Naval 60, был продан в HELICSA Espana как б/н EC-FHJ
c/n 2312
Naval 61, потерян 4 января 1985 г.
c/n 2322
Naval 63, был продан в HELICSA Espana
c/n 2332
Naval 62, был продан в Taxpa-Helinac Ltda
c/n 2342
Naval 64, потерян 10 августа 1987 г.
c/n 2353
Naval 69, потерян 30 июля 1981 г.
c/n 2362
Naval 65, был продан в HELICSA Espana как б/н EC-FHI
c/n 2368
Naval 66, потерян 31 января 1991 г.
c/n 2369
Naval 67, был продан в HELICSA Espana как б/н EC-FJA
c/n 2370
Naval 68, потерян 4 июля 1978 г.
Как видно из этой таблицы, чилийская флотская авиация потеряла в авариях и катастрофах пять Алуэттов, в Испанию было продано пять машин. Имеется явное несоответствие бортовых и серийных номеров с номерами из Таблицы №1. Но это простительно. Автор книги Carlos Saldivia Rojas/Карлос Сальдивия Рохас начинал служить в авиации ВМС Чили в 1986 г. еще простым техником. Вполне допустимо, что он мог ошибиться с регистрационными номерами. Это как раз и не страшно, неточности и ошибки бывают у всех.
Борт Naval 68 после взлета с фрегата Альмиранте Конделл ночью потерпел катастрофу в бухте Вальпараисо, погибло два члена экипажа из пяти.
30 июля 1981
Борт Naval 69 сразу же после взлета с эсминца Порталес упал в море и затонул.
7 октября 1983
Борт Naval 60 попал в аварию на маяке Rapel, лопастями убило смотрителя маяка, экипаж не пострадал. Машина была отремонтирована и в июле 1987 г. снова летала.
4 января 1985
Борт Naval 61 потерпел аварию и разбился при посадке в аэропорту El Belloto в Вальпараисо, повреждения оказались очень серьезными и машину списали.
10 августа 1987
Борт Naval 64 при посадке на палубу эсминца Латорре приводнился рядом с кораблем. При попытке подъема у вертолета оторвалась и утонула хвостовая балка. Машину списали.
28 марта 1989
Борт Naval 67 потерпел аварию и разбился на АВБ Торквемада в Конконе, повреждения оказались серьезными, но вертолет не был списан.
30 января 1990
Борт Naval 66 из-за поломки двигателя упал в море при подлете к АВБ Кинтеро, экипаж был спасен рыбаками. По другим данным, в т.ч. чилийским, вертолет был потерян 31 января 1991 г. Это стало последней каплей и в феврале 1991 г. все оставшиеся Алуэтты были выведены из эксплуатации, а уже в июне 1991 г. пять более или менее пригодных машин были проданы испанцам.
Если судить по этим данным, то нет никаких принципиальных различий от сведений из Таблицы №2. Произошло семь серьезных аварий, после которых списано было пять машин, а мелкие аварии, типа того, что в ноябре 1977 г. с небольшой высоты упал борт Naval 67 и который был отправлен на ремонт во Францию, так вот, эту мелочь всерьез не принимали. Да, сами чилийцы признают, что аварий было достаточно много для такого количества машин. И это тоже явилось одной из причин раннего вывода Алуэттов из состава авиации флота, а не только поступление новых вертолетов типа Супер Пума и BO-105.
Т.о., по состоянию на 28 февраля 2023 г., с учетом более полной информации, известно, что ВМС Чили за все время эксплуатации с 1977 г. по 1991 г. потеряли пять вертолетов типа SH-9/SA-319B Алуэтт-3. Поставлено было ровно десять машин. Что известно о состоянии купленных испанцами вертолетов? Три из них получили новые регистрационные номера серии ЕС-Fхх, а две машины судя по всему пошли на запчасти, на момент продажи было неизвестно про их техническое состояние.
Что сказать о Карлосе Сальдивии Рохасе, авторе книги по истории морской авиации Чили? Если бы не этот товарищ, то до сих пор бы в потерях числился только один флотский Алуэтт с б/н 62, потерянный в 1978 г. по данным www.worldmilitair.com. А по остальным машинам стоял бы индекс wfu (withdrawn from use-выведен из использования).
Кстати, подобная ситуация произошла также с данными по потерям двух самолетов типа F-5E Тайгер ВВС Чили. Ранее, по данным https://scramble.nl/database/military/cl#results или же https://www.the-northrop-f-5-enthusiast-page.info/Serials/ChileF-5E.html было известно, что чилийцы потеряли два самолета, без подробностей по бортовым номерам и датам аварий. А вот уже 6 октября 2019 г. по сведениям https://www.zona-militar.com/foros/threads/northrop-f-5-e-f-plus-el-tigre-de-la-fach.50154/ появились более подробные сведения, в т.ч. и по б/н потерянных Тайгеров. Самолет с б/н 818 (экс б/н 800) был потерян 15 октября 1981 г., а самолет с б/н 809 был потерян 16 февраля 1983 г. Кто-то скажет, что по данным https://scramble.nl/database/military/cl#results самолет с б/н 809 в 1993 г. находился в Израиле во время модернизации фирмой IAI. Да, так и было, но в 1993 г. бортовой номер 809 был временно нанесен на самолет с б/н 805, очевидно в память о погибшем 16 февраля 1983 г. чилийском пилоте. После модернизации бортовой номер 805 опять вернулся на самолет с c/n I.1006, где он и был намалеван изначально. Есть еще информация http://aviation-safety.net/wikibase/305341, где сообщается, что самолет с б/н 809 был потерян в 1993 г. и то только на том основании, что последний раз он наблюдался в сентябре 1993 г. опять же по данным https://scramble.nl. По данным The Military Balance 1985 в составе чилийских ВВС в 1984 г. уже находилось 13 самолетов типа F-5E из 15 поставленных, т.е. два Тайгера уже были потеряны в авариях.