В
ходе боевых действий над
территорией Ирака и Кувейта для
нанесения ударов по площадным
целям привлекались и
стратегические бомбардировщики
Боинг В-52. Со времени окончания
войны во Вьетнаме эти
боевые
самолеты, считавшиеся устаревшими,
еще ни разу не использовались по
своему прямому назначению.
Считалось, что дозвуковой
бомбардировщик, предназначенный в
основном для полетов на больших и
средних высотах, может быть лишь
мишенью для системы ПВО вероятного
противника, в связи с чем 133 таких
самолета были модифицированы в
носители крылатых ракет. Всего же к
началу 1991 г. ВВС США располагали 263
самолетами модификации G и Н.
Благодаря тому, что уже в первые
дни начала операции «Буря в
пустыне» система ПВО Ирака была
практически полностью подавлена,
американское командование приняло
решение применить В-52 для
нанесения массированных ударов по
позициям иракской армии. Каждая «Стратофортресс»
— «стратегическая крепость» —
могла сбросить на противника около
20 тонн бомб (84 бомбы калибра 227 кг),
заменив собой десяток обычных
тактических или палубных
бомбардировщиков. К тому же
В-52 базировались вне зоны
конфликта и не использовали
вооружение, накопленное
союзниками на авиабазах в
Саудовской Аравии, которое в ходе
массированных налетов таяло с
катастрофической быстротой.
Подвоз же боекомплекта кораблями и
самолетами военно-транспортной
авиации требовал значительных
материальных затрат и времени.
В-52 действовали с американо-испанской
авиабазы Морон близ Севильи (правительство
Испании разрешило использовать
свои базы для самолетов США с целью
осуществления заправки топливом и
переброски войск, оружия и
продовольствия в зону Персидского
залива), а также с острова Диего-Гарсия
в Индийском океане Правительство
Великобритании в свою очередь
также дало разрешение
использовать для налетов на Ирак
военно-воздушную базу Фэйфорд
Правительство Франции
предоставило возможность
американским самолетам,
базирующимся в Aнглии, совершать
налеты на Ирак через свою
территорию, хотя это и вызвало
бурные протесты населения по всей
стране. Подобного разрешения США
не получали со времен второй
мировой войны, когда освобождали
Францию от гитлеровской оккупации.
У французов еще свежи впечатления -от
того, что американцам было
отказано в пролете над территорией
Франции в апреле 1986 г., когда F-111 США
летели из Англии бомбить Ливию.
Начавшиеся 26 января налеты на
Ирак бомбардировщиков B-52G
продолжались до самого окончания
боевых действий Удары в основном
наносились по оборонительным
позициям иракских сухопутных
войск. За один день сбрасывалось на
противника порядка 400 тонн бомб
Правда, эффективность этих ударов
оказалась недостаточно высокой: В-52
бомбили со средних высот (4—6 км), а
на этих высотах самолеты оказались
уязвимыми для зенитного огня
уцелевших иракских средств ПВО,
особенно для ствольных орудий, на
боеспособность которых не могли
повлиять средства РЭБ.
Несколько «крепостей» получили
боевые повреждения, причем одна из
них 2 февраля рухнула в океан, не
дотянув до острова Диего-Гарсия. Из
шести членов экипажа удалось
спасти лишь троиx. Хотя
американская сторона официально
не подтвердила факта потери В-52 от
огня противника, последующие
бомбардировки уже велись с эшелона
8—12 км, что снизило их точность. Все
же В-52 внесли значительный вклад в
разгром сухопутных сил противника:
после многодневных «ковровых»
бомбардировок иракские солдаты
оказались полностью
деморализованы и с началом
активных боевых действий на суше
панически бежали.
Напомним
историю и летно-технические
характеристики В-52, работы над
которым были начаты еще в 1946 г.
Тогда рассмотрели более 30
различных компоновок и провели
значительное количество испытаний
в аэродинамических трубах, прежде
чем в 1948 г. облик бомбардировщика
окончательно не определился.
Первый полет машины состоялся 2
октября 1952 г. В июне 1956 г. начались
поставки на вооружение. В ходе
серийного производства самолет
постоянно модернизировался. До 1961
г. фирма Боинг построила 3 В-52А, 50 В-52В,
35 В-52С, 170 B-52D, 100 В-52Е, 89 B-52F, 197 B-52G и 102
В-52Н. Как уже говорилось выше,
сейчас на вооружении остались
только машины вариантов G и Н,
причем в боевых действиях
принимали участие только B-52G.
Самолет В-52 выполнен по
нормальной аэродинамической схеме,
имеет высокорасположенное крыло и
оснащен восемью реактивными
двигателями (на B-52G стояли
двигатели J-57-P43 WB тягой по 6340 кгс
каждый). Максимальная взлетная
масса самолета — 221 тонна.
