F-4D, F-4E и RF-4E, состоящие на
вооружении ВВС Ирана,
использовались в ирако-иранской
войне, начавшейся 23 сентября 1980 г. В
сражениях осени 1980 г. обе стороны
широко применяли авиацию, причем
основными "рабочими" машинами
ВВС Ирана стали F-4 и F-5, (более
сложные F-14, вооруженные УР "Феникс",
применялись в боях значительно
реже). К началу войны у Ирана
имелось 50 боеспособных "Фантомов"
всех модификаций. Однако
недостаток запасных частей к
самолетам американского
производства (вызванный эмбарго
США) быстро "подтачивал"
боевые возможности иранской
авиации (к середине 1982 г. Иран мог
одновременно поднимать в воздух
лишь несколько F-4, F-14 и F-5,
сконцентрированных вокруг столицы
и пытавшихся отражать удары по
Тегерану самолетов Ту-16, Ту-22 и МиГ-25РБ,
причем Ирану удалось сбить
несколько иракских
бомбардировщиков). Зимой 1982-83 гг.,
по данным американской разведки,
"все десять эскадрилий F-4D и F-4Е
остались бездействующими из-за
полного отсутствия запасных
частей" (воевать продолжали лишь
более простые самолеты F-5).
После введения США эмбарго на
поставку Ирану военной техники,
основным "поставщиком"
Тегерана стал Израиль. К 1983 г. Иран
располагал сотней боеспособных
самолетов (в том числе
приблизительно 40 "Фантомами").
Боевые потери к этому времени
составили около 80 машин различных
типов (приблизительно столько же
потерял и Ирак). Когда Ирану
удавалось контрабандным путем (обходя
при помощи израильтян
американские ограничения) достать
партию запчастей и вооружения к
"Фантомам", активность этих
истребителей резко возросла и зона
воздушной войны расширялась. Так , 5
июня 1984 г. над Персидским заливом
произошел бой между парой
саудовских F-15 и двумя F-4 ВВС Ирана.
Бой проходил на малой дистанции с
использованием энергичных
маневров и завершился
уничтожением одного "Фантома"
ракетой. По сообщению летчиков
Саудовской Аравии, второй F-4 также
был поражен УР и, вероятно,
уничтожен. В начале 1988 г. иранцы,
сумевшие временно "реанимировать"
12 F-4, стали практиковать удары по
кораблям нейтральных стран,
проходящий Ормузским проливом.
Первой атаке в феврале 1988 г.
подвергся либерийский танкер "Петробалк
Пайонир". Подойдя к цели на малой
высоте, "Фантом" с
горизонтального полета выполнил
по судну два пуска ракет "Булпап",
однако промахнулся.
Все же основным назначением F-4D и
F-4E в ходе конфликта являлась не
борьба с танкерами, а нанесение
бомбовых ударов по военным
объектам на территории Ирака и
непосредственная авиационная
поддержка сухопутных войск. Над
линией фронта F-4 вновь встретились
со своим "старыми знакомым" -
истребителями МиГ-21, а также более
современными самолетами МиГ-23МФ,
Су-20 и "Мираж"F.1, состоящими на
вооружении ВВС Ирака. По
утверждению представителей
Иракских ВВС, более половины
иракских самолетов, уничтоженных
иранской авиацией в воздушных боях
к лету 1983 г., было сбито "Фантомами"
при помощи УР "Спэрроу" (Ирак
потерял, в общей сложности, 79
самолетов, в том числе один МиГ-25,
шесть "Мираж"F.1, 35 МиГ-21/МиГ-19/F-6,
Су-7Б и Су-20). Столь высокая
относительная результативность
ракет средней дальности может быть
объяснена шаблонностью тактики
иракской авиации на первом этапе
конфликта: ударные самолеты
действовали, в основном, со средних
высот, практически не применялись
средства РЭП. В дальнейшем ВВС
Ирака перешли к практике нанесения
бомбовых ударов с малых (30-60 м)
высот, что снизило потери от
истребителей и ЗРК "Хок". В
целом воздушные бои над линией
фронта велись с некоторым
перевесом иракской стороны,
располагавшей лучшим самолетным
парком (в январе 1983 г. СССР
возобновил военные поставки Ираку,
направив туда, в частности, партию
истребителей МиГ-21, МиГ-23МС и МиГ-23БН).
