Уголок неба ¦ Кубинские Мустанги

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Кубинские Мустанги
             
         n Рубен Уррибаррес  


Некоторые источники ошибочно утверждают, что первый F-51D появился на Кубе в октябре 1947 г., как результат заключенного в этом году пакта Рио. На самом деле "Мустанги" скрытно прибыли на Кубу только в 1958 г.

12 апреля 1958 г. партизаны, возглавляемые братьями Фиделем и Раулем Кастро, создали свои собственные маленькие повстанческие ВВС (FAR) на Втором фронте имени Франка Паиса [Frank Pais]. "Движение 26-го июля", возглавляемое Кастро, поддерживалось финансово кубинскими эмигрантами, которые спонсировали покупку различной авиационной техники за пределами Кубы. Так была принята неудачная попытка купить два F-51D в Венесуэле. В США повезло больше. Помимо оборудования в Майами были приобретены два F-51D без пулеметов и вооружения. 13-го ноября 1958 г. человек ответственный за покупку - Хэйди Сантамария [Haydee Santamaria] - писал Кастро (который был командующим FAR): "Подождем пару дней, пока Мишель [Michel] прилетит туда с двумя F-51, чтобы их там вооружили". Мишель Ябор [Michel Yabor] был одним из пилотов повстанцев.

Повстанческие "Мустанги"

Покупка первого "Мустанга" (N5422V) планировалась с апреля 1958 г. Его владельцем являлась фирма Ливард Аэрлнаутик Сэйлз [Leeward Aeronautical Sales], расположенная в Майями. Самолет был приобретен ею за $106700 в 1957 г., как исторический экспонат. Кубинцы купили машину 18 ноября 1958 г. Пилот Ален МакДоннел [Allen McDonald] указал в форме ACA-1362, что машина покупается "для местных испытательных полетов", и затем предположительно перегнал самолет на Кубу.

Второй "Мустанг" (N68DR) имел канадское происхождение. В 1956 г. он был списан RCAF и передан фирме Стинсон Филд Эйркрафт [Stinson Field Aircraft], Сан-Антонио, Техас. Там он получил регистрационный номер N68DR, побывал в руках у нескольких владельцев из Теннеси и Техаса и в конечном счете попал в Майями, уже как N3990A, где и был куплен Аленом МакДоннелом, который 20-го ноября 1958 г. тайно перегнал его на Кубу. Третий "Мустанг" (тоже бывший канадский) попал на Кубу похожим образом. Все три машины на месте получили регистрационные номера FAR-201, FAR-301 и FAR-401, соответственно.

Это наиболее популярная в США версия событий. На самом деле на Кубе было только два "Мустанга" (N5422V и N68DR), которые прибыли на остров вместе 23-го ноября после полудня. Самолеты прилетели непосредственно из США и сели на аэродром повстанцев Маяри Арриба [Mayari Arriba]. Самолетами управляли пилоты Мишель Ябор [Michel Yabor] и Адольфо Диаз Васкез [Adolfo Diaz Vazquez]. Машины получили следующие регистрационные номера: FAR-400 и FAR-401.

Ранее в этот же день утром аэродром был атакован двумя самолетами F-47D правительственных ВВС. Повстанцы, снова завидев силуэты двух приближающихся самолетов, подняли тревогу и начали стрелять. Проел первого "Мустанга" был приветствован очередь из пулемета Browning Cal.30, которая прошила правый топливный бак и хвост. Капитан повстанцев Орестес дель Рио, который ожидал прибытии Мустангов, побежал размахивая руками и приказывая удивленным зенитчикам прекратить огонь, и те перестали стрелять.

Два "Мустанга" приземлились и были укрыты в специальном убежище для ремонта, а также с целью скрыть машины от правительственной авиации (на следующий день "Тандреболты" еще раз атаковали аэродром, но "Мустанги" не обнаружили). Рауль Кастро, вдохновленный первым боем повстанческих F-51, написал: "Они замечательны! Сейчас они в безопасном месте, ожидают вооружение, чтобы начинать действовать. Мы приготовим бомбы с напалмом, это будет последний удар по режиму в битве на Востоке".

С началом активных действий 28 декабря оба "Мустанга" переправили на недавно захваченный аэродром Имиас [Imias], где их должны были максимально быстро довести до боеспособного состояния. 31 декабря 1958 г. к 10 часам вечера один самолет был уже готов. Но уже ранним утром 1 января 1959 г. механики "Мустангов" узнали по радио, что Батиста бежал и война закончилась победой. Радостные новости придали механикам сил и уже к 11 утра оба самолеты были готовы к взлету.

Сейчас мы можем только гадать, к каким результатам могли привести столкновения в воздухе повстанческих "Мустангов" с правительственными "Тандерболтами".

После революции

После триумфа революции в январе 1959 г. "Мустанги" были переведены на аэродром Колумбия в Гаване [Columbia, Havana], где журналисты имели возможность лицезреть пробоины на крыле одного из них - результат инцидента 22-го ноября. Некоторые расценили это, как последствия воздушного боя.

Из-за проблем преследовавших новые кубинские ВВС в 1959-61 гг., "Мустанги" оставались прикованными к земле. После ряда атак 15 апреля 1961 г., предшествовавших высадке в Заливе свиней, было решено отремонтировать машины и вновь ввести их в строй. К 20-у апреля на аэродроме Сиудад Либертад [Ciudad Libertad] был подготовлен FAR-400. Но бои к этому времени уже закончились.

Интересно, что Никарагуанский диктатор Анастасио Сомоза [Anastasio Somoza] предложил кубинским контрреволюционерам для атаки в Заливе свиней четыре F-51D, так как B-26 Invader несли тяжелые потери. Эти самолеты прибыли 18-го апреля 1961 г. на базу в Пуэрто Каберас, Никарагуа [Puerto Cabezas], где находились B-26. Но они не приняли участие в боевых действиях, так как их преимущество было сомнительным, к тому же зона боевых действий находилась слишком далеко.

В июне 1961 г. на Кубу прибыли МиГ-15бис и "Мустанги" окончательно списали (в некоторых источниках ложно указывается, что это произошло в 1963 г.). Самолеты были перекрашены - в том числе нанесены акульи пасти. В течение 1970-х гг. FAR-401 выставлялся совместно с Sea Fury в музее Революции (бывший президентский дворец). Затем он находился на авиабазе в Сан-Антонио. Сегодня последний кубинский "Мустанг" можно увидеть в музее ВВС Кубы в Гаване.

Сейчас остался только один "Мустанг" FAR-401 в Музее ВВС Кубы в Гаване.


Регистрация

Тип

Серийный номер

Предшествующая регистрация

Детали

FAR-400

F-51D-30-NT

45-11700

N5422V

Прибыл на Кубу 23 ноября 1958 г. В строю до апреля 1961 г.

FAR-401

F-51D-30-NA

44-74505

RCAF-9233, N68DR, N399OA

Прибыл на Кубу 23 ноября 1958 г. Сейчас выставлен в музее ВВС.

 





(с) Рубен Уррибаррес, http://www.urrib2000.narod.ru/EqMustang-e.html
Перевод: Григорий Иванов ( Палитра Крыла http://wp.scn.ru/ )

 



Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100