Уголок неба ¦ Война в Амазонии

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Война в Амазонии
        
      n Михаил Жирохов,
          Александр Котлобовский
 


 

Бассейн реки Амазонка, или, как еще называют этот регион, Амазония, занимает 60% территории Бразилии, что в абсолютных цифрах составляет 5,2 млн квадратных км. То есть здесь запросто помещается вся Западная Европа, и еще останется. Вместе с тем, область эта покрыта густыми, практически непроходимыми, тропическими лесами. Местное население, в большинстве своем индейцы, селятся поближе к берегам самой реки либо многочисленных ее притоков. Понятно, что в таких условиях полного контроля властям достичь не удалось. Амазония богата на ресурсы - от ценных пород дерева до золота и редких металле Все это побуждало с давних времен разного рода авантюристов, и не только их, заниматься добычей и контрабандным вывозом этих богатств, несмотря на то, что условия для этого были самыми не подходящими: недаром амазонские джунгли именуются "зеленым адом". Поначалу этот са­мый вывоз осуществлялся по рекам и тайными индейскими тропами. С появлением авиации к подобной деятельности все шире и шире начали привлекаться и самолеты, а в джунглях появились нелегальные взлетно - посадочные полосы.

Естественно, что занимающаяся подобной деятельностью "публика" не очень то жалует конкурентов, и весьма часто под кронами разворачиваются гангстер­ские войны, опять-таки - не без применения авиации враждующими груп­пировками. Частенько бывало, что на "лакомых кусочках" территории проживали индейские племена, которые не хотели, несмотря на все уговоры и моральное давление, уходить с насиженных веками мест.

Тогда "претенденты" пускали в ход силу, в том числе и все ту же авиацию. Например, в апреле 1968 года Бразилию и потряс скандал, связанный с так называемой "Службой защиты индейцев". Это организация была создана в 20-х г.г. местными гума­нистами действительно для помощи коренным жителям, но со временем эта структура превратилась в проводника политики компаний, занимавшихся освоением богатств джунглей, не брезгуя зри этом никакими средствам В данном случае "всплыл" факт участия "защитников' в расправе над индейцами племени "Длинные ленты" в штате Мату-Тросу.

Располагая собственными самолетами, в один из дней "службисты" совершили налет на поселение индейцев, забросав его с воздуха динамитными шашками, а затем расстреляв из пулеметов оставшихся в живых жи­телей...

В некоторых случаях "охотники за сокровищами" прибегали к распрыскиванию с воздуха над селениями ядохимикатов, вызывая гибель раститель­ности и животных, а также заболевания среди индейцев и, тем самым, за­ставляя их сниматься со своих мест.

Невинные люди страдали и при сведении счетов между местными мафиозо. Именно этими причинами полиция объясняет взрыв на борту авиалайнера "Конвэр 340/440" бразильской авиакомпании REAL 26 июня I960 г. Погибли пять человек экипажа и 48 пассажиров.

Контрабандой занимались /и занимаются/ не только бразильские криминальные структуры, но и зарубежные. В этой связи интересно вспомнить историю марта 1966 г. Тогда местной контрразведке после тщательного изучения данных аэрофотосъемки участков Амазонии, удалось раскрыть сеть тайных аэродромов, расположенных в штатах Амазонас, Гояс, Минас-Жераис, Пара - всего З7 (!). Все они были оснащены соответствующим светотехническим оборудованием для обеспечения ночных полетов.

Именно по ночам сюда прилетали В-26-е (бывшие бомбардировщики, переоборудованные для гражданских целей на предприятии компании "Он-Марк") и забирали грузы драгоценных камней, золотого песка и ценных руд. Незаконная структура функционировала не­сколько лет. Деятельность ее была пресечена в результате спецоперации. В руки бразильцев попали пять американцев, причастных к незаконной деятельности, а также целехонький В-26 (борт. N4974N), на борту которого находилась походная геологическая лаборатория. После необходимых формальностей 21 июня машину передали ВВС, где она под обозначением СВ-26\С-26 эксплуатировалась до января 1975 г.

