|
И-15 НА ЗЕМЛЕ.
В отличие от СБ или И-16 "чато" был простым самолетом спартанского
дизайна. И-15 применялся в Испании как истребитель,штурмовик,разведчик. Для
его базирования было достаточно небольшойплощадки слюбым видом покрытия. И-15
был таким самолетом,на котором можно было без особых проблем взлететь,выдержать тяжелый бой с "фиатами" и вернуться с большой долей
вероятности. Так, были зарегистрированы случаи когда "чато" возвращались с 80
пробоинами, с несколькими пробитыми цилиндрами,когда после тяжелейшей аварии
летчик оставался живым и невредимым (благодаря нижнему крылу).
Техническое обслуживание такого самолета с воздушным охлаждением было
тоже черезвычайно простым-механики имели доступ с обеих сторон. Сборка
самолета и замена поврежденных частей была тоже довольна проста для местных
механиков. Для введения самолета в строй требовалось очень мало времени и
очень немного инструментов и оборудования. И поэтому когда республиканцы
получили двигатели и пулеметы,то они смогли начать производство таких
самолетов.
Истребитель не был оснащен системой запуска двигателя поэтому для его
запуска была необходима (впрочем как и для всех самолетов советского
производства) специальная машина. Стартовая система была смонтирована на
грузовике 4Х4 или Форд-Т и используя двигатель грузовика раскручивала лопасти.
Однако при отсутствии такой машины просто несколько человек раскручивали
лопасти и таким образом запускали двигатель.
При взлете самолет был очень чувствителен к управлению и поэтому
представлял определенную трудность для неподготовленных летчиков. Кроме того
обзор был закрыт двигателем и кольцом. Однако в воздухе самолет имел
склонность к сваливанию влево при увеличении мощности двигателя. С полной
боевой нагрузкой для взлета истребителя требовалось всего 1300 футов.
Посадка была затруднена из-за плохой видимости и поэтому летчик узнавал о
ней после касания самолета земли. Практически на всех самолетах тормоза были
демонтированы, так как самолет прекрасно обходился без них. Посадка "на брюхо"
была обычным дело-благо фюзеляж выдерживал такие перегрузки без особых проблем-да и возвращение в строй проходило довольно быстро.
И-15 В БОЮ.
Самолет отличался невероятной маневренностью. Тенденция к сваливанию была
минимальной и даже если такое происходило истребитель без труда выходил из
него.
ПРОТИВ Ю-52.
Встреча основных штурмовиков националистов (Не-45,Не-46,Аэро
А-101,ДН-89,Фоккер Ф-7,Ф-12) с патрулем "чато" всегда оканчивалась для первых
плачевно. Однако из тяжелых бомбардировщиков единственным типом,который мог
реально перехватить И-15 был только Юнкерс Ю-52.
Этот трехмоторный самолет был вооружен пулеметом МГ-15 калибра 7.92-мм в
верхней турели и в некоторых случаях еще несколькими аналогичными точками в
фюзеляже. Полностью осознавая слабость своего вооружения бомбардировщики
использовали очень плотные боевые порядки по три самолета.Обычно для разбития
таких порядков использовали удар с пикирования нескольких И-16,а одиночные
машины становились легкой добычей "чато". Несмотря на свое гражданское
происхождение Юнкерсы горели весьма неохотно.
Взрыватели бомб были весьма ненадежные и было несколько случаев, когда
самолеты взрывались в воздухе после первого же попадания.
ПРОТИВ ФИАТОВ.
Первые столкновения в небе Мадрида заставили националистов резко
дифференцировать свои истребители:ПВС-10 стали использоваться для тренировочных
полетов,Ро-41 и Ар-68-для ночных ударов, а для ударов-Не-51.
