|
МиГ-23 широко использовались Ираком в войне с Ираном в 1980-88 гг. К началу конфликта ВВС Ирака располагали МиГ-23МС и МиГ-23МФ, большинство из которых лишь недавно было
получено из СССР. "Соколы Саддама" не успели полностью переучиться на новую технику до начала боевых действий, когда советская помощь Ираку прекратилась. Поэтому в страну в качестве
инструкторов были приглашены египетские пилоты, имевшие опыт полетов на МиГ-23. Иракской авиации противостояли иранские самолеты американского производства F-4D/E "Фантом-2", F-5E "Тайгер
II" и F-14A "Томкэт". К середине 1983 г иракским истребителям (главным образом - МиГ-21 и МиГ-23), а также силам ПВО удалось уничтожить более 80 иранских боевых самолетов. При этом
потери Ирака составили 35 истребителей МиГ-19, МиГ-21 и один МиГ-25П, а также шесть "Миражей F.1", 44 Су-7Б, Су-17 и Су-20. Ни один МиГ-23 в указанный период, очевидно, потерян не был.
Зимой 1983 г. возобновились поставки в Ирак советского оружия. В порт Акаба на Красном море прибыли разобранные МиГ-23МЛ и МиГ-27. Появление новой техники быстро сказалось на
эффективности использования иракской авиации. Летчики Саддама Хуссейна, уже наработавшие определенный боевой опыт, стали практиковать полеты по маловысотному профилю, а при появлении в
воздухе чего-либо, лишь отдаленно напоминающего F-14, не спешили ретироваться, как это иногда случалось в начале войны, а смело вступали в бой, полагаясь на высокие характеристики
своих истребителей. (Следует заметить, что угроза со стороны "Томкэтов" оказалась, мягко говоря, преувеличенной: в ходе войны два F-14A были сбиты "Миражами F. 1EQ", а еще пять -
МиГ-21, В свою очередь, "Томкэты" сумели уничтожить лишь два "Миража F.1", один МиГ-21 и один вертолет). Так как у Ирака имелись машины как советского, так и западного производства, то
специалисты этой страны широко практиковали модернизацию авиапарка, позволявшую использовать на самолетах "чужое" вооружение. Причем такие работы проводились собственными силами, без
согласования с ОКБ и привлечения специалистов страны-поставщика. Так, "Миражи F. 1EQ" оснащались советскими ракетами класса "воздух-земля" Х-29Л, а МиГ-23МФ и МиГ-27МЛ, в свою очередь,
получили французские УР "воздух-воздух" ближнего боя R.550 "Мажик" (поставки советских УР Р-60М аналогичного назначения начались лишь в 1983 г.), а также противокорабельные ракеты "Экзосет".
Одной из первых жертв на море перевооруженного МиГ-23 стал американский ракетный фрегат "Старк", ошибочно (по крайней мере, по официальным заверениям иракской стороны) атакованный в
Персидском заливе 17 мая 1987 г. Несмотря на предупреждение, полученное "Старком" с других кораблей ВМС США, бортовым радаром фрегата удалось засечь МиГ с большим опозданием. Самолет,
почему-то принятый американцами за "Мираж", летел на высоте около 900 м и выпустил по кораблю две ракеты, поразившие цель. Хотя взорвалась БЧ лишь одной УР, фрегат получил серьезные
повреждения, на его борту вспыхнул пожар, и лишь помощь других кораблей, а также отсутствие на море волнения помогли "Старку" избежать гибели. Следует отметить, что фрегат УРО "Старк"
специально создавался для обеспечения ПВО корабельных соединений и конвоев. Он имел достаточно мощное зенитное вооружение - ЗРК средней дальности Дженерал Дайнэмикс RIM-66A "Стандарт"
и шестиствольный 20-мм зенитный автомат ближнего рубежа. Появление иракского самолета не было неожиданностью для американцев, а военная обстановка, сложившаяся к тому времени в
Персидском заливе, никак не располагала к благодушию. Тем не менее, корабль оказался бессильным отразить удар с воздуха.
