Уголок неба ¦ Северный Вьетнам 1972-1975 гг.

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Северный Вьетнам 1972-1975 гг.
             
         n А.И.Чернышев  


Северный Вьетнам. Апрель 1972 г. - ноябрь 1972 г.

Третье стратегическое наступление сил НВСО в Южном Вьетнаме, начавшееся 30.03.1972 г., не только поставило под угрозу существование сайгонской администрации и жизни 69 тыс. все еще находившихся в стране американцев, но и сорвало парижские мирные переговоры.
В ответ на это 3.04.1972 г. в Тонкинский залив были направлены четыре ударные авианосные группы из состава 7-го флота США. С 10 апреля палубная авиация возобновила удары по целям на территории ДРВ, прежде всего по транспортным коммуникациям. 19 апреля пара северовьетнамских МиГ-17Ф (ведущий - известный ас Нгуен Ван Бай, ведомый -Ли Ксван Ди) атаковала два американских эсминца, обстреливавших береговые батареи недалеко от Донг Хой. Один из кораблей получил повреждения от попадания 250-кг бомбы. Это была первая со времени второй мировой войны воздушная атака на корабли 7-го флота США.
21 и 23 апреля впервые за всю историю конфликта бомбардировщики В-52 САК1 США нанесли удары по целям в глубине территории ДРВ, в том числе и в наиболее обороняемом районе Ханой -Хайфон. Эти действия (операция Freedom Porch Bravo) являлись демонстрацией решимости США защищать Южный Вьетнам и должны были вынудить северян вновь вернуться за стол переговоров. Тем не менее, весеннее наступление НВСО продолжалось.
Выступая по телевидению 8.05.1972г., президент Р. Никсон объявил о начале блокады территориальных вод ДРВ, минировании акваторий ее основных портов, усилении бомбардировок транспортных коммуникаций и военных объектов Северного Вьетнама. Эта операция получила наименование Linebacker I, для участия в ней привлекалось около 1200 самолетов и вертолетов ВВС, ВМФ и морской пехоты США2. Кампания 1972 г. качественно отличалась от более ранних операций над территорией ДРВ, что позволило генералу Дэйву Палмеру сказать буквально следующее: «Linebacker wasn't Rolling Thunder; Linebacker was war».3
К началу операции парк ударных самолетов США в регионе был значительно обновлен. Устаревшие F-100, F-105 и RF-101 заменили на F-4 (RF-4C). 354-е TFW получило на вооружение новые штурмовики A-7D Corsair II. Лишь в 561 -м TFS и 17-м WWS сохранились F-105G Wild Weasel II. Кроме того, на авиабазы в Таиланде прибыли две эскадрильи (429-я и 430-я TFS из состава 474-го TFW), оснащенные тактическими истребителями F-111. Последние, несмотря на неудачный дебют в 1968 г.4, стали наиболее эффективными американскими самолетами в юго-восточной Азии: экипажи F-111 совершили около 4000 боевых вылетов, потеряв всего 6 или 7 машин. Большинство заданий выполнялось ночью, в сложных метеоусловиях, с использованием режима огибания рельефа местности и по принципу «один самолет - одна цель».
ДРВ противопоставила американской авиации самую крупную с начала войны группировку ПВО. В нее, по ряду оценок, входило до 7000 стволов зенитной артиллерии разных калибров и более 100 ЗРК. В районе Ханоя на аэродромах Зей Лям, Ной Бай, Кеп, Ен Бай базировались четыре (921-й МиГ-17/21, 923-й МиГ-17, 925-й МиГ-19, 927-й МиГ-21) истребительных авиаполка, насчитывавших 187 истребителей советского и китайского производства. На вооружение поступил новый МиГ-21МФ (изд. 96) со значительно расширенными боевыми возможностями. Зенитно-ракетные войска ДРВ получили маловысотные комплексы С-125 «Нева» и, вoзмoжнo мобильные ЗРК сухопутных войск «Круг» и «Куб».
