Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации www.aviation-safety.net, www.scramble.nl, www.aeroflight.co.uk/, www.worldmilitair.com, данные LAAHS. Возможно, что это неполные данные.
1. Данные о потерях самолетов Канберра ВВС Аргентины.
б/номер
дата потери
примечания
B-103
21 ноября 1971
Canberra B62
B-104
13 августа 1982
Canberra B62
B-106
4 декабря 1982
Canberra B62
B-107
1 июля 1983
Canberra B62
B-108
13 июня 1982
Canberra B62, потерян в ходе войны на Фолклендах
B-110
1 мая 1982
Canberra B62, потерян в ходе войны на Фолклендах
По всем данным в ВВС с 1970 г. было поставлено 10 машин типа Canberra B62 и 2 машины типа Canberra Т64.
За все время эксплуатации с 1970 г. по 2000 г. ВВС Аргентины потеряли шесть самолетов Canberra B62, 50% ушло в утраты. С учетом же боевых потерь в 1982 г., только в авариях аргентинцы лишились четырех машин или 33,3%.
2. Данные о потерях самолетов Канберра ВВС Венесуэлы.
б/номер
дата потери
примечания
1A39
24 апреля 1956
Canberra B2
1B39
8 ноября 1956
Canberra B2
3B39
17 апреля 1963
Canberra B2
5A39
20 апреля 1960
Canberra B(I)58
5B39
19 ноября 1964
Canberra B(I)58
0240
2 декабря 1986
Canberra B(I)58, модернизирован до уровня Canberra B(I)88
0269
14 ноября 1978
Canberra B(I)58, модернизирован до уровня Canberra B(I)88
1183
30 апреля 1981
Canberra В2, модернизирован до уровня Canberra B82
1437
3 июня 1982
Canberra B2, модернизирован до уровня Canberra B(I)82
2444
9 марта 1976
Canberra PR3
3216
28 января 1969
Canberra B(I)58
По всем данным в ВВС с 1953 г. было поставлено 18 машин типа Canberra B2, 8 машин типа Canberra B(I)58, две машины типа Canberra PR3 и две машины типа Canberra Т4. Итого тридцать самолетов.
За все время эксплуатации с 1953 г. по 1990 г. ВВС Венесуэлы потеряли 11 самолетов Canberra, 36,7% ушло в утраты. По состоянию на 1990 г. в виде металлолома уже находилось шесть самолетов с б/н 0426,1131,1280,1364,1529,2001. Могли ли некоторые из этих машин быть в таком состоянии после каких- либо аварийных ситуаций? Вполне.
3. Данные о потерях самолетов ВВС Перу.
б/номер
дата потери
примечания
FAР207
8 февраля 1972
Canberra B(I)8
FAР209
23 сентября 1956
Canberra B(I)8, после столкновения в воздухе с б/н FAР476 совершил жесткую посадку, был поврежден и скорее всего более не использовался, по данным https://scramble.nl/database/military/pe#results нет данных о машине после мая 1969 г. и о возможном ремонте. Это потеря, даже несмотря на то, что в 1960 г. самолет прошел перерегистрацию с б/н FAР478.
Canberra B(I)68, разбился после столкновения в воздухе с другим самолетом Канберра на авиашоу. На земле погибло 8 человек. Вторая Канберра успешно приземлилась.
FAР252
24 августа 1980
Canberra B(I)68, оба летчика погибли.
FAР257
9 февраля 1995
Canberra B(I)88, потерян в ходе боевых действий, оба летчика погибли.
FAР476
23 сентября 1956
Canberra B(I)8, разбился после столкновения в воздухе с б/н FAР209, оба летчика погибли.
На 25 декабря 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации с 1956 г. по 2002 г. ВВС Перу потеряли 20 самолетов из 42 поставленных- 47,6% ушло в потери. Но это самая минимальная оценка потерь. Какая-то часть машин из 11 Канберр, по которым нет данных в основном с 196-х гг., были списаны именно после аварий и катастроф. Не все самолеты попадали в катастрофы с гибелью экипажей, какое-то количество самолетов потерпели аварии при посадке или взлете, впоследствии эти машины как бы еще числились в составе ВВС, но летать уже не летали, что-то было разобрано на запчасти, что-то находилось в вечном ремонте. Например, машина с б/н FAР232 поступила в ВВС Перу в 1966 г., а вот после 16 апреля 1966 г. никакой информации про эту Канберру уже не было. Что случилось? Понятно, что машина сгинула, но точных сведений пока нет.
По данным https://www.defensa.com/peru/fuerza-aerea-peru-entrega-bombardero-canberra-museo-aeronautico за все время эксплуатации Канберр погибло 27 летчиков, из них двое погибло 9 февраля 1995 г., когда самолет с б/н FAР257 был или сбит, или разбился. На сегодня по данным https://aviation-safety.net известно об 11 летчиках, которые погибли в Канберрах с известными б/н. Еще 16 летчиков погибли в авариях минимум 7 машин с неизвестными б/н, и кандидатов хватает на эту роль, если допустить, что в трехместных машинах с б/н FAР239 и FAР242 погибло по три летчика. Если посмотреть данные https://aviation-safety.net/wikibase/type/CNBR/1, то бросится в глаза большое количество потерь летного состава любой страны при авариях Канберр. Но ведь не всегда гибли экипажи, поэтому по аналогии со среднемировой вероятностью можно только допустить, что потерянных Канберр ВВС Перу гораздо больше.
11 самолетов с б/н FAР200,202,203,204,205,240,246,247,251,253,255,256 в различном состоянии дожили до наших дней.