МиГ-23МФ, а позже и МиГ-23МЛ, вооруженные "Мажиками", Р-23, Р-3 и Р-60М, привлекались для завоевания господства в воздухе. Им противостояли, в основном, более легкие и маневренные
F-5E, неспособные вести ракетный бой на средней дальности и явно уступавшие в вертикальном маневре, а также "Фантомы", проигрывавшие по всем основным параметрам, но имевшие мощный
ракетный арсенал. Какие-либо подробности этих боев неизвестны (война 1980-88 гг вообще чрезвычайно скудно освещалась в мировой прессе), однако, если судить по резкому уменьшению "поголовья"
F-4 и F-5 и мало менявшейся численности истребительного парка иракских ВВС, то борьба велась с преимуществом иракцев.
Последним конфликтом, в котором участвовали МиГ-23, стала война 1991 г. в Персидском заливе. К началу боевых действий Ирак имел около 50 боеспособных МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ, которым
предстояло помериться силами с новейшими западными истребителями, в частности, F-15C последней серии, оснащенными РЛС AN\APG-70 с увеличенной дальностью и способностью сопровождать
одновременно до 10 целей. При встрече с таким противником у старых МиГ-23 оставалось мало шансов на успех. Положение еще более усугублялось выведением из строя большинства наземных РЛС,
предназначенных для управления действиями иракских истребителей (уцелевшие станции включались лишь кратковременно и не обеспечивали постоянного наблюдения за воздушным пространством).
В то же время, истребительная авиация международных сил использовалась только во взаимодействии с самолетами ДРЛО.
Маневренных воздушных боев почти не было. Пилоты иракских истребителей догадывались о том, что их атакуют, лишь по истошному непрерывному визгу СПО, когда неприятельский самолет уже
производил захват. Вот как описывают американские источники один из характерных воздушных боев, состоявшийся в районе Багдада. Два F-15C выполняли патрулирование во взаимодействии с "аваксом",
описывающим восьмерки в воздушном пространстве Саудовской Аравии, недалеко от границы с Кувейтом. Они безуспешно попытались перехватить по наведению с самолета ДРЛО две воздушные цели,
предусмотрительно ушедшие к Багдаду, куда американцы опасались залетать из-за угрозы быть сбитыми наземной ПВО. Затем F-15 дозаправились в воздухе над Кувейтом и получили новую
информацию о воздушных целях, подходивших к району патрулирования с запада. Развернувшись в сторону противника, летчики обнаружили цели на экранах бортовых РЛС (удаление составляло
около 100 км) и начали сближение. По мнению американских пилотов, противник не подозревал, что его атакуют и продолжал полет в крейсерском режиме. Проведя захват цели, американцы
осуществили пуски УР AIM-7M, которые оказались безрезультатными. Иракские самолеты попытались, увеличив скорость, уйти со снижением. В это время расстояние между противниками
сократилось до нескольких километров. Американские истребители находились выше иракцев, и один из летчиков, перевернув свой F-15C на спину, наконец-то смог визуально опознать
неприятельские самолеты: ими оказались три МиГ-23 и один "Мираж F.1C". После этого, выпустив воздушные тормоза, американцы выровняли высоту с иракскими истребителями, отстали от них на
несколько километров, произвели повторный пуск ракет, которые и поразили цели. Интересно отметить, что в этой войне ни один иракский самолет не был сбит ракетой, запущенной в нижнюю
полусферу. Даже самые современные модификации F-15 оказались неспособными в реальной обстановке поражать воздушные цели на фоне земли.
Американцы заявляют, что всего в ходе этой войны сбили шесть МиГ-23 (все - на счету F-15C). Однако иракские истребители также наносили удары. Так, в первый день (точнее, ночь)
конфликта пара МиГ-23МЛ сбила над Багдадом итальянский истребитель-бомбардировщик "Торнадо ADV". В иракской печати сообщалось и о победах МиГов над F-16.
Для сравнения: итог воздушных боев с участием "Миражей F.1" - 9:0 в пользу их противников (7 на счету американских и 2 - саудовских "Иглов"). После завершения операции "Буря в пустыне"
север Ирака был объявлен запретной зоной для действий авиации этой страны. В январе 1993 г. пара американских F-16C, применив новейшие ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM, сбила в
этом районе МиГ-23, который является пока последней боевой потерей среди иракских истребителей.
Уголок неба. 2004
|