Заканчивался июнь 1950 г. Американские ВМС получили приказ принять участие в боевых действиях многонациональных сил на Корейском полуострове. Вечером 1 июля авианосец 7-го флота США «Вэлли Фордж»
взял курс на западное побережье Кореи для нанесения первого удара по аэродрому в Пхеньяне. На борту располагалась 5-я авиационная группа в составе пяти эскадрилий: две - реактивных истребителей
«Пантера», две - истребителей-штурмовиков «Корсар» и одна -штурмовиков «Скайрейдер».
3 июля в 6.00 «Вэлли Фордж» развернулся на ветер и выпустил ударную группу. Первыми взлетели 16 «Корсаров», вслед за ними поднялись в воздух 12 «Скайрейдеров» штурмовой эскадрильи VA-55, вооруженных
двумя 225-кг и шестью 45-кг бомбами каждый. Полет проходил в облаках при сильном порывистом ветре. На подходе к цели над поршневыми машинами пронеслась группа блокирования аэродрома в составе восьми
«Пантер». Они появились над целью первыми, сожгли на летном поле три самолета, а два успевших взлететь Як-9 сбили в воздухе. К этому моменту подошла ударная группа. «Скайрейдеры», пикируя с высоты
2000 м, сбросили бомбы на ВПП и аэродромные строения. В результате прямыми попаданиями были уничтожены ангары и склады ГСМ. Внезапность налета ошеломила корейских зенитчиков, и ни один самолет не был
сбит. После полудня «Скайрейдеры» внезапно появились над сортировочной станцией Пхеньяна, опять застав врасплох ПВО. Бомбами и пушечным огнем они уничтожили 15 и повредили 10 паровозов,
локомотивное депо и множество других объектов. Несколько «Скайрейдеров» пытались разбомбить железнодорожный мост через реку Тэндонган, их бомбы легли рядом с опорами, но вреда мосту не принесли.
Так состоялся боевой дебют мало известного в то время бомбардировщика-торпедоносца Skyraider. Вскоре машина стала центральной фигурой авиации флота США в ожесточенной войне, разыгравшейся на Корейском
полуострове.
4 июля штурмовики с авианосца ВМФ США «Вэлли Фордж» повторили налет на железнодорожный мост через реку Тэн-донган. Летчики ставшей уже знаменитой 55-й эскадрильи добились попадания в один из пролетов,
обрушив стратегически важное сооружение. Заодно на станции они расстреляли десять паровозов и сильно потрепали корейские канонерки на реке. Однако полет прошел не так гладко, как в предыдущий день -
четыре «Скайрейдера» получили повреждения от зенитного огня. Один из них, садясь на авианосец, не зацепился крюком за тросы аэрофинишера и врезался в стоящие на палубе самолеты. Два «Корсара» и один
штурмовик полностью сгорели. Это были первые потери палубной авиации в корейской войне.
В последующие дни июля на фронте сложилась критическая обстановка. Войска Южной Кореи были полностью разгромлены, а части 8-й американской армии с каждым днем отступали все ближе к морю. К 18 июля у
них не оставалось почти никаких шансов на удержание полуострова. Остановить наступление помогла высадка 1-й кавалерийской дивизии в Пхохане.
Через двое суток после проведения десантной операции продвижение противника приостановилось на шоссе Тэгу-Пусань. 23 июля, в самый сложный момент обороны Пусаньского плацдарма, штаб измотанной 8-й
армии обратился к флоту с просьбой: оказать сухопутным войскам непосредственную авиационную поддержку.
Адмирал Страбл пообещал представителям армии поднять штурмовики сразу по окончании заправки кораблей 77-го соединения. Авианосец доложил о своей готовности в полночь 24 июля. Через 8 часов он появился
у восточного побережья Кореи, а еще через 15 минут «Скай-рейдеры» находились над линней фронта.
В воздухе, как, впрочем, и на земле, царила абсолютная неразбериха. Каналы связи были переполнены, и «Скайрейдеры» с «Корсарами» кружили прямо над КП объединенных сил, не имея возможности сообщить о
своем прибытии. Летчики пытались установить контакт со специальными самолетами целеуказания, но «Москито» (это не знаменитая английская машина, а модификация не менее
известного американского учебно-тренировочного 7-6 «Тексан» ) занимались наведен нем «Шутинг Старое», вызванных из ... Японии! В конце концов палубникам надоело ждать, и они
отправились на свободную охоту. Все остальные вылеты «Скайрейдеров» в этот и следующий день проходили по такому же сценарию.
