Все войны состоят из череды ежедневных локальных боев. Но главные события,
которые зачастую определяют исход конфликта, происходят во времена генеральных
сражений, когда решается судьба той или иной боевой операции, а порою и всей
войны.
В данной работе речь пойдет об одном из таких сражений, произошедшем в период
войны в Корее, на заключительном ее этапе, а точнее, в конце 1952 года. Но
сначала необходимо вкратце поведать о том, что предшествовало этому сражению,
как развивались события в небе над Корейским полуостровом.
Активная воздушная война продолжалась без перерыва три года, и если на земле
широкомасштабные боевые действия закончились еще в 1951-м, а все остальное время
шли довольно вялые позиционные бои местного значения, то в воздухе почти
ежедневно вспыхивали жаркие схватки с участием десятков, а то и сотен самолетов.
Надо отметить, что характер воздушного противоборства в 1952 году существенно
изменился по сравнению с предшествующим периодом. В 1950 году шла неравная
борьба молодых и малочисленных ВВС КНДР с мощной авиацией сил ООН, на 90%
представленной авиачастями ВВС и ВМС США. Всю авиацию Корейской Народной Армии (КНА)
представляли чуть более сотни поршневых самолетов, что не шло ни в какое
сравнение с превосходящей ее по численности почти в 10 раз авиацией ООН,
половина которой состояла из реактивных машин. Поэтому исход борьбы за
господство в воздухе на данном этапе был предрешен.
Только вступление в войну на стороне КНДР китайских народных добровольцев (КНД)
численностью до полумиллиона человек и прикрытие их с воздуха авиачастями
Советских ВВС на реактивной технике в конце осени 1950 года спасло КНА от
полного разгрома. И хотя преимущество в воздухе по-прежнему было на стороне
авиации ООН, авиачасти сформированного в конце октября 1950 года в КНР
советского 64-го авиакорпуса ПВО сыграли важную роль в обеспечении
контрнаступления частей КНА и КНД. В ходе этого наступления войска интервентов
были отброшены за 38-ю параллель, и тем самым освобождена вся территория КНДР.
Конечно, пока еще малочисленный 64-й ИАК, имевший в своем составе две неполные
истребительные авиадивизии (чуть более сотни истребителей МиГ-15), не мог в
полной мере прикрыть всю территорию Северной Кореи. Поэтому в небе по-прежнему
господствовала авиация сил ООН, а наземные войска КНА и КНД несли большие потери
от вражеских воздушных налетов. Однако в прифронтовой зоне "Ооновские" летчики
уже не чувствовали себя так вольготно, как раньше.
В 1951 году 64-й ИАК был заметно усилен, но не столько в количественном
отношении (в него по-прежнему входили две истребительные авиадивизии), сколько в
качественном. На протяжении всего 1951 года в составе 64-го ИАК действовало
около 200 реактивных истребителей МиГ-15бис, что не идет ни в какое сравнение с
противостоящими им более чем 1500 самолетами сил ООН на тот период. Однако
решающее значение имел тот факт, что летный состав обеих авиадивизий почти на
60% состоял из опытных воздушных бойцов, имевших опыт Великой Отечественной
войны, а также довольно большой налет на реактивной технике. По этим показателям
они не уступали летчикам сил ООН, в том числе и пилотам США. Надо добавить, что
полками и дивизиями корпуса управляли опытные командиры, прошедшие горнило войны
и в большинстве своем имевшие звание Героя Советского Союза.
Все это вместе взятое определило исход воздушного противостояния в тот год в
нашу пользу. Район действий "Мигов" постепенно расширялся вглубь территории
Северной Кореи и достиг столицы КНДР -Пхеньяна. Этот район американские летчики
прозвали "Аллеей Мигов". Здесь пилоты ООН появлялись с большой опаской. Встреча
с "Мигами" почти всегда означала не только провал боевой задачи, но и реальную
угрозу гибели.
В 1951 году советские летчики из состава 303-й и 324-й авиадивизий, входивших в
64-й ИАК, в нескольких крупных воздушных сражениях нанесли серьезный урон
авиации ООН. Особенно пострадали авиачасти, оснащенные устаревшей поршневой
техникой. Понесли большие потери авиагруппы истребителей-бомбардировщиков F-51
"Мустанг" и бомбардировочные авиагруппы, вооруженные бомбардировщиками В-26 "Инвэйдер"
и В-29 "Суперфортресс". Советские летчики почти полностью вытеснили их из "Аллеи
Мигов", а В-29 были вынуждены начать действовать в небе Кореи только ночью.
Эффективно сражаться с "Мигами" могли лишь пилоты, воевавшие на реактивных
истребителях F-86 "Сэйбр", но и их советские летчики заставили себя уважать,
доказав, что "Сэйбры" отнюдь не "короли" корейского неба.
Но в дальнейшем ход воздушной войны вновь изменился. Во-первых, претерпел
изменения количественный и качественный состав авиации противоборствующих
сторон. Так, личный состав 64-го ИАК был полностью заменен в начале 1952 года,
причем не в лучшую сторону. Вместо опытных и хорошо подготовленных частей ВВС
Московского Военного Округа на войну были посланы авиачасти ПВО из других
округов, только что пересевшие на реактивную технику. Летный состав этих частей
был на 90% укомплектован молодыми пилотами, окончившими авиаучилища в 1948 -
1949 годах и, естественно, не имевшими никакого боевого опыта.
Во-вторых, изменился состав сил ООН. Теперь по "Аллее Мигов" в дневное время
летали только "Сэйбры" и реактивные истребители-бомбардировщики "Тандерджет" и "Шутинг
Стар". Перехватывать большие группы скоростных, маневренных и хорошо
вооруженных машин нашим пилотам стало гораздо труднее, а заслоны из "Сэйбров"
зачастую препятствовали "Мигам" добраться до ударных самолетов.
