Реклама... |
|
|
||
главная история авиации ввс в локальных конфликтах | ||
F-100 в небе Вьетнама |
n Евгений Подольный |
Из советских истребителей того времени основным противником F-100 был МиГ-19, который серийно стал выпускаться в 1954-м. Интересно сравнить эти две машины. Соперники были достойны друг друга. МиГ-19 -первый в СССР серийный сверхзвуковой истребитель. Он на протяжении десятков лет стоял на вооружении многих стран и имел массу модификаций. По геометрическим размерам он был несколько меньше «Супер Сейбра» и значительно, - до 4 т, - уступал ему по массе. Площадь его крыла также была меньше на 14 м2. Но мощность двух его ТРД в сумме, примерно на 700 кгс тяги, превышала мощность двигателя F-100. Однако максимальная скорость горизонтального полета, в силу более высокого аэродинамического качества «Супер Сейбра», у обоих самолетов на высоте была примерно одинакова, порядка 1470 км/ч. МиГ-19 оказался несколько маневреннее, обладал лучшей скороподъемностью и имел значительно больший (на 3000 м) максимальный потолок. Пушечное вооружение у обеих машин было равноценно, но F-100 мог нести большее количество ракет. К тому же и предельная дальность у «Супера», в силу более емких подвесных топливных баков, была на 500 км большей, чем у МиГ-19. F-100 был не новичком в составе Тихоокеанских ВВС США. Подразделения этих истребителей базировались на авиабазах Кадена (Окинава), Итазуке (Япония), Кларк (Филиппины) еще с конца 50-х годов. Правда, к началу вьетнамской войны большинство F-100 из этих подразделений уже были заменены на «Тандерчифы». Тем не менее F-100 стал одним из первых боевых самолетов США, размещенных на Южном Вьетнаме после принятия «тонкинской» резолюции в августе 1964г. Несколько самолетов из 615-й эскадрильи тактических истребителей, находящихся на дежурстве на базе Кларк, были переброшены 5 августа в Да-Нанг, где к ним скоро присоединились и другие самолеты, перелетевшие с территории США. Вместе они составляли смешанную ударную группу тактического авиационного командования в Юго-Восточной Азии. Вскоре F-100 приняли участие в первой разведывательно-ударной миссии над Лаосом, совершив налет на дорогу № 8 и путевой мост Нэп, который был ключевой точкой «тропы Хошимина». Всего в налете 14 декабря участвовали 15 самолетов: три RF-101 в качестве разведчиков целей и для регистрации результатов удара, четыре F-105 в качестве бомбардировщиков, восемь F-100 для воздушного прикрытия. Налет, совершенный с базы Да-Нанг, оказался безуспешным. Неделю спустя F-100 снова участвовали в налете. Четыре самолета из 428-й эскадрильи тактических истребителей «прошлись» вдоль дороги № 8, и опять безрезультатно из-за плотного зенитного огня и нехватки топлива. Далее участие США в войне быстро разрасталось, и с конца февраля 1965-го над Южным Вьетнамом были задействованы и тяжелые бомбардировщики В-47. 2 марта несколько этих машин совершили налет на военно-промышленные объекты Северного Вьетнама, и вновь их прикрывали F-100. Далее, по мере усиления ПВО Северного Вьетнама, оснащенной советской боевой техникой, и увеличения потерь авиации США, F-100 перенацеливались на действия над менее защищенными объектами. Они действовали в основном для непосредственной поддержки сухопутных войск. F-сотые на театре вьетнамской войны дослужились до июля 1971-го, когда последний «Супер Сейбр» из 35-го тактического крыла с Фан-Ранга был возвращен в США. Вывод американских войск из Южного Вьетнама ознаменовал быстрое снятие «Супер Сейбра» с вооружения. К середине 1972-го в боевых частях тактической авиации не
осталось ни одного F-100. Однако они еще долго состояли на вооружении ВВС национальной гвардии, откуда последние самолеты этого типа были списаны к началу 80-х. За исключением нескольких машин,
большинство «Супер Сейбров» оказалось в центре авиационного складирования на авиабазе Дэвис-Монсэн (штат Аризона). Отсюда они отправлялись на переоборудование в управляемые воздушные мишени
QF-100. Они использовались для испытания нового оружия и тренировок пилотов. Потери самолетов F-100 в Вьетнаме
|
|