Как и в прочих латиноамериканских странах, в Бразилии развила активную деятельность наркомафия и Амазония для нее истинный рай. В первую oчередь, регион оказался весьма подходящим для организации перевозок наркотиков, сырья и полуфабрикатов (либо, как принято сейчас называть подобного рода активность - наркотраффик), так как находится на границе Перу, Колумбии и Венесуэлы. Здесь, опять таки, расположено большое число нелегальных ВПП, пролегают воздушные и водные маршруты как внутрибразильские, так "экспортные" и транзитные. В то же время, не прекращается и незаконная хозяйственная деятельность. О ее масштабах говорит такой пример: ежедневно над Амазонией выполняется 2300 - 2500 незарегистрированных предварительно полетов, из них основная масса - в интересах контрабандных перевозок с замаскированных площадок.

Хотя, как правило, наркотраффиканты применяют легкие самолеты ("сессны" разных типов, "пайперы"), объем перевозимого ими груза немал. Так, одна международная банда пилотов, действовавшая несколько лет до своей ликвидации в 1997 г., ежегодно достав­ляла из Перу в Колумбию 200 тонн кокаиновой пасты. Надо сказать, что ко­лумбийцы отличаются активностью, опасной даже по местным меркам. В первую очередь наблюдатели отмечают деятельность партизан левой организации ФАРК, которые весьма поднаторели в авиаперевозках.

Однако в последнее время зафиксировано применение ими не только транспортных машин, но и боевых вертолетов, экипажи которых, не раздумывая в ряде случаев вступают в бой с вертолетами и легкими самолета­ми бразильских "силовиков".

Поначалу обеспечением порядка и безопасности в регионе отвечала, в первую очередь, полиция, которая также располагала (и располагает) собственной авиацией: в настоящее время ее парк насчитывает 82 вертолета различных типов. Однако, помимо Амазонии, у этой структуры дел хватало и в других районах страны. Притом работу там не всегда можно было назвать безопасной, по сравнению с той же Амазонией. Например,14 января 2001 г. полицейский вертолет AS 350В (борт PP-EOF) преследовал машину с преступниками в районе н.п. Гуарульос (штат Сан Паулу). Те, пытаясь оторваться от назойливых авиаторов, открыли по "вертушке" огонь. Пилот, намереваясь уйти из-под обстрела, быстро снизился и ... влетел в провода. В результате "стрекоза" загорелась и рухнула на землю. Из четырех человек, находившихся на борту, трое погибли мгновенно, а один получил тяжелые увечья...

Несомненно, были и успехи. Так.в начале 1985 г. полицейским удалось "накрыть" одну из банд, захватив при этом, помимо нескольких лабораторий, также 15 самолетов.

Тем не менее, незаконные действия в Амазонии многократно увеличиваются, природные ресурсы региона бесконтрольно тратятся, контрабанда и наркотраффик выросли до таких катастрофических размеров, что стали напрямую представлять угрозу национальной безопасности страны. Поэтому руководством Бразилии для защиты государственных интересов регионе начали привлекаться также и вооруженные силы: Армия, ВВС, ВМС. А в 1990 г. для координации усилий военных и гражданских организаций, отвечающих за состояние дел здесь, было сформировано специальное aгeнство SIPAM - Система защиты Амазонии. Позже для информационного обеспечения данной структуры была создана еще одна - Система наблюдения за Амазонией /SIVAM/. Главным ее оружием является сеть стационарных и мобильных РЛС, дистанционных систем контроля, установленных на ИСЗ, самолетах т.д.. Собранные при помощи их данные направляются в три региональных информационных центра, откуда передаются в главный координационный центр.

В настоящее время в Амазонии находятся 25000 военнослужащих и развернуто 25 РЛС.

