Уголок неба ¦ Р-Зет в Испании

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Р-Зет в Испании
             
         n Владимир Котельников  


Первую партию (31 самолет - полный штат тогдашней советской эскадрильи) доставили на Пиренеи в феврале 1937 г. Машины собрали на аэродроме Ла Рабаса под Аликанте. "Зетами" укомплектовали 20-ю авиагруппу, состоявшую из двух эскадрилий. Каждая из них получила по 12 P-Z, названных испанцами "Наташа", остальные оставили в резерве. Экипажи были набраны из хорошо подготовленных летчиков испанской морской авиации.

В бой 20-ю группу впервые бросили в марте во время Гвадалахарского сражения. В знаменитом разгроме итальянской моторизованной дивизии "Литторио" на Французском шоссе они не участвовали, но зато немало поработали под Бриуэгой. Первый боевой вылет состоялся 12 марта, еще когда итальянцы наступали, а самая большая активность была достигнута после 18 марта, в период контрнаступления республиканцев. В условиях временного превосходства в воздухе эскадрильи действовали с высокой эффективностью. Средь бела дня "Зеты" неторопливо бомбили с малых высот, метко поражая технику и живую силу противника. В условиях гор итальянские механизированные части оказались привязаны к дорогам, а длительные дожди способствовали возникновению "пробок". Скопления живой силы и техники стали прекрасными мишенями для бомбардировщиков. Дезорганизованные части противника не смогли развернуть достаточно действенную систему ПВО и в первый месяц боев "Наташи" потерь не имели. В апреле одну из эскадрилий перебросили в Андалусию. В мае попытались перегнать самолеты на изолированный север страны, но неудачно. Один Р-Зет разбился (причем на территории Франции), а остальные вернулись. В том же месяце после получения новых самолетов в 20-й группе появилась 3-я эскадрилья, преобразованная затем в 50-ю отдельную.

Летом 1937 г. самолеты P-Z активно использовались на фронте. В отличие от Р-5, перешедших после Гвадалахары в основном на "ночной образ жизни", они продолжали летать днем как штурмовики и легкие бомбардировщики. Для разведки их старались не применять, сознавая уязвимость от истребителей и зенитных средств даже малых калибров. Так, 20 июня экипаж в составе пилота Курта Шмидта и стрелка Хуана Гонсалеса, вылетевший на разведку, был подбит над Сеговией зенитным огнем, а затем настигнут пятью истребителями CR.32. В завязавшемся бою авиаторы сбили двух стервятников и с трудом дотянули до Эль-Кармоли. Основная доля сбитых приходилась на долю зенитной артиллерии. Например, 10 июня итальянским расчетам удалось свалить два P-Z, но, как правило, даже один сбитый самолет был редкостью. Не слишком большими успехами могли похвастаться и пилоты вражеских истребителей. От итальянских "Фиатов" и немецких "Хейнкелей" "Зеты" отбивались, смыкаясь в плотный "клин" или "клин звеньев". Разогнавшись на пологом пикировании, экипажи оставляли нападавшим незначительное преимущество в скорости и последние почти не могли воспользоваться лучшей маневренностью своих машин. При этом все стрелки сосредоточивали огонь на головной машине противника, затем на следующей...

15 июня так сбили CR.32, атаковавший звено P-Z, а спустя два дня тройка этих машин свалилась на итальянский разведчик Ro.37 и внезапной атакой отправила его вниз.

Кроме того, штурмовики, как правило, сопровождались истребителями из расчета один к одному и у франкистов оставалось мало шансов пробиться к ударным самолетам. Так, 18 июня "ишачки", прикрывая группу из 27 штурмовиков, сбили пять "Фиатов", не потеряв ни одного подопечного и без потерь со своей стороны. Испанцы обычно летали на задания группами из 3- 15 P-Z. Бомбили с горизонтального полета с высоты 400-1000 м - в зависимости от интенсивности зенитного огня. В плохую погоду иногда даже сбрасывали бомбы со 150-200 м. Однако весной 1937 г. над Пиренеями появились немецкие Bf109B, которые оказались гораздо более опасными противниками для P-Z чем Не-51 и CR.32. Так, 12 июля в ходе удара дюжины "Зетов" по марроканской кавалерии выдвигавшейся к линии фронта в районе Брунете, свалившиеся с высоты "мессеры" сбили сразу четыре биплана, правда два из них пилоты перетянули через линию фронта. 24 августа 20-я группа совершила налет на аэродром в Сарагосе, уничтожив семь вражеских машин. В конце сентября 46 имевшихся у республиканцев P-Z свели в четыре эскадрильи новой, 30-й группы. В декабре 1937 г экипажи штурмовиков оказали заметное влияние на ход сражения за Теруэль.

К началу 1938 г в строю оставалось еще около 40 боеспособных "Наташ", а к концу лета после боев под Теруэлем и на р. Эбро -32-33 самолета, что и позволяет сделать вывод о незначительном уровне потерь, понесенных в боях этими машинами. 23 декабря стал "черным" днем для испанских "Зетов": группа напоролась на большое количество итальянских истребителей, сбивших девять маши- (четыре потом восстановили). К моменту капитуляции республиканского правительства в Мадриде, две эскадрильи P-Z (20 самолетов) находились в Баррахасе, а одна 13 машин) перелетела в Алжир и была интернирована французами. Вместе с возвращенными французскими властями франкисты получили в общей сложности 36 P-Z ; различном техническом состоянии. Ими укомплектовали авиагруппу 2-G-43, дислоцировавшуюся в начале 40-х гг. в Марокко.






Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100