Операция Linebacker I началась с массированных налетов на объекты ПВО ДРВ. Сильнейшим ударам подверглись все основные аэродромы, на которых были выведены из строя большинство взлетных полос и уничтожено много авиатехники. Причем, как только вьетнамцы успевали отремонтировать ВПП, на что уходило от трех до десяти суток, налет повторялся. Это вынуждало летчиков ДРВ взлетать с рулежных дорожек, используя пороховые ускорители. С одного из аэродромов, где и это стало невозможным, два МиГ-21 вывезли вертолетами Ми-6 на специально сконструированной подвеске. И все же вскоре большинство истребителей оказалось запертыми на разбитых аэродромах. Первоначально, действуя довольно крупными силами, вьетнамцы пытались оказать активное сопротивление. Однако в условиях подавляющего численного превосходства противника, его полного радиолокационного контроля за районом боевых действий это приводило к большим потерям. Так, 10.05.1972 г. в воздушных боях было сбито четыре МиГ-21 и семь МиГ-175. Этот день стал необычайно удачным для экипажа F-4J лейтенанта Р. Кэннингхейма и мл. лейтенанта В. Драсколла из эскадрильи VF-96 с авианосца Constellation. В одном бою за восемь минут они сбили три МиГ-176. В тот же день пилотам повезло еще дважды: после попадания зенитной ракеты они смогли благополучно покинуть свой «Фантом», и вскоре спасательный вертолет выудил их из вод Тонкинского залива. Досталось и советникам из СССР, обучавшим вьетнамских летчиков. Так, лишь великолепная техника пилотирования и прекрасная реакция спасли жизнь экипажу учебно-боевого МиГ-21УС (вьетнамский летчик и советский инструктор), атакованному 11.09.1972 г. при заходе на посадку четверкой «Фантомов» (вероятно, F-4J эскадрильи VMFA-ЗЗЗ, авианосец America). На последних литрах топлива экипаж МиГа сумел уклониться от выпущенных по нему ракет и катапультироваться за мгновение до того, как очередная ракета попала в самолет.
Пытаясь исправить положение, вьетнамская сторона по настоятельной рекомендации советских военных специалистов вернулась к хорошо зарекомендовавшей себя тактике ракетных атак. Одиночные МиГ-21 (или паре) стали использоваться для перехвата ударных самолетов без ввязывания в затяжной маневренный бой. При этом, чтобы не демаскировать себя, пилот МиГа прицеливание осуществлял визуально, не включая радиоприцел РП-21, а стрельбу производил только после высвечивания на табло сигнала о захвате цели головкой самонаведения(ГСН) ракеты. Недостаток этого метода заключался в невозможности активно искать цель и зависимости от наведения с земли. Ввиду плохой подготовки авианаводчиков, а также широкомасштабного применения американцами средств РЭБ, удачное наведение МиГов на цель было скорее исключением, нежели нормой. Так, за 1972 г. было осуществлено 369 подъемов перехватчиков (31 - одиночный, 280 - парами, 58 - звеньями), но из них лишь 88 (23%) завершились выводом на цель.
К осени 1972 г. из 187 истребителей ДРВ боеготовыми числились всего 71, и только 47 из них (31 МиГ-21 и 16 МиГ-17) привлекались к боевым действиям. Северовьетнамская авиация значительно снизила активность и перешла, по существу, к полупартизанским действиям.
Уничтожение противником многих передовых пунктов радиолокационного обнаружения заставило вьетнамцев создать сеть постов визуального наведения. Несмотря на то, что все их оснащение состояло из бинокля, телефона или радиостанции, с их помощью было осуществлено несколько удачных выводов истребителей на цели, например, четверки МиГ-17, сбившей один F-105G.
Эффективность боевой работы зенитно-ракетных частей ВНА также снизилась. После вывода в 1968 г. из ДРВ советских зенитчиков вьетнамская сторона начала усиленно пропагандировать лозунг «Техника - советская, тактика - вьетнамская». В итоге широкое распространение получил метод «действий из засад». Дивизионы ЗРК скрытно уходили в джунгли, разворачивались на заранее подготовленных позициях и... замирали. В течение нескольких дней изучалась воздушная обстановка, готовились данные и лишь после этого производились стрельбы. Такой метод хоть и позволял сбивать значительное количество самолетов, но резко снижал защищенность прикрываемых объектов. Как правило, стрельба велась лишь по одиночным целям. В случае обнаружения еще одной цели боевая работа немедленно прекращалась, вплоть до прерывания наведения уже выпущенных ракет. Если раскрывший свою позицию ЗРК хотя бы за сорок минут не покидал места стрельбы, то подвергался «массированному возмездию» американской авиации и шансов уцелеть практически не имел.
В дивизион ЗРК по советским уставам входили шесть пусковых установок, РЛС разведки и целеуказания и РЛС управления огнем. Он был слишком громоздким для вьетнамской тактики, и на практике использовался «облегченный дивизион» с одной-двумя пусковыми установками, без РЛС разведки и целеуказания и многих подразделений обслуживания. Такой вариант хоть и позволял сворачиваться всего за 15 мин.(что на полчаса меньше советского норматива), но, как ни парадоксально, дивизион при этом становился даже более уязвимым.
