Уголок неба ¦ Бразильская авиация против "наркобаронов"

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Бразильская авиация против "наркобаронов"
             
         n Александр Котлабовский,
             Михаил Жирохов
 


Бассейн реки Амазонка, или Амазония, занимает 60% территории Бразилии, что в абсолютных цифрах составляет 5,2 миллиона квадратных километров. То есть, здесь запросто помещается вся Западная Европа, и еще место останется. Эта область покрыта густыми и влажными, практически непроходимыми тропическими лесами. Местное население, в большинстве своем индейцы, селятся поближе к берегам самой реки либо ее многочисленных притоков.

Понятно, что в таких условиях полного контроля над территорией властям достичь не удалось. Амазония богата природными ресурсами: от ценных пород дерева до золота и редкоземельных металлов. Все это с давних времен побуждало разного рода авантюристов заниматься добычей и контрабандным вывозом этих богатств, несмотря на то, что амазонские джунгли не зря именуют "зеленым адом". Поначалу вывоз осуществлялся по рекам и тайными индейскими тропами. С появлением авиации к подобной деятельности все шире и шире начали привлекаться самолеты, а в джунглях появились нелегальные взлетно-посадочные полосы.

Естественно, что "публика", занимающаяся подобной деятельностью, не очень жалует конкурентов, и весьма часто под густыми кронами разворачиваются настоящие гангстерские войны, опять-таки с применением авиации. Нередко на облюбованных бандитами местах проживали индейские племена, которые не хотели, несмотря на все посулы и уговоры, уходить с насиженных мест.

Тогда "претенденты" пускали в ход силу, в том числе авиацию. Например, в апреле 1968 года Бразилию и потряс скандал, связанный с так называемой "Службой защиты индейцев". Эта организация была создана еще в 20-х годах XX века местными гуманистами действительно для помощи коренным жителям, но со временем она превратилась в проводника политики компаний, занимавшихся хищническим освоением богатств джунглей и не брезгующих при этом никакими средствами. В данном случае "всплыл" факт участия "защитников индейцев" в расправе над индейцами племени "Длинные ленты" в штате Мату-Тросу.

В один из дней "службисты" совершили налет на поселение индейцев, забросав его с самолетов динамитными шашками, а затем расстреляв из пулеметов оставшихся в живых жителей...

В некоторых случаях, чтобы "очистить" территорию, "охотники за сокровищами" прибегали к распылению с воздуха ядохимикатов, вызывавших гибель растительности и домашних животных, а также заболевания среди индейцев.

Невинные люди нередко страдали и при сведении счетов между бандитскими кланами. Именно этой причиной полиция объясняла взрыв на борту авиалайнера "Конвэр 340/440" бразильской авиакомпании REAL 26 июня I960 г., когда погибли пять человек экипажа и 48 пассажиров.

Контрабандой занимаются не только бразильские, но и зарубежные криминальные структуры. В этой связи интересно вспомнить историю, произошедшую в марте 1966 года. Тогда местной разведке после тщательного изучения данных аэрофотосъемки Амазонии удалось обнаружить 37 тайных аэродромов, расположенных в штатах Амазонас, Гояс, Минас-Жераис и Пара. Все они были оснащены светотехническим оборудованием для обеспечения ночных полетов.

По ночам там садились В-26 (бывшие бомбардировщики, переоборудованные для гражданских целей на заводе компании "Он-Марк") и забирали грузы драгоценных камней, золотого песка и ценных руд. Незаконная структура функционировала несколько лет. Деятельность ее была пресечена в результате армейской операции. В руки бразильской полиции тогда попали пять американцев, причастных к контрабанде, а также целехонький В-26 (№4974N), на борту которого находилась походная геологическая лаборатория. После необходимых формальностей машину передали ВВС, где она под обозначением СВ-26 эксплуатировалась до января 1975 года.

Как и во многих других латиноамериканских странах, в Бразилии развила активную деятельность наркомафия. И Амазония для нее - истинный рай. Регион, находящийся на стыке границ Бразилии, Перу, Колумбии и Венесуэлы, оказался весьма подходящим для организации нелегальных перевозок наркотиков, сырья и полуфабрикатов для их производства (как принято сейчас говорить, - наркотрафика). Здесь расположено большое число нелегальных ВПП, пролегают тайные воздушные маршруты как внутрибразильские, так и транзитные. Об их масштабах говорит такой пример: ежедневно (!) над Амазонией выполняется 230 -250 незарегистрированных полетов, из них основная масса - с целью контрабанды.

Хотя, как правило, наркотрафиканты применяют легкомоторные самолеты ("сессны" разных модификаций, "пайперы" и т.д.), объем перевозимого ими груза немал. Так, лишь одна международная банда пилотов, действовавшая до своей ликвидации несколько лет, ежегодно доставляла из Перу в Колумбию 200 тонн кокаиновой пасты. Надо сказать, что колумбийские наркоторговцы отличаются незаурядной, даже по местным меркам, активностью. В первую очередь наблюдатели отмечают деятельность партизан левацкой организации ФАРК, которые весьма поднаторели в подобных делах.

В последнее время зафиксировано применение ими не только транспортных машин, но и боевых вертолетов, экипажи которых при необходимости, не раздумывая, вступают в бой с вертолетами и легкими самолетами бразильских "силовиков".

Поначалу за обеспечение порядка и безопасности в регионе отвечала полиция, которая также располагает собственной авиацией: в настоящее время ее парк насчитывает 82 вертолета различных типов. Однако возможности полицейских в противодействии многочисленным и хорошо вооруженным бандам были невелики. Кроме того, помимо Амазонии, у этой структуры хватало дел в других районах страны.

