Как участник договора о военной взаимопомощи с США Чили пожелали получить бомбардировщики B-26 Invader для замены устаревших B-25 Mitchell. Первые десять самолетов по официальным данным прибыли в
страну 18-го ноября 1954 г. Однако на самом деле машины уже находились в Чили с сентября. Все они прибыли прямо из хранилища ВВС США на авиабазе МакКлилан. Несмотря на то, что самолеты имели бортовые
номера принадлежавшие варианту A-26B, все они были B-26C с застекленным носом (конвертированы во время постройки). ВВС Чили (FACH) назначили им свои серийные номера от 812 до 821. Самолеты приписали к
8-й авиагруппе, базировавшейся на аэродроме Церро Морено, Антофагаста. В эту группу также входили восемь остававшихся в строю B-25J. Уже к концу 1956 г. большинство чилийских B-26 находилось в плачевном состоянии. Лишь два самолета могли подняться в воздух. Поэтому было принято решение о дополнительной поставке 14-ти B-26C. Машины
прибывали в Чили с сентября 1956 г. по март 1957 г. и полностью вытеснили устаревшие B-25. В марте 1958 г. было дополнительно поставлено еще двенадцать самолетов, таким образом общее число
поставленных в Чили Инвейдеров достигло 36 штук. Все самолеты были целиком окрашены в черный цвет. До июня 1957 г. флот B-26 имел только одну невосполнимую потерю. Однако в июне 1959 г. сразу три машины потеряли в результате катастроф. Пятый B-26 разбился около Антофагасты в ноябре 1961 г. из-за
структурных разрушений главных лонжеронов крыла - типичной болезни всех послевоенных Инвейдеров. 10-го мая 1962 г. разбился еще один Инвейдер под номером n.838. Машина упала в море, три члена экипажа
погибли. Причина аварии осталась неизвестна. К 1962 г. аварии сократили число Инвейдеров до 22 B-26C и двух B-26B. Примерно в это время проблема с усталостью металла крыла стала повсеместной и несколько самолетов отправили в Панаму на
американскую авиабазу Эльбрук для проведения ремонтных работ. Чтобы смягчить ослабление боеспособности ВВС, в 1963 г. из США поставили два B-26B и еще четыре в апреле 1965 г (один из этой четверки
разбился 30-го апреля 1965 г. в районе Лима, Перу во время перегона). В 1960-х гг. некоторые чилийские B-26C конвертировали в вариант без носового остекления, с установкой на его месте шести или восьми пулеметов. Они назывались B-26D. В июле 1963 г. два B-26 переделали
в легкие транспортные самолеты и перевели в 10-ю авиагруппу, базировавшуюся в Сантьяго. 21-го марта 1964 г. в Пелдехью во время авиашоу в честь 34-летия ВВС Чили B-26 No.823 должен был проводить показательные бомбометания. Однако за минуту до сброса бомб у самолета внезапно загорелся
левый двигатель. Пилот лейтенант Виктор Рамирес направил горящую машину в сторону от шеститысячной толпы зрителей, одновременно приказав экипажу покинуть самолет. К несчастью механик капрал Эдуардо
Фариас запутался в стропах парашюта и погиб в результате удушения, а третий член экипажа капрал Эдуардо Позо не смог выбраться из машины вовремя. Сам пилот покинул самолет в последний момент и
благополучно приземлился, не получив серьезных ранений. Самолет врезался в землю в нескольких милях на территории местной фермы. Фрагменты горящего двигателя машины No.823 попали в B-26 No.841,
который летел в одной формации, и ранили пилота лейтенанта Джами Парра и его механика капрала Франциско Морено. В 1965 г. во время накала отношений с Аргентиной, B-26 направили на патрулирование чилийско-аргентинской границы. В июне 1966 г. самолет No.812 разбился во время рутинного перелета из Сантьяго в
Антофагасту. Экипаж - пилот лейтенант Джами Сампос и механик капрал Юлио Гарсия - погиб. В 1968 г. в строю оставалось 16 пригодных к полетам B-26, а в начале 1970-х гг. всего десять машин. 11-го сентября 1973 г. во время государственного переворота самолеты 8-й авиагруппы совершили
несколько боевых вылетов, однако нет сведений, что они применяли свое вооружение. Примерно в это время некоторые B-26 были окрашены в пустынный камуфляж, подобный тому, что использовался в Чили на
истребителях Вампир: верх - коричневые тона, низ - светло-голубой. В 1974 г. отношения между Чили и США резко ухудшились, в результате Инвейдеры остались без запчастей и технического обслуживания. Самолеты отошли на второй план и перестали считаться боевыми. В
основном их использовали для буксировки мишеней, на которых тренировались стрельбе пилоты Хантеров из 7-й авиагруппы. В конечном счете, Инвейдеры заменили Хантеры из 7-й авиагруппы, которые в свою
очередь впоследствии заменили истребителями Northrop F-5. Последние B-26 эксплуатировались до 1979 г., большинство машин оставшихся к этому моменту были утилизированы, однако несколько экземпляров сохранилось в музее и на постаментах. Один самолет установлен
на авиабазе Церро Морено, другой на авиабазе Эль Боско, и еще одна машина выставлена в музее аэронавтики в Сантьяго.