Авиационные средства контроля поначалу предложили американцы, но с условием, что на их самолетах будут летать американские же экипажи. Бра­зильцы же соглашались брать эти машины в аренду, но при этом не желали видеть присутствие "гринго" и хотели эксплуатировать эту технику своими экипажами. На таких условиях Вашингтон работать не желал и предлагал бразильцам просто купить у них самолеты ДРЛО. Но Бразилиа в силу экономических и политических причин отказалась oт закупки американской техники и заказали соответствующую матчасть национальной компании EMBRAER. Там на базе пассажирского лайнера ЕRJ-145 создали два типа разведывательных самолетов: ЕМВ-145SА, предназначенный для контроля за воздушным пространством, и EMB-I45RS - для разведки наземных целей. На конец марта 2003 г. первых в ВВС Бра­зилии насчитывалось два экземпляра, принятых на вооружение под обозначением R-99A, вторых, R-99B - пока еще один. Для борьбы с нарушителями на первых порах применялись сверхзвуковые перехватчики "Мираж" и F-5Е. Эти самолеты, благодаря высокой скорости достаточно быстро выходили в район, где обнаруживался нарушитель, однако затем высокая скорость становилась недостатком: малоразмерные и маневренные легкомоторники, летевшие, к тому же, на малой высоте, практически всегда уходили от истребителей. Позже для пресечения незаконных полетов бразильцы начали привлекать легкие реактивные штурмовики ЕМВ-326 "Шаванте", которые несколько лучше годились для этой работы. Затем командование ВВС обратило внимание на опыт соседей (колумбийцев и перуанцев), которые для борьбы с наркоавиацией использовали учебно-боевые самолеты бразильского же производства АТ-27 "Тукано" и за 1994 - 97 г.г. сбили на них, как минимум, 14 нарушителей. Бразильцы также решили на первых порах бросить на защиту Амазонии эти машины. В частности, их разместили в июне 1999 г. на новой авиаба­зе Кампо-Гранде, что на границе с Парагваем. С учетом опыта боевой эксплуатации "Тукано" компания EMBRAER созда­ла легкий боевой самолет ALX "Супертукано", который принят на вооружение национальными ВВС в двух вариантах: А-29 одноместный и АТ-29 двуместный ( к концу марта 2003 г. на амазонских аэродромах находилось 66 подобных машин).

Проведенные мероприятия, а также взаимодействие с соседями и американскими структурами, в первую очередь в информационном обеспечении, дали некоторые положительные результаты. Так, в 1997 году удалось выследить и уничтожить в ходе операции "Алювион-97" уже упоминавшуюся банду наркопилотов. В частности, было арестовано 15 человек, обнаружено и ликвиди­ровано 16 нелегальных ВПП, захвачено 19 самолетов. В 1998 г. полиция совместно с вооруженными силами, включая ВВС, провела операцию "Пурус-2",во время которой положила конец дея­тельности другого незаконного формирования, занимавшегося не только воздушным, но и речным наркотраффиком. Захвачено 32 катера,16 самолетов и 18 ВПП.

Весьма неплохие результаты дало начало деятельности SlVAM. Только за первые месяцы работы разведчики обнаружили 33 нелегальных аэродрома. Истребители же, с помощью новых самолетов ДРЛО, перехватили и принудили к посадке 424 летательных аппарата.

Но не всегда все проходит гладко. Имея в своем распоряжении крупные денежные средства, наркобароны имеют возможность подкупать инфор­маторов, нелегальных первозчиков "товара" и т.п. в рядах самих силовых структур. К слову ВВС не являются исключением. Так, ж концу 90-х г.г. из рядов авиации за сотрудничество с наркоманией было изгнано восемь человек. В апреле 1999 г. полиция на борту одного из С-130, который готовился к перелету в Испанию, обнаружила 35 кг "зелья". Экипаж, естественно, привлекли к ответственности.

По причинам подкупа с малой результативностью были осуществлены ши­роко разрекламированные операции "Рио-1" и "Рио-2",участие в которых также принимали ВВС. Одним словом, борьба, которую бразильцы ведут в Амазонии, да и в других районах своей страны, обещает быть длительной, упорной и беспощадной. И слово авиации в ней - далеко не последнее.


Уголок неба. 2006  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100