Кроме того, видоизменилась тактика действий авиации ООН в "Аллее Мигов". Имея в
своем составе уже две группы F-86, американцы не только увеличили число
истребителей в заслонах, но и стали заниматься блокировкой аэродромов 64-го ИАК,
расположенных на китайской территории.
В 1952 году в "Аллее Мигов" действовали три авиагруппы
истребителей-бомбардировщиков F-84 "Тандерджет", две авиагруппы
истребителей-бомбардировщиков F-80 "Шутинг Стар" и две группы перехватчиков F-86
"Сэйбр".
Все летчики этих соединений имели солидный налет на реактивной технике и богатый
боевой опыт.
Начиная с марта и до августа 1952 года им противостояли две советские
авиадивизии; 97-я ИАД ПВО двухполкового состава и 190-я ИАД ВВС трехполкового
состава, всего около 180 боеспособных истребителей МиГ-15бис. Данная смена
действовала менее успешно, чем все предыдущие, но в этом не было вины самих
пилотов, которых внезапно и без подготовки бросили в бой против опытного и
сильного врага, летавшего на современных типах боевых самолетов. Командование
советских ВВС решило таким неординарным способом проверить, насколько готовы к
современной войне наши молодые летные кадры, только что закончившие авиаучилища,
а также части ПВО страны.
Надо сказать, что это было явно неправильное и несвоевременное решение. Оно
повлекло за собой потерю инициативы и утрату господства в воздухе. Как
следствие, возросли потери, А главное - американцы почувствовали свою силу,
из-за чего война в Корее затянулась еще почти на целый год.
В итоге летчикам 97-й и 190-й авиадивизий за весь период действий в небе Кореи
только семь раз удалось прорваться через заслон из "Сэйбров" и атаковать боевые
порядки штурмовиков, но и это достигалось огромными усилиями летчиков и ценой
больших потерь. Бывало, правда, и так, что пилоты американских
истребителей-бомбардировщиков, узнав по радио о приближении "Мигов", попросту
прекращали штурмовку наземных целей и уходили в море, куда советским летчикам
залетать запрещалось. А после того как "Миги", израсходовав горючее и
боекомплект в бою с "Сэйбрами", поворачивали на базы, штурмовики возвращались и
продолжали свою работу.
Первый удачный перехват истребителей-бомбардировщиков летчики новой смены
осуществили 11 марта, когда в районе Анджу пилоты 821-го ИАП атаковали шестерку
F-80 и в скоротечном бою сбили четыре из них. Согласно докладам пилотов,
спаслась только одна пара "Шутинг Старов", да и то благодаря пришедшим на помощь
"Сэйбрам", один из которых также был сбит. Американцы признали потерю в этот
день одного "Сэйбра" из 51 -й группы перехватчиков (ГП) и одного "Тандерджета"
из 49-й истребительно-бомбар-дировочной авиагруппы (ИБГ).
Скорее всего, наши летчики ошиблись в идентификации целей и на самом деле
атаковали не "Шутинг Стары", а весьма похожие на них силуэтом "Тандерджеты".
Характерно, что в начале своей боевой службы в Корее летчики 97-й и 190-й ИАД
называли все американские истребители-бомбардировщики с прямым крылом "Шутинг
Старами".
Следующая встреча с вражеской ИБА состоялась 24 марта, когда летчикам 97-й ИАД
удалось перехватить уходящую к морю (видимо, предупрежденную по радио) группу
F-80 (на самом деле это опять были F-84). Наши летчики смогли атаковать только
замыкающие строй самолеты, сбив один "Шутинг Стар". Однако этот незначительный
успех стоил 97-й ИАД трех самолетов (еще один поврежден) и двух пилотов. Два из
них сбили подоспевшие "Сэйбры", а еще один расстреляли по ошибке свои же
зенитчики (летчик спасся).
Всего же 24 марта советским летчикам засчитали пять воздушных побед (один F-80 и
четыре F-86), однако собственные потери также составили пять машин. Погибли двое
пилотов и еще два были ранены.
Согласно американским данным, 24 марта над Кореей были сбиты два F-84E из 49-й
ИБГ и два F-86A из 4-й ГП.
30 апреля нашим удалось перехитрить радиоразведку и посты РЛС 5-й Воздушной
Армии США, скрытно выдвинув в предполагаемый район действий вражеской ИБА группу
из шести "Мигов". Эта группа из 16-го ИАП перехватила восемь штурмовиков F-80,
летевших без сопровождения. Наши летчики без потерь сбили шесть из них и
благополучно вернулись на свой аэродром.
Еще одну группу штурмовиков, состоящую из "Тандерджетов", атаковали в этот день
летчики 494-го ИАП и сбили один F-84. В бою с прикрывавшими их "Сэйбрами" наши
летчики одержали еще одну победу и также без потерь вернулись на базу.
Американцы смогли "отомстить" только в конце дня, сбив при заходе на посадку
один из "Мигов" 16-го ИАП - его пилот спасся на парашюте.
Командование 5-й ВА США признало потерю в этот день
только двух F-80 из 35-й и 36-й истребительно-бомбардировочных эскадрилий (ИБЭ).
Китайцы заявили, что к ним в плен попали двое катапультировавшихся американских
пилотов.
Более удачным для летчиков 64-го ИАК выдался следующий месяц май, в котором они
нанесли противнику ряд чувствительных ударов. Так, 13 мая при отражении налета
на город Синыйджу летчики 148-го ГИАП перехватили группу F-80 и, отогнав их от
города, сбили два самолета. В тот же день летчикам 821-го ИАП удалось
перехватить группу F-84 и также прогнать их в море, сбив один "Тандерджет". В
последующем бою с подоспевшими "Сэйбрами" они сбили еще один истребитель и без
потерь возвратились на базу.
