В середине 70-х годов Перу стала вторым латиноамериканским государством
(после Кубы) на вооружении ВВС которого состояли самолеты советского
производства. Сегодня 30 лет спустя, все три авиационных компонента перуанских
вооруженных сил располагают самолетами и вертолетами советского \ российского
производства.
Первым самолетом советского производства, с которым познакомились перуанские
летчики, был истребитель - бомбардировщик Су-22. Самолеты поступили на
вооружение в тяжелый период для ВВС - проблемы с американцами свели к минимум
поставки техники и запчастей. "Су" разместили на двух авиабазах - на северном
побережье (Талара) и на юге (Арекуипа).
Дальше - больше. В ноябре 1975 года в порт Эль Каллао пришли контейнеры с
закупленными Ми-8Т. Эти 30 машин были заказаны для армейской авиации. Сборкой и
облетом занимались советские специалисты - последняя машина партии была передана
военным в октябре следующего года. Стоит отметить, что с вертолетами марки
"Миль" перуанцы ознакомились ранее - в 1970 году после мощного наводнения в
стране работал вертолетный отряд. Тогда полезная нагрузка Ми вызвала у перуанцев
восхищение. Первые Ми-8Т не перекрашивались и летали в стандартном зелено -
голубом камуфляже. Вертолеты сразу же стали применяться для снабжения отдаленных
гарнизонов в Андах и перуанской Амазонии.
В 1976 году был подписан контракт на поставку 32 одноместных Су-22А и четыре
двухместных Су-22У общей стоимостью 250 миллионов долларов. Выбор "Фиттеров" был
далеко не случайным - небогатое государство рассчитывало на возможности самолета
не только как штурмовика, но и истребителя. Позже, в феврале и марте 1978 года в
страну были переброшены 16 закупленных Ан-26. Операция, получившая название
"Бизон", была довольно запутанной: в Киеве на самолеты наносили фальшивую
аэрофлотовскую регистрацию и они своим ходом перебирались на другой континент.
Причем промежуточные посадки, кроме Восточной Европы, делали в Майами (США).
Самолеты очень пригодились для снабжения отдаленных гарнизонов, однако в
южноамериканских условиях показали себя не с лучшей стороны и вскорости были
заменены на более современные Ан-32. В том же (1978) транспортные возможности
ВВС были значительно пополнены с поставкой шести транспортных вертолетов Ми-6А.
Эти гигантские вертолеты настолько понравились перуанским военным, что после
полного износа были заменены на более мощные Ми-26.
За ВВС и армейской авиацией советскую технику получили и морские летчики. В 1992
году в Венгрии, продававшей остатки былого советского могущества, купили 4 Ми-8,
которые поступили на вооружение 33-й морской эскадрильи (Escuadr?n Aeronaval N?
33). Очень часто надежные и неприхотливые "восьмерки" выполняли совместные
маневры с армейскими Ми-17 (куплены в том же 1992 году). Очень пригодились эти
машины во время крупного наводнения в 1993 году. Сотни отрезанных от окружающего
мира поселков зависели только от регулярных рейсов вертолетчиков.
С развалом СССР "восьмерками" обзавелись и многочисленные нефтяные компании,
самым крупным из владельцев была "Северо - Перуанская нефтяная компания".
Вертолеты перевозят необходимое оборудование, топливо и много чего.
Есть несколько Ми-17 и в парке местных авиакомпаний, таких как "Helicusco" и "Aviasur".
Первая компания занимается в основном перевозкой туристов и археологических
партий, а вторая создана специально под нужды газодобычи в районе Камисеа.
Рассказывая о вертолетах марки "Миль" в Перу стоит остановиться и на боевых
Ми-25. На вооружении он с 1982 года, когда в СССР была куплена партия из 12
машин. В 1992 году в Никарагуа (которой после окончания гражданской войны боевая
авиация оказалась без надобности) удалось купить еще семь "крокодилов".
Вертолеты активно участвуют в боях против наркоторговцев и многочисленных
террористических групп типа "Сендеро Луминозо". Последние сообщения о применении
Ми-25 в боях датированы июнем 2003 года, когда группа повстанцев похитила группу
аргентинских рабочих в районе Куско. Тогда в результате спецоперации, в которой
применялись Ми-25, Ми-8 и Ми-17, заложники были освобождены.
Как и практически вся перуанская авиатехника матчасть советского производства
впервые "понюхали пороху" в 1981 году, во время небольшого пограничного
конфликта с Эквадором. Именно этот год отмечен и первым вертолетным десантом в
Южной Америке.
Восьмидесятые годы были неспокойными годами: по всей стране подняли головы
террористы различного толка, наркодельцы. Вертолеты не застаивались без дела.
Дошло до того, что в начале 90-х поближе к границе с Чили перебросили на
авиабазу Витор все Ми-25, известные на тот момент как "Los Tanques Voladores"
("Летающие танки"). Именно эти боевые вертолеты приняли активное участие в
очередной войне с Эквадором. На этот раз пограничный конфликт в 1995 году
перерос в настоящую войну.
