Данные о потерях вертолетов SA-315/316 ВС Аргентины.
б/номер
дата потери
примечания
H-61
1 февраля 1981
SА315 ВВС, c/n 2267
H-62(1)
8 декабря 1976
SА315 ВВС, c/n 2282
H-62(2)
4 июня 1996
SА315 ВВС, c/n 2459
H-63(1)
9 июня 1976
SА315 ВВС, c/n 2299
H-65(1)
14 января 1977
SА315 ВВС, c/n 2327
H-65(2)
17 мая 1991
SА315 ВВС, c/n 2499
H-66(1)
27 августа 1986
SА315 ВВС, c/n 2328
H-66(2)
19 сентября 2001
SА315 ВВС, c/n MR484
H-67(1)
17 февраля 1977
SА315 ВВС, c/n 2608
H-67(2)
12 февраля 2015
SА315 ВВС, c/n 329М413
AE-388
в ноябре 1982
SА315 армии, c/n 2429
GN-914
3 октября 1983
SА315 жандармерии, c/n?
GN-916
11 апреля 1996
SА315 жандармерии, c/n 2598
0641
14 мая 1976
SE3160 флота, c/n 1616
0643
4 марта 1979
SE3160 флота, c/n 1624
0648
18 сентября 1970
SА316В флота, c/n 1730
0649
2 мая 1982
SА316В флота, c/n 1734
0650
21 января 1971
SА316В флота, c/n 1766
0680
7 января 1973
SА316В флота, c/n 1847
0699
21 апреля 1983
SА316В флота, c/n 2250
В ВМС Аргентины было поставлено 11 вертолетов типа SА316В и 3 вертолета типа SE3160, суммарно 14 машин. Вертолетов типа SА315 было поставлено шесть в армию, шесть в жандармерию и 14 в ВВС, суммарно 26 машин. Известно о минимум 20 потерянных SA315/316, 50% от поставок.
Реально же, потерь может быть немного больше. Так, например, нет сведений по
машине типа SA315 с б/н Н-64 и c/n 2302.
Известно, что после аварии 21 марта 1980 г. машину отремонтировали, но далее, по
данным
https://scramble.nl/database/military/ar#results,
ее следы теряются.
По вертолету ВМС SА316В с б/н 0651, c/n 1767,
по состоянию на март 2004 г. от него осталась только кабина. Потерей не считается, естественный износ.
Таблица №2.
Данные о потерях вертолетов НВ315/SE3160 ВС Боливии.
б/номер
дата потери
примечания
FAB730
3 октября 2009
НВ315В, c/n 2543/HB2003
FAB731
В октябре 1994 г. находился в виде останков в Кочабамбе
НВ315В, c/n 2630/HB2007, в октябре 1994 г. находился в виде останков в Санта-Крусе
FAB746
28 июня 2007
SE3160, c/n 1432, экс б/н FAV2287
В ВС Боливии было поставлено 18 вертолетов типа SА315В/НВ315В, из них один в армию, и два экс-венесуэльских типа SE3160. По данным же источника
www.worldairforces.com/Countries/bolivia/bol.htmlбыло поставлено 19 машин типа Лама. С серийными номерами до сих пор никто не может разобраться. А что касается многих вертолетов, например, б/н FAB723,724,733,734 и т.д., информации по ним нет вообще. От слова совсем. Понятно, что никто и никогда их больше не увидит. То ли наркомафия в джунглях сожгла, то ли повстанцы постарались, то ли останки этих машин тихо сгнили в каких-то заброшенных ангарах. Известно о минимум восьми потерянных НВ315/316, но в реальности потерь гораздо больше.
Таблица №3.
Данные о потерях вертолетов SE3160 ВС Венесуэлы.
б/номер
дата потери
примечания
0093
c/n?, по всем данным уже давно нет никакой информации.
c/n?, по всем данным уже давно нет никакой информации.
1136
15 июля 1969
c/n?
1137
х/хх/хххх
c/n?, дата потери неизвестна.
1337
х/хх/хххх
c/n 1433, в сентябре 1994 г. находился в виде останков на АВБ Эль Либертадор в Пало-Негро.
1419
c/n 1404, по данным только
www.aeroflight.co.ukнаходился в неизвестном состоянии на АВБ Эль Либертадор в Пало-Негро. По всем другим данным об этом Алуэтте давным-давно нет никакой информации.
Получил повреждения 29 октября 1968 г. На октябрь 2014 г. находился в виде экспоната в авиамузее в Маракае. Потерей не считается.
В ВВС Венесуэлы был поставлен 21 вертолет типа SE3160. На сегодня есть информация о 20 машинах, у которых известны серийные номера. Это c/n 1201,1224,1225,1228,1229, 1321,1348,1349,1352,1373,1404,1405,1411,1412,1413,1424,1425,1426,1432,1433.
Имеются также известные на сегодня бортовые номера.
Это б/н 0085,0093,0104,0145,0210,0790,1040,1136,1137,1325,1337,1419,1677 (или все-таки 1617?),1852,1877,2112,2257,2287. По данным о количественном составе авиации в ВС за 1997 г. на вооружении еще стояло 10 машин, однако состояние всех этих вертолетов было неизвестно, скажем так не все Алуэтты уже могли летать.