Максимальная бомбовая нагрузка —
31 тонна. Правда, в боевых действиях
столько бомб они не брали: во
Вьетнаме — 27 тонн, на Ближнем
Востоке — около 20. При этом бомбы
размещались как в бомбоотсеке, так
и на наружной подвеске, на пилонах
под крылом. В связи с увеличением
аэродинамического сопротивления
из-за наружной подвески дальность
и скорость полета бомбардировщика
несколько сокращаются.
Максимальная же скорость полета
составляет 960 км/ч, крейсерская — 820
км/ч Максимальная дальность полета
— 12000 км, плюс — дозаправка
топливом в воздухе.
Удары
по сухопутным войскам Ирака
наносили и палубные самолеты А-6 «Интрудер»
и А-7 «Корсар», широко
использовавшиеся во время войны во
Вьетнаме, а также более новый
многоцелевой самолет F/A-18 «Хорнит».
Здесь все эти боевые машины
использовались в основном как
обычные бомбардировщики.
Большой интерес представляет
американский штурмовик А-10А «Тандерболт»
II (о нем мы уже писали), впервые
применявшийся в боевой обстановке
Эти самолеты, предназначенные для
поражения малоразмерных целей на
поле боя и оказания
непосредственной поддержки своим
сухопутным войскам, впервые были
задействованы в боевой операции по
отражению иракской контратаки на
город Рас-Хафджи (Саудовская
Аравия). В первый же день иракского
наступления 29 января командование
ВВС
США ввело в бой против
бронетанковых подразделений
противника самолеты А-10. По
утверждению представителей
вооруженных сил США, в этот день
под Рас-Хафджи только ударами с
воздуха было уничтожено 20 иракских
танков, из них 70% пришлись на долю
штурмовиков А-10 К утру 30 января
американские летчики сообщили об
уничтожении 41 танка противника,
хотя американское командование
признало достоверным факт
уничтожения лишь 24 танков и 13
других транспортных средств
противника. Потерян был один А-10.
При действиях штурмовиков в
темное время суток выявилась их
относительно низкая эффективность.
Мало того, в ходе боев за Рас-Хафджи
летчик одного из самолетов А-10 не
мог. опознать бронетранспортер
американской морской пехоты и,
приняв его за иракский БТР,
уничтожил вместе со всем экипажем
при помощи управляемой ракеты «Мейврик».
Для обнаружения целей в ночных
условиях самолеты А-10 использовали
инфракрасную систему
самонаведения УР «Мейврик»,
имеющую ограниченный сектор o6sqpa,
информация от которой поступала на
экран в кабине летчика. Штурмовики
А-10 записали на свой счет одну
мобильную пусковую установку
баллистической ракеты «Скад» на
территории Кувейта
Для
решения задач по непосредственной
поддержке войск США привлекались
также самолеты F-16A из состава
национальной гвардии,
модернизированные в рамках
исследовательской программы CAS.
Эти самолеты оснащены подвесным
контейнером с 30-мм пушкой GPU-5.
Однако боевая эффективность
штурмового варианта F-16 резко
падала с наступлением сумерек, так
как на них отсутствовали системы
ночного видения.
В
ходе операции по уничтожению
иракских войск, захвативших
Рас-Хафджи (на ее заключительном
этапе), приняли участие также
самолеты ВВС Великобритании.
Бомбардировщики «Торнадо» нанесли
удар по полевому командному пункту
иракцев, а
истребители-бомбардировщики «Ягуар»
атаковали позиции иракской
артиллерии.
Интересно отметить, что
одновременно с ракетно-бомбовыми
ударами по иракским войскам
авиация союзников проводила и
психологическую обработку личного
состава иракской армии. В
частности, на позиции иракцев было
сброшено пять миллионов листовок,
в которых рассказывалось, как
нужно сдаваться в плен, а также
листовки с карикатурами на Саддама
Хусейна и проводимую им
антинародную политику. При этом «идеологические»
бомбы подкреплялись более вескими
доказательствами. Через несколько
дней после начала операции «Буря в
пустыне» к авиационным налетам на
позиции иракской армии добавился
артиллерийский огонь американских
линкоров, которые, продолжая пуски
крылатых ракет по важнейшим
оборонным объектам Ирака, начали
еще и обстреливать позиции
сухопутных войск в Кувейте из
орудий главного калибра.
Корректировка же огня
осуществлялась с помощью
беспилотных
дистанционно-управляемых
малоразмерных самолетов «Пионер»
израильского производства,
проходивших испытания в
военно-морских силах США и корпусе
морской пехоты.