В Корее почти одновременно
появились ак МиГ-15, так и МиГ-15бис.
Полки, прибывавшие на МиГ-15,
перевооружались через один-два
месяца на «бисы», передавая вой
старые самолеты китайцам и
корейцам. Позже и они стали
получать последние модификации «пятнадцатого».
Американцы настойчиво пытались
добыть хотя бы один экземпляр МиГ-15.
Зиюле 1951 г. им удалось достать из-под
воды сбитый самолет, однако он был
сильно поврежден и не годился для
летных исследований. Через год в
горах Северной Кореи обнаружили
МиГ в хорошем состоянии. За ним
снарядили экспедицию на
транспортном вертолете, но
оказалось, что поднять
истребитель целиком невозможно.
Пришлось при помощи ручных гранат
и пил «демонтировать» плоскости и
в таком виде доставить трофей к
месту назначения. Было объявлено
и о награде в 100000 долларов тому,
кто на «пятнадцатом» перелетит в
Южную Корею. Однако на это
заманчивое предложение один из
летчиков ВВС КНДР откликнулся
лишь в ноябре 1953 г., когда война
уже окончилась.
Основным противником МиГов
являлись истребители F-86 Sabre
модификаций А в Корее с декабря 1950
г.), Е (с августа 1951) и F (с марта 1952 г.).
Крайне редко встречался F-86D. В
разведывательных частях
применялся F-86A.
Пятнадцатые» были легче своих
главных конкурентов, обладали
более высокой сороподъемностью (уступали
только F-86F) и лучшими
характеристиками на больших
высотах. Они имели более мощное
вооружение: дну 37-мм и две 23-мм
пушки против 6-ти 12,7-мм пулеметов у
«Сейбра». Однако американские
летчики отмечали недостаточную
скорострельность этой артиллерии
в условиях скоротечного боя
реактивных самолетов.
«Сейбры» обладали преимуществом
при пикировании, при
горизонтальных маневрах, а также
при полетах в сложных
метеоусловиях и ночью, т.к.
оснащались радиолокационными
прицелами. Обладали они и
некоторым превосходством в
скорости, но не на столько
значительным, чтобы диктовать
свои условия. Существенным
моментом являлось то, что летчики
F-86 пользовались
противоперегрузочными костюмами,
о чем их советские коллеги могли
лишь мечтать.
Оба истребителя обладали
достаточно высокой живучестью. В
общем это были примерно равные по
своим летным характеристикам
машины, и в конечном счете победа
зависела от квалификации пилотов.
Согласно американским данным,
летчики F-86 сбили 792 МиГа, потеряв 78
своих машин. Пропало без вести и
по неизвестным причинам еще 26 «Сейбров».
Итого на счет пилотов МиГ-15 можно
записать 104 истребителя этого
типа. В то же время лишь полки 133-й
ИАД имеют подтверждения на 48
сбитых F-86, 523-го ИАП - на 42, 913-го ИАП
- на 26. Кроме того, у автора есть
сведения о 26 советских летчиках,
которым засчитаны победы еще над
60 F-86. Итого 176. Всего, согласно
советским данным, истребители 64-го
корпуса уничтожили 651 F-86, и еще 181 «Сейбр»
сбили пилоты ОВА.
Другие типы истребителей войск
ООН значительно уступали МиГ-15.
Первым их противником в Корее
стали «Мустанги». На этих машинах,
помимо американцев, воевали
австралийцы, южноафриканцы и
южнокорейцы. ВВС США признали
потерю в воздушных боях 10, по
неизвестным причинам -12 и
пропавшими без вести - 32 F-51.
Заявлено о предположительно
сбитых «Мустангами» в ноябре 1950г.
двух МиГ-15. Последнее утверждение
начисто отметалось советской
стороной. Есть данные о 30-ти
сбитых летчиками 64-го корпуса F-51 и
о 12-ти ОВА.
Нашел применение в Корее и F-82 «Твин
Мустанг». Американцы признали
пропавшими без вести 3 машины.
Возможно, что сюда вошли два
самолета этого типа, сбитые в
ноябре 1950 г. А.Капрановым и его
ведомым И. Какуриным (139-й ГИАП).
«Пятнадцатым» часто приходилось
встречаться с истребителями-бомбардировщиками
F-84E и F-84G Thunderjet. Их пилоты
претендуют на 8 сбитых МиГов.