Американцы вновь "подсластили пилюлю" неудачного для них дня, сбив на посадке
один МиГ из состава 494-го ИАП (пилот катапультировался). К этому надо добавить,
что 13 мая попал в плен командир 4-й ГП полковник УокерМахурин. На допросе
Махурин рассказал, что он возглавлял группу F-86,переделанных в
истребители-бомбардировщики, которая выполняла один из первых боевых вылетов в
этом новом для себя качестве. По словам Махурина, над целью его сбили зенитчики,
а по версии советской стороны - летчики 190-й ИАД.
Кроме "Сэйбра" Махурина, американцы признали в тот день потерю одного F-80C из
80-й ИБЭ.
Через четыре дня, 17 мая в "Аллее Мигов" разыгралось несколько воздушных
сражений. Сначала 20 летчиков из 821-го ИАП, которых лидировал сам командир
полка Герой Советского Союза подполковник Г.Ф.Дмитрюк, были наведены по радио на
группу F-84. Прикрывавшие их "Сэйбры" шли выше штурмовиков, за облаками, и ждали
"Мигов" сверху. Но наши летчики скрытно подошли снизу и внезапно атаковали строй
"Тандерджетов", которые сообразили, что их атакуют, только увидев пушечные
"трассы" и взрывы снарядов. В панике пилоты "Тандерджетов" бросились врассыпную.
Однако не всем из них удалось добраться до моря. Пять F-84 упали охваченные
пламенем (только одного пилота смогли подобрать на следующий день летчики 3-й
спасательной эскадрильи ВМС США). "Сэйбры" так и не успели прийти им на помощь,
и все летчики 821-го ИАП благополучно вернулись на свой аэродром.
В тот же день пилоты 494-го ИАП перехватили еще одну группу F-84 и отогнали их в
море, успев сбить один самолет. Что удивительно, в этом налете принимали участие
и несколько групп поршневых штурмовиков F-51 "Мустанг" из 35-й ИБГ. Видимо,
американское командование понадеялось, что "Мигов" на них не хватит, но
просчиталось. Пилотам 821-го ИАП удалось перехватить группу "Мустангов" и сбить
или подбить одну машину.
Согласно американским данным, потери этого дня действительно ока-зались весьма
значительны. На аэродромы в Южной Корее не вернулись три F-84E из 49-й ИБГ, один
F-84D из 136-й ИБГ и один F-80C из 8-й ИБГ.
Очередная встреча с противником состоялась через неделю, 25-го мая. Произошло
несколько боев летчиков 97-й и 190-й авиадивизий с группами штурмовиков F-84 и
прикрывавшими их "Сэйбрами". В этот день удачно действовали операторы РЛС
выносного пункта управления 64-го ИАК, которые точно вывели группы "Мигов" на
приближавшиеся штурмовики. Дальнейшее было "делом техники": летчики 148-го ГИАП,
дважды удачно атаковали небольшие группы "Тандерджетов" и сбили три F-84. В тот
же день пилоты этого гвардейского полка перехватили группу поршневых
штурмовиков, идентифицированных ими как "Корсары", и сбили одну машину. "Сэйб-ры"
из групп сопровождения так и не сбили ни одного "Мига", а сами потеряли один
истребитель.
Так же удачно действовали в этот день и летчики 821 -го ИАП, которые перехватили
на малой высоте группу F-84 и умелыми атаками сбили два из них. Остальные тут же
покинули район штурмовки и улетели в море.
Только в одном из боев летчикам "Сэйбров" удалось отбить атаку "Мигов" из 256-го
ИАП на группу "Тандерджетов" и нанести потери нашим летчикам. Было сбито два
истребителя, один пилот погиб. Еще один МиГ совершил аварийную посадку вне
аэродрома из-за нехватки топлива.
Как ни странно, надо отметить, что у американцев за этот день не числится ни
одного сбитого "Тандерджета". В списке потерь значится только один F-86A из 4-й
ГП и один "Скайрейдер", возможно, принятый нашими летчиками за "Корсар".
Еще одна воздушная схватка произошла в последний день мая. По заявлению летчиков
148-го ГИАП, они перехватили группу винтовых машин и четырех из них сбили. В
документах 64-го корпуса указано, что сбитые самолеты являлись "Мустангами", но
по докладам летчиков 148-го ГИАП это были "палубные штурмовики". Американские
сводки о потерях свидетельствуют, что корпусные документы ближе к истине. За 31
мая в них числятся два сбитых F-51D из 18-й ИБГ и один "Мустанг" - фоторазведчик
RF-51D из той же авиагруппы. Очевидно, он должен был зафиксировать на пленку
результаты налета.
В тот же день летчики 821-го ИАП также перехватили группу поршневых штурмовиков,
сбив один из них. Корпус потерял всего однин МиГ -"Сэйбры" - "блокировщики"
подловили его на взлете. Погиб опытный летчик - командир звена капитан
И.Ф.Денисов, одержавший в небе Кореи две победы.
6 июня группа F-84E из состава 7-й эскадрильи 94-й ИБГ ВВС США совершила налет
на Чонгджу. Их перехватили и успешно атаковали летчики 494-го ИАП, ведомые
командиром полка подполковником Г.Ф. Дмитрюком. Согласно докладам пилотов, им
удалось сбить три F-84.
Американцы подтвердили лишь то, что в этот день действительно имела место атака
"Мигами" их самолетов, в результате которой "Тандерджет" 2-го лейтенанта У.Хита
получил 80 осколочных пробоин и полуметровую дыру в правом крыле от снаряда
авиапушки. Летчик с трудом дотянул до своей базы в Южной Корее. Самолет
впоследствии пришлось списать, как не подлежащий ремонту.
Заходя на посадку, уже над аэродромом Аньдун, наши летчики подверглись атаке "Сэйбров"
из 335-й эскадрильи 4-й ГП и потеряли два "Мига". Правда, обошлось без жертв -
оба пилота благополучно катапультировались.