До прибытия "мессеров" и Фиатов Г.50 основными противниками "чато" стали
"фиаты". Это самолет был быстрее,тяжелее,однако с пикирования итальянцы
частенько уходили от расправы И-15-х. Обычно пилоты "фиатов" старались
внезапно ударить по "чато"и уйти. С другой стороны маневренность "фиатов" была
значительно хуже И-15. Однако если "чато" попадал под огонь крупнокалиберных
пулеметов "фиата", то шансов продолжить бой на равных было немного. С другой
стороны четыре ШКАС-а винтовочного калибра не могли принести большого вреда
итальянцам. Обычно республиканские летчики старались поразить радиатор
противника.
При встрече противников лоб в лоб, процедура оборонительного боя
республиканцев была следующая (используя тот момент, что И-15 терял высоту
медленнее чем "Фиат"):
- первый летчик, который увидел атакующие "фиаты",наклонял свои крылья в
сторону от противника;
-затем следовал резкий разворот, набор высоты в сторону противника и атака;
Вражеские летчики оказывались в неудобном положении для открытия
стрельбы, а огонь 12 пулеметов по малозащищенному радиатору был весьма
чувствителен. Плотный огонь-частенько и трасерами-частоприводил к тому, что
малоопытные пилоты теряли строй и завязывали бой на виражах,чего и добивались
летчики И-15-х.
ПРОТИВ МЕ-109.
В небе Испании практически впервые сложилась такая ситуация, которая будет
повторяться впоследствии неоднократно: то есть в воздухе столкнулись самолеты
разных поколений. Так было в ходе"Битвы за Британию" ("Харрикейны" и Фиаты
СР-42), во Вьетнаме ("Фантомы" и МиГ-17). Тут же были И-15 и Ме-109. Пилоты
"мессеров" использовали тактику внезапной атаки и ухода в не зависимости
удалось ли сбить противника или нет. С другой стороны республиканцы старались
затянуть их в маневренный бой. И-15 старались выполнить разворот, известный
как "Пелиадов"(???),рис 64,65,66 и оказаться позади противника.
В бою обычно использовался оборонительный круг .
НОЧНЫЕ БОИ.
Взлет производился при помощи огней и света фар автомобилей
перпендикулярно взлетной полосе. Обычно каждый вылет был индивидуальным, радио
практически не было. Направление на атакующий самолет определяли обычно
примитивными звукоуловителями. Ночные И-15 обычно кроме обычных навигационных
огней оснащались также посадочными фарами под правым нижним крылом.
Обнаружив большой самолет (типа Ю-52) атака производилась по внешнему
кругу (рис.53),а не очень (типа Не-51) по внутреннему. Обнаружить цель было
полдела - главное было попасть в нее. В таких атаках особенно сказывалась неотцентрованное оружие или плохо определенное летчиком расстояние до цели.
Прицеливаться к тому же приходилось одним глазом. К тому же на небольшой
дистанции главное было не столкнуться с противником.
ШТУРМОВЫЕ АТАКИ.
Когда положение республиканцев стало отчаянное, то "чато" стали широко
привлекать для штурмовых действий. Когда было необходимое время, то атака
прикрывалась И-16 в трех уровнях и "чато" делали заход на цель друг за другом
до тех пор пока не заканчивались патроны.
Испанские летчики, обучавшиеся в Кировобадской летной школе, в обязательном
порядке проходили практику по бомбометанию 25- и 50-кг бомб. По большей части
использовалась атака с пикирования, причем результаты были отменными. Для бомб
основными целями были танкетки, позиции артиллерии, в то время как скопления
войск расстреливались из пулеметов.
Обычной практикой атаки хорошо защищенной цели была такая. Полет проходил
на высоте 13000футов,после обнаружения цели делался разворот и заход с другой
стороны, пока зенитчики не успевали сориентироваться. Во всех остальных
случаях методика была такая: подход на полной скорости на высоте 3300
футов, сброс бомб на высоте 2600 футов без использования прицела или трасеров.
Если все проходило нормально, то оставалось время для использования пулеметов.
В любом случае на малых высотах широко использовалось маневрирование.
Уголок неба. 2004
|