Уголок неба ¦ Mirage F1 в ирано-иракской войне

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Mirage F1 в ирано-иракской войне
             
         n Александр Котлобовский,
             Андрей Харук
 


В 1980 г., когда этот конфликт только начался, иракские "Миражи" F1 находились в стадии освоения личным составом. Однако уже к концу года их стали привлекать к выполнению боевых задач. Поначалу на эти истребители возлагалась только борьба с самолетами противника. Иракские летчики в воздушных боях применяли практически все виды вооружения, но предпочтение отдавали ракетам Matra Super 530. Согласно официальным сводкам Багдада, к середине 1983 г. ими было сбито 35 иранских самолетов, для чего потребовалось около сотни пусков. Независимые источники приводят более скромные данные: в 1982-87 гг. иракские летчики записали на свой счет всего 6 машин противника (два F-4E, два F-14A, по одному RF-4E и F-5E}, и только две из них поразили Super 530. В печати встречаются сведения, что в 1988 г. "суперами" были сбиты еще один "Фантом" и два "Томкета".

Одним из победителей был к-н А. Салем, совершивший за время войны на "Миражах" около 300 вылетов, а в 1990 г. бежавший на Запад. 28 марта 1987 г. он во главе четверки F1EQ-4 прикрывал ударные самолеты. Истребители несли полный боекомплект для пушек, по два "Мажика" и два 1200-л ПТБ. Под завершение задания его звено едва не прозевало атаку "Фантомов". Противник выпустил по Салему ракету, от которой тот в последний момент уклонился. Затем он сумел зайти в хвост одному из иранцев и произвести пуск "Мажиков". Обе ракеты достигли цели, и хотя взорвалась лишь одна, но "Фантому" этого оказалось достаточно, чтобы, разваливаясь на куски, пойти к земле.

Особое место в боевой истории иракских "Миражей" занимает их участие в "танкерной войне" и действиях против объектов иранской нефтеперерабатывающей промышленности, На первых порах истребители непосредственно к ударам по судам не привлекались, а лишь прикрывали вооруженные противокорабельными ракетами AM.39 Exocel вертолеты AS.321GV Super Frelon и самолеты Super Etendard. Однако в конце 1984 г. "Миражи" также стали носителями грозных "Экзосетов". 3 декабря летчик F1EQ-5 впервые попытался применить такую nKR но атака сорвалась из-за сбоя в системе наведения. Первый успех был зафиксирован 14 февраля 1985 г., когда ракета поразила танкер "Нептуния". Всего до конца войны "Миражи" нанесли удары более, чем по сотке морских целей, при этом удалось потопить либо повредить 57. Из них 44 пострадали от попаданий AM.39, 8 - от раз-личных свободно падающих бомб, 4 - от корректируемых и одна - от ракеты AS-30L, Обычно на "Мираж" подвешивали одну "Экзосет" под фюзеляж, и лишь однажды 17 июля 1987 г, две такие ракеты подвесили под крыло. В воздухе выяснилось, что это значительно затруднило пилотирование, и больше такой вариант не использовался. Однако тот вылет стал широко известен вовсе не из-за неудачной подвески ракет... У берегов Бахрейна одиночный "Мираж-, который шел со скоростью 620 км/ч на высоте 900 м, нашел себе цель и в 22 часа 05 минут с расстояния 20 км произвел пуск обоих "Экэосетов", Атакованным кораблем оказался американский фрегат УРО "Старк".* Моряки не успели среагировать на угрозу, и ракеты попали в левый борт, вызвав пожар. Его удалось ликвидировать, фрегат остался на плаву, однако погибли 37 американцев, а 22 получили ранения. Багдад незамедлительно принес извинения, заявив, что произошла досадная ошибка. Вашингтон объяснения принял, и инцидент развития не получил. Однако, когда в 1990-е гг. А. Салем стал рассказывать на Западе о своих подвигах, то заявил, что атаку спланировали специально, и он был непосредственным ее исполнителем.

