|
Самым же популярным советским истребителем на Кубе стал МиГ-21. Здесь на вооружении
состояли следующие модификации: МиГ-21Ф-13, ПФ, ПФМ, ПФМА, Р, МФ, бис, У и УМ.
Первым в СССР МиГ-21Ф-13 получил 32-й ГИАП в Кубинке в 1961 году. В июне 1962 года в
преддверии Ракетного кризиса полк в обстановке полной секретности был погружен на корабли в Балтийске
и направлен на Кубу. Здесь полк перенумеровали в 231-й ИАП и подчинили командованию 12-й дивизии
ПВО. Всего на тот момент на вооружении полка находилось 40 МиГов, 6 МиГ-15 УТИ и один Як-12.
Первоначально все самолеты не перекрашивались, однако после того как в радиоперехватах американцев
прозвучали "МиГи с красными звездами", все самолеты в срочном порядке перекрасили по стандартам
ВВС Кубы. Первый полет советских летчиков на МиГ-21 был отмечен 18 сентября 1962 года. Уже 22
октября была объявлена повышенная боевая готовность и полк рассредоточили по нескольким
аэродромам. Единственное боевое столкновение с американцами имело место 4 ноября. Тогда советский
летчик на МиГ-21 перехватил пару F-104C из 479 Tactical Fighter Wing (Тактического
Истребительного Крыла), которые совершали разведывательный полет недалеко от авиабазы Санта Клара.
Однако американцы от боя уклонились.
После Ракетного кризиса советское командование посчитало невыгодным возвращать на родину
современные самолеты и поэтому в спешном порядке началось переобучение кубинских летчиков. Уже в
апреле 1963 года был переобучен первый кубинец, а 10 августа 1963 года было официально объявлено о
создании эскадрильи, вооруженной МиГ-21Ф-13.
18 мая 1970 года в ответ на задержание багамскими властями 14 кубинских рыбаков несколько
МиГ-21 совершили переход на сверхзвук над столицей этого небольшого островного государства. Вскоре
рыбаки были освобождены.
10 сентября 1977 года эскадрилья МиГ-21МФ под командованием Рафаэля дель Пино совершила
демонстративный облет порта Пуэрто Плата (Доминиканская республика). Это был шаг в ответ на
задержание кубинского торгового судна, которое направлялось с грузом оружия в Анголу. Одновременно
командованием кубинских ВВС был разработан оперативный план
"Пико", согласно которому МиГи в
случае если доминиканцы не отпустят судно должны были нанести ракетно-бомбовый удар по городам
Пуэрто Плата и Сантьяго де лос Кабаллерос. К счастью, доминиканцы благоразумно отпустили судно на
следующий день.
Во время своей командировки в Эфиопию в 1978 году пилоты эскадрильи МиГ-21бис и
нескольких МиГ-21Р совершили несколько сотен боевых вылетов, уничтожив большое количество
сомалийских танков и артиллерийских позиций. Несколько МиГов было сбито, погиб по крайней мере
один пилот.
10 мая 1980 года пара МиГ-21 атаковала доминиканский патрульный катер
"Фламинго", который
арестовал четыре рыболовецких траулера. Кубинское правительство объявило эту атаку
"ошибочной" и
вместе с извинениями выплатило денежную компенсацию.
МиГ-21 активно применялись для патрулирования воздушного пространства, причем не
обошлось и без небоевых потерь. Так, 21 февраля 1982 года кубинский пилот во время маневрирования
над водой на малой скорости не справился с управлением и погиб вместе с своим самолетом - МиГ-
21ПФМА.
Участвовали "двадцать первые" и в совместных учениях с советскими вооруженными силами.
Так, кубинские летчики практиковались в перехвате воздушных целей
"противника", которые обозначали
советские разведывательные Ту-95, "атаковали" морские цели, благо в то время советское военное
присутствие в этом регионе было довольно масштабным.
Отмечены МиГи и в таких довольно деликатных операциях, как прикрытие самолетов Кастро во
время его многочисленных визитов в страны Центральной и Южной Америки.
Однако "звездный час" кубинских МиГ-21 настал в декабре 1975 года, когда Кастро решил
оказать масштабную помощь своему ангольскому
"другу" - Эдуарду душ Сантосу. Тогда закупленные в
СССР 12 МиГ-21МФ на борту Ан-22 прямо с завода были переброшены в Анголу.
4 февраля 1976 года УНИТА окружили кубино-ангольскую разведывательную группу во главе с
лейтенантом Артемио Круза в своем глубоком тылу. Несмотря на то, что это произошло в пределах
радиуса действия МиГ-21, командир эскадрильи Рафаэль дель Пино не оказал действенную помощь.
Только его прошлые заслуги не позволили командованию сразу снять дель Пино: только 2 мая 1976 года
командиром эскадрильи МиГ-21 в Анголе был назначен комманданте Бенигно Кортес.
Приходилось кубинским летчикам и атаковать вражеские самолеты. Впервые такое произошло 13
марта 1976 года, когда при атаке аэродрома УНИТА в Гаго Коутинхо ракетами С-24 был уничтожен
транспортный Fokker F-27 при разгрузке контрабандного оружия. Столкновения в воздухе были очень
редкими, в основном кубинцы несли потери от огня довольно сильной ПВО УНИТовцев.
Хотя и редкие, но бои в воздухе все происходили. 6 ноября 1981 года майор ВВС ЮАР Йохан
Рэнкин на Мираже F-1CZ пушечным огнем сбил МиГ-21МФ (индентифицированный им как МиГ-21бис),
пилотированный майор Леонелом Понке. Это была первая победа южноафриканцев в воздухе, начиная с
войны в Корее. Через год (5 октября 1982 года) удачливый южноафриканец заявил о своей второй победе
и еще третьей предположительно. Однако по кубинским данным лейтенанты Рациель Марреро Родригес и
Джилберто Ортис Пуарес несмотря на полученные в бою повреждения смогли удачно приземлиться.
Единственную победу в воздухе летчики кубинских МиГ-21 в Анголе одержали 3 апреля 1986
года, когда патрульная пара перехватила пару С-130
"Геркулес", предположительно груженных оружием
для повстанцев. Кубинцы сбили один и повредили второй
"транспортник". По южноафриканским данным
(позднее подтвержденным Международной Ассоциацией воздушных перевозок) их жертвой стал L-100
(гражданская версия "Геркулеса"), зарегистрированный в правительственной ангольской авиакомпанией.
Самой известной потерей кубинских МиГ-21 в Анголе стал случай 28 октября 1987 года. Около
Лувуеи огнем с земли был сбит вооруженный учебно-боевой МиГ-21УМ, причем оба летчика (полковник
Мануэль Гарсиас и капитан Рамос Какадос) попали в плен.
(с) Рубен Уррибаррес, http://www.urrib2000.narod.ru/EqMiG21.html
Уголок неба. 2004
|