Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации -www.scramble.nl, www.aviation-safety.net, www.flightglobal.com, www.worldmilitair.com, данные о ВС стран Латинской Америки (LAAHS).
За все время эксплуатации с 1954 г. по 2018 г. ВВС Колумбии потеряли минимум 28 самолетов Т-34А/В, по которым нет вопросов. Кроме того, нет данных о пяти Т-34А, выведенных по какой-то причине из состава ВВС, чтобы записать их в потери. А так число колумбийских Менторов, потерянных в авариях, может достигать и 33 единицы из 48 поставленных.
По всем данным в ВВС в 1955 г. было поставлено 42 машины типа Т-34А и в 1977 г. еще 6 машин типа Т-34В.
По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1988.shtml#Col к 1988 г. в составе ВВС Колумбии числилась 21 машина типа Т-34А/В из 48 поставленных. По данным на сегодня до перерегистрации со старых б/н серии FAC3хх на новые б/н серии FAC23хх колумбийские ВВС потеряли в авариях 23 машины, не считая выведенных из состава ВВС по различным причинам. Т.е. уже получается, что было списано и выведено из ВВС ровно 27 самолетов, если всерьез отнестись к этим данным. В принципе где-то так и есть.
Таблица 2.
Потери самолетов типа Т-34В ВВС Боливии.
б/н
дата потери
примечания
FAB901
1 октября 2004
FAB903
20 сентября 2000
По данным https://scramble.nl/database/military/bo#results на 2021 г. самолеты Т-34 боливийских ВВС с б/н FAB904,907,908,909,910 находятся в виде металлолома. От машины с б/н FAB905 остался корпус. Есть фото некоторых машин, например, https://abpic.co.uk/pictures/location/Santa Cruz - El Trompillo xBOxSRZ xSx SLETxBCx. В общем, состояние не ахти какое, да и то сказать, лет под 70 самолетам стукнуло, ловить абсолютно нечего.
экс E-013, c/n CG-291Р, после аварии в сентябре 1992 г. находился как-бы на хранении, реально же представлял из себя просто металлолом в Маракае по данным https://scramble.nl/database/military/ve#results
По всем данным в ВВС в 1959 г. был поставлен 41 самолет типа Т-34А. На момент перерегистрации в 1966 г. со старых б/н серии Е-0ХХ на новые б/н серии ХХХХ по данным https://www.aeroflight.co.uk/waf/americas/venezuela/AirForce/Venezuela-af-T34.htm в составе ВВС числилось 35 самолетов, которые получили новые четырехцифровые бортовые номера. Если с 1959 г. по 1966 г. и было утеряно шесть Менторов, то это вполне допустимо.
По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1988.shtml#Ven к 1988 г. в составе ВВС Венесуэлы числилось 23 машины типа Т-34А. Если с 1959 г. по 1988 г. было утеряно 18 Менторов, то вероятно это также могло быть. Вполне реальный уровень потерь, 18 машин за почти 30 лет эксплуатации, абсолютно ничего сверхъестественного. Почти как в Аргентине или в Колумбии.
По данным https://www.flightglobal.com/world-air-forces-listing-u-z/29596.article по состоянию на 1998 г. в составе ВВС Венесуэлы числилось 20 машин типа Т-34А, но это общая оценка самолетов, как нелетающих гробов, так и рабочих машин. Если учесть все сегодняшние оценки потерь Менторов, естественно это только допущение, то выходит, что за все время эксплуатации ВВС Венесуэлы потеряли 22 машины. После 5 апреля 1999 г. потерь в авариях уже не было. В принципе нормальное количество утраченных Менторов, не хуже, чем в других ВВС соседних государств.
Таблица 4.
Потери самолетов типа Т-34 ВВС Доминиканской Республики.
По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1988.shtml#Mex к 1988 г. в составе мексиканской флотской авиации уже не числилось ни одной машины типа Ментор.
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/209396 был потерян самолет типа Т-34С-1. По перуанским данным на начало 2000-х гг. всего было потеряно в авариях две машины флота.
в ВМС Перу было поставлено в 1965 г. две машины типа Т-34А и в 1978 г. семь машин типа Т-34С-1. По данным https://scramble.nl/database/military/pe#results имеются данные на три машины типа Т-34А и семь машин типа Т-34С-1.
По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1988.shtml#ESal к 1988 г. в составе сальвадорских ВВС уже давным-давно не числилось ни одной машины типа Ментор.
Вопросы имеются по сальвадорским Менторам до сих пор. Очень трудно сделать выводы на основе информации, которая иногда опровергает сама себя. Например, по данным http://www.airwar.ru/history/locwar/lamerica/football/football.html машины типа Т-34 перед войной с Гондурасом в 1969 г. находились в составе Escuadron de Reconocimento.
Т-34В, потерпел аварию по данным https://www.fau.mil.uy/uploads/archivos/file_1f1eb1eaff.pdf. Данных про эту машину все равно давно нет, и хотя изначально сообщалось о возможном ремонте, кто его знает, был ли тот ремонт. Потерей пока не считается до выяснения всех реалий.
Т-34В, потерпел аварию по данным https://www.fau.mil.uy/uploads/archivos/file_1f1eb1eaff.pdf. Данных про эту машину все равно давно нет, ремонт могли и не делать, да и не сообщалось ничего о самой возможности ремонта. Потерей пока не считается до выяснения всех реалий.
По данным http://www.worldairforces.com/Countries/uruguay/uru.html в ВВС Уругвая было поставлено в 1977 г. 19 машины типа Т-34А и в 1980 г. одна машины типа Т-34А. В 1977 г. также в ВВС было поставлено 25 машин типа Т-34В. В ВМС в 1981 г. было поставлено 6 машин типа Т-34С-1 и в 1966 г. одна машина типа Т-34В. Итого было получено 49 самолетов.
