В ВВС/Fuerza Aerea Colombiana, начиная с 1988 г., было поставлено 29 вертолетов вертолета типа UH-60A/UH-60L/AH-60L/MH-60L с б/н FAC4101,4102,4103,4104,4105, 4106,4107,4108,4109,4110,4120,4121,4122,4123,4124,4125,4126,4127,4128,4129,4130,4131, 4132,4133,4134,4135,4136,4137,4138. Из этого количества было потеряно четыре вертолета.
В армейскую авиацию/Aviacion del Ejercito de Colombia, начиная с 1997 г., было поставлено 56 вертолетов типа UH-60L (бортовые номера с EJC2135 по EJC2190). Также, начиная с 2013 г., в армейскую авиацию было поставлено семь вертолетов типа S-70i польской постройки (бортовые номера с EJC2100 по EJC2106). Суммарно армейская авиация получила 63 вертолета типа UH-60/S-70. Из этого количества было потеряно три вертолета со старыми бортовыми номерами EJC-152, EJC-163 и EJC-167. Также было потеряно девять машин типа UH-60 с уже новыми бортовыми номерами серии EJC21хх.
Таблица 2.
Дополнительные данные по авариям вертолетов AH/UH-60.
На 10 апреля 2024 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации с 1988 г. ВС Колумбии потеряли 19 вертолетов типа Блэк Хок с точной датой потери, по которым нет вопросов. Суммарно в Колумбию было поставлено 125 машин типа UH-60/S-70 (29 в ВВС, 63 в армейскую авиацию и 33 в полицию).
Немного о достоверности источников. По сведениям https://www.flightglobal.com/download?ac=90688 в 2023 г. на вооружении ВВС Колумбии числилось 24 вертолета типа S-70/AH/MH/UH-60L, а в составе армейской авиации числилась 51 такая же машина. По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb2023.shtml#COL, а это сведения Military Balance, в 2023 г. на вооружении ВВС Колумбии числилось 14 вертолетов типа AH-60L и 16 вертолетов типа UH-60L, а в составе армейской авиации числилось 46 вертолетов типа UH-60L и семь вертолетов типа S-70i. В общем, как всегда, есть цифры на любой вкус. В реальности же, в течение всего 2023 года на вооружении ВВС Колумбии числилось 25 вертолетов типа Блэк Хок, а в составе армейской авиации числилось 45 вертолетов типа UH-60 и семь вертолетов типа S-70i.
Вот вроде бы по колумбийским Блэк Хокам проблем не было, аварии не скрывались, поставки тоже, информация идет потоком. Но вопросы всегда были, есть и будут. Взять хотя бы вертолет с б/н EJC2164. Машина потерпела аварию 26 февраля 2015 г. и получила тяжелые повреждения. Так вот, руководство почти целый год решало, что делать с этим вертолетом, отремонтировать или списать. Победила вторая точка зрения и то, только после углубленного изучения состояния разбитой машины. Специалисты убедились, что ловить там абсолютно нечего, дешевле будет отправить разбитый корпус на свалку. По вертолету с б/н EJC-167 до сих пор так и не понятно, почему лет так несколько не сообщали о бортовом номере погибшей машины. Чего было скрывать?