повернуть самолет влево. Тот меня понял и моментально выполнил мою команду, тем самым я резко сократил расстояние и вышел в хвост "Сэйбру", который уже вел огонь по самолету ведущего. Я дал очередь. Пилот "Сэйбра" поняв, что попал под удар, тут же бросил свою "жертву" и отвернул вправо. Я также бросился за ним вправо и на преследовании сбил его. Он упал в сопках". Это были первые победы Шкодина и Афанасьева в небе Кореи.

Однако "Сэйбрам-охотникам" из 4-го ИАК все же удалось в районе аэродрома "Аньдун" подкараулить на посадке самолет командира 1-й АЭ 726-го ИАП майора К.Н.Дегтярева и сбить его. Наш летчик спасся на парашюте.

В том бою один F-86 сбили и летчики 415-го ИАП, первыми вступившие в бой. О том, как это произошло, рассказывает "герой дня" в полку Евгений Иванович Поливайко:

"Был вылет в район реки Ялуцзян на отражение налета самолетов противника. Я летел в первом звене 1-й АЭ ведомым у командира эскадрильи майора Г.И.Богданова. Вторую пару вел капитан Акимов. Был большой бой с "Сэйбрами". Большая свалка. В одном из маневров мой ведущий вышел на очень удачную позицию по отношению к паре F-86. Но у Богданова что-то случилось с прицелом, и выпущенная им очередь прошла рядом с целью. "Сэйбр" метнулся в сторону и попал прямо в мой прицел. Я в упор ударил по нему из всех пушек. Он задымился, потом загорелся и упал на берегу реки Ялуцзян. Я видел вспышку взрыва на земле. Но тут меня атаковала другая пара "Сэйбров", а мой ведущий Богданов уже ничем не мог мне помочь, так как был впереди меня. "Сэйбры" зажали меня и били с двух сторон.

Меня спасла пара капитана Акимова. Они услышали мои позывные и курс, которые я выкрикивал в эфир. По этой радионаводке пара Акимова атаковала зажавших меня "Сейбров". Те сразу вышли из атаки и, бросив меня, пошли в пике. Я воспользовался моментом и ушел в облака и тем самым спасся, получив несколько пробоин в самолете, но все для меня тогда обошлось. Позже выяснилось, что сбитый мной американский пилот был негром".

415-й ИАП также понес потери: были сбиты два самолета, но оба пилота, старшие лейтенанты ГА.Бурин и М.Ф.Сергеев благополучно катапультировались и вскоре вернулись в полк.

Что касается летчиков 216-й ИАД, которые первыми взлетели на перехват и сковали боем передовой заслон "Сэйбров", то они отлично справились со своей задачей, сбив при этом четыре F-86 и не потеряв ни одного самолета. Особо отличился капитан М.И.Михин из 1-й АЭ 518-го ИАП, который сбил один "Сэйбр" и подбил еще одного. Еще двух "Сэйбров" сбили летчики 676-го ИАП майор ГА.Болотин и капитан М.Ф.Юдин.

Итог воздушного сражения, по данным командования 64-го ИАК, был таков: корпусом за день сбит 21 самолет противника (плюс две предположительные победы) и еще один подбит. Уничтожено 14 F-84 и 7 F-86. Свои потери - шесть МиГ-15бис и трое пилотов: майор И.К.Сова, капитан К.П.Пронин и старший лейтенант И.И.Капунов. Все погибшие из состава 133-й ИАД. Летчики этой дивизии уничтожили 17 самолетов противника, в том числе пилоты 726-го ИАП сбили 14 F-84, а также предположительно сбили или подбили еще два F-86, которые полку не засчитали. Летчики 147-го ГИАП сбили два "Сэйбра". Еще один F-86 сбит летчиками 415-го ИАП. Летчики 216-й ИАД без потерь сбили четыре F-86 и подбили еще один.

Американцы заявили, что в этом сражении пилоты "Сэйбров" одержали шесть побед. Отличились летчики 25-й эскадрильи 1-е лейтенанты Саймон Эндерсон и Уолтер Копе-лэнд и 2-й лейтенанат Томас Мур, а также летчики 39-й эскадрильи подполковник Зон Маркхэм и 1-й лейтенант Фрэнсис Хамфрейс. Еще одна победа на счету канадского летчика лейтенанта Эрнста Гловера, проходившего боевую стажировку в составе 334-й эскадрильи 4-й ГП ВВС США.

