Бассейн реки Амазонка, или, как еще называют этот регион, Амазония,
занимает 60% территории Бразилии, что в абсолютных цифрах составляет 5,2 млн
квадратных км. То есть здесь запросто помещается вся Западная Европа, и еще
останется. Вместе с тем, область эта покрыта густыми, практически
непроходимыми, тропическими лесами. Местное население, в большинстве своем
индейцы, селятся поближе к берегам самой реки либо многочисленных ее
притоков. Понятно, что в таких условиях полного контроля властям достичь не
удалось. Амазония богата на ресурсы - от ценных пород дерева до золота и
редких металле Все это побуждало с давних времен разного рода авантюристов,
и не только их, заниматься добычей и контрабандным вывозом этих богатств,
несмотря на то, что условия для этого были самыми не подходящими: недаром
амазонские джунгли именуются "зеленым адом". Поначалу этот самый вывоз
осуществлялся по рекам и тайными индейскими тропами. С появлением авиации к
подобной деятельности все шире и шире начали привлекаться и самолеты, а в
джунглях появились нелегальные взлетно - посадочные полосы.
Естественно, что занимающаяся подобной деятельностью "публика" не
очень то жалует конкурентов, и весьма часто под кронами разворачиваются
гангстерские войны, опять-таки - не без применения авиации враждующими
группировками. Частенько бывало, что на "лакомых кусочках" территории
проживали индейские племена, которые не хотели, несмотря на все уговоры и
моральное давление, уходить с насиженных веками мест.
Тогда "претенденты" пускали в ход силу, в том числе и все ту же
авиацию. Например, в апреле 1968 года Бразилию и потряс скандал, связанный с
так называемой "Службой защиты индейцев". Это организация была создана в
20-х г.г. местными гуманистами действительно для помощи коренным жителям,
но со временем эта структура превратилась в проводника политики компаний,
занимавшихся освоением богатств джунглей, не брезгуя зри этом никакими
средствам В данном случае "всплыл" факт участия "защитников' в расправе над
индейцами племени "Длинные ленты" в штате Мату-Тросу.
Располагая собственными самолетами, в один из дней "службисты"
совершили налет на поселение индейцев, забросав его с воздуха динамитными
шашками, а затем расстреляв из пулеметов оставшихся в живых жителей...
В некоторых случаях "охотники за сокровищами" прибегали к
распрыскиванию с воздуха над селениями ядохимикатов, вызывая гибель
растительности и животных, а также заболевания среди индейцев и, тем самым,
заставляя их сниматься со своих мест.
Невинные люди страдали и при сведении счетов между местными мафиозо.
Именно этими причинами полиция объясняет взрыв на борту авиалайнера "Конвэр
340/440" бразильской авиакомпании REAL 26 июня I960 г. Погибли пять человек
экипажа и 48 пассажиров.
Контрабандой занимались /и занимаются/ не только бразильские
криминальные структуры, но и зарубежные. В этой связи интересно вспомнить
историю марта 1966 г. Тогда местной контрразведке после тщательного
изучения данных аэрофотосъемки участков Амазонии, удалось раскрыть сеть
тайных аэродромов, расположенных в штатах Амазонас, Гояс, Минас-Жераис, Пара
- всего З7 (!). Все они были оснащены соответствующим светотехническим
оборудованием для обеспечения ночных полетов.
Именно по ночам сюда прилетали В-26-е (бывшие бомбардировщики,
переоборудованные для гражданских целей на предприятии компании "Он-Марк") и
забирали грузы драгоценных камней, золотого песка и ценных руд. Незаконная
структура функционировала несколько лет. Деятельность ее была пресечена в
результате спецоперации. В руки бразильцев попали пять американцев,
причастных к незаконной деятельности, а также целехонький В-26 (борт.
N4974N), на борту которого находилась походная геологическая лаборатория.
После необходимых формальностей 21 июня машину передали ВВС, где она под
обозначением СВ-26\С-26 эксплуатировалась до января 1975 г.