В ходе боевых действий произошли
и первые в истории войн
столкновения истребителей с
боевыми вертолетами. Одно из них
закончилось для "Фантома"
весьма плачевно: атаковав иракский
Ми-24 и промахнувшись, иранский
истребитель сам попал под удар.
Вертолет запустил вдогонку
самолету противотанковую ракету
"Фаланга", которая достигла
цели и сбила "Фантом" на
глазах удивленных пехотинцев.
Разведывательные RF-4C стали "глазами
и ушами" американского
командования во время операции "Буря
в пустыне" - скоротечного
вооруженного конфликта "мирового
сообщества" с Ираком зимой 1991 г.
Разведчики ВВС США, принимавшие
участие в боевых действиях,
базировались на аэродроме
Инжирлик в Турции. Сложилась так,
что устаревшие "Фантомы"
являлись, практически,
единственным разведывательным
средством, способным обеспечивать
видовую разведку на ТВД ("трехмаховые"
SR-71 были сняты с вооружения
американских ВВС еще в 1989 г. по
финансовым соображениям, а
спутники КН-11 часто не могли
работать, так как цель закрывали
облака). Для поиска иракских
мобильных ракетных установок "Скад"
- "головной боли" союзников -
применялись, в частности, "Фантомы"
с аппаратурой LOROP, предназначенной
для высотной аэрофотосъмки с
большим разрешением. В некоторые
дни RF-4C с LORОP выполняли до сотни
боевых вылетов, что позволило, по
мнению американского командования,
уничтожить несколько ПУ
противника (впрочем, эффективность
авиации при борьбе с мобильными
пусковыми установками
баллистических ракет оказалось, по
признанию самих американцев,
довольно низкой: в первые 10 дней
войны они вообще не смогли
уничтожить ни одной ПУ, а установки,
выведенные из строя позднее, были
поражены, в основном, минами,
разбросанными самолетами вдоль
шоссейных дорог, по которым ночью
перемещались "Скады").
Основным недостатком разведчика
RF-4C являлось большое время
запаздывания разведывательной
информации, достигавшее
нескольких часов, однако в
распоряжении американского
командования не было средств
дальней видовой разведки,
работающих в реальном масштабе
времени.
Другой модификацией "Фантома",
сыгравшей видную роль во время "Бури
в пустыне", стал
противорадиолокационный F-4G "Уайлд
Уизл". Эти самолеты действовали
с авиабазы в Бахрейне. Как правило,
они выступали в роли лидеров,
наводя на обнаруженные ими РЛС
ударную авиацию (чаще всего -
истребители-бомбардировщики F-16).
Продолжительность боевых вылетов
F-4G достигала четырех часов (в этом
случае приходилось выполнять
несколько дозаправок в воздухе). В
ходе боев, по американским данным,
иракским зенитчикам удалось сбить
один F-4G.
Последний случай боевого
применения "Фантомов"
зафиксирован в мае 1993 г., когда ВВС
Ирана, "пришедшие в себя"
после войны 1980-89 гг., нанесли при
помощи самолетов F-4 бомбовый удар
по базам антииранской организации
"Моджахеддин-Э Халк" в районах
городов Аль-Хальса и Джалюла,
расположенным на территории Ирака.
Взрывами фугасных бомб были
взорваны бензохранилища и
выведены из строя линии
электропередач, имелись жертвы
среди гражданского населения.....
На этом, собственно, следует пока
поставить точку в боевой биографии
"Фантома", однако, учитывая
реальности нашего неспокойного
времени, можно с полной
уверенностью предположить, что
этот самолет, созданный в конце
пятидесятых годов, еще не раз будет
подниматься в небо войн 20-го и,
возможно, 21-го веков.
Уголок неба. 2004
|