Это редкий случай, когда реальные потери корпуса точно совпали с заявленным числом побед американских пилотов, чего нельзя сказать о заявках на победы советских летчиков.

Американцы признали потерю в тот день только трех F-84E и одного F-80C. Погибли капитан Эдвард Уоррен О'Брайн, 1-е лейтенанты Джим Харольд Айлкир и Джеймс Алан Ол-сон. Впрочем, как это нередко бывало, здесь учтены только те самолеты, что упали на вражеской территории.

Получив неожиданный отпор, американские истребители-бомбардировщики несколько дней не появлялись в "Аллее Мигов". Налеты возобновились только во второй половине сентября, но уже 18 числа янки понесли очередную потерю: не вернулся из боевого вылета F-84E 1-го лейтенанта Келвина Эдгара Ходела, сбитый лейтенантом М.И.Михиным.

Летчики 64-го ИАК вновь отличились 21 сентября при отражении налета "Тандерджетов" на Пакчон. В налете принимал участие 41 F-84nofl прикрытием почти такого же количества "Сэйбров". Им противостояли летчики 133-й и 216-й ИАД. Восемь экипажей 676-го ИАП и 16 экипажей из 518-го ИАП сковали боем истребители передового заслона, а летчики 415-го и 147-го полков прорвались к штурмовикам.

Вновь даем слово командиру 3-й АЭ 147-го ГИАП капитану Н.И.Шко-дину: "Первым по тревоге на отражение налета ушел 415-й полк, а через некоторое время подняли в воздух и наш полк. Вскоре я увидел, как большая группа F-84 бомбит химический завод, а чуть в стороне идет ожесточенный бой с "Сэйбрами". Наш полк поспешил на помощь, и сходу на малой высоте мы атаковали группу "крестов". Сначала я атаковал двух выходящих из атаки F-84 и удачно зашел им в хвост, но гут я увидел, что пара F-84 гонит одиночный МиГи бьет по нему из всех стволов. Я бросил свою цель и поспешил на выручку к товарищу, попавшему в беду. Сблизившись с увлекшимися атакой "крестами", я с короткой дистанции снял одного из них, и тот упал на землю. Как потом выяснилось, выручил я тогда капитана Е. И. Поливайко из 415-го ИАП".

Летчики из эскадрильи капитана Ворошилова сбили три "Тандерджета", причем одного из них "снял" ко-мэск, а двух других - его ведомый старший лейтенант Иван Шинаев. Но и сам Шинаев не вернулся из боя -его, увлекшегося преследованием "Тандерджетов", зажала и сбила пара "Сэйбров". В итоге летчики 147-го ГИАП сбили четыре F-84 и один F-86 при потере одного самолета и летчика. А летчики дравшегося рядом 415-го полка добавили к этому счету еще один сбитый F-86.

После отражения налета еще одно сражение разгорелось в районе аэродрома Дапу, который блокировали "Сэйбры" из 336-й эскадрильи 4-й ГП. Для деблокирования были подняты две эскадрильи 676-го полка и эскадрилья 878-го ИАП. В сражении над аэродромом был подбит самолет старшего лейтенанта В.Ф.Лекомцева из 878-го ИАП, которому пришлось садиться "на брюхо". При посадке летчик не пострадал, но самолет списали из-за повреждений.

В том же бою был сбит и погиб летчик 676-го полка - командир звена капитан Федор Андреевич Бодня. Скорее всего, его сбил капитан Робинсон Ризнер, который в этот день записал на свой счет два "Мига" и стал асом, одержав свою четвертую и пятую победу. По словам самого Ризнера, в этом бою он дрался с пилотом, которого он посчитал лучшим летчиком-истребителем когда-либо встречавшимся ему в бою. Они сошлись на высоте 10000 метров, затем МиГ перешел в пике, а "Сэйбр", который лучше разгонялся за счет большей массы, догнал и поразил его. Подбитый МиГ пересек реку Ялуцзян и стал снижаться в районе ВПП одного из китайских аэродромов, где и разбился. Все это наблюдал сам Ризнер и его ведомый лейтенант Джон Логан.

Однако Логану не удалось рассказать об увиденном. У его "Сэйбра" была перебита гидросистема и изрешечены топливные баки. Американцу удалось дотянуть до острова Чодо в Желтом море и катапультироваться, но, запутавшись в парашюте, он утонул до того, как к нему подоспела помощь. Возможно, его сбил лейтенант П.А.Козлов из 676-го ИАП, который заявил, что подбил "Сэйбр", но тот упал в море и Козлову эту победу не засчитали. Еще одного "охотника" сбил в тот день в районе Дапу летчик 913-го ИАП старший лейтенант А.А.Александров из только что прибывшей из приморья 32-й ИАД. Это была первая победа полка в небе Кореи.