Для увеличения эффективности ударов по ЗРК американцы оснастили ракеты AGM-45 Shrike блоком запоминания цели7. Только в июне 1971 г. с их помощью были выведены из строя 8 дивизионов ЗРК, причем два из них - полностью уничтожены. Умело использовались авиацией США и средства РЭБ. Так, принятая на вооружение в январе 1968 г. подвесная станция постановки активных помех по каналу управления ракеты позволила снизить боевую эффективность комплекса С-75 в отдельных случаях с 0,8 до 0,19 (!). Массированно применяя эти средства, американцы создавали на участках прорыва целые зоны «ослепления» вьетнамских радаров ПВО. Это, правда, заставляло ударные группы действовать в плотных боевых порядках, что облегчало их визуальное обнаружение.
Особенностью операции Linebacker I стало массовое применение высокоточного оружия - управляемых авиабомб (УАБ) с лазерными либо телевизионными головками самонаведения. Круговое вероятное отклонение этих боеприпасов составляло всего 10м, что резко повысило эффективность ударов по малоразмерным и хорошо защищенным целям.
Примером может служить разрушение 165-метрового моста Тхань Хоа в 115 км южнее Ханоя, через который проходил один из основных грузопотоков на юг. Занимая одну из верхних строк в списке 94-х важнейших целей на территории ДРВ, он не был обделен вниманием американской авиации. Начиная с 3.04.1965г., когда по мосту нанесли удар 79 самолетов, его и окрестности бомбили систематически. Вьетнамцы создали вокруг моста мощный узел ПВО, за что янки прозвали это место «Пастью дракона». Дело дошло до того, что для уничтожения столь важного объекта создали специальную плавучую магнитную мину, которую предполагалось сбросить с транспортного самолета С-130. Местность вокруг Тхань Хоа от разрывов бомб стала похожей на лунный пейзаж, однако мост продолжал функционировать. Лишь 13.05.1972 г. четырнадцать «Фантомов» F-4D из состава 8-го TFW разрушили его прямыми попаданиями бомб с лазерными ГСН.
10.06.1972 г. двенадцатью УАБ с лазерными ГСН была уничтожена гидроэлектростанция и плотина на реке Хонгха в 63-х милях северо-западнее Ханоя, а в сентябре - железнодорожные мосты в районе вьетнамо-китайской границы.
К такому повороту событий вьетнамцы оказались явно не готовы и, пытаясь прикрыть свои объекты, использовали даже «ремонтные бригады» из пленных американских летчиков. По свидетельствам очевидцев, к этому методу они прибегли для защиты одного из творений инженера Эйфеля - двухкилометрового стратегического моста «Лонгбьен» (Взлетающий дракон) через реку Хонгха, по которому проходила дорога между Ханоем и крупнейшим портом страны Хайфоном.
Морская блокада началась с минирования северовьетнамских портов. 9.05.1972 г. палубные штурмовики А-6 сбросили первые мины в Хайфонском заливе. Вскоре главный порт ДРВ, через который поступало до 85% всего импорта, в том числе все горючее, оказался закупоренным. Положение северовьетнамцев усугублялось почти полным отсутствием средств траления. Для этих целей они первоначально применяли небольшие моторные лодки, шум двигателей которых вызывал срабатывание акустических мин. Этот метод оказался неэффективным, и за короткое время в районе Хайфона подорвалось несколько транспортных судов, а большинство предпочло лечь на обратный курс8.
Операция Linebacker I нанесла огромный урон экономике ДРВ, что сразу же сказалось на ходе боев в Южном Вьетнаме. На возобновившихся в Париже переговорах был достигнут существенный прогресс по ряду ключевых вопросов. Вскоре президент Р. Никсон объявил о прекращении с 23.10.1972 г. бомбардировок севернее 20-й параллели (действия авиации в ДМЗ продолжались). В день окончания бомбардировок госсекретарь США Г. Киссенджер заявил: «Мир в наших руках». Однако его оптимизм быстро угас из-за неуступчивости ДРВ в вопросах, касающихся Южного Вьетнама. К 13 декабря переговоры вновь зашли в тупик и были приостановлены на неопределенный срок.

Северный Вьетнам. Декабрь 1972 г.

