Вопросы по чилийским полицейским вертолетам типа МВВ BO105C появились давно, но из-за недостаточных и иногда меняющихся объемов информации просто не было возможности навести хоть какой-то порядок. Время шло, также медленно происходили изменения с данными по этим машинам, поэтому рассмотрим ситуацию с этими вертолетами, исходя из информации по ним на сегодня. Данные в основном касаются только шести вертолетов типа ВО105С из первой партии машин, поставленных в Carabineros de Chile в 1976 г.
Т.о., по состоянию на 1 сентября 2024 г., с учетом более полной информации, известно, что полиция Чили за время эксплуатации с 1976 г. потеряли четыре вертолета только типа ВО105С из шести поставленных в первой партии.
Также вызывает интерес ситуация с вертолетом типа ВО105СВ-2 с б/н С-12(2) и c/n S-560. По данным https://asn.flightsafety.org/wikibase/152957 вертолет типа BO105CB с б/н С-12 и c/n S-605 из-за сильного ветра упал на землю при приземлении 27 января 2006 г. на вертолетную площадку полиции в Балмаседе. Здесь был перепутан серийный номер, т.к. по всем данным серийный номер S-605 всегда принадлежал машине с б/н С-16, которая была продана гражданским и получила новый б/н CC-DHF. Ну так вот, после этой аварии вертолет с б/н С-12(2) был внешне подремонтирован и отправлен на вечную стоянку в аэропорту Тобалава/имени Эулогио Санчеса в Сантьяго в виде экспоната с вымышленным бортовым номером С-01. Есть фото https://www.airliners.net/photo/Chile-Carabineros/MBB-BO-105S/2736166 от 27 октября 2015 г. Да, это потеря, хотя и не совсем корректная.
По поставкам коротко. Также в Carabineros de Chile было поставлено четыре машины типа BO105CB-2 c c/n S-541,560,605,622, один вертолет типа BO105CB-4 c c/n S-711, один вертолет типа BO105LSA-1 c c/n S-655, три машины типа BO105LSA-3 c c/n 2010,2047,2054. Суммарно в Carabineros de Chile было поставлено 15 вертолетов типа ВО105 различных модификаций.
По общему числу потерянных машин. Кроме вышеперечисленных вертолетов 12 октября 2009 г. также был потерян вертолет типа BO105LSA-3 c б/н С-18 и c/n 2010.
Для чего просто необходимо ежегодно просматривать информационные ресурсы? Еще в 2023 г. некоторые чилийские специалисты в области очень специфических авиационных тем утверждали, что ВВС Чили потеряли всего шесть самолетов типа А-37, хотя даже американцы говорили о 12 или даже 13 потерянных Дрэгонфлаях. И вот наступило лето 2024 года. По данным https://asn.flightsafety.org/asndb/type/A37 появились сведения о том, что чилийцы потеряли уже минимум 9 таких машин. Что случилось? Да просто вышли в свет воспоминания бывшего военного летчика Eduardo Poblete Baron. Человек ушел в отставку, начал ворошить прошлое и в 2020 г. опубликовал свои воспоминания под названием Historias de Dragones на сайте https://www.aviacion.cl/dragones/historias.htm. Вот так вот мир узнал о нескольких неизвестных ранее датах потерь чилийских Дрэгонфлаев, их бортовых номерах и судьбе летчиков.
Загадок и вопросов по военной чилийской авиации остается великое множество. До сих пор нет никаких сведений о четырех военных вертолетах типа SA315 Лама с б/н 153, 156, Н-10 и Н-13. Нет сведений о судьбе и состоянии флотского вертолета типа Белл-206/UH-57 c б/н 35 и c/n 444. Нет сведений о судьбе и состоянии трех армейских вертолетов типа SA330 Пума с б/н Н-250, Н-251, Н-252. Понятно, что все эти машины пропали, но вот деталей пока нет. До сего времени нет привязки бортовых номеров потерянных Хантеров к конкретным датам. И т.д., и т.п. Конечно, нельзя сказать, что изменений нет. Каждый год что-то новое появляется. Недавно вот появились сведения https://asn.flightsafety.org/wikibase/409293 о потере 28 марта 1981 г. армейского вертолета типа SA315 Лама. Какой у него бортовой номер? Б/н 162? Может быть. Также недавно появились сведения https://www.helis.com/database/cn/3674/ о потере 22 ноября 1979 г. вертолета типа SA330 Пума с б/н Н-256. Ну а пока остается надежда на снятие секретности, открытие архивов, воспоминания бывших летчиков. Все равно появится что-то новое.