На 15 октября 2021 г. известно, что за время эксплуатации ВВС Аргентины потеряли 35 самолетов Мираж-3/5 из 92 поставленных- 38% ушло в потери, причем 13 машин было потеряно в ходе боевых действий в 1982 г. Всего было поставлено 17 машин типа Mirage 3ЕА, 19 машин типа Mirage 3CJ, 4 машины типа Mirage 3DA, 3 машины типа Mirage 3BJ, 10 машин типа Mirage M5A, 35 машин типа IAI M5 Dagger и 4 машины типа IAI M5 Dagger Т. Итого 92 самолета. Необходимо добавить, что с учетом потерь в ВВС Аргентины и Бразилии никогда не было проблем, в отличие от других стран.
Таблица 2
Потери самолетов типа Мираж-3/F-103 ВВС Бразилии.
дата потери
б/н
примечания
20 ноября 1980
4900
F-103D
18 августа 1981
4902
F-103D
19 мая 1982
4903
F-103D
25 июля 1984
4905
F-103D
15 февраля 1990
4907
F-103D
28 сентября 1988
4911
F-103E, столкновение в воздухе с б/н 4923
28 июня 1979
4912
F-103E
29 апреля 1989
4917
F-103E
27 июня 1986
4918
F-103E
2 сентября 1975
4920
F-103E
5 сентября 1974
4921
F-103E
28 сентября 1988
4923
F-103E, столкновение в воздухе с б/н 4923
13 июня 2001
4928
F-103E
7 марта 2003
4930
F-103E
На 15 октября 2021 г. известно, что за время эксплуатации с 1972 г. по 2004 г. ВВС Бразилии потеряли 14 самолетов Мираж-3 из 32 поставленных- 44% ушло в потери. Всего было поставлено 10 машин типа F-103D и 22 машины типа F-103Е.
Таблица 3.
Потери самолетов типа Мираж-3/5/50 ВВС Венесуэлы.
дата потери
б/н
примечания
Поставки начались в 1972 г. В первой партии было поставлено 16 самолетов трех типов.
Семь машин типа Mirage IIIEV с б/н 0624,2843,3039,4058,6732,8940,9325.
Шесть машин типа Mirage 5V с б/н 1225,1297,2473,5706,7162,9510.
Три машины типа Mirage 5DV с б/н 5471,7381,7512.
х/хх/1975
1506
Mirage 5V с б/н FAV-1506 потерпел аварию, сначала был списан и имел индекс dbr (damaged beyond repair-поврежден, ремонту не подлежит), впоследствии все таки был отремонтирован и получил новый б/н FAV-1225. Есть фото этой машины в августе 2009 г. https://lvtwenthe.nl/wp-content/uploads/2016/12/mirage-venezuela.pdf.
Весь вопрос в том, а находился ли он в летнопригодном состоянии или был просто внешне подшаманен. Первое публичное появление FAV-1225 состоялось в октябре 1990 г., модернизировать его до уровня Mirage 50 по какой-то причине не стали, так и находится на постаменте на АВБ Либертадор.
В 1977 г. для восполнения потерь был закуплен один Mirage IIIEV с б/н 7712. Можно только допустить, именно допустить, что к этому времени ВВС Венесуэлы действительно потеряли не только Mirage 5DV, но и один неизвестный боевой самолет, а это мог быть или FAV-7162 или FAV-8940. Однако существует серьезный аргумент против этого допущения, если бы было потеряно две боевые машины, то и дополнительно заказали бы такое же количество. К этому времени самолет с б/н FAV-1506 уже также числился в потерях.
По данным https://lvtwenthe.nl/wp-content/uploads/2016/12/mirage-venezuela.pdf к 1989 г. в строю осталось шесть боевых и два УБС из семнадцати поставленных. Восемь самолетов было утеряно безвозвратно, а вот на машине с б/н FAV-1225 (экс б/н FAV-1506) наверно еще велись какие-то реставрационные или ремонтные работы. Из-за больших потерь было принято решение о модернизации оставшихся машин и покупке новых или уже модернизированных самолетов типа Mirage 50, в т.ч. трех экс-заирских. Во второй партии было поставлено 10 самолетов двух типов, в т.ч. девять машин типа Mirage 50EV с б/н 0155,0160,2056,2191,2212,2353,3033,3373,5145 и одна машина типа Mirage 50DV с б/н 4212.
В дополнение к новым закупкам до уровня Mirage 50 было переделано шесть машин с б/н 1297,2473,4058,5706,6732,7512. Итого ВВС получили 16 машин типа Mirage 50. По состоянию на 1992 г. из 27 поставленных Миражей в авариях было потеряно 10 машин, 16 стояли на вооружении, а самолет с б/н FAV-1225 (он же экс б/н FAV-1506) так и не был модернизирован до уровня Mirage 50.
Т.о. на 15 октября 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации с 1972 г. по 2009 г. ВВС Венесуэлы потеряли 15 самолетов Мираж-3/5/50 из 27 поставленных- 55,6% ушло в потери. Поставлено было именно 27 машин, а не 28, как где-то сообщается. Все бортовые номера изучены вдоль и поперек. Да, ранее было достаточно много ошибок и неточностей, но сейчас на дворе 2021 год и уже все вылизано до идеала.
