Уголок неба ¦ Потери вертолетов UH-1H/M ВС Сальвадора

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери вертолетов UH-1H/M ВС Сальвадора
        
      n Андрей Буков  


Версия 2.0

Данные приведены на 30 сентября 2024 г.

Нижеприведенные данные касаются в основном только тех вертолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны.  Все данные подтверждены открытыми источниками информации https://asn.flightsafety.org/asndb/country/YS,  https://scramble.nl/database/military/sv, https://www.helis.com/database/org/El-Salvador-Air-Force/, https://www.rotorspot.nl   http://www.aeroflight.co.uk/waf/americas/el_salvador/El_Salvador-af-home.htm, данные о ВВС Сальвадора (LAAHS). Возможно, что это не совсем полные данные.

Таблица №1.

Потери вертолетов типа UH-1H/M.

б/н дата потери

примечания
203 12 сентября 2005 c/n 5344, экс б/н 66-0861
204 13 мая 1986 c/n 8583, экс б/н 66-16389
205 8 октября 2003 c/n 8793, экс б/н 66-16599
207 8 февраля 1991 c/n 8704, экс б/н 66-16510
210 11 октября 1991 c/n 8816, экс б/н 66-16622
211 11 октября 1987 c/n 5754, экс б/н 66-16060
215 8 сентября 2024 c/n 5442, экс б/н 66-0959
217 24 июня 1990 c/n 9196, экс б/н 66-17002
219 25 апреля 1991 c/n 8706, экс б/н 66-16512
223 26 ноября 1990

UH-1M, c/n 1577, экс б/н 66-0595, по данным http://www.aeroflight.co.uk/waf/americas/el_salvador/El_Salvador-af-UH-1M.htm  во время боев был подбит в Усулутане и получил повреждения, но смог приземлиться. Из-за полученных повреждений никакой ремонт смысла уже не имел. В марте 2003 г. находился на АВБ Илопанго как бы на хранении, правда в таком виде, что лучше сразу на свалку. По данным https://www.rotorspot.nl/product/uh1b.php вертолет был списан.

227 17 января 1987 UH-1M, c/n 1436, экс б/н 65-9536
229 12 марта 1991 UH-1M, c/n 1672, экс б/н 66-0690
232 15 апреля 1991 UH-1M, c/n 1971, экс б/н 65-15243
233 14 июня 1987 UH-1M, c/n 1261, экс б/н 64-14137
234 х/хх/хххх

UH-1M, c/n 1300, экс б/н 64-14176, по данным http://www.aeroflight.co.uk/waf/americas/el_salvador/El_Salvador-af-UH-1M.htm  был списан и утилизирован в Илопанго. По данным https://scramble.nl/database/military/sv#results  в ноябре 2014 г. еще находился на АВБ Илопанго, состояние было очень ушатанное.