В 1992 -94 годах перуанские ВВС смогли приобрести примерно 20 Ми-17, которые
направили в 3-ю Авиагруппу (Grupo A?reo N? 3), коорая базируется на
международный аэропорт "Хорхе Чавез" в Лиме. Вертолеты этого подразделения
разбросаны по крайней мере по восьми авиабазам. В аэропорту Лимы также
базируются Ан-32 843-й эскадрильи (еще несколько машин находятся в составе 42-й
Авиагруппы в Амазонии). 42-я АГ вообще достаточно интересное подразделение, так
как в ее составе непродолжительное время эксплуатировались несколько Ан-72.
Все "восьмерки" (как армейские, так и морские) вооружены ПУ НАР LAU-64 калибра
57 мм и в проеме установлены 7,62-мм пулеметы ФН МАГ. В настоящее время все
вертолеты прошли модернизацию, в ходе которых получили навигационную систему
американского производства и систему управления оружием израильского.
Армейская авиация является крупнейшим эксплуатантом вертолетов советского
производства в стране. Кроме Ми-8Т, эксплуатирующихся в 811-й штурмовом и
транспортном батальоне (Batall?n de Asalto y Transporte N? 811) и Ми-17В из
821-м штб, в составе числится три Ми-26 (один из этих поистине замечательных
вертолетов действовал в интересах войск ООН на Восточном Тиморе). Однако кроме
того в 811-м разведывательной и боевой эскадрильи (Escuadr?n de Reconocimiento y
Ataque N? 811) имеется и небольшое количество Ми-2 (к слову несколько таких
машин имеется и в школе вертолетчиков).
Милевские вертолеты не только полюбились военным, но и несут бело - зеленые
цвета местной полиции. Причем полицейские вертолеты тоже базируются на аэропорт
Лимы. На эти Ми-8 кроме чисто полицейских задач возложены и задачи береговой
охраны и спасательные. Причем последние являются основными, так как Анды весьма
сложные горы. Поэтому Подразделение Высокогорного спасения (Unidad of Salvamento
de Alta Monta?a) располагает одним Ми-17. Еще один такой вертолет находится в
распоряжении отряда полиции по борьбе с наркотиками (DINADRO).
Кроме того, все три составные части перуанских вооруженных сил используют для
тактических перебросок Ан-32, а армейская авиация располагает также небольшим
количеством Ан-28 и шестью тренировочными Ил-103.
В течение долгого времени основной ударной силой перуанских ВВС были 30 Су-22.
Первоначально они были сведены в 111-ю истребительно - бомбардировочную
эскадрилью Escuadr?n de Caza y Bombardeo N? 111, летчики которой летали с
авиабазы "Nido de Aguilas" ("Орлиное гнездо") в Таларе. Позже купили 20
самолетов модернизированной версии Су-22М. Под них создали специальную
эскадрилью - Escuadr?n de Caza y Bombardeo N? 411 с базой в Ла Джоя.
Применение Су-22-х в ходе конфликта 1981 года было признано весьма эффективным.
В боях был сбит один Ми-8Т (EP-576).
Через 14 лет в очередной войне в районе Ценепы снова отметились Су-22. В ходе
ожесточенных столкновений два Су-22 из 111-й ибаэ были повреждены, правда, по
перуанской версии, огнем с земли, а по эквадорской - ракетами с "Миража". Причем
летчики из-за полученных повреждений были вынуждены катапультироваться. Кроме
того, в одном из отдлаенных районов опять же огнем с земли были сбиты два
армейских Ми-8Т (EP-582 и EP-587). Понесли потери и боевые Ми-25: по крайней
мере, один вертолет был сбит из ПЗРК "Стрела".
Однако боевые действия все таки показали слабость перуанских ВВС. Через
несколько месяцев после окончания конфликта было принято решение о закупке более
современных самолетов. Выбор пал на страны бывшего СССР - перуанская делегация
посетила Молдову, Украину, Беларусь и Россию. В итоге, в Беларуси был подписан
контракт на поставку 16 МиГ-29, пары МиГ-29УБ, такого же количества Су-25-х.
Стоит сказать, что поставки через "третьи страны" не приветствуются
производителем и МАПО "МиГ" отказалось поддерживать купленные самолеты в
летнопригодном состоянии. В конце - концов стороны пришли к мировому соглашению:
перуанцы согласились купить в России три новенькие МиГ-29СЭ, а взамен российские
специалисты стали обслуживать весь парк МиГов. До нынешнего момента в авариях
было потеряно две машины и оставшиеся 19 "Фалкрумов" эксплуатируются в 611-й иаэ
с базой в Чиклайо (700 км севернее Лимы). А 18 Су-25 состоят на вооружении 11
ИАГ в Таларе.
Таким образом, на вооружении ВВС Перу состоят современные МиГ-29 и Су-25 вместе
с 20 Су-22, 6 Ил-103, 4 Ми-8Т\17В, 12 Ми-25, 3 Ми-26, 12 Ми-2 и некоторое
количество Су-25.
За 30 лет эксплуатации советской / российской авиатехники перуанцы создали целый
комплекс по поддержанию в боеготовности. Перуанские ВВС располагают крупнейшими авиамастерскими на авиабазе Лас Пальмас - SEMAN-PERD. Армейскую авиацию
обслуживает центр CEntro de Mantenimiento AEron?utico (CEMAE). Здесь наравне с
вертолетами обслуживают и самолеты. Морская авиация также имеет свой арсенал в
Эль Каллао.
Уголок неба. 2004
|