Итог дня таков: летчики 64-го авиакорпуса сбили семь самолетов противника плюс одна неподтвержденная победа (Козлова). Из них шесть побед на счету летчиков 133-й ИАД (два F-84 и четыре F-86). Свои потери - три самолета и два пилота. Американцы заявили, что в этот день пилоты "Сэйбров" сбили пять "МиГов", четыре из которых на счету пилотов 336-й АЭ и один-25-й АЭ. Собственные потери они оценили в один F-86 и один F-84E из 49-й ИБГ.

Весьма успешный для наших пилотов воздушный бой состоялся 28 сентября. В этот день летчики из 676-го и 878-го ИАП 216-й ИАД заявили об уничтожении без потерь со своей стороны шести F-86. Американцы же признали потерю одного новейшего F-86F из 40-й ГП, одного F-84E из 474-й ИБГ и одного F-80C из 8-й ИБГ.

После этого летчики 64-го авиакорпуса больше месяца не имели встреч с американскими истребителями-бомбардировщиками, так как последние либо успевали уйти в безопасную зону, либо "Сэйбры" мешали нашим по мере возможности.

Только в ноябре возобновились схватки советских летчиков с вражеской ударной авиацией. С1 ноября ИБА 5-й ВА ВВС США активизировала свою деятельность в "Аллее Мигов", начав серию ударов по важным объектам на территории КНДР с налета на три автомобильных моста в районе Йонгми. На отражение этого налета были брошены группы "Мигов" из состава 133-й ИАД, которые взяли на себя передовой заслон "Сэйбров", а летчики китайской Объединенной Воздушной Армии (ОВА) атаковали штурмовиков и истребителей из группы непосредственного прикрытия.

При отражении этого налета летчики 133-й ИАД уничтожили пять самолетов противника: четыре F-86 и один F-84, подбив еще одного F-86. Три сбитых "Сэйбра" засчитали летчикам 726-го ИАП. Два из них на счету командира 1 -й A3 майора К.Н.Дегтярева. Майор таким образом расквитался с американцами за 9 сентября, когда его самолет был сбит, а ему самому пришлось катапультироваться. Летчики 415-го ИАП перехватили на отходе группу "Тандерджетов" и майору К.П.Петрову удалось сбить один F-84, а в бою с "Сэйбрами" капитан В.Ф.Гутченко сбил F-86. Наши летчики в этих боях потерь не имели.

Для полноты картины надо заметить, что американцы тоже не признали за этот день ни одной потерянной машины, а пилоты "Сэйбров" записали на свои счета два "сбитых" "Мига".

На следующий день, 2 ноября летчики 133-й ИАД вновь были подняты по тревоге. На этот раз подудар "Мигов" попали "Шутинг Стары", которые редко "забредали" в район действий наших истребителей. По заявлению наших летчиков, они сбили шесть F-80, но большая часть из них упала в море. Победы засчитали по данным фотоконтроля и по подтверждению от корейских рыбаков, которые утверждали, что видели один или два горящих самолета, упавших в воду далеко от берега. В конце боя подоспели "Сэйбры" из 16-й эскадрильи 51-й ГП. 1-му лейтенанту Томасу Уайту удалось сбить самолет командира звена капитана В.П.Лепикова, незадолго до этого сбившего два F-80. Лепиков благополучно катапультировался.

Согласно американским данным, 2 ноября был сбит только один F-84E из 58-й ИБГ.

6-го, 16-го, 17-го и 19-го ноября американские истребители-бомбардировщики наносили удары по транспортным коммуникациям силами до 100 самолетов. При отражении этих налетов летчики 64-го авиакорпуса выполняли задачу по сковыванию передовых заслонов вражеских истребителей, а непосредственно по штурмовикам должны были работать летчики из ОВА. Видимо, с этой задачей они не справлялись, поэтому, начиная с 20 ноября, от пилотов 64-го ИАК вновь потребовали не допускать налетов вражеской ИБА на охраняемые объекты.

