Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации www.aviation-safety.net, www.scramble.nl, www.aeroflight.co.uk/, www.worldmilitair.com, данные LAAHS. Возможно, что это неполные данные.
По данным https://www.geocities.ws/aviacionperucenepa/AeronavesPeru/Su-22.html, https://scramble.nl/database/military/pe#results да и по всем другим данным в ВВС Перу было поставлено 55 самолетов всех типов. Все сведения о поставках, количестве и бортовых номерах вылизаны до изящного за небольшим исключением, чего не скажешь о количестве потерь. Тридцать два самолета типа SU-22 и четыре типа SU-22U было поставлено в 1977 г., это машины с б/н FAР001 по б/н FAР026 и с б/н FAР157 по б/н FAР166. Шестнадцать самолетов типа SU-22М и три типа SU-22UМ было поставлено в 1980 г., это машины с б/н FAР027,028,029 и машины с б/н FAР167 по б/н FAР181. Еще по одной машине типа SU-22М, поставленной в 1980 г. пока нет данных, какой б/н был ей присвоен, да и был ли присвоен.
На 20
октября 2022 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации с 1977 г. по 2006 г. ВВС Перу потеряли 19 самолетов из 55 поставленных- 34,5% ушло в потери. Но это самая минимальная оценка потерь. Какая-то часть машин из тех
4, по которым нет данных в основном с конца 197-х гг., были списаны именно после аварий и катастроф. Не все самолеты попадали в катастрофы с гибелью экипажей, какое-то количество самолетов потерпели аварии при посадке или взлете, впоследствии эти машины как бы еще числились в составе ВВС, но летать уже не летали, что-то было разобрано на запчасти, что-то находилось в вечном ремонте.
По данным https://www.geocities.ws/gigantesdelcenepa/aviacionperucenepa/sujoi.html за все время эксплуатации SU-22 погибло 8 летчиков, из них двое погибло 10 февраля 1995 г., когда в ходе боевых действий были потеряны самолеты с б/н FAР014 и FAР017. А ведь еще совсем недавно в некоторых базах данных, например, https://www.aeroflight.co.uk/waf/americas/peru/AirForce/Peru-af-Su22.htm или https://scramble.nl/database/accident#results, главенствовало мнение, что в ходе боевых действий были потеряны самолеты с б/н FAР007 и FAР014. Вывод простой, перуанские товарищи не торопились делиться информацией ни тогда, ни сегодня. Информация о потерях, особенно в начальный период эксплуатации, до сих пор засекречена. Да, работа ведется и раз в несколько лет из небытия появляется очередная Сушка.
По данным https://scramble.nl/database/military/pe#results было потеряно
15 самолетов с известными б/н FAР004,007,008,010,013,014,016,017,025,028,029,165,168,
171,172. Т.е., по этим сведениям ВВС Перу потеряли минимум 15 Сушек, что явно не охватывает все потери.
2. Дополнительные данные о самолетах.
б/номер
примечания
FAР014
Самолет с этим фальш-номером находится как экспонат в Таларе. В действительности это экс б/н FAР018. Перуанцы увековечили память о своих героически погибших летчиках.
По данным https://www.aeroflight.co.uk/waf/americas/peru/AirForce/Peru-af-Su22.htm в 1980 г. было поставлено 16 одноместных машин типа SU-22М. Известны бортовые номера 15 из них, это машины с б/н FAР167 по б/н FAР181. А вот по еще одному самолету данных нет. Загадка на сегодняшний день. Может быть так, что самолет разбился в 1980 г., не успев получить перуанский б/н? А почему нет.
Дополнительные данные об изменении численности самолетов ВВС Перу по американским данным THE MILITARY BALANCE, большинство этих сведений абсолютно неверные, потери в ранние годы в расчет практически не брались, более или менее достоверные данные имеются только за 1979 г, 1988 г. или 1993 г. В остальное время цифры просто переписывались из года в год. Это к вопросу о достоверности американских данных.
год
Находилось на вооружении ВВС Перу
1978
32 самолета типа SU-22 и 4 типа SU-22U
1979
27 самолета типа SU-22 и 4 типа SU-22U. Если принять эти данные как достоверные, то получается, что ВВС Перу уже потеряли в авариях пять самолетов. Вполне себе правдоподобное количество. Во всех ВВС любой страны в любое время самый аварийный период, это период именно начального освоения авиатехники. Исключений в этом правиле не бывает. Да и кандидаты имеются на эту роль, пять машин с б/н FAР010,013,015,158,165, которые поступили на вооружении ВВС как раз в 1977 г.
1988
43 самолета типа SU-22 и SU-22U. Если принять эти данные как достоверные, то получается, что ВВС Перу потеряли в авариях двенадцать самолетов. Вполне себе правдоподобное количество, особенно если учесть, что за период с 1980 г. по 1986 г. включительно, известно о семи потерянных Сушках.
1989
41 самолет типа SU-22 и SU-22U. Снижение численности авиапарка произошло в основном не из-за аварий. Началось выведение из состава ВВС отдельных неудачников, находящихся в плохом техническом состоянии, хотя возможно, что и после аварий. Начались проблемы с запчастями и лавинообразную форму стала приобретать борьба с издержками по-перуански.
1993
30 самолетов типа SU-22 и SU-22U. Какая-то часть машин уже была выведена в резерв или на хранение из-за отсутствия запчастей, износа или аварийного состояния. Снижение численности авиапарка произошло в основном из-за желания получить максимум экономии, о войне никто и не думал. В январе 1993 г. под нож пошла авиаэскадрилья №411.
1994
30 самолетов типа SU-22 и SU-22U
1995
28 самолетов типа SU-22 и SU-22U. Снижение численности авиапарка произошло из-за потерь в ходе военных действий.
При всех недостатках современности с учетом потерь военной авиации в Перу, необходимо отметить следующий момент. Работа по публикации информации по утраченной технике ведется постоянно. Взять хотя бы, например, ситуацию с УБС типа МВ-339. Всем уже давным-давно было известно о потере в 1985 г. трех таких самолетов. В 2020 г. появились сведения о точной дате потери двух таких машин, а уже летом 2021 г. стала известна точная дата потери последнего неизвестного МВ-339. Также произошло и с вертолетами типа Ми-24/25, уже в 2020 г. появились сведения о точной дате потери всех машин, ранее бывшие недоступными. То же самое сегодня можно сказать и о самолетах типа Т-27 Тукано. Да, пройдет какое-то время и тайны утрат А-37 Дрэгонфлай или SU-22 будут опубликованы.
Так, по данным
https://scramble.nl/database/military/pe#results,
в январе 2022 г. было известно о 9 бортовых номерах потерянных
SU-22, а уже в октябре 2022 г. таких самолетов стало
уже 15. Прогресс налицо.
Недавно вышло очень много хороших перуанских работ на https://geocities.ws/aviacionperucenepa/AeronavesPeru/index.html, там подробно рассказывается о многих, ранее недоступных моментах. Только не надо рассматривать обливание грязью эквадорцев, как что-то особенное, в этих источниках такое поведение в порядке вещей, просто горячие латиноамериканские парни сводят свои старые счеты в интернете. Прощать же эквадорцам своих погибших пилотов в Перу никто и никогда не собирался.