Чтобы заставить ДРВ стать более сговорчивой, США прибегли к испытанному способу давления - бомбардировщикам В-52. 18.12.1972 г. началась операция Linebacker II - удары стратегической и тактической авиации по целям в районе Ханой - Хайфон. По времени эти налеты совпали с рождественскими праздниками, за что получили название «новогодних бомбардировок». В качестве «подарка» вьетнамцы получили ночные «ковровые» бомбежки. В операции приняло участие немногим менее двухсот B-52D и небольшое количество B-52G. Каждый из них нес до 27 тонн бомб калибра 500 и 750 фунтов. Бомбардировщики прикрывались истребителями F-4, а подавление средств ПВО и блокирование аэродромов ДРВ осуществляли более сотни самолетов обеспечения. В дневное время массированно использовалась тактическая авиация. 
Собрав вокруг Ханоя и Хайфона львиную долю средств ПВО, вьетнамское командование пыталось организовать сопротивление. В результате в 733 вылетах В-52 американцы потеряли 15 машин (13 от огня ЗРК), причем шесть из них 20 декабря. По докладам экипажей бомбардировщиков, в тот день по ним было выпущено 220 зенитных ракет. Силы эскорта потеряли по два F-4 и F-111. 26 декабря по 120 «крепостям» было выпущено 68 ракет, однако сбить удалось всего два В-52.
19 декабря в 13.23 с аэродрома Ной Бай на перехват группы В-52, шедшей с эскортом F-4, поднялся дежурный МиГ-21. Набрав высоту 6000 м, летчик по команде с земли развернулся на цель. Вскоре он обнаружил бомбардировщик, находившийся на удалении 10-15 км впереди справа-сверху с включенными для выдерживания интервалов в строю аэронавигационными огнями (АНО). Доложив на КП об установлении визуального контакта с целью и получив приказ на уничтожение, пилот включил форсаж, сбросил подвесные баки и выполнил доворот на боевой курс с одновременным набором высоты. Выйдя на дальность пуска ракет, летчик по команде с земли (в нарушение инструкции!) включил РП-21, чем демаскировал себя. Экипаж В-52 выключил огни и применил активные радиопомехи. Через 30-40 секунд летчик МиГа ощутил разрывы ракет, выпущенных «Фантомами» сопровождения. После противоракетного маневра пилот МиГа был вынужден прервать перехват и вернулся на аэродром. При посадке самолет угодил в воронку от разрыва авиабомбы и потерпел аварию.
27 декабря в 22.00 с аэродрома Ен Бай на перехват В-52 вылетел летчик 921-го ИАП Фам Туан (впоследствии первый космонавт ДРВ). После набора высоты 6000 м он, не выключая форсажа, обнаружил по включенным АНО бомбардировщик. Выполнив на скорости 1200 км/ч разворот с креном 40° и оказавшись на дальности 2500 м позади В-52, он без включения РП-21 произвел по визиру грубую наводку оружия. Пущенные поочередно две ракеты попали в цель. Полупетлей выйдя из атаки, летчик благополучно вернулся на аэродром.
28 декабря в 21.00 с не подвергшегося бомбежке полевого аэродрома взлетел дежурный МиГ-21. На высоте 7000 м летчик увидел шедшую тремя километрами выше его цель. В момент начала атаки, хотя пилот и не включал радиоприцел, экипаж В-52 неожиданно погасил АНО (видимо, американцы прослушивали эфир). Лишь только вьетнамский летчик успел доложить об этом, как обе отметки от самолетов на экранах наземных РЛС пропали. Впоследствии осмотр обломков подтвердил гипотезу о столкновении МиГа с В-52.
Достаточно решительно действовали вьетнамские пилоты при отражении дневных налетов. Так, 28 декабря поднятая с аэродрома Ной Бай дежурная пара МиГ-21 внезапно атаковала четверку F-4 и сбила один из них. К месту боя подошли еще два «Фантома». Вьетнамская пара распалась: ведущему удалось оторваться от противника, а ведомый, сбив еще один F-4, катапультировался из подбитого самолета.
Однако в целом активность авиации ДРВ оказалась низкой. За 12 суток операции Linebacker II ее истребители совершили лишь 31 самолето-вылет (МиГ-21 -27 и МиГ-17 - 4), провели 8 воздушных боев, в которых сбили два В-52, четыре «Фантома» и один RA-5C. Свои потери - три МиГ-219 . «Новогодние» бомбардировки нанесли Ханою и Хайфону огромный ущерб. Практически все крупные предприятия и военные объекты были уничтожены, целые жилые кварталы стерты с лица земли. 29 декабря бомбежки района Ханой-Хайфон прекратились, а 2 января 1973 г. в Париже возобновились мирные переговоры.

