В июле 1936 г. испанские генералы подняли мятеж против правительства республики.
После гибели в авиационной катастрофе генерала Санхурхо лидером мятежников стал
прибывший с Канарских островов генерал Франко.
19 июля мятежники отправили своих представителей в Рим и Берлин. Три дня спустя
Франко телеграммой обратился к Гитлеру с просьбой предоставить десять
транспортных самолета.
24 июля после встречи с представителями мятежников фюрер распорядился дать 20 «юнкерсов».
Штаб Люфтваффе получил приказ 25-го, а уже через день первый самолет стартовал с
берлинского аэродрома Темпепьгоф. Всего до 9 августа в Марокко отправились по
воздуху десять машин — Ju 52/3mg3e со снятым вооружением. На их борта и крылья
нанесли немецкие гражданские обозначения. Формально эти «юнкерсы» были проданы
компании «Испано-Марокко де трансноптес» (HISMA). Экипажи набирались в эскадрах
Люфтваффе и пополнялись опытными летчиками из «Люфтганзы». Весь персонал,
разумеется, был одет в гражданское.
Командиром транспортного подразделения назначили обер-лейтенанта Р. фон Моро. За
отправкой техники в Испанию наблюдал уже упоминавшийся Э. Мипьх, ставший к этому
времени генералом.
Летели через Италию с посадкой на Сицилии. Один «юнкерс» зашел на территорию,
контролируемую республиканцами. и приземлился на аэродроме Барахас. Убедившись в
ошибке, немцы тут же взлетели, но второй раз опять сели у республиканцев.
Самолет был реквизирован, и его стали переделывать в бомбардировщик. Работы были
прекращены в связи с протестом германского посольства, а в октябре и саму машину
разбомбили франкисты.
С начала августа на «воздушном мосту» из Марокко стали работать также
итальянские самолеты. К концу месяца по воздуху в Испанию доставили уже 7350
человек.
Всего за время операции совершили 868 рейсов, перебросили 14 000 солдат, 44
орудия и 500 тон различных грузов. Гитлер сказал: «Франко должен воздвигнуть
памятник Ju 52. Этому самолету обязана победой революция в Испании».
20—21 августа «юнкерсы» использовали для сброса продовольствия, боеприпасов
мятежникам, оборонявшим крепость Алькасар в Толедо. Но Ju 52/3mg3e применяли в
Испании и как бомбардировщики.
К концу августа немцы установили пулеметы и бомбовые кассеты на шести самолетах.
14 августа бомбардировщики из группы «В» уже атаковали республиканский аэродром
Хетафе под Мадридом, а через два дня другой — Куатро-Виентос. 27 и 28 августа
они бомбили столицу Испании. Весьма результативным оказался налет на Хетафе 4
октября. Пара «юнкерсов» уничтожила на земле девять самолетов противника.
Но с прибытием советских летчиков и самолетов потери авиации мятежников стали
расти. Так, 4 ноября И-15 сбили над пригородом Мадрида первый «юнкерс». Пилот
лейтенант Колбитц погиб, остальные члены экипажа спаслись с парашютами.
Советские пилоты очень высоко оценивали живучесть Ju 52.
В конце декабря «юнкерсы» из К88 начали действовать на Северном фронте, в районе
Сантандера и Бильбао. Под Мадридом авиация франкистов пыталась уменьшить свои
потери усилением истребительного сопровождения, но это не давало существенных
результатов. Уже с октября 1936 г. отмечались первые случаи применения «юккерсов»
ночью. В ходе нескольких налетов на аэродром Сан-Хавьер они повредили в общей
сложности восемь СБ, два из которых пришлось списать. В ночь на 11 января 1937 г
вражеские самолеты в темноте бомбили Мадрид и аэродром Кампо-Реаль.
Позднее в центральной части Испании «юнкерсы» перешли исключительно на ночные
операции. К началу боев за Брунете у франкистов имелось 12 Ju 52/3m (группы
1-G-22 и 2-G-22), у «Легиона Кондор» — 25 (группа К88).
В ночь на 26 июля 1937 г. республиканские истребители впервые осуществили ночной
перехват. Советский летчик М. Якушин иа И-15 на высоте 2000 м атаковал у линии
фронта одиночный «юнкере» из эскадрильи 3/К88. Бомбардировщик загорелся и упал.
На следующую ночь А. Серов обнаружил на высоте 3000 м подсвеченный прожектором
Ju 52/3m. Он обстрелял его, но бомбардировщик ушел. Почти сразу же Серов заметил
второй самолет и пристроился к нему в хвост. Несмотря на огонь и с третьей
очереди советский истребитель поджег.
Еще одну победу одержал в ночь с 14-го на 15 сентября И. Еременко. Он сбил
«Юнкерс».
С февраля 1937 г. подразделения К88 начали перевооружаться новой техникой. В
середине мая две эскадрильи уже летали на новых бомбардировщиках Не 111В. В
последний раз «юнкерсы» активно применялись на севере страны в октябре (причем в
дневное время), к концу месяца переоснащение группы завершилось.
Большую часть ставших излишними Ju 52/3m немцы передали франкистам, остальные
использовали как транспортные самолеты. В середине августа 1938 г., по данным
разведки республиканцев, у противника оставалось около 25 «юнкерсов». Точно
известно, что на 23 декабря в двух группах ночных бомбардировщиков (1-G-22 и
2-G-22) насчитывалось 13 машин; еще три имелось у «Легиона Кондор».
Последний боевой вылет франкистские «юнкерсы» совершили 26 марта 1939 г. — в
день, когда республиканское правительство капитулировало. В апреле все уцелевшие
машины собрали на аэродроме в г Леоне. Их оказалось 23. Всего, по различным
источникам, в Испанию немцы отправили от 55 до 61 Ju 52/3m.
Один самолет, захваченный республиканцами в конце 1936 г., в начале следующего
года был доставлен в СССР, испытан и изучен.