В этот же день и над тем же аэродромом подверглись атаке летчики 148-го ГИАП. Их
атаковали на взлете "Сэйбры" из состава 25-й эскадрильи 51-й ГП, которые сбили
пару "Мигов". Катапультные кресла вновь спасли жизнь пилотам. В итоге 6 июня
нашими было сбито три F-84 (но американцы признали потерю только одного) ценой
потери четырех своих самолетов. Янки могли отпраздновать победу.
В начале июля была выведена во второй эшелон 97-я ИАД ПВО, которая не слишком
удачно действовала в небе Кореи, неся ощутимые потери. Дивизия перебазировалась
на тыловые аэродромы Северо-восточного Китая Мукден и Аньшань и еще в течение
месяца иногда выполняла боевые вылеты в основном с задачей деблокирования
передовых аэродромов 64-го ИАК. Ее сменила 133-я ИАД ПВО, в том же месяце
вступившая в боевые действия.
Крайне неудачным днем для летчиков оставшейся 190-й ИАД стало 4 июля. В этот
день 70 истребителей-бомбардировщиков F-84e под прикрытием около 50 "Сэйбров"
предприняли массированный налет на Супхунскую ГЭС и военную академию КНА в
городе Сакчу. На отражение налета были подняты два авиаполка 190-й ИАД (494-й и
821-й), всего 53 самолета. Первыми ушли на перехват три эскадрильи 494-го полка,
которых наводили с земли на группу "Тандерджетов". Но наши авианаводчики
упустили из виду летевшие выше и за облаками "Сейбры". В результате неожиданной
атаки сверху были сбиты сразу пять наших самолетов, а в ходе дальнейшего боя -
потеряно еще два. Летчикам 494-го пришлось поодиночке выходить из боя. Помогла
им в этом подоспевшая группа "Мигов" из 256-го ИАП, которые сбили два "Сэйбра" и
связали боем остальных. Вскоре схватка завершилась, так как у американцев
заканчивалось горючее и боеприпасы. Свою основную задачу они выполнили: "Тандерджетам"
удалось нанести бомбовый удар по намеченным целям.
К штурмовикам прорвалась только одна пара "Мигов" из 494-го ИАП, и ведущему этой
пары капитану Н.П.Чистякову удалось сбить один F-84. Это все, чего смогли
добиться летчики 494-го ИАП. А безвозвратные потери составили семь самолетов,
еще несколько машин получили повреждения. Благо все семеро летчиков спаслись на
парашютах, ос и это несколько сгладило горечь поражения.
Еще хуже обстояли дела у 821 -го ИАП, стартовавшего следом за 494- м. Его уже на
взлете атаковали несколько пар "Сэйбров", которые прямо над аэродромом сбили три
самолета, вынудив командование дивизии прекратить выполнение боевого задания. Из
трех сбитых летчиков двое катапультировались, а старший лейтенант В.В.Шмагунов
погиб в своем самолете. "Сэйбры" же ушли безнаказанно...
Однако и это было еще не все -на деблокирование передовых аэродромов корпуса
прилетели из Мукдена летчики 97-й ИАД. Но они мало чем помогли пилотам 190-й
дивизии, а вдобавок сами потеряли одну машину (пилот из 16-го ИАП спасся на
парашюте).
Итог дня был нерадостным: 64-й ИАК потерял 11 самолетов и одного летчика.
Американцы заявили, что пилоты "Сэйбров" сбили 13 "Мигов" ценой потери двух
F-84E из 4-й ГП.
После этого поражения 190-ю ИАД также вывели во второй эшелон. В начале августа
она и вовсе убыла в Союз. На передовых позициях осталась лишь 133-я ИАД. И
только в сентябре на корейский фронт прибыли полки 216-й ИАД ПВО. Они сразу
включились в боевую работу, существенно ослабив тем самым нагрузку на летчиков
133-й дивизии.
Боевое крещение новой смены состоялось 20 августа. В этот день летчикам 726-го
ИАП в районе Сиодзио удалось перехватить группу F-84, которых прикрывали "Сэйбры"
из 334-й эскадрильи 4-й ГП. Наши оттеснили штурмовики в сторону моря, сбив один
"Тандерджет". Затем, завязался бой с "Сэйбрами", в ходе которого американские
асы майор Фредерик Блэйз и майор Эдвард Беллинджер сбили два "Мига". Погиб
комэск майор А.А.Шеховцев, другой пилот спасся на парашюте.
Нашим удалось сбить одного "Сэй-бра", так что итог боя оказался ничейным.
Примечательно, что обе победы советских пилотов подтверждаются американскими
данными. 20 августа 4-я ГП потеряла F-86Е, а в 474-й ИБГ недосчитались одного "Тандерджета".
4 сентября американцы начали серию массированных авиаударов по корейским
объектам в района города Анею. Налеты следовали один за другим. В "Аллее Мигов"
ежедневно шли тяжелые бои. Наши перехватчики упорно пытались прорваться к боевым
порядкам штурмовиков, но вплоть до 9 сентября все их попытки были тщетны. За
этот период они записали восемь побед над "Сэйбрами" и лишь один сбитый F-84
(американцы признали только гибель "Тан-дерджета" из 49-й ИБГ 8 сентября).
Собственные потери были весьма велики -13 самолетов и двое летчиков.
Утром 9 сентября янки предприняли новый налет на военную академию в Сакчу силами
45 (по другим данным - 60) F-84E под прикрытием 40 F-86.
На отражение этого налета вылетела 216-я ИАД в полном составе. В районе
Кайсен-Сингисю летчики дивизии встретили первый заслон "Сэйбров". Наши
истребители вступили в схватку и сковали их боем. Затем на перехват штурмовиков
подняли 133-ю ИАД. Первым взлетел 726-й ИАП в составе 18 экипажей под
командованием командира полка подполковника Л.Д.Горячко. В районе Дэгуандонга
они обнаружили и сверху атаковали строй "Тандерджетов".