Как и в прочих латиноамериканских странах, в Бразилии развила
активную деятельность наркомафия и Амазония для нее истинный рай. В первую
oчередь, регион оказался весьма подходящим для организации перевозок
наркотиков, сырья и полуфабрикатов (либо, как принято сейчас называть
подобного рода активность - наркотраффик), так как находится на границе
Перу, Колумбии и Венесуэлы. Здесь, опять таки, расположено большое число
нелегальных ВПП, пролегают воздушные и водные маршруты как
внутрибразильские, так "экспортные" и транзитные. В то же время, не
прекращается и незаконная хозяйственная деятельность. О ее масштабах говорит
такой пример: ежедневно над Амазонией выполняется 2300 - 2500
незарегистрированных предварительно полетов, из них основная масса - в
интересах контрабандных перевозок с замаскированных площадок.
Хотя, как правило, наркотраффиканты применяют легкие самолеты
("сессны" разных типов, "пайперы"), объем перевозимого ими груза немал. Так,
одна международная банда пилотов, действовавшая несколько лет до своей
ликвидации в 1997 г., ежегодно доставляла из Перу в Колумбию 200 тонн
кокаиновой пасты. Надо сказать, что колумбийцы отличаются активностью,
опасной даже по местным меркам. В первую очередь наблюдатели отмечают
деятельность партизан левой организации ФАРК, которые весьма поднаторели в
авиаперевозках.
Однако в последнее время зафиксировано применение ими не только
транспортных машин, но и боевых вертолетов, экипажи которых, не раздумывая в
ряде случаев вступают в бой с вертолетами и легкими самолетами бразильских
"силовиков".
Поначалу обеспечением порядка и безопасности в регионе отвечала, в
первую очередь, полиция, которая также располагала (и располагает)
собственной авиацией: в настоящее время ее парк насчитывает 82 вертолета
различных типов. Однако, помимо Амазонии, у этой структуры дел хватало и в
других районах страны. Притом работу там не всегда можно было назвать
безопасной, по сравнению с той же Амазонией. Например,14 января 2001 г.
полицейский вертолет AS 350В (борт PP-EOF) преследовал машину с
преступниками в районе н.п. Гуарульос (штат Сан Паулу). Те, пытаясь
оторваться от назойливых авиаторов, открыли по "вертушке" огонь. Пилот,
намереваясь уйти из-под обстрела, быстро снизился и ... влетел в провода. В
результате "стрекоза" загорелась и рухнула на землю. Из четырех человек,
находившихся на борту, трое погибли мгновенно, а один получил тяжелые
увечья...
Несомненно, были и успехи. Так.в начале 1985 г. полицейским удалось
"накрыть" одну из банд, захватив при этом, помимо нескольких лабораторий,
также 15 самолетов.
Тем не менее, незаконные действия в Амазонии многократно
увеличиваются, природные ресурсы региона бесконтрольно тратятся, контрабанда
и наркотраффик выросли до таких катастрофических размеров, что стали
напрямую представлять угрозу национальной безопасности страны. Поэтому
руководством Бразилии для защиты государственных интересов регионе начали
привлекаться также и вооруженные силы: Армия, ВВС, ВМС. А в 1990 г. для
координации усилий военных и гражданских организаций, отвечающих за
состояние дел здесь, было сформировано специальное aгeнство SIPAM - Система
защиты Амазонии. Позже для информационного обеспечения данной структуры была
создана еще одна - Система наблюдения за Амазонией /SIVAM/. Главным ее
оружием является сеть стационарных и мобильных РЛС, дистанционных систем
контроля, установленных на ИСЗ, самолетах т.д.. Собранные при помощи их
данные направляются в три региональных информационных центра, откуда
передаются в главный координационный центр.
В настоящее время в Амазонии находятся 25000 военнослужащих и
развернуто 25 РЛС.
Авиационные средства контроля поначалу предложили американцы, но с
условием, что на их самолетах будут летать американские же экипажи.