Американцы признали потерю в
воздушных боях 18 F-84 и еще 46 по
другим причинам. Как тут не
вспомнить бой 9-го сентября 1952 г.,
когда летчики 726-го ИАП сбили 14
этих самолетов (есть
подтверждения в виде заводских
бирок!). По советским данным,
истребители 64-го корпуса
уничтожили 178 «Тандерджетов», а
китайцы и корейцы - 27.
Американские источники
утверждают, что 4 МиГа записали на
свой счет летчики F-80C Shooting Star. На
базы не вернулись 68 «Шутингов», из
них 14 уничтожены, остальные
потеряны по неизвестным причинам
или пропали без вести. По
советским сведениям, наши
летчики сбили 121 F-80, пилоты ОВА - 30.
Встречи МиГов с основным ночным
истребителем сил ООН в Корее F-94
Starfire были явлением довольно
редким. По статистике ВВС США, в
воздушном бою потеряна 1 машина и
еще 2 пропали без вести. На свой
счет пилоты F-94 записали 1 сбитый
МиГ-15. По советским данным,
летчики «пятнадцатых» уничтожили
13 «Старфайров».
К «корейским раритетам» можно
отнести истребители Meteor ВВС
Австралии. Согласно
австралийским источникам, первый
бой этих самолетов с МиГ-15
произошел 15 августа 1951 г. и
окончился безрезультатно. По
советским данным, летчик Н.В.
Сутягин сбил один «Метеор». По
подсчетам автора, всего
советскими пилотами уничтожено
минимум 35 этих истребителей.
Правда, на официальном боевом
счету 64-го корпуса их числится
всего 28 и еще 2 на счету ОВА.
Австралийцы количество своих
потерянных машин не указывают, но
заявляют о гибели в Корее 32-х
летчиков, летавших на «Метеорах».
Они также утверждают, что
легионеры «зеленого континента»
достоверно сбили 3 МиГа и еще 3 -
предположительно.
Среди бомбардировщиков основным
противником был, несомненно, В-29.
ВВС США считают, что потеряли по
разным причинам 34 такие машины, а
стрелки «крепостей» сбили 26 МиГ-15.
Советская сторона большинство
этих потерь не признавала. По
имеющимся у автора данным,
летчики 64-го корпуса уничтожили 69
«Суперфортрессов», и скорее всего
это количество неполное.
Достаточно широко, особенно в
ночное время, силами ООН
применялся легкий бомбардировщик
В-26 Invader. Западные источники
вообще отрицают потерю в
воздушных боях хотя бы одного
самолета этого тип;.
Действительно, советские
истребители не часто встречались
с ними, и все же летчики МиГов
сбили, как минимум, 3 «Инвейдера".
Весьма интенсивно в Корее
использовались разведывательные
модификации различных типов
самолетов: RF-51, RF-80, RF-86, RB-26, RB-29, RB-50.
В случае уничтожения таких машин,
пилотам МиГов обычно засчитывали
соответствующие базовые модели,
причем вероятно, что RB-50
принимались за «Суперфортрессы».
На этом фоне выделяется история с
RB-45 Tornado. Американцы полностью
отрицают потери этих самолетов.
Однако автору достоверно
известно, что 14 декабря 1950 г.
четверка МиГов 29-го ГИАП сбила «Торнадо»
над Аньдунем. Экипаж был пленен и
допрошен. В апреле 1951 г. летчик Н.К.
Шеламанов повредил RB-45, который
совершил вынужденную посадку в
районе Пхеньяна, причем это
подтвердили наземные войска.
Встречи МиГов с самолетами
палубной авиации происходили
весьма редко, и статистика этих
боев до сих пор остается самой
запутанной. Известно, что в бою с
реактивными истребителями F9F Panther
погиб капитан Грачев. На счету
советских и китайских летчиков
сбитых «Пантер» нет, но не
исключено, что их могли принимать
за «Шутинг стары», т.к. эти машины
в полете несколько похожи.
6 МиГов числится за пилотами
ночных истребителей F-3D-2 Skyknight
Корпуса морской пехоты США.
Удалось ли летчикам «пятнадцатых»
уничтожить хотя бы один самолет
этого типа - неизвестно. Можно
только предположить, что
несколько сбитых «Скайнайтов»
могли идентифицировать как F-94.
«Пятнадцатым» приходилось иметь
дело с поршневыми «Корсарами» и «Скайрейдерами».
Победы пилотов МиГов над
последними не зафиксированы,
однако имеются данные о двух
сбитых F-47 Thunderbolt. Но автору
достоверно известно, что в Корее
эти самолеты не воевали! По всей
вероятности, об уничтожении «Тандерболтов»
заявила пара 196-го ИАП Шеломонов-Достоевский,
и можно предположить, что летчики
приняли за F-47 поршневые
штурмовики.