Бой длился около 20 минут, с 10:58 до 11:15, и за это время, по нашим данным, на
землю рухнуло 14 F-84, a остальные в беспорядке устремились к морю. Столь
больших однодневных потерь американская ИБА не имела с осени 1951 года.
Рассказывает бывший командир звена 726-го полка Михаил Арсеньевич Каташов: "Мы
были подняты по тревоге для отражения массированного налета противника на ГЭС. В
50-60 километрах от объекта прикрытия, на высоте 3000-4000 метров на
встречно-пересекающихся курсах обнаружили большую группу F-84. Командир полка
передал об обнаружении противника на землю и получил приказ атаковать и каждому
выбирать цель самостоятельно. И тут-то все началось... Мы имели некоторое
преимущество по высоте, и в развороте влево сверху сзади провели атаку на строй
штурмовиков. После этого строй "Тандерджетов" рассыпался, а мы в одиночку и
парами выбирали себе цели и били противника.
Я стал преследовать пару F-84, которые, сбросив беспорядочно свои бомбы, стали
уходить от меня по долине между гор, но уйти не смогли из-за малой высоты. И я,
своим излюбленным приемом, с пикирования, настиг их и поочередно сбил одного за
другим. Таким же образом еще двух F-84 сбили летчики моего звена старшие
лейтенанты В. И. Мотонаха и М. С. Гречин".
Другой летчик 726-го ИАП Лев Иванович Русаков продолжает рассказ об этом
сражении: "Самый памятный из всех боев полк провел 9 сентября. Мы вылетели тогда
в составе двух эскадрилий - восемь экипажей из 2-й АЭ и десять экипажей из
1-йАЭ. Вел всю группу командир полка подполковник Л.Д.Горячко. Мы набирали
высоту.
Над китайской территорией, на высоте 6000-7000 метров мы получили команду
сбросить ПТБ и выходить в 21-ю зону со снижением до 1000 метров. Выполнив
команду, при подходе к зоне, на встречном курсе выше себя увидели большую группу
"крестов" (так наши летчики называли F-80 и F-84, поскольку их силуэты очень
походили на крест), причем вел группу "Сэйбр" и непосредственное прикрытие
состояло из двух пар "Сэйбров". Поступила команда - "Всем разобрать цели.
Атака!", и началось... Бой проходил на малых высотах над сопками, с большими
перегрузками до потемнения в глазах.
Когда "янки" завопили, что их со всех сторон атакуют "Миги", на нас сверху
посыпались "Сэйбры". Потом нам сообщили, что в этом бою против нас были две
авиагруппы "Тандерджетов" и почти столько же "Сэйбров". После боя выяснили, что
мы сбили 15- 16F-84 и один F-86. Но и у нас были тяжелые потери: погиб мой
товарищ и одноклассник Иван Капунов и штурман нашего полка майор И. К. Сова
(пуля попала ему в голову). Бой был кровавым и жестоким: или мы их - или они
нас".
Далее события развивались следующим образом. После тяжелых потерь "Тандерджеты"
стали уходить в залив, а "Миги" 726-го ИАП преследовали их. Потери штурмовиков
были бы еще больше, но в это время им на помощь пришла еще одна группа "Сэйбров"
из 51-го крыла, которая в свою очередь атаковала увлекшихся преследованием
пилотов и сразу сбила два "Мига".
Теперь туго пришлось нашим истребителям, так как численное превосходство и
лучшая позиция для атаки принадлежали противнику. К тому же порядки полка
распались на пары, четкой и сплоченной группы уже не было, чем и воспользовались
американцы.
Спасли положение подоспевшие полки 133-й ИАД - две восьмерки 147-го ГИАП и
столько же экипажей 415-го ИАП, которые атаковали увлекшихся преследованием "Сэйбров".
Бой вспыхнул с новой силой.
Снова обратимся к воспоминаниям его участников - летчиков 147-го ГИАП: "Первым
по тревоге вылетел 415-й ИАП, - рассказывает командир 3-й АЭ полка, в то время
капитан, Николай Иванович Шкодин, - затем подняли нас в составе двух восьмерок.
Первую вел ведущий группы штурман полка майор Кравченко, а вторую - я. Через
некоторое время я увидел гигантскую свалку из нескольких десятков самолетов,
битва была в самом разгаре и мы сходу вступили в бой. Сразу же пара "Сэйбров"
атаковала и сбила самолет капитана И.В.Пронина из звена капитана Калюжного. Я
атаковал эту пару и с короткой дистанции сбил одного из "пиратов", тем самым
отомстив за гибель товарища".
В этом бою отличился и ведомый Шкодина капитан Федор Гаврилович Афанасьев. Вот
как он описал свою победу: "На посадке нас часто поджидали "охотники" - опытные
летчики США. Один такой "ас" решил в одиночку "поохотиться" в районе Мяогоу и
выбрал целью моего ведущего. Увидев это, я уменьшил скорость, чтобы увеличить
интервал между собой и Шкодиным и стал выходить влево, для того чтобы сократить
радиус и выйти "Сэйбру" в хвост. По радио я дал команду Шкодину резко повернуть
самолет влево. Тот меня понял и моментально выполнил мою команду, тем самым я
резко сократил расстояние и вышел в хвост "Сэйбру", который уже вел огонь по
самолету ведущего. Я дал очередь. Пилот "Сэйбра" поняв, что попал под удар, тут
же бросил свою "жертву" и отвернул вправо. Я также бросился за ним вправо и на
преследовании сбил его. Он упал в сопках". Это были первые победы Шкодина и
Афанасьева в небе Кореи.