Завершение войны. Январь 1973 г. - май 1975 г.

По мнению многих дипломатов, декабрьские бомбардировки заставили правительство ДРВ подписать 27 января 1973 г. Парижские мирные соглашения. Они предусматривали в том числе и полный вывод всех иностранных войск из Вьетнама. Но несмотря на все договоренности, вьетнамские коммунисты не собирались отступать от своих целей в Южном Вьетнаме. Это достаточно четко осознавал ряд конгрессменов США, добившихся оказания сайгонскому правительству огромной военной помощи, в том числе в области авиации. Программа Enhance предусматривала восполнение потерь, понесенных VNAF в 1972 г., a Enhance Plus -увеличение численности, структурную и техническую модернизацию южновьетнамских ВВС. Спешка в осуществлении программ была столь большой, что американцы пошли на частичное реквизиро-вание истребителей F-5, предназначенных для ВВС Южной Кореи, Ирана и Тайваня. Всего VNAF получили более 700 самолетов и вертолетов, в том числе: 118 F-5A/B/E, 90 А-37, 29 А-1, 22 АС-119К, 32 С-130, 23 ЕС-47, 24 Т-37, 35 О-2, 286 UH-1 и 23 СН-47. В результате численность авиапарка превысила 2000 единиц10, а личного состава -61000 человек. Это вывело южновьетнамские ВВС на четвертое место в мире (после СССР, США и КНР).
В 1973 - 1974 гг. части НВСО провели ряд тактических наступательных операций, одной из главных целей которых было выяснение решимости США вернуться к активному участию в войне. Наступавшие, широко используя ПЗРК «Стрела-2», нанесли существенный урон южновьетнамской авиации. За первые шесть месяцев 1973 г. 22-мя ракетами было сбито 5 самолетов и 3 вертолета, к концу года к ним добавились еще 12 самолетов. В следующем году потери VNAF значительно возросли и составили 229 самолетов и вертолетов сбитыми либо потерянными в происшествиях.
Ввиду низкой культуры обслуживания 224 машины, включая все А-1, пришлось поставить на консервацию, часть парка нуждалась в ремонте.
К началу 1975 г. НВСО сосредоточили в Южном Вьетнаме 11 дивизий общей численностью 225 тыс. чел. с большим количеством танков, артиллерии и средств ПВО. Помимо этих сил, насчитывалось около 150тыс. партизан. Сайгонская разведка не смогла вовремя обнаружить эти приготовления отчасти из-за того, что над районами сосредоточения противника было сбито четыре RF-5A - половина современных разведчиков VNAF. В результате 13 южновьетнамских дивизий, насчитывавших 185 тыс. чел., оказались рассредоточенными по всей стране. Еще 482 тыс. чел. территориальных сил (ополчения) были малобоеспособны.
6.01.1975 г. НВСО захватили столицу провинции Фук Лонг - город Фун Бинь всего в 50 км от Сайгона. В это время в свои права вступила новая администрация США во главе с Дж. Фордом, пришедшая к власти на волне антивоенных настроений. Поэтому о возврате американских войск во Вьетнам не могло быть и речи. Белый дом был вынужден ограничиться только официальными протестами. Это добавило решимости северо-вьетнамским коммунистам.
Генеральное наступление НВСО началось в ночь на 9.03.1975 г. атакой города Баймитхет. После пяти дней ожесточенных боев он был взят. Вскоре НВСО захватили города Контум и Плейку, заставив южновьетнамскую армию беспорядочно отступать. 28 марта начался штурм крупнейшего города и порта на севере Южного Вьетнама - Дананга. Через два дня он пал. На его аэродроме НВСО захватили более 180 самолетов и вертолетов, включая 33 боеготовых А-37, огромные запасы топлива и оружия. Потеряв Дананг, армия южан стала практически небоеспособной. Однако отдельные части продолжали оказывать ожесточенное сопротивление. Так, при атаке авиабазы Фу Кат наземный персонал занял круговую оборону, а пилоты, заправив свои А-37 и подвесив бомбы, взлетали под непрерывным обстрелом. Противник был так близок, что бомбы сбрасывали, даже не успев убрать шасси. Но все же гарнизон был вынужден эвакуироваться. 8 апреля президентский дворец в Сайгоне в третий раз подвергся воздушному налету. Удар нанес истребитель F-5, пилот которого перешел на сторону коммунистов.