Бразильцы же соглашались брать эти машины в аренду, но при этом не желали
видеть присутствие "гринго" и хотели эксплуатировать эту технику своими
экипажами. На таких условиях Вашингтон работать не желал и предлагал
бразильцам просто купить у них самолеты ДРЛО. Но Бразилиа в силу
экономических и политических причин отказалась oт закупки американской
техники и заказали соответствующую матчасть национальной компании EMBRAER.
Там на базе пассажирского лайнера ЕRJ-145 создали два типа разведывательных
самолетов: ЕМВ-145SА, предназначенный для контроля за воздушным
пространством, и EMB-I45RS - для разведки наземных целей. На конец марта
2003 г. первых в ВВС Бразилии насчитывалось два экземпляра, принятых на
вооружение под обозначением R-99A, вторых, R-99B - пока еще один. Для борьбы
с нарушителями на первых порах применялись сверхзвуковые перехватчики
"Мираж" и F-5Е. Эти самолеты, благодаря высокой скорости достаточно быстро
выходили в район, где обнаруживался нарушитель, однако затем высокая
скорость становилась недостатком: малоразмерные и маневренные легкомоторники,
летевшие, к тому же, на малой высоте, практически всегда уходили от
истребителей. Позже для пресечения незаконных полетов бразильцы начали
привлекать легкие реактивные штурмовики ЕМВ-326 "Шаванте", которые несколько
лучше годились для этой работы. Затем командование ВВС обратило внимание на
опыт соседей (колумбийцев и перуанцев), которые для борьбы с наркоавиацией
использовали учебно-боевые самолеты бразильского же производства АТ-27 "Тукано"
и за 1994 - 97 г.г. сбили на них, как минимум, 14 нарушителей. Бразильцы
также решили на первых порах бросить на защиту Амазонии эти машины. В
частности, их разместили в июне 1999 г. на новой авиабазе Кампо-Гранде, что
на границе с Парагваем. С учетом опыта боевой эксплуатации "Тукано" компания
EMBRAER создала легкий боевой самолет ALX "Супертукано", который принят на
вооружение национальными ВВС в двух вариантах: А-29 одноместный и АТ-29
двуместный ( к концу марта 2003 г. на амазонских аэродромах находилось 66
подобных машин).
Проведенные мероприятия, а также взаимодействие с соседями и
американскими структурами, в первую очередь в информационном обеспечении,
дали некоторые положительные результаты. Так, в 1997 году удалось выследить
и уничтожить в ходе операции "Алювион-97" уже упоминавшуюся банду
наркопилотов. В частности, было арестовано 15 человек, обнаружено и
ликвидировано 16 нелегальных ВПП, захвачено 19 самолетов. В 1998 г. полиция
совместно с вооруженными силами, включая ВВС, провела операцию "Пурус-2",во
время которой положила конец деятельности другого незаконного формирования,
занимавшегося не только воздушным, но и речным наркотраффиком. Захвачено 32
катера,16 самолетов и 18 ВПП.
Весьма неплохие результаты дало начало деятельности SlVAM. Только за
первые месяцы работы разведчики обнаружили 33 нелегальных аэродрома.
Истребители же, с помощью новых самолетов ДРЛО, перехватили и принудили к
посадке 424 летательных аппарата.
Но не всегда все проходит гладко. Имея в своем распоряжении крупные
денежные средства, наркобароны имеют возможность подкупать информаторов,
нелегальных первозчиков "товара" и т.п. в рядах самих силовых структур. К
слову ВВС не являются исключением. Так, ж концу 90-х г.г. из рядов авиации
за сотрудничество с наркоманией было изгнано восемь человек. В апреле 1999
г. полиция на борту одного из С-130, который готовился к перелету в Испанию,
обнаружила 35 кг "зелья". Экипаж, естественно, привлекли к ответственности.
По причинам подкупа с малой результативностью были осуществлены
широко разрекламированные операции "Рио-1" и "Рио-2",участие в которых
также принимали ВВС. Одним словом, борьба, которую бразильцы ведут в
Амазонии, да и в других районах своей страны, обещает быть длительной,
упорной и беспощадной. И слово авиации в ней - далеко не последнее.