Однако "Сэйбрам-охотникам" из 4-го ИАК все же удалось в районе аэродрома "Аньдун"
подкараулить на посадке самолет командира 1-й АЭ 726-го ИАП майора К.Н.Дегтярева
и сбить его. Наш летчик спасся на парашюте.
В том бою один F-86 сбили и летчики 415-го ИАП, первыми вступившие в бой. О том,
как это произошло, рассказывает "герой дня" в полку Евгений Иванович Поливайко:
"Был вылет в район реки Ялуцзян на отражение налета самолетов противника. Я
летел в первом звене 1-й АЭ ведомым у командира эскадрильи майора Г.И.Богданова.
Вторую пару вел капитан Акимов. Был большой бой с "Сэйбрами". Большая свалка. В
одном из маневров мой ведущий вышел на очень удачную позицию по отношению к паре
F-86. Но у Богданова что-то случилось с прицелом, и выпущенная им очередь прошла
рядом с целью. "Сэйбр" метнулся в сторону и попал прямо в мой прицел. Я в упор
ударил по нему из всех пушек. Он задымился, потом загорелся и упал на берегу
реки Ялуцзян. Я видел вспышку взрыва на земле. Но тут меня атаковала другая пара
"Сэйбров", а мой ведущий Богданов уже ничем не мог мне помочь, так как был
впереди меня. "Сэйбры" зажали меня и били с двух сторон.
Меня спасла пара капитана Акимова. Они услышали мои позывные и курс, которые я
выкрикивал в эфир. По этой радионаводке пара Акимова атаковала зажавших меня "Сейбров".
Те сразу вышли из атаки и, бросив меня, пошли в пике. Я воспользовался моментом
и ушел в облака и тем самым спасся, получив несколько пробоин в самолете, но все
для меня тогда обошлось. Позже выяснилось, что сбитый мной американский пилот
был негром".
415-й ИАП также понес потери: были сбиты два самолета, но оба пилота, старшие
лейтенанты ГА.Бурин и М.Ф.Сергеев благополучно катапультировались и вскоре
вернулись в полк.
Что касается летчиков 216-й ИАД, которые первыми взлетели на перехват и сковали
боем передовой заслон "Сэйбров", то они отлично справились со своей задачей,
сбив при этом четыре F-86 и не потеряв ни одного самолета. Особо отличился
капитан М.И.Михин из 1-й АЭ 518-го ИАП, который сбил один "Сэйбр" и подбил еще
одного. Еще двух "Сэйбров" сбили летчики 676-го ИАП майор ГА.Болотин и капитан
М.Ф.Юдин.
Итог воздушного сражения, по данным командования 64-го ИАК, был таков: корпусом
за день сбит 21 самолет противника (плюс две предположительные победы) и еще
один подбит. Уничтожено 14 F-84 и 7 F-86. Свои потери - шесть МиГ-15бис и трое
пилотов: майор И.К.Сова, капитан К.П.Пронин и старший лейтенант И.И.Капунов. Все
погибшие из состава 133-й ИАД. Летчики этой дивизии уничтожили 17 самолетов
противника, в том числе пилоты 726-го ИАП сбили 14 F-84, а также
предположительно сбили или подбили еще два F-86, которые полку не засчитали.
Летчики 147-го ГИАП сбили два "Сэйбра". Еще один F-86 сбит летчиками 415-го ИАП.
Летчики 216-й ИАД без потерь сбили четыре F-86 и подбили еще один.
Американцы заявили, что в этом сражении пилоты "Сэйбров" одержали шесть побед.
Отличились летчики 25-й эскадрильи 1-е лейтенанты Саймон Эндерсон и Уолтер
Копе-лэнд и 2-й лейтенанат Томас Мур, а также летчики 39-й эскадрильи
подполковник Зон Маркхэм и 1-й лейтенант Фрэнсис Хамфрейс. Еще одна победа на
счету канадского летчика лейтенанта Эрнста Гловера, проходившего боевую
стажировку в составе 334-й эскадрильи 4-й ГП ВВС США.
Это редкий случай, когда реальные потери корпуса точно совпали с заявленным
числом побед американских пилотов, чего нельзя сказать о заявках на победы
советских летчиков.
Американцы признали потерю в тот день только трех F-84E и одного F-80C. Погибли
капитан Эдвард Уоррен О'Брайн, 1-е лейтенанты Джим Харольд Айлкир и Джеймс Алан
Ол-сон. Впрочем, как это нередко бывало, здесь учтены только те самолеты, что
упали на вражеской территории.
Получив неожиданный отпор, американские истребители-бомбардировщики несколько
дней не появлялись в "Аллее Мигов". Налеты возобновились только во второй
половине сентября, но уже 18 числа янки понесли очередную потерю: не вернулся из
боевого вылета F-84E 1-го лейтенанта Келвина Эдгара Ходела, сбитый лейтенантом
М.И.Михиным.
Летчики 64-го ИАК вновь отличились 21 сентября при отражении налета "Тандерджетов"
на Пакчон. В налете принимал участие 41 F-84nofl прикрытием почти такого же
количества "Сэйбров". Им противостояли летчики 133-й и 216-й ИАД. Восемь
экипажей 676-го ИАП и 16 экипажей из 518-го ИАП сковали боем истребители
передового заслона, а летчики 415-го и 147-го полков прорвались к штурмовикам.
Вновь даем слово командиру 3-й АЭ 147-го ГИАП капитану Н.И.Шко-дину: "Первым по
тревоге на отражение налета ушел 415-й полк, а через некоторое время подняли в
воздух и наш полк. Вскоре я увидел, как большая группа F-84 бомбит химический
завод, а чуть в стороне идет ожесточенный бой с "Сэйбрами". Наш полк поспешил на
помощь, и сходу на малой высоте мы атаковали группу "крестов". Сначала я
атаковал двух выходящих из атаки F-84 и удачно зашел им в хвост, но гут я
увидел, что пара F-84 гонит одиночный МиГи бьет по нему из всех стволов. Я
бросил свою цель и поспешил на выручку к товарищу, попавшему в беду. Сблизившись
с увлекшимися атакой "крестами", я с короткой дистанции снял одного из них, и
тот упал на землю. Как потом выяснилось, выручил я тогда капитана Е. И.
