Уголок неба ¦ Потери вертолетов Bo.105C полиции Чили

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери вертолетов Bo.105C полиции Чили
        
      n Андрей Буков  

 

 

Версия 1.0

Данные приведены на 1 сентября 2024 г.

Вопросы по чилийским полицейским вертолетам типа МВВ BO105C появились давно, но из-за недостаточных и иногда меняющихся объемов информации просто не было возможности навести хоть какой-то порядок. Время шло, также медленно происходили изменения с данными по этим машинам, поэтому рассмотрим ситуацию с этими вертолетами, исходя из информации по ним на сегодня. Данные в основном касаются только шести вертолетов типа ВО105С из первой партии машин, поставленных в Carabineros de Chile в 1976 г.

Таблица 1.        

Данные о вертолетах полиции/Carabineros de Chile.

б/н примечания
C-09 c/n S-191. По данным https://asn.flightsafety.org/wikibase/152956 вертолет упал в реку, погибли все пять человек, которые находились на борту. Очевидно, что машину могли достать из воды. По данным https://scramble.nl/database/military/cl#results в апреле 1998 г. машина получила индекс wfu (withdrawn from use-выведен из использования). По данным https://www.helis.com/database/cn/18974/ машина получила новый б/н С-19 в настоящее время находится на хранении в Los Cerrilos в Сантьяго. По данным https://aeron-aves.blogspot.com/2015/11/c-19-carabineros-chile.html есть фото вертолета с б/н С-19 в Los Cerrilos, но при этом не указан серийный номер. По данным https://scramble.nl/database/military/cl#results в Los Cerrilos находится вертолет с б/н С-19 и c/n S-655, а про машину с c/n S-191 нет никаких сведений. Вполне себе вероятно, что сведения www.helis.com являются ошибочными.

 

C-10 c/n S-192. В 1998 г. был продан гражданским и получил новый б/н CC-CER.

 

C-11(1) c/n S-193. В 2002 г. был продан гражданским и получил новый б/н CC-CWI

 

C-12(1) c/n S-194. По данным https://scramble.nl/database/military/cl#results и https://asn.flightsafety.org/wikibase/150335 вертолет был потерян в феврале 1983 г. По данным https://razonyfuerza.mforos.com/549913/9718708-noticias-carabineros/?pag=36 вертолет был потерян в 1982 г. Для его замены летом 1983 г. был получен б/н С-12(2) с c/n S-560. По данным http://www.mbb-bo105.de/bo105_s181_s210.html некоторые части этой машины использовались в вертолете с б/н С-14 и c/n S-251.

 

C-13 c/n S-195. По данным https://www.rotorspot.nl/product/bo105.php и https://razonyfuerza.mforos.com/549913/9718708-noticias-carabineros/?pag=36 дата потери неизвестна. По данным https://scramble.nl/database/military/cl#results последний раз наблюдался в апреле 1976 г.

 

C-14 c/n S-251. По данным https://razonyfuerza.mforos.com/549913/9718708-noticias-carabineros/?pag=36 дата потери неизвестна. По данным https://scramble.nl/database/military/cl#results последний раз наблюдался 17 мая 1976 г. По данным http://www.mbb-bo105.de/bo105_s241_s270.html уже в 1990 г. машина имела индекс wfu (withdrawn from use-выведен из использования).

 

Т.о., по состоянию на 1 сентября 2024 г., с учетом более полной информации, известно, что полиция Чили за время эксплуатации с 1976 г. потеряли четыре вертолета только типа ВО105С из шести поставленных в первой партии.

Также вызывает интерес ситуация с вертолетом типа ВО105СВ-2 с б/н С-12(2) и c/n S-560. По данным https://asn.flightsafety.org/wikibase/152957 вертолет типа BO105CB с б/н С-12 и c/n S-605 из-за сильного ветра упал на землю при приземлении 27 января 2006 г. на вертолетную площадку полиции в Балмаседе. Здесь был перепутан серийный номер, т.к. по всем данным серийный номер S-605 всегда принадлежал машине с б/н С-16, которая была продана гражданским и получила новый б/н CC-DHF. Ну так вот, после этой аварии вертолет с б/н С-12(2) был внешне подремонтирован и отправлен на вечную стоянку в аэропорту Тобалава/имени Эулогио Санчеса в Сантьяго в виде экспоната с вымышленным бортовым номером С-01. Есть фото https://www.airliners.net/photo/Chile-Carabineros/MBB-BO-105S/2736166 от 27 октября 2015 г. Да, это потеря, хотя и не совсем корректная.

По поставкам коротко. Также в Carabineros de Chile было поставлено четыре машины типа BO105CB-2 c c/n S-541,560,605,622, один вертолет типа BO105CB-4 c c/n S-711, один вертолет типа BO105LSA-1 c c/n S-655, три машины типа BO105LSA-3 c c/n 2010,2047,2054. Суммарно в Carabineros de Chile было поставлено 15 вертолетов типа ВО105 различных модификаций.

По общему числу потерянных машин. Кроме вышеперечисленных вертолетов 12 октября 2009 г. также был потерян вертолет типа BO105LSA-3 c б/н С-18 и c/n 2010.

Для чего просто необходимо ежегодно просматривать информационные ресурсы? Еще в 2023 г. некоторые чилийские специалисты в области очень специфических авиационных тем утверждали, что ВВС Чили потеряли всего шесть самолетов типа А-37, хотя даже американцы говорили о 12 или даже 13 потерянных Дрэгонфлаях. И вот наступило лето 2024 года. По данным https://asn.flightsafety.org/asndb/type/A37 появились сведения о том, что чилийцы потеряли уже минимум 9 таких машин. Что случилось? Да просто вышли в свет воспоминания бывшего военного летчика Eduardo Poblete Baron. Человек ушел в отставку, начал ворошить прошлое и в 2020 г. опубликовал свои воспоминания под названием Historias de Dragones на сайте https://www.aviacion.cl/dragones/historias.htm. Вот так вот мир узнал о нескольких неизвестных ранее датах потерь чилийских Дрэгонфлаев, их бортовых номерах и судьбе летчиков.

Загадок и вопросов по военной чилийской авиации остается великое множество. До сих пор нет никаких сведений о четырех военных вертолетах типа SA315 Лама с б/н 153, 156, Н-10 и Н-13. Нет сведений о судьбе и состоянии флотского вертолета типа Белл-206/UH-57 c б/н 35 и c/n 444. Нет сведений о судьбе и состоянии трех армейских вертолетов типа SA330 Пума с б/н Н-250, Н-251, Н-252. Понятно, что все эти машины пропали, но вот деталей пока нет. До сего времени нет привязки бортовых номеров потерянных Хантеров к конкретным датам. И т.д., и т.п. Конечно, нельзя сказать, что изменений нет. Каждый год что-то новое появляется. Недавно вот появились сведения https://asn.flightsafety.org/wikibase/409293 о потере 28 марта 1981 г. армейского вертолета типа SA315 Лама. Какой у него бортовой номер? Б/н 162? Может быть. Также недавно появились сведения https://www.helis.com/database/cn/3674/ о потере 22 ноября 1979 г. вертолета типа SA330 Пума с б/н Н-256. Ну а пока остается надежда на снятие секретности, открытие архивов, воспоминания бывших летчиков. Все равно появится что-то новое.

 




 


Уголок неба. 2024



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100