За два дня напряженных полетов штурмовики уничтожили несколько грузовиков, повредили мост и сожгли напалмом одну деревню. 26 июля погода ухудшилась, и корабль, воспользовавшись паузой, ушел за
топливом. Пока авианосец отсутствовал, совместными усилиями представителей флота и армии проблемы со связью и взаимодействием с пехотой устранили. Вылеты на поддержку сухопутных войск продолжились.
1 августа к «Вэлли Фордж» присоединился авианосец «Филиппин Си» (CVA47) с 11-й авиагруппой, составленной из двух эскадрилий истребителей «Пантера». По данным разведки, северокорейцы готовили в конце
августа новое, решающее наступление. Американцы, пытаясь спасти положение, подняли в воздух всю наличную авиацию, в том числе и стратегические бомбардировщики В-29. Палубные штурмовики до конца
сентября совершили в интересах сухопутных си л 2481 боевой вылет и уничтожили 13 танков, 35 вагонов, 197 автомашин, 72 орудия и 23 моста.
3 октября 77-е оперативное соединение ушло на базу в Сасэбо для пополнения запасов. Тем временем высадившиеся в Иньчхоне американские войска перешли в контрнаступление, захватили Сеул и остановились
на 38 параллели. Опасаясь дальнейших десантов, северокорейцы в прибрежных водах произвели постановки обширных минных заграждений. Использовались различные типы мин, в том числе и дрейфующие, которые
сбрасывались в море на северо-восточном побережье, и, благодаря морским течениям, за две недели огибали полуостров. Ввиду сложности обстановки начальник минно-тральных сил капитан 2-го ранга Споффорд
предложил попробовать разминировать фарватер Вонсаньского порта с помощью «Скайрейдеров». Адмирал Страбл согласился, хотя мало верил в успех операции. Утром 12 сентября над морем появилась первая
ударная волна из 14 «Скайрейдеров» и 8 «Корсаров». Штурмовики несли по три фугасные бомбы калибром 450 кг с гидростатическими взрывателями, настроенными на глубину 7,5 м. Необходимо было сбросить
бомбы двумя полосами длиной по 5 миль с интервалом между двумя бомбами по 200 м. Из-за отсутствия ориентиров на морской поверхности перед ударной группой шли два штурмовика. Один, наводимый с берега с
помощью РЛС, передавал другому, летящему чуть ниже, сигналы на сброс дымовых маркеров с необходимыми интервалами. Однако ни один из этих маркеров не сработал, и бомбы пришлось бросать наугад. Вторая
волна из 17 «Скайрейдеров» справилась с поставленной задачей аналогичным способом. На следующий день тральщик «Пират» проверил результаты этого удара. Протралив полосу вчерашней бомбардировки, зацепил
левым тралом одну мину, а правым - пять. Через некоторое время совсем рядом от этого места он подорвался на мине и раскололся пополам.
Наступление американцев продолжалось, и к концу октября 1950 г. части 8-й армии приблизились к границе КНР. Казалось, победа уже близка. Однако в события вмешались китайские войска, приступившие к
переправе через р. Ялуцзян. Чтобы воспрепятствовать этому, 77-е оперативное соединение получило приказ бомбить мосты,для чего планировалось использовать до 150 ударных самолетов в день.
Для налета на один мост формировалась группа из 8 «Скайрейдеров» с двумя 450-кг бомбами каждый и полным боезапасом к пушкам. Подавление ПВО в районе переправ возлагалось на «Корсары», а прикрытие
ударной группы с воздуха поручалось истребителям «Пантера». Для летчиков «Скайрейдеров» уничтожение мостов оказалось трудной задачей, т.к. до цели им предстояло пролететь почти 360 км над территорией
противника, насыщенной зенитными средствами. Тем не менее, в течение 12 дней палубная авиация непрерывно наносила удары, совершив 593 боевых вылета и сбросив 232 т бомб разного калибра.
Из 6 основных мостов 3 были полностью разрушены, а остальные повреждены. Однако последовавшее наступление китайских войск показало, что противнику все же удалось переправить большую часть сил на
корейский берег. Вскоре ударили морозы, река начала замерзать, и смысл в дальнейших ударах по мостам пропал. Объединенные силы начали отходить на юг.