Иногда полицейским удавалось одерживать заметные успехи. Так, в начале 1985 г. они "накрыли" одну из банд, захватив несколько лабораторий по производству наркотиков, а также 15 самолетов.

Но, тем не менее, масштабы амазонского наркотраффика и разграбления природных ресурсов непрерывно увеличивались, пока не достигли таких размеров, что стали напрямую угрожать безопасности страны. Поэтому руководство Бразилии начало привлекать для защиты государственных интересов в регионе вооруженные силы: Армию, ВВС, ВМС. А в 1990 году для координации усилий военных и гражданских организаций, отвечающих за состояние дел, было сформировано специальное агентство SIPAM - "Система защиты Амазонии". Позже для информационного обеспечения данной структуры создали еще одну - "Систему наблюдения за Амазонией" (SIVAM). Главным ее оружием является сеть стационарных и мобильных РЛС, дистанционных средств контроля и наблюдения, установленных на ИСЗ, самолетах и других носителях. Собранные с их помощью данные направляются в три региональных информационных центра, откуда передаются в главный координационный центр.

В настоящее время в Амазонии находятся 25000 бразильских военнослужащих и развернуто 25 РЛС.

Авиационные средства контроля (АВАКСы) Бразилии предложили США, но с условием, что на этих самолетах будут летать американские экипажи. Бразильцы же соглашались брать машины в аренду и хотели эксплуатировать их самостоятельно. Но на таких условиях Вашингтон работать не желал, выдвинув в ответ предложение просто купить самолеты. Бразильское руководство в силу экономических и политических причин отказалась от закупки американской техники и заказало соответствующую матчасть национальной компании EMBRAER. Там на базе пассажирского лайнера ERJ-145 создали два типа разведывательных самолетов: EMB-145SA, предназначенный для контроля за воздушным пространством, и EMB-I45RS - для разведки наземных целей. На конец марта 2003 г. ВВС Бразилии построены и приняты на вооружение два экземпляра ERJ-145 (военное обозначение R-99A) и один EMB-145SA (R-99B).

Для борьбы с нарушителями воздушного пространства страны на первых порах применялись сверхзвуковые истребители "Мираж" и F-5E. Эти самолеты благодаря высоким скоростным данным быстро выходили в район перехвата, однако затем их скорость превращалась в изъян: малоразмерные и маневренные "легкомоторники", летевшие, к тому же, на малой высоте, практически всегда уходили от преследования. Позже для пресечения незаконных полетов бразильцы начали привлекать легкие реактивные штурмовики ЕМВ-326 "Шаванте", лучше подходящие для этой работы. Затем командование ВВС обратило внимание на опыт соседей - колумбийцев и перуанцев, которые для борьбы с "наркоавиацией" использовали учебно-боевые самолеты бразильского же производства АТ-27 "Тукано" и только за 1994-97 гг. сбили на них, как минимум, 14 самолетов-нарушителей.

Бразильцы тоже решили бросить на защиту Амазонии эти машины. В июне 1999 г. их разместили на новой авиабазе Кампо-Гранде, что на границе с Парагваем. С учетом опыта боевой эксплуатации "Тукано" компания EMBRAER создала легкий боевой самолет ALX "Супер Тукано", принятый на вооружение сразу в двух вариантах: А-29 (одноместный) и АТ-29 (двухместный). К концу марта 2003 года на амазонских аэродромах находилось уже 66 подобных машин.

Проведенные мероприятия, а также взаимодействие с соседями и американскими структурами принесли свои плоды.

Так, в 1997 году в ходе операции "Алювион-97" удалось выследить и уничтожить крупную банду пилотов -наркотрафикантов. Тогда было арестовано 15 человек, ликвидировано 16 нелегальных ВПП и захвачено 19 самолетов. В 1998 г. полиция совместно с ВВС провела операцию "Пурус-2", покончив с другим незаконным вооруженным формированием, занимавшимся не только воздушным, но и речным наркотраффиком. Захвачено 32 катера, 16 самолетов и 18 ВПП.

Весьма неплохие результаты дало начало деятельности SIVAM. Только за первые месяцы работы разведчики обнаружили 33 нелегальных аэродрома. А штурмовики и истребители с помощью новых самолетов ДРЛО, перехватили и принудили к посадке 424 летательных аппарата.

Но не всё и не всегда проходит гладко. Обладая огромными финансовыми средствами, "наркобароны" имеют возможность перевербовывать сотрудников полиции, "покупать" информаторов и нелегальных первозчиков "товара" даже в рядах самих силовых структур. К сожалению, ВВС тоже не стали исключением. Так, к концу 90-х годов за сотрудничество с наркомафией из рядов бразильской авиации было изгнано и отдано под суд восемь человек. И это лишь те, кого удалось разоблачить... В апреле 1999 г. полиция обнаружила на борту одного из армейских С-130, который готовился к перелету в Испанию, ни много ни мало - 35 кг кокаина. Экипаж, естественно, арестовали и привлекли к ответственности.

Ни чем иным, кроме как подкупом, нельзя объяснить и крайне малую результативность широко разрекламированных антинаркотических операций "Рио-1" и "Рио-2", участие в которых также принимали ВВС. В общем, борьба с контрабандой "белой смертью", которую бразильские власти ведут в Амазонии, обещает быть тяжелой и долгой...







Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100