Поливайко из 415-го ИАП".
Летчики из эскадрильи капитана Ворошилова сбили три "Тандерджета", причем одного
из них "снял" ко-мэск, а двух других - его ведомый старший лейтенант Иван Шинаев.
Но и сам Шинаев не вернулся из боя -его, увлекшегося преследованием "Тандерджетов",
зажала и сбила пара "Сэйбров". В итоге летчики 147-го ГИАП сбили четыре F-84 и
один F-86 при потере одного самолета и летчика. А летчики дравшегося рядом
415-го полка добавили к этому счету еще один сбитый F-86.
После отражения налета еще одно сражение разгорелось в районе аэродрома Дапу,
который блокировали "Сэйбры" из 336-й эскадрильи 4-й ГП. Для деблокирования были
подняты две эскадрильи 676-го полка и эскадрилья 878-го ИАП. В сражении над
аэродромом был подбит самолет старшего лейтенанта В.Ф.Лекомцева из 878-го ИАП,
которому пришлось садиться "на брюхо". При посадке летчик не пострадал, но
самолет списали из-за повреждений.
В том же бою был сбит и погиб летчик 676-го полка - командир звена капитан Федор
Андреевич Бодня. Скорее всего, его сбил капитан Робинсон Ризнер, который в этот
день записал на свой счет два "Мига" и стал асом, одержав свою четвертую и пятую
победу. По словам самого Ризнера, в этом бою он дрался с пилотом, которого он
посчитал лучшим летчиком-истребителем когда-либо встречавшимся ему в бою. Они
сошлись на высоте 10000 метров, затем МиГ перешел в пике, а "Сэйбр", который
лучше разгонялся за счет большей массы, догнал и поразил его. Подбитый МиГ
пересек реку Ялуцзян и стал снижаться в районе ВПП одного из китайских
аэродромов, где и разбился. Все это наблюдал сам Ризнер и его ведомый лейтенант
Джон Логан.
Однако Логану не удалось рассказать об увиденном. У его "Сэйбра" была перебита
гидросистема и изрешечены топливные баки. Американцу удалось дотянуть до острова
Чодо в Желтом море и катапультироваться, но, запутавшись в парашюте, он утонул
до того, как к нему подоспела помощь. Возможно, его сбил лейтенант П.А.Козлов из
676-го ИАП, который заявил, что подбил "Сэйбр", но тот упал в море и Козлову эту
победу не засчитали. Еще одного "охотника" сбил в тот день в районе Дапу летчик
913-го ИАП старший лейтенант А.А.Александров из только что прибывшей из приморья
32-й ИАД. Это была первая победа полка в небе Кореи.
Итог дня таков: летчики 64-го авиакорпуса сбили семь самолетов противника плюс
одна неподтвержденная победа (Козлова). Из них шесть побед на счету летчиков
133-й ИАД (два F-84 и четыре F-86). Свои потери - три самолета и два пилота.
Американцы заявили, что в этот день пилоты "Сэйбров" сбили пять "МиГов", четыре
из которых на счету пилотов 336-й АЭ и один-25-й АЭ. Собственные потери они
оценили в один F-86 и один F-84E из 49-й ИБГ.
Весьма успешный для наших пилотов воздушный бой состоялся 28 сентября. В этот
день летчики из 676-го и 878-го ИАП 216-й ИАД заявили об уничтожении без потерь
со своей стороны шести F-86. Американцы же признали потерю одного новейшего
F-86F из 40-й ГП, одного F-84E из 474-й ИБГ и одного F-80C из 8-й ИБГ.
После этого летчики 64-го авиакорпуса больше месяца не имели встреч с
американскими истребителями-бомбардировщиками, так как последние либо успевали
уйти в безопасную зону, либо "Сэйбры" мешали нашим по мере возможности.
Только в ноябре возобновились схватки советских летчиков с вражеской ударной
авиацией. С1 ноября ИБА 5-й ВА ВВС США активизировала свою деятельность в "Аллее
Мигов", начав серию ударов по важным объектам на территории КНДР с налета на три
автомобильных моста в районе Йонгми. На отражение этого налета были брошены
группы "Мигов" из состава 133-й ИАД, которые взяли на себя передовой заслон "Сэйбров",
а летчики китайской Объединенной Воздушной Армии (ОВА) атаковали штурмовиков и
истребителей из группы непосредственного прикрытия.
При отражении этого налета летчики 133-й ИАД уничтожили пять самолетов
противника: четыре F-86 и один F-84, подбив еще одного F-86. Три сбитых "Сэйбра"
засчитали летчикам 726-го ИАП. Два из них на счету командира 1 -й A3 майора
К.Н.Дегтярева. Майор таким образом расквитался с американцами за 9 сентября,
когда его самолет был сбит, а ему самому пришлось катапультироваться. Летчики
415-го ИАП перехватили на отходе группу "Тандерджетов" и майору К.П.Петрову
удалось сбить один F-84, а в бою с "Сэйбрами" капитан В.Ф.Гутченко сбил F-86.
Наши летчики в этих боях потерь не имели.
Для полноты картины надо заметить, что американцы тоже не признали за этот день
ни одной потерянной машины, а пилоты "Сэйбров" записали на свои счета два
"сбитых" "Мига".
