Бассейн реки Амазонка, или Амазония, занимает 60% территории
Бразилии, что в абсолютных цифрах составляет 5,2 миллиона квадратных
километров. То есть, здесь запросто помещается вся Западная Европа, и
еще место останется. Эта область покрыта густыми и влажными, практически
непроходимыми тропическими лесами. Местное население, в большинстве
своем индейцы, селятся поближе к берегам самой реки либо ее
многочисленных притоков.
Понятно, что в таких условиях полного контроля над территорией властям
достичь не удалось. Амазония богата природными ресурсами: от ценных
пород дерева до золота и редкоземельных металлов. Все это с давних
времен побуждало разного рода авантюристов заниматься добычей и
контрабандным вывозом этих богатств, несмотря на то, что амазонские
джунгли не зря именуют "зеленым адом". Поначалу вывоз осуществлялся по
рекам и тайными индейскими тропами. С появлением авиации к подобной
деятельности все шире и шире начали привлекаться самолеты, а в джунглях
появились нелегальные взлетно-посадочные полосы.
Естественно, что "публика", занимающаяся подобной деятельностью, не
очень жалует конкурентов, и весьма часто под густыми кронами
разворачиваются настоящие гангстерские войны, опять-таки с применением
авиации. Нередко на облюбованных бандитами местах проживали индейские
племена, которые не хотели, несмотря на все посулы и уговоры, уходить с
насиженных мест.
Тогда "претенденты" пускали в ход силу, в том числе авиацию. Например, в
апреле 1968 года Бразилию и потряс скандал, связанный с так называемой
"Службой защиты индейцев". Эта организация была создана еще в 20-х годах
XX века местными гуманистами действительно для помощи коренным жителям,
но со временем она превратилась в проводника политики компаний,
занимавшихся хищническим освоением богатств джунглей и не брезгующих при
этом никакими средствами. В данном случае "всплыл" факт участия
"защитников индейцев" в расправе над индейцами племени "Длинные ленты" в
штате Мату-Тросу.
В один из дней "службисты" совершили налет на поселение индейцев,
забросав его с самолетов динамитными шашками, а затем расстреляв из
пулеметов оставшихся в живых жителей...
В некоторых случаях, чтобы "очистить" территорию, "охотники за
сокровищами" прибегали к распылению с воздуха ядохимикатов, вызывавших
гибель растительности и домашних животных, а также заболевания среди
индейцев.
Невинные люди нередко страдали и при сведении счетов между бандитскими
кланами. Именно этой причиной полиция объясняла взрыв на борту
авиалайнера "Конвэр 340/440" бразильской авиакомпании REAL 26 июня I960
г., когда погибли пять человек экипажа и 48 пассажиров.
Контрабандой занимаются не только бразильские, но и зарубежные
криминальные структуры. В этой связи интересно вспомнить историю,
произошедшую в марте 1966 года. Тогда местной разведке после тщательного
изучения данных аэрофотосъемки Амазонии удалось обнаружить 37 тайных
аэродромов, расположенных в штатах Амазонас, Гояс, Минас-Жераис и Пара.
Все они были оснащены светотехническим оборудованием для обеспечения
ночных полетов.
По ночам там садились В-26 (бывшие бомбардировщики, переоборудованные
для гражданских целей на заводе компании "Он-Марк") и забирали грузы
драгоценных камней, золотого песка и ценных руд. Незаконная структура
функционировала несколько лет. Деятельность ее была пресечена в
результате армейской операции. В руки бразильской полиции тогда попали
пять американцев, причастных к контрабанде, а также целехонький В-26
(№4974N), на борту которого находилась походная геологическая
лаборатория. После необходимых формальностей машину передали ВВС, где
она под обозначением СВ-26 эксплуатировалась до января 1975 года.
Как и во многих других латиноамериканских странах, в Бразилии развила
активную деятельность наркомафия. И Амазония для нее - истинный рай.
Регион, находящийся на стыке границ Бразилии, Перу, Колумбии и
Венесуэлы, оказался весьма подходящим для организации нелегальных
перевозок наркотиков, сырья и полуфабрикатов для их производства (как
принято сейчас говорить, - наркотрафика). Здесь расположено большое
число нелегальных ВПП, пролегают тайные воздушные маршруты как
внутрибразильские, так и транзитные. Об их масштабах говорит такой
пример: ежедневно (!) над Амазонией выполняется 230 -250
незарегистрированных полетов, из них основная масса - с целью
контрабанды.
Хотя, как правило, наркотрафиканты применяют легкомоторные самолеты ("сессны"
разных модификаций, "пайперы" и т.д.), объем перевозимого ими груза
немал. Так, лишь одна международная банда пилотов, действовавшая до
своей ликвидации несколько лет, ежегодно доставляла из Перу в Колумбию
200 тонн кокаиновой пасты. Надо сказать, что колумбийские наркоторговцы
отличаются незаурядной, даже по местным меркам, активностью. В первую
очередь наблюдатели отмечают деятельность партизан левацкой организации
ФАРК, которые весьма поднаторели в подобных делах.
В последнее время зафиксировано применение ими не только транспортных
машин, но и боевых вертолетов, экипажи которых при необходимости, не
раздумывая, вступают в бой с вертолетами и легкими самолетами
бразильских "силовиков".
Поначалу за обеспечение порядка и безопасности в регионе отвечала
полиция, которая также располагает собственной авиацией: в настоящее
время ее парк насчитывает 82 вертолета различных типов. Однако
возможности полицейских в противодействии многочисленным и хорошо
вооруженным бандам были невелики. Кроме того, помимо Амазонии, у этой
структуры хватало дел в других районах страны.