B-26 в составе ВВС Чили
Бортовой номер ВВС Чили |
Тип |
Номер ВВС США |
Время поставки |
Примечания |
812 |
B-26C |
41-39337 |
18/11/54 |
Столкнулся 16/11/62 с B-26 N° 845. Прошел
капитальный ремонт в Панаме в 1965 г.
В июне 1966 г. Разбился недалеко от Ель Монте, экипаж из двух человек погиб |
813 |
B-26C |
41-39463 |
18/11/54 |
Потерян в сентябре 1956 г. |
814 |
B-26C |
41-39592 |
18/11/54 |
|
815 |
B-26C |
43-22526 |
3/11/54 |
Прошел капитальный ремонт в Панаме в 1965 г. |
816 |
B-26C |
41-39565 |
11/11/54 |
Прошел капитальный ремонт в Панаме в 1965 г. |
817 |
B-26C |
44-34131 |
18/11/54 |
Прошел капитальный ремонт в Панаме в 1965 г. Разбился 13/8/68 |
818 |
B-26C |
44-35906 |
10/11/54 |
Прошел капитальный ремонт в Панаме в 1965 г. |
819 |
B-26C |
44-34168 |
10/11/54 |
|
820 |
B-26C |
44-34099 |
11/11/54 |
|
821 |
B-26C |
44-34170 |
18/11/54 |
Последний самолет из первой партии. |
822 |
B-26C |
41-39263 |
28/1/57 |
Прибыл в Чили 31/12/56, однако не был сразу поставлен ВВС |
823 |
B-26C |
41-39327 |
28/1/57 |
Разбился 21/3/64 во время празднования юбилея ВВС Чили из-за пожара двигателя. |
824 |
B-26B |
44-35753 |
28/1/57 |
Прошел капитальный ремонт в Панаме в 1965 г. В настоящее время установлен на постаменте на авиабазе Церро Морено с
ложным бортовым номером 863. |
825 |
B-26C |
44-35856 |
28/1/57 |
|
826 |
B-26C |
44-35856 |
28/1/57 |
Разбился 3/9/57 |
827 |
B-26C |
43-22436 |
28/1/57 |
|
828 |
B-26C |
44-34124 |
28/1/57 |
|
829 |
B-26C |
41-39208 |
28/1/57 |
|
830 |
B-26C |
44-34128 |
28/1/57 |
|
831 |
B-26C |
44-35538 |
28/1/57 |
|
832 |
B-26C |
43-22268 |
28/1/57 |
|
833 |
B-26B |
44-35919 |
28/1/57 |
|
834 |
B-26C |
44-35877 |
28/1/57 |
|
835 |
B-26C |
44-35754 |
28/1/57 |
Прошел капитальный ремонт в Панаме в 1965 г. |
836 |
B-26C |
44-35382 |
9/3/58 |
В июле 1954 г. это самолет использовался французами в Индокитае. |
837 |
B-26C |
41-39580 |
9/3/58 |
|
838 |
TB-26B |
44-34735 |
9/3/58 |
Разбился в океане 10/5/62 |
839 |
B-26C |
43-22751 |
9/3/58 |
Прошел капитальный ремонт в Панаме в 1965 г. |
840 |
B-26C |
41-39537 |
9/3/58 |
Прошел капитальный ремонт в Панаме в 1965 г. Конвертирован в B-26D |
841 |
B-26C |
44-35730 |
9/3/58 |
|
842 |
B-26C |
43-22728 |
9/3/58 |
Конвертирован в B-26D.
Вероятно был продан в марте 1980 г исторической организации Confederate Air Force |
843 |
B-26C |
44-35410 |
9/3/58 |
Прошел капитальный ремонт в Панаме в 1965 г. |
844 |
B-26C |
44-35220 |
9/3/58 |
Списан 9/4/64 |
845 |
B-26C |
44-35908 |
9/3/58 |
16/11/62 столкнулся в воздухе с 812. Прошел капитальный ремонт в Панаме в 1965 г.
Конвертирован в B-26D. Списан 16/11/64 |
846 |
B-26C |
44-35937 |
9/3/58 |
Прошел капитальный ремонт в Панаме в 1965 г. Конвертирован в B-26D.
В настоящее время установлен на постаменте на авиабазе Эль Боско |
847 |
TB-26B |
43-22746 |
9/3/58 |
|
848 |
TB-26B |
44-34741 |
Feb/60 |
Конвертирован в TB-26D. В настоящее время в музее аэронавтики в
Сантьяго. |
849 |
TB-26B |
44-34735 |
Feb/60 |
Прошел капитальный ремонт в Панаме в 1965 г. |
Уголок неба. 2004
|