На следующий день, 2 ноября летчики 133-й ИАД вновь были подняты по
тревоге. На этот раз подудар "Мигов" попали "Шутинг Стары", которые редко
"забредали" в район действий наших истребителей. По заявлению наших летчиков,
они сбили шесть F-80, но большая часть из них упала в море. Победы засчитали по
данным фотоконтроля и по подтверждению от корейских рыбаков, которые утверждали,
что видели один или два горящих самолета, упавших в воду далеко от берега. В
конце боя подоспели "Сэйбры" из 16-й эскадрильи 51-й ГП. 1-му лейтенанту Томасу
Уайту удалось сбить самолет командира звена капитана В.П.Лепикова, незадолго до
этого сбившего два F-80. Лепиков благополучно катапультировался.
Согласно американским данным, 2 ноября был сбит только один F-84E из 58-й ИБГ.
6-го, 16-го, 17-го и 19-го ноября американские истребители-бомбардировщики
наносили удары по транспортным коммуникациям силами до 100 самолетов. При
отражении этих налетов летчики 64-го авиакорпуса выполняли задачу по сковыванию
передовых заслонов вражеских истребителей, а непосредственно по штурмовикам
должны были работать летчики из ОВА. Видимо, с этой задачей они не справлялись,
поэтому, начиная с 20 ноября, от пилотов 64-го ИАК вновь потребовали не
допускать налетов вражеской ИБА на охраняемые объекты.
21 ноября около сотни истребителей-бомбардировщиков F-84 из состава 49-го и
58-го авиакрыльев ВВС США предприняли налет на офицерское училище КНА в Бугдине.
Их прикрывали несколько десятков F-86 из 4-го и 51-го авиакрыльев.
На перехват взлетели пилоты 133-й и 216-й ИАД. При этом летчики 133-й дивизии
связали боем истребительное прикрытие, а 216-я атаковала
истребители-бомбардировщики. Вот что рассказывает об этом бое его участник Герой
Советского Союза командир 415-го ИАП подполковник Павел Федорович Шевелев: "Был
полковой вылет на отражение налета на Бугдин (в переводе "Золотые пески"). Полк
подняли поздновато, и над Бугдином было полно штурмовиков. Сначала мы обнаружили
четверку F-84, и я сходу атаковал их. Мне удалось сбить одного "Тандерджета".
Затем мы столкнулись с восьмеркой F-84 и сразу пошли в атаку. С первого же
захода капитан В.М.Панов сбил одного "креста", затем старший лейтенант Сокуренко
догнал и сбил еще одного, причем так по нему ударил, что у "Тандерджета"
отвалилось крыло. Правда, и мы понесли потери из-за того, что прозевали атаку
двух групп "Сэйбров". Так, 1-ю эскадрилью полка, ведомую майором Богдановым,
неожиданно атаковали шесть F-86 и сбили машину комэска. Иван Богданов погиб".
"Сэйбрам" удалось также сбить самолет старшего лейтенанта А.А.Гаранкинаиз2-йАЭ,
но тот спасся на парашюте. "Сэйбры" тоже не избежали потерь - одного из них сбил
капитан В.М.Панов.
Всего же в этом бою летчики 415-го ИАП сбили пять F-84 и один F-86, но почему-то
две победы у командования корпуса вызвали сомнение и их засчитали как
"подбитые". Кроме того, в бою с заслоном "Сэйбров" летчики 216-й ИАД без потерь
сбили один F-86 и подбили еще два. Сбитый "Сэйбр" записали на счет замкомэска
капитана В.Г.Казакова.
Как это нередко бывало, американские сводки о потерях отличались от советских
заявок на победы в меньшую сторону. 21 ноября янки "списали в расход" два F-86E
из 51 -й ГП и два F-80C из 8-й ИБГ.
Сражение 21 ноября стало последним для летчиков 64-го ИАК в 1952 году. До конца
ноября и весь декабрь летчики авиакорпуса периодически вылетали на перехват
истребителей-бомбардировщиков, но, в основном, безуспешно. Американцам обычно
удавалось избегать боев с "МиГами". Только 22 декабря летчики 216-й ИАД сбили
очередной "Шутинг Стар" из 8-й ИБГ, а 25 декабря - пилоты 133-й ИАД "завалили"
два F-84G из 49-й и 58-й ИБГ, которых им почему-то записали как "Сэйбры".
В итоге с марта по декабрь 1952 года летчики двух новых смен авиакорпуса (до
февраля в небе Кореи сражались летчики старой смены, состоящей из 303-й и 324-й
ИАД) провели 20 результативных встреч с ИБА 5-й ВА ВВС США, из которых восемь
подходили под статус больших сражений. Особое место в этом ряду занимает
сражение 9.09.1952, когда американцы, согласно советским данным, понесли
наибольшие потери.
Всего же летчики 64-го ИАКс марта по декабрь 1952 года записали на свой боевой
счет 68 американских истребителей-бомбардировщиков. Из них 42 F-84, 19 F-80 и 7
F-51. Непосредственно в схватках с истребителями-бомбардировщиками летчики
авиакорпуса потерь не имели, однако в боях с прикрывавшими их "Сэйбрами" корпус
потерял 47 истребителей МиГ-15бис и 14 летчиков. Пилоты авиакорпуса, в свою
очередь, сбили 37 F-86 и подбили еще четыре. Все эти цифры, напомню, взяты из
официальных советских сводок о потерях и победах. Сопоставление их с
американскими данными дает массу разночтений, однако в любом случае не вызывает
сомнений, что наши летчики смогли дать в небе Кореи серьезный отпор американской
истребительно-бомбардировочной авиации, заставив ее в целом ряде случаев
отказываться от своих планов и нести весьма ощутимые потери.
В заключение надо сказать, что начиная с марта 1952-го и до 1 января 1953 года
официально признанные на сегодняшний день боевые потери ИБА 5-й ВА ВВС США в
Корее (включая потери от зенитного огня) составили 174 самолета: 93 F-84, 43
F-51 H38F-80.