Перед палубной авиацией была поставлена новая задача - перерезать железнодорожные коммуникации в тылу северокорейских войск. Начиная с 29 января 1951 г., «Скайрейдеры» приступили к разрушению дорог и
охоте за поездами. Полетам сильно мешала зима: снег засыпал палубы авианосцев, и экипажам кораблей приходилось по нескольку часов лопатами сбрасывать его за борт.
Наиболее типичным примером использования «Скайрейдеров» против транспортной сети противника в этот период могут служить бомбардировки моста на одной из железнодорожных линий северо-востока Кореи. О
существовании этого 180-метрового сооружения американцам стало известно 2 марта. На его уничтожение была послана восьмерка «Скайрейдеров», которая с задачей не справилась. Утром следующего дня удар
повторила 195-я штурмовая эскадрилья капитан-лейтенанта Карлсона, базировавшаяся на авианосце «Принстон». Штурмовики сбросили на цель 900-кг бомбы, обрушив один из шести пролетов и повредив два
других. Для верности через пять дней налет повторили. В честь командира удачливой эскадрильи ущелье, где находился мост, летчики стали называть «Ущельем Карлсона». Корейцы, используя деревянные балки,
быстро восстановили опоры и выпрямили уцелевшие покосившиеся пролеты. 14 марта фоторазведка установила, что через несколько дней мост начнет действовать. На следующий день группа «Скайрейдеров»
ударила по нему зажигательными баками. Напалм сжег временные опоры, и в целости остались только два пролета. Для воспрепятствования дальнейших восстановительных работ в ущелье сбросили бомбы со
взрывателями замедленного действия. Однако, несмотря на это, через две недели мост функционировал. Ответ американцев не заставил себя ждать. 2 апреля «Скайрейдеры» нанесли столь сильный удар, что мост
рухнул на дно ущелья и больше не восстанавливался. Из-за частых налетов палубных штурмовиков северокорейские поезда стали курсировать лишь на нескольких участках железных дорог, причем исключительно
по ночам, а войска предпочитали передвигаться пешим порядком.
Своеобразным козырем северокорейцев были шлюзы Хвачхоньского водохранилища, с помощью которых они могли поднимать или опускать уровень воды в реках Ханган и Пукханган. Это давало возможность
затормозить наступление объединенных сил или облегчить переправы своих войск при контрнаступлении. Чтобы лишить противника возможности таким образом влиять на ситуацию, командование 8-й армии
обратилось к адмиралу Страблу с просьбой разрушить шлюзы. 30 апреля на авианосец «Принстон» поступил приказ о немедленном вылете. Предполагалось, что «Скайрейдеры» нанесут удар торпедами, однако
подготовить их не успели, и эскадрилья Карлсона вылетела с 900-кг бомбами. В 16.00 штурмовики вышли на цель. Подавление ПВО взяли на себя пять «Корсаров». Одна из сброшенных бомб попала в плотину, но
шлюзы уцелели.
На следующий день восемь AD-4 поднялись в воздух, неся по одной торпеде. Им предстояло сложное и весьма рискованное дело. После выхода на боевой курс до цели оставалась всего пара сотен метров, и у
пилотов было буквально несколько мгновений для того, чтобы сбросить торпеды в нужной точке и увернуться от столкновения с бетонной стеной. К тому же плотина располагалась в узком пространстве между
высоких холмов, поэтому атаковать ее одновременно могли только два самолета. В 12.00 «Скайрейдеры» парами стали заходить на Хвачхоньскую плотину. Шесть из восьми торпед взорвались у ее основания. Один
шлюз оказался полностью разрушенным, в другом было пробито трехметровое отверстие. Несколько самолетов получили повреждения от зенитного огня. Это единственный случай применения торпед за всю войну в
Корее.
В мае «Скайрейдеры» продолжали наносить удары по северокорейским железнодорожным коммуникациям. Так, 11 мая 32 штурмовика атаковали четыре моста на западных линиях, сбросив на них шестьдесят четыре
900-кг бомбы. Лучшее «противомостовое» средство оправдало свою репутацию - три путепровода были разрушены, а четвертый поврежден.