По данным www.aeroflight.co.uk в ВВС Уругвая было поставлено 17 машин типа Т-34А и 29 машин типа Т-34В. В ВВС Уругвая было поставлено 3 машины типа Т-3С-1 и по одной машине экс-ВВС типа Т-34А и Т-34В. Суммарно 49 машин.
По данным https://scramble.nl/database/military/uy#results имеются данные на 49 машин типа Т-34А/В/С, из которых 4 самолета были проданы в Аргентину и 12 машин в Боливию. Причем 17 самолетов ВВС типа Т-34А и одна типа Т-34В были экс-испанскими.
Чтобы оценить количество всех аварий и списаний авиационной техники после аварий, например, машин типа Т-34, достаточно более пристально рассмотреть данные https://www.fau.mil.uy/uploads/archivos/file_1f1eb1eaff.pdf по Уругваю. В других странах пропорции наверняка почти такие же. Более подробных сведений о военных авиапроисшествиях в Уругвае, к сожалению, пока нет. Понятно, что много Менторов было выведено из состава ВВС по разным причинам, в т.ч. и после аварий. Есть фото, например, https://www.airfighters.com/photo/58061/M/Uruguay-Air-Force/Beech-T-34B-Mentor/671/ , показывающее состояние Ментора с б/н FAU671 в 2000 г.
По данным http://www.pilotosretiradoslan.cl/2019/08/22/el-t-34-mentor/ потерпел аварию, пилотировал лейтенант Mario Lopez Tobar из авиапилотажной группы Thunderbirds, созданной в 1956 г. Возможно, что как раз после этой аварии был отправлен как экспонат в музей в Santiago-Los Cerillos. Это потеря.
По чилийским данным после вывода Менторов из состава ВВС этот самолет был передан в авиаклуб офицеров ВВС в отставке. Официально уже не состоял на вооружении ВВС.
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/228943 после столкновения в воздухе двух машин потерпел катастрофу учебный самолет ВВС неидентифицированного типа, оба пилота погибли. Первоначально сообщалось, что это были машины типа Т-34.
10 мая 1972
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/227610 после столкновения в воздухе двух машин потерпел катастрофу учебный самолет ВВС неидентифицированного типа, оба пилота погибли. Первоначально сообщалось, что это были машины типа Т-34.
По данным http://www.worldairforces.com/Countries/chile/chl.html в ВВС в 1953 г. было поставлено 77 машин типа Т-34А, несли службу до 1994 г. В ВМС было поставлено в 1966 г. шесть машин типа Т-34В, несли службу до 1980 г. Откуда взяли столько машин в ВВС непонятно. В принципе все базы данных информируют о именно 66 поставленных в ВВС Менторах.
По данным https://scramble.nl/database/military/cl#results самолеты с б/н 101,105,106,109,110,120,122,123,130,135,139,145,162 по различным были выведены из состава ВВС, даты вывода у всех машин разные, но в основном это апрель 1962 г. По данным https://scramble.nl/database/military/cl#results по самолетам с б/н 104, 111,116,118,119,124,125,126,127,128,129,131,132,137,141,149,151,153,155,157,158,159,163,165 уже давным-давно нет никаких сведений. Понятно, что большая часть этих машин была ушатана в авариях, какие-то были списаны по износу, что-то было разобрано на запчасти для других машин. По данным http://www.pilotosretiradoslan.cl/2019/08/22/el-t-34-mentor/ потери в авариях были и весьма существенные, погибло много курсантов.
По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1988.shtml#Chil к 1988 г. в составе чилийских ВС уже не числилось ни одной машины типа Ментор. Конечно, это не совсем так, Менторы активно летали даже в 1998 г., хотя и в составе музейной эскадрильи.
По данным https://scramble.nl/database/military/ec#results на март 2002 г. от машины остался только корпус на АВБ Салинас, используется как учебное пособие. Потерей пока не считается до выяснения всех обстоятельств вывода из состава ВВС. Хотя должна быть веская причина перевода летающей машины в пособие для техников.
Т-34А, давно нет никакой информации, по данным The Military Balance 1988 самолеты этого типа уже не стояли на вооружении. Потерей пока не считается до выяснения всех обстоятельств вывода из состава ВВС.
ТНЕ629
Т-34А, давно нет никакой информации, по данным The Military Balance 1988 самолеты этого типа уже не стояли на вооружении. Потерей пока не считается до выяснения всех обстоятельств вывода из состава ВВС.
За все время эксплуатации с 1962 г. по 2021 г. ВС Эквадора потеряли минимум 10 самолетов Т-34А/С, по которым нет вопросов. Кроме того, нет данных о двух Т-34А, чтобы записать их в потери. Имеется вопрос о самолете с б/н FAE-0021, по какой причине его вывели из состава ВВС. А так число эквадорских Менторов, потерянных в авариях, может достигать и 13 единиц из 28 поставленных.
По всем данным в ВМС в 1980 г. было поставлено 3 машины типа Т-34С-1. По всем данным в ВВС в 1962 г. было поставлено 4 машины типа Т-34А и начиная с 1978 г. 21 машина типа Т-34С-1. По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1988.shtml#Ecuad к 1988 г. в составе ВВС Эквадора числилась 20 машин типа Т-34С и в ВМС две машины типа Т-34С-1. Мог ли в ВВС все-таки быть микс из 20 машин Т-34А и Т-34С, а не стояли на вооружении самолеты только типа Т-34С? Или может быть другая причина, почему говорится о именно 20 машинах одного типа? О потере в аварии до 1986 г. Ментора с б/н FAE-0033 узнали только несколько лет назад, вот и ответ на эту загадку с количеством Т-34С в 1988 г.