235 20 апреля 1988 UH-1M, c/n 1775, экс б/н 66-15047
237 х/хх/хххх UH-1M, c/n 1944, экс б/н 66-15216, по данным http://www.aeroflight.co.uk/waf/americas/el_salvador/El_Salvador-af-UH-1M.htm  был списан и утилизирован в Илопанго.
239 х/хх/хххх UH-1M, c/n 1953, экс б/н 66-15225, по данным http://www.aeroflight.co.uk/waf/americas/el_salvador/El_Salvador-af-UH-1M.htm  был списан и утилизирован в Илопанго.
240 27 января 1982 c/n 4198, экс б/н 63-13002, по данным http://www.aeroflight.co.uk/waf/americas/el_salvador/El_Salvador-af-UH-1M.htm  получил тяжелые повреждения, никакой ремонт смысла уже не имел. В марте 2003 г. находился на АВБ Илопанго как бы на хранении. Однозначно потеря.
241 27 января 1982 По данным https://scramble.nl/database/military/sv#results  это могла быть машина с c/n 4401 и экс б/н 64-13694, и то под вопросом. По данным http://www.joebaugher.com/usaf_serials/1964.html  вертолет с такими номерами не состоял на вооружении в ВВС Сальвадора. Согласно данным www.worldmilitair.com/serials/countries/els  также отсутствовала информация о c/n.
242 12 ноября 1989 c/n 4277, экс б/н 64-13570
243 27 января 1982 c/n 13290, экс б/н 72-21591
244 27 января 1982 c/n 8888, экс б/н 64-16694
245 6 сентября 1991 c/n 4096, экс б/н 63-8804
246 12 октября 1989 c/n 8584, экс б/н 66-16390
247 27 января 1982 c/n13393, экс б/н 73-21705
248 4 января 1984 c/n 11979, экс б/н 69-15691
250 27 января 1982 c/n 8559, экс б/н 66-16365
251 25 июля 1988 c/n 4768, экс б/н 65-9724
252 27 января 1982 c/n 10023, экс б/н 67-17825
254 21 февраля 1985 c/n 5662, экс б/н 66-1179
256 15 февраля 1983 c/n 13773, экс б/н 74-22449
257 19 февраля 1984 c/n 12398, экс б/н 70-15788, столкновение в воздухе с б/н 258
258 19 февраля 1984 c/n 13387, экс б/н 73-21699, столкновение в воздухе с б/н 257
261 26 ноября 2016 c/n 8627, экс б/н 66-16433
262 28 сентября 1988 c/n 9268, экс б/н 66-17074
263 18 марта 1991 c/n 8692, экс б/н 66-16498
264 13 октября 1982 c/n 9127, экс б/н 66-16933
265 3 октября 1983 c/n 11954, экс б/н 69-15666
266 12 января 1988 c/n 9258, экс б/н 66-17064
267 8 февраля 1991 c/n 5964, экс б/н 66-16270
270 12 марта 1986 c/n 8814, экс б/н 66-16620
271 х/хх/хххх

по данным  https://scramble.nl/database/military/sv#results  у этой машины был c/n 5184 и экс-б/н 65-12847, также по этим данным по этому вертолету нет никакой информации с ноября 1983 г. По данным   https://www.joebaugher.com/usaf_serials/1965.html у машины с c/n 5184 в ВВС Сальвадора был б/н 220. Сведения https://scramble.nl/database/military/sv#results показывают, что и б/н 220, и б/н 271 имеют одинаковые серийный номер 5184 и экс-бортовой номер ВС США 65-12847. А вот так не бывает Очевидно, что у вертолета с б/н 271 совершенно другие серийный и заводской номера. Да, однозначно это потеря. По данным http://www.aeroflight.co.uk/waf/americas/el_salvador/El_Salvador-af-UH-1H.htm по машине с б/н 271 также нет сведений о серийном номере, есть только информация, что этот Ирокез был поставлен в ноябре 1983 г. Бои тогда шли очень серьезные, так что ничего нет удивительного в том, что этот вертолет был потерян сразу после поставки.

272 17 мая 2006 c/n 4356, экс б/н 64-13649
273 23 ноября 1991 c/n 8516, экс б/н 66-16322
277 18 июня 1985 c/n 8815, экс б/н 66-16621
280 28 апреля 1987 c/n 5479, экс б/н 66-0996
281 28 июня 1990 c/n 5946, экс б/н 66-16252
284 23 октября 1984 c/n 5965, экс б/н 66-16271
285 17 мая 1990 c/n 8829, экс б/н 66-16635
287 26 августа 1985 c/n 8582, экс б/н 66-16388
289 22 февраля 1985 c/n 5784, экс б/н 66-16090
292(2)   c/n 9280, экс б/н 66-17086, по данным https://scramble.nl/database/military/sv#results был отправлен на утилизацию. По данным же www.aeroflight.co.uk, по состоянию на  2011 г., находился на АВБ Илопанго как бы на хранении.
293 х/хх/хххх c/n 5505, экс б/н 66-1022, по данным https://scramble.nl/database/military/sv#results нет никакой информации с февраля 1985 г.
294 27 ноября 2001 c/n 8784, экс б/н 6-16590
295 5 мая 1987 c/n 8834, экс б/н 66-16640
296 26 марта 1987 c/n 9201, экс б/н 66-17007
298 18 марта 1986 c/n 9104, экс б/н 66-16910
325 13 августа 1996 UH-1M, c/n 1666, экс б/н 66-00684

В ВВС Сальвадора было поставлено 88 машин типа UH-1Н в 1981 г. и 24 машины типа UH-1M в 1985 г. Итого 112 машин. На 30 сентября 2024 г. с учетом более новой информации из различных источников, известно, что сальвадорские ВВС потеряли минимум 59 таких вертолетов c известными бортовыми номерами.