За успешные действия весной 1951 г. «Скайрейдеры» получили громкое прозвище «разрушители железных дорог». Заслужить его было не так уж просто. Наносить удары штурмовикам приходилось при яростном
противодействии корейской ПВО. В некоторых районах плотность зенитной артиллерии в два раза превышала ту, которую создавали японцы в конце второй мировой войны. Особую опасность представляло место
западнее Вонсаня, которое пилоты назвали «Долиной смерти». Даже если штурмовики прорывались через огонь зениток, то прицельно попасть бомбой прямо в железнодорожное полотно с шириной колеи всего 142
см было почти невозможно. При заходе вдоль него летчикам приходилось брать поправку не только на ветер, но и на смещение кабины относительно бомбодержателя, иначе бомбы падали по обе стороны полотна,
не причиняя ему никакого вреда.
Осенью штурмовики занимались не только железными дорогами. Самым удачным налетом этого периода считается удар 29 октября «Скайрейдеров» 54-й эскадрильи по одному из домов в небольшом городке Кансань,
где, по агентурным данным, проводилось совещание корейских политработников. В результате внезапного налета Северная Корея потеряла убитыми более 500 замполитов.
Новый, 1952 г., не принес особого разнообразия в повседневную боевую работу. Кампания по разрушению железных дорог продолжалась с неослабевающим напряжением. Правда, штурмовики изменили свою тактику,
отказавшись от разрыва дорожного полотна через каждые 1,5 км, они стали уничтожать рельсовый путь длинными отрезками по 1-5 км. Корейцы с большим трудом ремонтировали такие участки. Работы они
начинали с наступлением темноты и, если ремонт затягивался, вручную переносили грузы через поврежденные участки из поезда в поезд, которые курсировали только после захода солнца, а днем отстаивались в
многочисленных туннелях. Учитывая это, командование 77-го оперативного соединения организовало в составе своих авиагрупп специальные ночные подразделения.
На каждом корабле имелось по 8 самолетов, приспособленных для действий ночью: четыре «Корсара» и четыре AD-4N. Экипажи штурмовиков прошли специальную подготовку в Сан-Диего. «Скайрейдер» считался
идеальным самолетом для ночной охоты. Его обычная боевая нагрузка состояла из одной 225-кг бомбы, шести 112-кг бомб, полного боекомплекта к пушкам и шести осветительных бомб. На каждый самолет
выделялся отдельный участок железной или автомобильной дороги протяженностью 65-70 км. Вдоль него летчик вел свою машину змейкой у самой земли, тщательно просматривая местность. Автомобили легко
обнаруживались по свету фар. Паровозы, передвигавшиеся без огней, найти было труднее. В одиночном полете пилоты предпочитали пользоваться пушками, в этом случае отпадала необходимость держаться
минимально безопасной высоты при бомбометании. Разрыв каждого снаряда давал вспышку, по которой стрельба легко корректировалась.
Тактика менялась, если вылет выполнялся парой. Летчик одного «Скайрейдера» с малой высоты просматривал дорогу. Его коллега вел свою машину чуть выше, при обнаружении цели он сбрасывал осветительные
бомбы и атаковал ее первым. За это время нижний самолет успевал набрать высоту и тоже начинал атаку. Получалась своеобразная карусель. В конце войны ночные «Скайрейдеры» с авианосца «Филиппин Си»
получили на вооружение 70-мм НУР «Майти Маус». На самолет подвешивались шесть пусковых установок, по семь ракет в каждой. По заявлениям летчиков, «Маусы» оказались чрезвычайно эффективным оружием.
Начиная с апреля 1952 г., палубная авиация стала привлекаться к ударам по промышленным объектам и электростанциям. До этого электростанции считались неприкосновенными, исходя из соображений их
дальнейшего использования после оккупации Северной Кореи. С началом мирных переговоров считалось, что бомбардировка электростанций отрицательно повлияет на их ход. Однако переговоры затягивались, а
электростанции, тем временем, продолжали питать энергией РЛС противника, аэродромы Аньдуня и военные заводы. Наиболее важной считалась Супхунская ГЭС. Вскоре авиация получила разрешение ударить
по запретным целям. Бомбардировщики В-29 не подходили для такой задачи - цели : располагались в нескольких километрах от границы, и бомбы могли упасть на территорию Китая. Выполнение ювелирного удара
поручили палубным штурмовикам. Впервые после налетов на мосты через Ялуцзян «Скайрейдерам» опять предстояло появиться в районе «аллеи МиГов». Накануне удара командиры штурмовых групп собрались на
авианосце «Боксер» и целый день детально разрабатывали операцию. Тщательно рассчитывалась бомбовая нагрузка, установка взрывателей, время и место сбора самолетов в воздухе, направление атаки и т.д.