Иногда полицейским удавалось одерживать заметные успехи. Так, в начале
1985 г. они "накрыли" одну из банд, захватив несколько лабораторий по
производству наркотиков, а также 15 самолетов.
Но, тем не менее, масштабы амазонского наркотраффика и разграбления
природных ресурсов непрерывно увеличивались, пока не достигли таких
размеров, что стали напрямую угрожать безопасности страны. Поэтому
руководство Бразилии начало привлекать для защиты государственных
интересов в регионе вооруженные силы: Армию, ВВС, ВМС. А в 1990 году для
координации усилий военных и гражданских организаций, отвечающих за
состояние дел, было сформировано специальное агентство SIPAM - "Система
защиты Амазонии". Позже для информационного обеспечения данной структуры
создали еще одну - "Систему наблюдения за Амазонией" (SIVAM). Главным ее
оружием является сеть стационарных и мобильных РЛС, дистанционных
средств контроля и наблюдения, установленных на ИСЗ, самолетах и других
носителях. Собранные с их помощью данные направляются в три региональных
информационных центра, откуда передаются в главный координационный
центр.
В настоящее время в Амазонии находятся 25000 бразильских военнослужащих
и развернуто 25 РЛС.
Авиационные средства контроля (АВАКСы) Бразилии предложили США, но с
условием, что на этих самолетах будут летать американские экипажи.
Бразильцы же соглашались брать машины в аренду и хотели эксплуатировать
их самостоятельно. Но на таких условиях Вашингтон работать не желал,
выдвинув в ответ предложение просто купить самолеты. Бразильское
руководство в силу экономических и политических причин отказалась от
закупки американской техники и заказало соответствующую матчасть
национальной компании EMBRAER. Там на базе пассажирского лайнера ERJ-145
создали два типа разведывательных самолетов: EMB-145SA, предназначенный
для контроля за воздушным пространством, и EMB-I45RS - для разведки
наземных целей. На конец марта 2003 г. ВВС Бразилии построены и приняты
на вооружение два экземпляра ERJ-145 (военное обозначение R-99A) и один
EMB-145SA (R-99B).
Для борьбы с нарушителями воздушного пространства страны на первых порах
применялись сверхзвуковые истребители "Мираж" и F-5E. Эти самолеты
благодаря высоким скоростным данным быстро выходили в район перехвата,
однако затем их скорость превращалась в изъян: малоразмерные и
маневренные "легкомоторники", летевшие, к тому же, на малой высоте,
практически всегда уходили от преследования. Позже для пресечения
незаконных полетов бразильцы начали привлекать легкие реактивные
штурмовики ЕМВ-326 "Шаванте", лучше подходящие для этой работы. Затем
командование ВВС обратило внимание на опыт соседей - колумбийцев и
перуанцев, которые для борьбы с "наркоавиацией" использовали
учебно-боевые самолеты бразильского же производства АТ-27 "Тукано" и
только за 1994-97 гг. сбили на них, как минимум, 14
самолетов-нарушителей.
Бразильцы тоже решили бросить на защиту Амазонии эти машины. В июне 1999
г. их разместили на новой авиабазе Кампо-Гранде, что на границе с
Парагваем. С учетом опыта боевой эксплуатации "Тукано" компания EMBRAER
создала легкий боевой самолет ALX "Супер Тукано", принятый на вооружение
сразу в двух вариантах: А-29 (одноместный) и АТ-29 (двухместный). К
концу марта 2003 года на амазонских аэродромах находилось уже 66
подобных машин.
Проведенные мероприятия, а также взаимодействие с соседями и
американскими структурами принесли свои плоды.
Так, в 1997 году в ходе операции "Алювион-97" удалось выследить и
уничтожить крупную банду пилотов -наркотрафикантов. Тогда было
арестовано 15 человек, ликвидировано 16 нелегальных ВПП и захвачено 19
самолетов. В 1998 г. полиция совместно с ВВС провела операцию "Пурус-2",
покончив с другим незаконным вооруженным формированием, занимавшимся не
только воздушным, но и речным наркотраффиком. Захвачено 32 катера, 16
самолетов и 18 ВПП.
Весьма неплохие результаты дало начало деятельности SIVAM. Только за
первые месяцы работы разведчики обнаружили 33 нелегальных аэродрома. А
штурмовики и истребители с помощью новых самолетов ДРЛО, перехватили и
принудили к посадке 424 летательных аппарата.
Но не всё и не всегда проходит гладко. Обладая огромными финансовыми
средствами, "наркобароны" имеют возможность перевербовывать сотрудников
полиции, "покупать" информаторов и нелегальных первозчиков "товара" даже
в рядах самих силовых структур. К сожалению, ВВС тоже не стали
исключением. Так, к концу 90-х годов за сотрудничество с наркомафией из
рядов бразильской авиации было изгнано и отдано под суд восемь человек.
И это лишь те, кого удалось разоблачить... В апреле 1999 г. полиция
обнаружила на борту одного из армейских С-130, который готовился к
перелету в Испанию, ни много ни мало - 35 кг кокаина. Экипаж,
естественно, арестовали и привлекли к ответственности.
Ни чем иным, кроме как подкупом, нельзя объяснить и крайне малую
результативность широко разрекламированных антинаркотических операций
"Рио-1" и "Рио-2", участие в которых также принимали ВВС. В общем,
борьба с контрабандой "белой смертью", которую бразильские власти ведут
в Амазонии, обещает быть тяжелой и долгой...