Зачем вообще был нужен пересчет потерянных Миражей и пересмотр статистики? А что делать в этой ситуации? Ранее в некоторых базах данных, да и до сих пор присутствует Mirage 5V с б/н FAV-0240, якобы потерянный 2 декабря 1986 г. Не было никогда в составе ВВС Венесуэлы такого Миража, а в этот день разбился именно бомбардировщик Канберра. Какой именно Мираж разбился 17 сентября 1979 г., б/н FAV-7162 или б/н FAV-8940? По венесуэльским данным указано, что оба этих Миража потеряны в авариях без указания точной даты потери. Что случилось с б/н FAV-1506, почему его ремонтировали черт знает сколько времени, да так и не стали переделывать в Mirage 50? Вопросы до сих пор имеются.
Вот такая вот ситуация. Разбитых Миражей с б/н FAC3023 и FAC3028 всего два, а если судить по сообщениям СМИ, то уже есть три даты, когда могли разбиться эти бедолаги. Это 20 октября 1981 г., июнь 1990 г. и 18 ноября 1992 г. Выводы просты и незатейливы. Самолет действительно мог потерпеть аварию 20 октября 1981 г., пилот при этом катапультировался. Если это была фаза пробега, начала взлета или аварийной посадки, то да, самолет могли потом и отремонтировать. Бывали случаи и такие и похлеще, когда машина после подобного получала вторую жизнь. Сейчас на дворе 2021 год и почти все профильные базы данных показывают списание двух Миражей с б/н FAC3023 и FAC3028 именно в авариях в июне 1990 г. и 18 ноября 1992 г. И еще один момент, 20 октября 1981 г. мог действительно потерпеть аварию и потом был отремонтирован любой из Миражей ВВС Колумбии.
Т.о. на 15 октября 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации с 1972 г. по 2010 г. ВВС Колумбии потеряли 10 самолетов Мираж-5 из 18 поставленных- 55,6% ушло в потери.
По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Peru.htm пилоты Миража-5DP EL.TNT L. Viale и Mr. M. Kolly катапультировались. Вероятнее всего произошла ошибка, перепутали с Mirage 5DP с б/н FAP-198(1), который был потерян 2 июля 1980 г.
по данным https://scramble.nl/database/military/pe#results неизвестна судьба этого Mirage 5P после 20 ноября 1969 г. По перуанским данным был потерян в аварии, очевидно был потерян до конвертации в Mirage 5P4.
Что получается? Есть 13 потерянных самолетов с известными б/н и точной датой потери, есть пять потерянных самолетов с известными б/н и без точной датой потери. Есть три даты 29 августа 1973 г., 28 апреля 1988 г. и 10 октября 1995 г., когда были потеряны Миражи с неизвестными б/н.
Т.о. на 15 октября 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации с 1968 г. по 2001 г. ВВС Перу потеряли 18 самолетов Мираж-5 из 40 поставленных- 45% ушло в потери.
По данным https://scramble.nl/database/military/pe#results после снятия с вооружения в 2001 г. последних Mirage-5 по состоянию на 2021 г. в различном состоянии находились следующие машины с б/н FAP-108,109,110,111,113,184,187,
191(2),192,194(2),198(2),199. Итого всего 12 самолетов пережили эксплуатацию.
Если суммировать 18 потерянных в авариях машин, 10 поставленных в Аргентину и 12 оставшихся Миражей, по данным https://scramble.nl/database/military/pe#results получается, что ВВС Перу получили 40 самолетов с известными б/н.
Т.о. на 15 октября 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации с 1980 г. по 2007 г. ВВС Чили потеряли 3 самолета Мираж-50 из 17 поставленных- 17,6% ушло в потери. ВВС Чили также потеряли 3 самолета Мираж-5МА из 25 поставленных из Бельгии- 12% ушло в потери за время эксплуатации с 1995 г. по 2006 г.
Т.о. на 15 окнтября 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации с 1978 г. по 2011 г. ВВС Эквадора потеряли минимум шесть самолетов Мираж F1 из 18 поставленных- 33,3% ушло в небытие.
На 1 января 2007 г. в составе ВВС на балансе (все в летном состоянии?) еще числилось 12 Миражей F1, остальные шесть приказали долго жить. Если у кого-то найдутся хорошие знакомые в Эквадоре, то в принципе можно связаться с бывшим военным пилотом Diego Eguiguren Burneo, который впоследствии сделал неплохую карьеру в учебных военных заведениях. Наверняка он сможет пролить свет на некоторые загадки аварий Миражей ВВС Эквадора.
Почему в Перу и Эквадоре скрывали свои потери в авариях? Да перуанцам западло было признавать, что 60% своих Миражей-5 потеряно в авариях. Почему 60%, а ничего, что из 40 машин в Аргентину перед Фолклендской войной продали десять. А если бы не продали, то и разбитых Миражей было бы гораздо поболее. А эквадорцы с той войны 1995 г. продолжали пугать соседей своей военной мощью и признавать потери было не с руки.