Смогли полетать кубинцы и на МиГ-17-ом, этом поистине самолете-солдате, который состоит на
вооружении некоторых стран до сих пор. На вооружении ВВС Кубы состояли МиГ-17 (многие, но не все
чешского производства) и МиГ-17Ф.
Первые МиГ-17 прибыли на Кубу в 1964 году и практически сразу они стали постепенно
вытеснять "пятнадцатые". Использовали новые самолеты преимущественно как истребители-
бомбардировщики. 5 октября 1969 года МиГ-17 (бортовой номер 232) под управлением лейтенанта
Эдуардо Гуерра Хименеса совершил посадку на авиабазе Хомстеад. Хотя кубинцы постарались
представить это как "навигационную ошибку" скрыть факт дезертирства не удалось. Пилот сразу же по
приземлении попросил политического убежища.
Этот самолет представляет собой довольно интересный образец - на нем было смонтировано
фоторазведывательное оборудование и по словам Хименеса самолеты его эскадрильи использовались для
разведки американских объектов во Флориде (прежде всего атомной электростанции в Туркей Пойнт).
Интересна и окраска самолета - МиГ был в отличие от большинства самолетов этого типа окрашен в
серый цвет, кроме того в опознавательном знаке отсутствовал синий диск для уменьшения заметности.
По требованию кубинского правительства американцы самолет вернули. Бегство Хименеса
послужило поводом для массовых чисток личного состава ВВС.
Пришлось поучаствовать МиГ-17-м и в настоящей войне. В декабре 1975 года Кастро направили
эскадрилью таких самолетов (9 МиГ-17Ф и 1 МиГ-15УТИ) на помощь правительственным ВВС Анголы,
ведущим активные боевые действия против повстанцев УНИТА. Командиром эскадрильи был назначен
майор Жозе Монтес. Зоной ответственности кубинцев был на назначен департамент Кабинда и север
страны, в то время как МиГ-21 "работали" на юге и востоке. Заменены
"семнадцатые" на МиГ-21 в 1977
году.
Еще одним "полем битвы" для кубинских МиГ-17 стала Эфиопия. В декабре 1977 года в разгар
эфиопско - сомалийского конфликта из приграничной области Огратен в стране появился кубинский
контингент, усиленный эскадрильей МиГ-17 и МиГ-21. Об их боевой работе известно немного. Так,
сомалийские силы ПВО сбили по крайней мере один МиГ-17, причем летчик погиб. Это был очень
интересный конфликт в истории боевого применения МиГ-17: ведь тут кубинские МиГи летали наравне с
эфиопскими F-5 против сомалийских МиГ-17 и МиГ-21 !
Интересно и то, что кубинские летчики никогда не летали в боевые вылеты против эритрейских
сепаратистов. В сентябре 1989 года после изменения политической обстановки в мире кубинские летчики
покинули эту восточно-африканскую страну, оставив местным
"летунам" всю уже довольно изношенную и
устаревшую технику.
В 1973 году кубинские летчики, направленные в Северный Йемен, участвовали в пограничных
столкновениях на границах с Южным Йеменом и Саудовской Аравией. В семидесятых же годах группа
кубинских летчиков участвовала в переучивании летного состава ВВС Гвинеи. Отмечено также несколько
боевых вылетов против нарушителей воздушного пространства.
Всего же кубинцы получили примерно 1000 самолетов этого типа, которые окончательно были
выведены из боевого состава ВВС только в 1981 году с получением достаточного количества МиГ-21 и
МиГ-23.
(с) Рубен Уррибаррес, http://www.urrib2000.narod.ru/EqMiG17.html