3-2. Дополнительные данные об изменении численности самолетов Канберра ВВС Перу по американским данным THE MILITARY BALANCE, большинство этих сведений абсолютно неверные, потери в ранние годы в расчет практически не брались, более или менее достоверные данные имеются только за 1974 г, 1982 г. или 1990 г. В остальное время цифры просто переписывались из года в год. Это к вопросу о достоверности этих данных.
год
Находилось на вооружении ВВС Перу
1970
22 самолета Канберра всех типов из 23 полученных
1972
20 самолета Канберра всех типов из 24 полученных
1973
15 самолета Канберра всех типов из 25 полученных
1974
15 самолета Канберра всех типов из 25 полученных. Вполне себе реальное количество потерь в 10 машин, с учетом того, что б/н FAР209 как-то еще присутствовал в составе ВВС, пусть даже в виде битой тушки.
1976
32 Канберра
1977
34 Канберра В и 2 Канберра Т из 36 полученных
1978
32 Канберра В и 2 Канберра Т
1979
32 Канберра В и 2 Канберра Т
1980
32 Канберра В и 2 Канберра Т из 36 полученных
1981
32 Канберра В и 2 Канберра Т
1982
20 Канберра В и 2 Канберра Т из 36 полученных. Вполне себе реальное количество потерь в 14 машин, даже с учетом того, что б/н FAР209 как-то еще присутствовал в составе ВВС или уже был списан.
1984
15 Канберра В
1985
13 Канберра В
1986
20 Канберра В
1987
17 Канберра В
1988
17 Канберра В и 2 Канберра Т из 36 полученных
1989
19 Канберра В и 2 Канберра Т
1990
16 Канберра В и 2 Канберра Т из 36 полученных. Вполне себе реальное количество потерь в 18 машин.
1991
15 Канберра
1992
13 Канберра
1993
13 Канберра, из них только 5 в рабочем состоянии
1994
12 Канберра В и 3 Канберра Т
1995
12 Канберра В и 3 Канберра Т
1996
12 Канберра В и 3 Канберра Т
1997
12 Канберра В и 3 Канберра Т
1998
8 Канберра
1999
8 Канберра
2000
8 Канберра
2001
8 Канберра
2004
8 Канберра
3-3. Дополнительные данные по поставкам самолетов в ВВС Перу.
год
Поставлено самолетов по типам и б/н
1956
8 машин типа Canberra B(I)8 с б/н FAР474 по б/н FAР482
1960
6 машин типа Canberra B(I)8 получили новые б/н FAР206,207,209,210,211,212
1960
одна машина типа Canberra B(I)8 с б/н FAР208 взамен потери
1966
две машины типа Canberra Т4 с б/н FAР231 и б/н FAР232
1966-1967
6 машин типа Canberra B2 с б/н FAР233 по б/н FAР238
1969
6 машин типа Canberra B56 с б/н FAР239 по б/н FAР244
1971
одна машина типа Canberra B56 с б/н FAР245 взамен потери
1973
одна машина типа Canberra Т4 с б/н FAР246
1975-1978
11 машин типа Canberra B(I)68 с б/н FAР247 по б/н FAР257
1991
5 машин типа Canberra B(I)12 с б/н FAР200 по б/н FAР204
По всем данным в ВВС в 1982 г. было поставлено три машин типа Canberra PR9. За время эксплуатации ВВС Чили потеряли один самолет, 33,3% ушло в утраты.
5. Данные о потерях самолетов Канберра ВВС Эквадора.
б/номер
дата потери
примечания
FAE-390
10 мая 1984
Canberra В6
FAE-391
12 ноября 1968
Canberra В6
FAE-402
4 июня 1974
Canberra В6
По всем данным в ВВС в 1955 г. было поставлено шесть машин типа Canberra В6. За время эксплуатации было потеряно три самолета, 33,3% ушло в утраты.
Еще один момент. По многим данным, например, https://www.aeroflight.co.uk/waf/americas/ecuador/AirForce/Ecuador-af-all-time.htm или http://www.worldairforces.com/Countries/ecuador/ecu.html срок службы эквадорских Канберр истек в 1981 г. А вот сами эквадорские товарищи даже и не отрицают, что эти самолеты вовсю использовались вплоть до 10 мая 1984 г., когда потерпел аварию и разбился б/н FAE-390. Только после этого полеты были окончательно прекращены. Да, боевое дежурство в основном из-за износа авиатехники было закончено в 1981 г., но впоследствии выполнялись другие задачи.
Если сравнить данные о потерях Канберр в ВВС Эквадора и Перу, то более достоверная информация будет все-таки за Эквадором. Есть очень хорошая статья в https://www.zona-militar.com/2016/07/05/canberra-en-los-cielos-ecuatorianos/ про службу Канберр в Fuerza Aerea Ecuatoriana, вышедшая в 2016 г. Можно только надеяться на появление чего-то подобного в Перу, исследователей и энтузиастов там тоже хватает.
Почему так поздно напечатали? А секретность никуда не делась, да еще и в условиях ну очень напряженных отношений между Перу и Эквадором. Зачем показывать свои потери потенциальному противнику. Про первую профуканную машину ВВС Эквадора было сообщено лишь в газете El Siglo de Torreon 13 November 1968, p3, данные https://aviation-safety.net/wikibase/179175. После этого был молчок. В тех же западных авиационных журналах в разделах THE MILITARY BALANCE, например, по данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1980.shtml#Ecuad, с маниакальным упорством из года в год показывалась цифра в пять стоящих на вооружении ВВС Эквадора Канберр, хотя реально уже с 1974 г. осталось четыре.
Никаких проблем с информацией по потерям самолетов Канберра в ВВС Аргентины, Венесуэлы и Чили никогда не было. Проблемы были, есть и, наверное, еще будут только в Перу и Эквадоре, вечных антагонистов в регионе.