Потери этих вертолетов
составляют минимум 9 единиц, но в реальности их вероятно
немного больше.
SA316С, c/n 1024, был списан по данным
www.rotorspot.nl/product/sa316.php, точной даты потери нет. В строй был введен в 1962 г. и после 1962 г. же нигде не упоминался.
SA316С, c/n 2027, потерян в один день с б/н FAP616.
EP-315
14 февраля 1990
SA318С, c/n 2345
EP-329
13 декабря 1974
SA318C, c/n 2356, по данным
https://aviation-safety.net/wikibase/195339в этот день
вертолет потерпел аварию и разбился около Лимы. Был отремонтирован? Или просто
внешне подлатали и впоследствии использовали как экспонат в парке Героев войны
Альто-Сенепа в Лиме. Вероятнее всего, после этой аварии машина более не летала.
Пока это потеря.
В ВМС Перу было поставлено 3 машины типа SA319В. В армию было поставлено 9 машин типа SA318С. В ВВС было поставлено 6 машин типа SE3130 и 12 машин типа SA316С. Все потерянные машины типа SA316С, кроме Алуэттов с б/н FAP613 и FAP615, числились в авиакомпании SATCO (бывшее название авиакомпании Transporte Aereo Militar - TAM Peru), которая принадлежала военным, поэтому все эти потери можно смело учитывать, как потери именно ВВС Перу. Суммарные потери вертолетов всех типов составляют минимум 16 единиц из 30 поставленных, но в реальности их вероятно
немного больше.
Таблица №5.
Данные о потерях вертолетов SА315 и SА319 ВС Чили.
В армию было поставлено 16 вертолетов типа SА315 и в ВВС семь таких же машин. На сегодня нет никаких данных об машинах ВВС Лама с б/н Н-10 (с марта 1980 г.) и Н-13. На сегодня также нет никаких данных об армейских машинах типа Лама с б/н 153 (с марта 1975 г.) и 156 (с марта 1975 г.). Но чудеса случаются. Спустя 40 лет после катастрофы нашли обломки вертолета с б/н 159 и тела двух погибших, хотя первое тело вывезли еще в 1991 г. Тело пилота пока не обнаружили. Понятно, что все машины, по которым нет сведений, фактически они все потеряны. Где-то в горах или лесах догнивают. Деталей пока нет, надежда только на случай, как с армейской Ламой с б/н 159.
В ВМС было поставлено 10 вертолетов типа
SА319В. Т.о., на сегодня известно о минимум
десяти потерянных машинах типа SA315/319, но в реальности потерь
может быть немного больше.
Таблица №6.
Данные о потерях вертолетов ВС Эквадора.
б/н
дата потери
примечания
Е-315
13 мая 2014
SA315 армии, c/n 2576,
по данным
https://scramble.nl/database/military/ecпосле этой аварии
был в ремонте, в июне 2022 г. находился на хранении в
Sangolqui-La Balbina. Потерей не считается.
SA315 армии, экс б/н IGM-313, c/n 2313,по данным
https://scramble.nl/database/military/ecпосле этой аварии
был в ремонте, в июне 2022 г. находился на сохранении в
Sangolqui-La Balbina. Потерей не считается.
SA316, по данным
https://aviation-safety.net/wikibase/192076 был потерян в этой аварии. Только вот неувязочка вышла, первые машины Алуэтт-3 поступили в ВВС лишь в 1972 г. так что это обыкновенный фейк. В то время на вооружении ВВС стояли только вертолеты Сикорского типа Н-19.
в ноябре 2009
SA315 армии, c/n?, по данным
https://scramble.nl/database/military/ec машина с б/н Е-31х потерпела аварию и была списана или 9 или 11 ноября 2009 г., по данным
www.aeroflight.co.uk аварию 11 ноября 2009 г. потерпел вертолет с б/н Е-315. Но в этом случае получается, что эту машину оперативно отремонтировали. Либо же произошла ошибка, и в ноябре 2009 г. действительно был потерян армейский вертолет Лама с б/н Е-317. Вот по этой машине как раз и нет никаких сведений с 2000 г.
Пока считается, что потерян один армейский вертолет типа Лама.
В ВМС Эквадора было поставлено 2 машины типа SA319В.
В армию было поставлено 2 машины типа SА316В и 6 машин типа SA315. В ВВС было поставлено 8 машин типа SА316В и 3 машины типа SA319В. Известно о минимум
девяти потерях из 21 поставленных машин, но в реальности потерь скорее всего
немного больше.
Спустя десятки лет до сих пор нет никакой информации о многих Алуэттах. Причины, в принципе, объективные. Взять Перу, допустим, борьба с наркомафией, война с боевиками Сендеро Луминосо, погодные условия и т.п. В Чили же горы и погода внесли свою весомую лепту в снижении поголовья аэроспасьялевских изделий. В Венесуэле и Боливии сам черт не разберет, куда делась техника, там и погода, и партизаны, и география, и кадры рукожопые и т.д. и т.п. Но ясно одно, все машины, по которым нет сведений на сегодня, их можно смело записывать в потери.