С «Корсарами» МиГ-15, по
американским данным, провели три
воздушных боя. Два из них
закончились безрезультатно, в
третьем стороны потеряли по
истребителю. В окончательных
итогах боевой деятельности 64-го
корпуса числятся 2 сбитых F4U, ОВА -
15.
С английскими палубными
самолетами Sea Fury и Firefly
встречались, по утверждению
генерала Лобова, только китайские
летчики. Но в официальной
статистике ОВА никаких сведений о
боях с этими машинами нет. Однако
числятся два неопознанных
самолета и вполне возможно, что
это и есть британские машины.
Западная пресса подтверждает
потерю в Корее нескольких «Файрфлаев».
Общие итоги выглядят следующим
образом. По советским данным,
летчики 64-го корпуса, в основном
на «пятнадцатых», совершили 64000
боевых вылетов и в 1182 воздушных
боях сбили 1106 самолетов сил ООН.
Свои потери составили 335 МиГов и 120
пилотов. Истребители ОВА провели
366 боев, в которых уничтожили 271
самолет противника, потеряв 231
свою машину и 126 летчиков.
А вот американская статистика.
Согласно ей, было сбито 954
советских, китайских и
северокорейских самолетов, в т.ч.
827 МиГ-15. Потери ВВС США составили
138 самолетов. Еще о потере пяти
машин заявили флот и морская
пехота.
Как видим, данные
противоборствующих сторон
отличаются весьма серьезно. Чем
это объяснить? Давайте попробуем
разобраться.
Американцы свои победы
фиксировали только по
фотокинопулемету (ФКП), т.к.
обстановка в Корее не позволяла
получить подтверждение с земли.
Этот метод, по словам Героя
Советского Союза К.В. Сухова, был
эффективен примерно на 75%. Хотя
дополнительно учитывались
свидетельства других летчиков,
все же статистика ВВС США
оставалась далеко не безгрешной.
Так, например, американцы заявили,
что в бою 3 апреля они уничтожили 4
МиГ-15. На самом деле в этот день
был сбит один и повреждены 3
истребителя 176-го ГИАП. И это не
единичный факт. Случаев, когда
потери МиГов были больше, чем
заявляли в Пентагоне, известно
гораздо меньше.
Свои, сбитые в воздушных боях
самолеты, американцы могли
частично «списать на зенитчиков»,
частично - как пропавшие без вести
либо как потерянные по
невыясненным обстоятельствам.
Например: 12 января 1953 г. летчик 535
ИАП старший лейтенант Я.3. Хабиев
сбил разведчик RB-29. ВВС США
заявили, что это работа наземных
средств ПВО. Не исключено, что
часть своих потерь в Пентагоне
могли и скрыть - ведь официальные
данные предназначались к
публикации в прессе и нельзя
исключить присутствие в них
идеологического подтекста. (Советские
данные десятилетия были строго
секретными, и лишь в последние
годы просочились в печать.)
Возможны и другие варианты. Автор
не собирается уличать в чем-то
американцев и вполне допускает,
что на войне возможна всякая
путаница, и не всегда удается
выяснить причину потери той или
иной боевой единицы.
В советских авиачастях
существовал весьма строгий
порядок регистрации побед. В
первую очередь - кадры ФКП. Затем -
свидетельства напарников. Но
главным являлось подтверждение
наземных частей, без чего сбитый
самолет, как правило, не
засчитывался. Помимо этого,
представители полка выезжали на
место падения машины противника,
фотографировали ее и должны были
привезти какую-либо деталь, лучше
всего - заводскую бирку. Показания
самих пилотов почти не
учитывались. Так, например, летчик
16-го ИАП Л.П. Морщихин в лобовой
атаке уничтожил «Сейбр». F-86
взорвался, от вспышки пленку ФКП
засветило, а оставшиеся от
американского истребителя мелкие
обломки рассыпались по большой
территории. Лишившись
материального и документального
подтверждения, Морщихин не смог
доказать свою победу.
Если сбитый самолет падал в море,
то его чаще всего тоже не
засчитывали. Важно учитывать и то,
что через определенное время
боевые счета эскадрилий, полков и
дивизий проверялись высокими
инстанциями, которые
корректировали число побед в
сторону уменьшения.
Зная все эти нюансы, мы можем с
достаточным доверием относиться
к данным советской стороны,
которая к такому порядку
постепенно приучила китайцев и
корейцев.
Уголок неба. 2004
|