Командир ударного соединения капитан 3 ранга Даунинг вспоминал: «Расчет времени был очень жестким. Мы должны были выйти на цель с точностью до одной минуты, три минуты давалось для атаки и
бомбометания. Выход на цель раньше срока или слишком продолжительное пребывание самолетов над целью не поощрялись. Надо было также опасаться и столкновения с сопровождавшими нас истребителями».
Супхунская электростанция располагалась в 56 км от аэродромов МиГ-15 и имела сильную ПВО: 28 тяжелых и 43 средние автоматические зенитные пушки. Начало операции назначили на 9.30, однако погода
помешала стартовать вовремя, и вылет перенесли на 14.00. К полудню четыре тяжелых авианосца - «Боксер», «Принс-тон», «Филиппин Си» и «Бон Омм Ричард» собрались вместе и приготовились к выпуску
самолетов. На сей раз точно в назначенное время с них поднялись 35 «Скайрейдеров» из эскадрилий VA-65,195. 115, каждый из которых нес по две 900-кг и по одной 450-кг бомбе. Еще пять штурмовиков несли
по контейнеру с аварийным запасом на случай, если кто-нибудь будет сбит.
Над береговой чертой ударную группу догнали 35 истребителей «Пантера». При подходе к цели группа снизилась, пытаясь избежать обнаружения корейскими РЛС. Находившиеся в боевых порядках AD-4Q включили
станции РЭБ. Над Ялуцзяном палубные самолеты встретились с основным прикрытием - 84мя истребителями «Сейбр». За восемь минут до начала удара летчики передали на флагманский «Боксер», что видят МиГи,
стоящие на аэродромах Аньдуна. Внезапность была достигнута полная: истребители противника бездействовали, а зенитки отвечали слабым огнем. В 15.55 ударные самолеты начали делать «горку». Первыми
спикировали AD авианосца «Боксер», ведомые Даунингом. За ними пошли штурмовики «Принстона» и «Филиппин Си». Удар наносился не по плотине, а по зданию ГЭС размерами 24x150 м. В районе цели погода была
хорошая, но сильный боковой ветер затруднял прицеливание. Бомбы отделялись от держателей на высоте 1000 м, одновременно «Скайрейдеры» обстреливали цель из пушек, выходя из пикирования на высоте 500 м.
За три минуты на ГЭС обрушилось более 80 т бомб. Аэрофотосъемка результатов налета выявила прямые попадания в главное здание станции, которое горело до утра следующего дня. От зенитного огня были
потеряны 5 штурмовиков. Один AD из 115-й эскадрильи загорелся, но летчику удалось довести его до аэродрома Кымпхо и посадить с убранным шасси.
В течение этого и последующего дней палубные самолеты совершили 546 боевых вылетов. Массированным атакам подверглись еще 12 электростанций. Пхеньян и большинство районов Северной Кореи остались без
энергии. Успешное выполнение этих заданий подняло боевой дух морских летчиков, уставших от монотонной работы по железным дорогам.
Удары по промышленным объектам продолжались до сентября 1952 г. В ноябре самолеты переключились на склады и базы в ближнем тылу противника. Зимой возобновились полеты на непосредственную поддержку
войск. Весна и начало лета принесли на корейскую землю долгожданный мир. Официально война закончилась 27 июля 1953 г. в 22.00 по местному времени.
Опыт, полученный в Корее, заставил американских военных переоценить значение флота в современной войне. Если до 1950 г. ему отводилась роль конвойных и патрульных сил, то теперь, после успешных
ударных операций, он занял ведущее место среди видов Вооруженных Сил США. Огромная заслуга в поднятии авторитета военно-морских сил принадлежит палубным штурмовикам «Скайрейдер». Отличные летные
характеристики и широкий ассортимент вооружения сделали этот тип самолетов просто незаменимым. Высокая боевая живучесть, надежность и эффективность применения поставили AD на один уровень с такими
знаменитостями, как Ил-2, МиГ-15, F-86. «Скайрейдер» пользовался заслуженной любовью летчиков и технического состава. Об этом говорят его многочисленные неофициальные названия: «Способный пес»,
«Рабочая лошадка» и т.д.
Уголок неба. 2004
|