|
Первую партию (31 самолет - полный штат
тогдашней советской эскадрильи) доставили на
Пиренеи в феврале 1937 г. Машины собрали на
аэродроме Ла Рабаса под Аликанте. "Зетами"
укомплектовали 20-ю авиагруппу, состоявшую из
двух эскадрилий. Каждая из них получила по 12
P-Z, названных испанцами "Наташа", остальные
оставили в резерве. Экипажи были набраны из
хорошо подготовленных летчиков испанской
морской авиации.
В бой 20-ю группу впервые бросили в марте во
время Гвадалахарского сражения. В знаменитом
разгроме итальянской моторизованной дивизии
"Литторио" на Французском шоссе они не
участвовали, но зато немало поработали под
Бриуэгой. Первый боевой вылет состоялся 12
марта, еще когда итальянцы наступали, а самая
большая активность была достигнута после 18
марта, в период контрнаступления
республиканцев. В условиях временного
превосходства в воздухе эскадрильи действовали
с высокой эффективностью. Средь бела дня "Зеты"
неторопливо бомбили с малых высот, метко
поражая технику и живую силу противника. В
условиях гор итальянские механизированные части
оказались привязаны к дорогам, а длительные
дожди способствовали возникновению "пробок".
Скопления живой силы и техники стали
прекрасными мишенями для бомбардировщиков.
Дезорганизованные части противника не смогли
развернуть достаточно действенную систему ПВО и
в первый месяц боев "Наташи" потерь не имели.
В апреле одну из эскадрилий перебросили в
Андалусию. В мае попытались перегнать самолеты
на изолированный север страны, но неудачно.
Один Р-Зет разбился (причем на территории
Франции), а остальные вернулись. В том же
месяце после получения новых самолетов в 20-й
группе появилась 3-я эскадрилья, преобразованная затем в 50-ю отдельную.
Летом 1937 г. самолеты P-Z активно использовались на фронте. В отличие от Р-5,
перешедших после Гвадалахары в основном на
"ночной образ жизни", они продолжали летать
днем как штурмовики и легкие бомбардировщики.
Для разведки их старались не применять,
сознавая уязвимость от истребителей и зенитных
средств даже малых калибров. Так, 20 июня
экипаж в составе пилота Курта Шмидта и стрелка
Хуана Гонсалеса, вылетевший на разведку, был
подбит над Сеговией зенитным огнем, а
затем настигнут пятью истребителями CR.32. В
завязавшемся бою авиаторы сбили двух
стервятников и с трудом дотянули до Эль-Кармоли.
Основная доля сбитых приходилась на долю
зенитной артиллерии. Например, 10 июня
итальянским расчетам удалось свалить два P-Z,
но, как правило, даже один сбитый самолет был
редкостью. Не слишком большими успехами могли
похвастаться и пилоты вражеских истребителей. От
итальянских "Фиатов" и немецких "Хейнкелей"
"Зеты" отбивались, смыкаясь в плотный "клин" или
"клин звеньев". Разогнавшись на пологом
пикировании, экипажи оставляли нападавшим
незначительное преимущество в скорости и
последние почти не могли воспользоваться лучшей
маневренностью своих машин. При этом все стрелки
сосредоточивали огонь на головной машине
противника, затем на следующей...
15 июня так сбили CR.32, атаковавший звено P-Z,
а спустя два дня тройка этих машин свалилась на
итальянский разведчик Ro.37 и внезапной атакой
отправила его вниз.
Кроме того, штурмовики, как правило,
сопровождались истребителями из расчета один к
одному и у франкистов оставалось мало шансов
пробиться к ударным самолетам. Так, 18 июня
"ишачки", прикрывая группу из 27 штурмовиков,
сбили пять "Фиатов", не потеряв ни одного
подопечного и без потерь со своей стороны.
Испанцы обычно летали на задания группами из 3-
15 P-Z. Бомбили с горизонтального полета с
высоты 400-1000 м - в зависимости от
интенсивности зенитного огня. В плохую погоду
иногда даже сбрасывали бомбы со 150-200 м.
Однако весной 1937 г. над Пиренеями появились
немецкие Bf109B, которые оказались гораздо более
опасными противниками для P-Z чем Не-51 и CR.32.
Так, 12 июля в ходе удара дюжины "Зетов" по
марроканской кавалерии выдвигавшейся к линии
фронта в районе Брунете, свалившиеся с высоты
"мессеры" сбили сразу четыре биплана, правда два
из них пилоты перетянули через линию фронта.
24 августа 20-я группа совершила налет на
аэродром в Сарагосе, уничтожив семь вражеских
машин. В конце сентября 46 имевшихся у
республиканцев P-Z свели в четыре эскадрильи
новой, 30-й группы. В декабре 1937 г экипажи
штурмовиков оказали заметное влияние на ход
сражения за Теруэль.
К началу 1938 г в строю оставалось еще около 40
боеспособных "Наташ", а к концу лета после боев
под Теруэлем и на р. Эбро -32-33 самолета, что и
позволяет сделать вывод о незначительном уровне
потерь, понесенных в боях этими машинами. 23 декабря стал "черным" днем для испанских "Зетов":
группа напоролась на большое количество
итальянских истребителей, сбивших девять маши-
(четыре потом восстановили). К моменту
капитуляции республиканского правительства в
Мадриде, две эскадрильи P-Z (20 самолетов)
находились в Баррахасе, а одна 13 машин)
перелетела в Алжир и была интернирована
французами. Вместе с возвращенными французскими
властями франкисты получили в общей сложности 36
P-Z ; различном техническом состоянии. Ими
укомплектовали авиагруппу 2-G-43,
дислоцировавшуюся в начале 40-х гг. в Марокко.
Уголок неба. 2004
|