Что касается вертолетов с б/н 234,237,239,271,292(2),293. Да, они все были потеряны в ходе боевых действий и сейчас невозможно точно установить дату потери. По данным https://ru.wikipedia.org/wiki/Потери_авиации_в_гражданской_войне_в_Сальвадоре  все эти машины, или часть из них, могли быть уничтожены 9 ноября 1984 г., когда под Сучитото были сбиты якобы 3 и повреждены ещё 4 вертолёта UH-1H. Повстанцы, ожидавшие прибытия подкрепления к гарнизону, заранее подготовили засады в местах возможного приземления вертолётов. Или также могли быть потеряны 19 июня 1986 г., когда в ходе третьего штурма 3-й армейской бригады в Сан-Мигель, на посадочной площадке якобы были взорваны три вертолёта, тип неизвестен, но вероятнее всего это и были Ирокезы. Впрочем, ко всем таким победным реляциям следует относится весьма и весьма осторожно, с очень большой долей скептицизма. Ну не внушают они доверия, без обид. Мутная информация со ссылкой на представителей ФНОФМ в Гаване или Манагуа. Оглядываясь назад, становится понятно, что ни о какой объективности в подсчете сальвадорских потерь в 198-е и даже в 199-е гг. не могло быть и речи. Скажем так, не совсем достоверную информацию выдавали все. Военные клялись в отсутствии утрат, если это можно было как-то скрыть. Бойцы ФНОФМ же иногда приукрашивали свои успехи. Ну а что, подбили летательный аппарат, например, вертолет с б/н 223, он задымил и улетел, может где-то и грохнется. А мне медаль на грудь. Такое происходило во все времена во всех странах. И еще один аспект. Не будет каких-то видимых успехов в ходе боевых действий, не будет и серьезной помощи со стороны товарищей из близких по духу стран в виде ПЗРК. Время было такое, нельзя было победить без успехов, реальных или даже мнимых. Партизанам же надо отдать должное, воевали они отменно и потери правительственные ВВС несли очень даже большие по меркам Сальвадора.

По данным http://www.aeroflight.co.uk/waf/americas/el_salvador/El_Salvador-af_current_inventory.htm  на 25 мая 2014 г. в составе ВВС находилась 21 машина типа UH-1H и 5 машин типа UH-1М. По данным FlightGlobal на 4 декабря 2020 г. в составе ВВС еще числилось 14 машин типа UH-1H/М. По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb2024.shtml#SLV, а это сведения Military Balance 2024, в составе ВВС числилось 8 машин типа UH-1H и две машины типа UH-1M. Много машин находится на АВБ Илопанго как бы на хранении. Если набрать в https://www.google.ru  запрос на тему photo uh-1h in ilopango, то там можно увидеть хорошие фото машин с б/н 201,202,205,212,255,259,278,279,282, например. Прекрасно показывают нынешнее состояние некогда грозных Ирокезов.

Таблица №2.

Дополнительные данные о вертолетах типа UH-1H/M

дата ЛП

примечания
11 мая 1981

По данным https://aviation-safety.net/wikibase/56842  вертолет был списан. По данным http://www.aeroflight.co.uk/waf/americas/el_salvador/El_Salvador-af-UH-1H.htm первые вертолеты типа UH-1H только начали поступать в ВВС уже в феврале 1981 г. Также это могла быть машина и другого типа, например, Алуэтт-3 или Лама. По данным www.worldmilitair.com  и https://scramble.nl/database/military/sv#results как раз в 1981 г. был потерян вертолет типа SA-316B с б/н 21.

 


Уголок неба. 2021



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100