21 ноября около сотни истребителей-бомбардировщиков F-84 из состава 49-го и 58-го авиакрыльев ВВС США предприняли налет на офицерское училище КНА в Бугдине. Их прикрывали несколько десятков F-86 из 4-го и 51-го авиакрыльев.

На перехват взлетели пилоты 133-й и 216-й ИАД. При этом летчики 133-й дивизии связали боем истребительное прикрытие, а 216-я атаковала истребители-бомбардировщики. Вот что рассказывает об этом бое его участник Герой Советского Союза командир 415-го ИАП подполковник Павел Федорович Шевелев: "Был полковой вылет на отражение налета на Бугдин (в переводе "Золотые пески"). Полк подняли поздновато, и над Бугдином было полно штурмовиков. Сначала мы обнаружили четверку F-84, и я сходу атаковал их. Мне удалось сбить одного "Тандерджета". Затем мы столкнулись с восьмеркой F-84 и сразу пошли в атаку. С первого же захода капитан В.М.Панов сбил одного "креста", затем старший лейтенант Сокуренко догнал и сбил еще одного, причем так по нему ударил, что у "Тандерджета" отвалилось крыло. Правда, и мы понесли потери из-за того, что прозевали атаку двух групп "Сэйбров". Так, 1-ю эскадрилью полка, ведомую майором Богдановым, неожиданно атаковали шесть F-86 и сбили машину комэска. Иван Богданов погиб".

"Сэйбрам" удалось также сбить самолет старшего лейтенанта А.А.Гаранкинаиз2-йАЭ, но тот спасся на парашюте. "Сэйбры" тоже не избежали потерь - одного из них сбил капитан В.М.Панов.

Всего же в этом бою летчики 415-го ИАП сбили пять F-84 и один F-86, но почему-то две победы у командования корпуса вызвали сомнение и их засчитали как "подбитые". Кроме того, в бою с заслоном "Сэйбров" летчики 216-й ИАД без потерь сбили один F-86 и подбили еще два. Сбитый "Сэйбр" записали на счет замкомэска капитана В.Г.Казакова.

Как это нередко бывало, американские сводки о потерях отличались от советских заявок на победы в меньшую сторону. 21 ноября янки "списали в расход" два F-86E из 51 -й ГП и два F-80C из 8-й ИБГ.

Сражение 21 ноября стало последним для летчиков 64-го ИАК в 1952 году. До конца ноября и весь декабрь летчики авиакорпуса периодически вылетали на перехват истребителей-бомбардировщиков, но, в основном, безуспешно. Американцам обычно удавалось избегать боев с "МиГами". Только 22 декабря летчики 216-й ИАД сбили очередной "Шутинг Стар" из 8-й ИБГ, а 25 декабря - пилоты 133-й ИАД "завалили" два F-84G из 49-й и 58-й ИБГ, которых им почему-то записали как "Сэйбры".

В итоге с марта по декабрь 1952 года летчики двух новых смен авиакорпуса (до февраля в небе Кореи сражались летчики старой смены, состоящей из 303-й и 324-й ИАД) провели 20 результативных встреч с ИБА 5-й ВА ВВС США, из которых восемь подходили под статус больших сражений. Особое место в этом ряду занимает сражение 9.09.1952, когда американцы, согласно советским данным, понесли наибольшие потери.

Всего же летчики 64-го ИАКс марта по декабрь 1952 года записали на свой боевой счет 68 американских истребителей-бомбардировщиков. Из них 42 F-84, 19 F-80 и 7 F-51. Непосредственно в схватках с истребителями-бомбардировщиками летчики авиакорпуса потерь не имели, однако в боях с прикрывавшими их "Сэйбрами" корпус потерял 47 истребителей МиГ-15бис и 14 летчиков. Пилоты авиакорпуса, в свою очередь, сбили 37 F-86 и подбили еще четыре. Все эти цифры, напомню, взяты из официальных советских сводок о потерях и победах. Сопоставление их с американскими данными дает массу разночтений, однако в любом случае не вызывает сомнений, что наши летчики смогли дать в небе Кореи серьезный отпор американской истребительно-бомбардировочной авиации, заставив ее в целом ряде случаев отказываться от своих планов и нести весьма ощутимые потери.

В заключение надо сказать, что начиная с марта 1952-го и до 1 января 1953 года официально признанные на сегодняшний день боевые потери ИБА 5-й ВА ВВС США в Корее (включая потери от зенитного огня) составили 174 самолета: 93 F-84, 43 F-51 H38F-80.

 



Уголок неба. 2006 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100