В течение всей войны иракцы прилагали массу усилий, чтобы прервать работу крупнейшего иранского нефтетерминала, расположенного на о. Харг, который находится всего в 225 км от побережья Ирака. Они проводили разовые налеты и организовывали продолжительные авиакампании. Например, в августе - ноябре 1985 г авиация Хусейна атаковала остров 77 раз. В этих рейдах "Миражи" участвовали и как истребители прикрытия, и как ударные самолеты. Кроме свободно падающих бомб и НАР, применяли ракеты класса "воздух-земля" с лазерным наведением: французские AS.30L и советские Х-29Л. Учитывая противодействие сильной ПВО, летчики "Миражей" выработали следующую тактику; подход к острову на малой высоте на расстояние около 8 км, подскок, пуск ракеты и уход на малой высоте. Подсветку цели проводил самолет, находившийся за пределами досягаемости объектовой ПВО. Позднее против раскинувшихся на многие километры нефтеперерабатывающих комплексов стали использовать и "Экзосеты", которые можно было применять с дистанции 30 км. Однако двигатель ракеты включался после схода с пилона, что приводило к ее существенной просадке и требовало от самолета-носителя набора опасной в боевой обстановке высоты. Чтобы снизить ее, иракцы стали практиковать пуски с кабрирования, В результате боевые возможности "Миражей" возросли, а потери удалось значительно уменьшить.

С 12 августа 1986 г. начались налеты на терминал о. Сирри, лежащего В 240 км к северу от Ормузского пролива. Четыре "Миража", вооруженные "Экэосетами", дозаправились в полете от Ан-12, преодолели расстояние в 1300 км, нанесли удар по комплексу и трем танкерам и без потерь вернулись на свой аэродром. Наиболее впечатляющим оказался рейд 25 ноября 1987 г. против о-ва Ларак, что находится в самом Ормузском проливе. Эту миссию выполняли наиболее опытные летчики. Они преодолели более 4000 км в оба конца, при полете к цели дозаправились в воздухе от "Аное", а на обратном пути совершили промежуточную посадку в Саудовской Аравии. На Лараке были поражены некоторые объекты терминала, а в акватории - несколько танкеров. Позже "Миражи" стали дозаправляться в воздухе и от доработанных иракцами Ил-76,

В ходе войны с Ираном, а также против курдских повстанцев Ирак использовал запрещенное мировым сообществом химическое оружие. "Миражи" стали носителями 250-кгхимбомб (ХАБ] и 100-л вылив-ных устройств. Например, в январе-июле 1987 г. проводились бомбардировки снаряженными ипритом ХАБами, что позволило несколько раз сорвать подготовку иранских наступательных операций под Хорремшехром. В 1987-88 гг, курдов фактически заливали зарином, зоманом, ипритом, табуном, вызывая многотысячные жертвы среди мирного населения.

Потери "Миражей" в начальный период войны оказались относительно небольшими, составив к середине 1983 г. всего 7 машин, включая разбившиеся в летных происшествиях. Причем всего 1 самолет был сбит в воздушном бою 21 января 1983 г. Однако постепенно противник наращивал усилия в борьбе с авиацией. Тегеран в ходе тайной операции, ставшей известной миру как скандал "Иран-контрас", приобрел в Израиле и США запчасти для "Томкетов" и "Фантомов", зенитные и авиационные ракеты, "Братья-душманы" из Афганистана передали комплекты "Стингеров", что позволило наладить их производство у себя и т.п. Количество уничтоженных "Миражей" стало расти и к концу войны, по некоторым оценкам, составило около 40 единиц. Из них 19 сбили истребители, в т.ч. 14 - на счету летчиков F-14. В основном, пилоты "Томкетов" добивались побед при помощи ракет AIM-7 и AIM-9, а однажды, 6 октября 1986 г., иранец переманеврировал F1EQ-5, загнав его в воды Персидского залива.





Уголок неба. 2009 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100