Исход войны стал очевиден. Сторонники сайгонского режима начали покидать страну, в том числе и на транспортных самолетах США. Один из таких рейсов закончился трагически: при взлете с авиабазы Таншоннят потерпел катастрофу гигантский С-5А Galaxy.
Последним большим сражением на юге стала оборона города Ксуэн Лок.
Несмотря на поддержку его пятитысячного гарнизона правительственной авиацией, выполнившей около 600 боевых вылетов, 22 апреля город был взят. Примечательно, что в ходе этих боев транспортные самолеты С-130 применялись в качестве бомбардировщиков - баки с напалмом и даже сверхтяжелые бомбы ВШ-82 по 6800 кг сбрасывались через грузовой люк. С падением Ксуэн Лока организованное сопротивление южан прекратилось.
Бегство из Южного Вьетнама стало массовым. Многие пилоты VNAF на своих самолетах(27F-5, 8 А-37, 11 А-1, 6С-130, 13 С-47, 5 С-7 и 3 АС-119) перелетели в Таиланд. Около сотни переполненных беженцами вертолетов пытались сесть на палубы кораблей американского флота. Когда палубы переполнялись, вертолеты сбрасывали в море с целью освободить место для следующих.
29.04.1975 г. президент США Дж. Форд отдал приказ об эвакуации американского персонала. За следующие сутки вертолеты СН-53/46, НН-53В выполнили 640 вылетов, перебросив на авианосцы «Мидуэй», «Хэнкок» и универсальный транспортный корабль «Окинава» 3362 американца и 6422 южновьетнамца.
30 апреля ракетой «Стрела-2» был сбит южновьетнамский АС-119 - последний в этой войне. В тот же день танки Т-55, разбив ворота, ворвались на территорию президентского дворца. Война во Вьетнаме окончилась.
Вьетнамским коммунистам достались огромные трофеи, которые они использовали в ходе «освобождения Кампучии» в 1979 г. В 1983 г. на вооружении ВВС СРВ все еще оставалось: 15 F-5A, 25 А-37В, 4 С-130, 10 СН-47 и 45 UH-1 из состава VNAF. Один F-5E и один А-37В передали на изучение в СССР, где они заслужили хорошую оценку. Один F-5E передали в Чехословакию, и ныне его можно увидеть в пражском музее.
Всего в войне было убито и ранено почти пять миллионов вьетнамцев. Соединенные Штаты потеряли 56 тысяч человек погибшими, а 304 тысячи солдат и офицеров получили увечья. Из 2500 попавших в плен американских военнослужащих до 1974 г. в США вернулись лишь 600 человек. По вьетнамским данным, за период 1961 - 1973 гг. над всей территорией страны было сбито 3744 самолета и 4868 вертолетов. В свою очередь американцы полагают, что потери были примерно в 3 раза ниже. Поэтому к официальному счету побед северовьетнамских асов следует относиться критично. Более 130 миллиардов долларов обошлась Америке эта попытка защитить угодный ей режим в Южном Вьетнаме. Что касается СССР, то его материальные потери до сих пор остаются неизвестными, а из числа военных советников по официальным сведениям погибли 13 человек. Таковы итоги самой кровопролитной локальной войны XX века.


______________________________________________________________________________________________
Примечания:

1 
САК - Стратегическое авиационное командование.
2
  В том числе (к началу осени): 188 бомбардировщиков В-52; 360 тактических истребителей ВВС; 184 штурмовика и 96 истребителей ВМФ.
3 «Лайнбейкер» - не «Роллинг Тандер»; «Лайнбейкер» - это война. (Rolling Thunder - название воздушных операций над ДРВ в 1965-68 гг.)
4  Из
шести F-111A 428-й TFS 474-го TFW, прибывших в апреле 1968 г. для войсковых испытаний на таиландскую авиабазу Такли, было потеряно три самолета в 55 боевых вылетах.
5  Данные по американским источникам, возможно, несколько завышены.
6 Первую победу этот экипаж одержал 19.01.1972 г., сбив МиГ-21, а вторую 8.05.1972 г. над МиГ-17. После боя 10 мая летчики стали лучшими асами флота.
7 Такой ракете не требовался постоянный радиолокационный контакт с целью.
8 По условиям Парижских мирных соглашений убирать мины пришлось самим американцам. Проделали они это очень успешно, впервые применив вертолеты- тральщики.
9 За 1972-73 гг. истребители ВВС ВНА совершили 823 боевых вылета (МиГ-21 - 540, МиГ-17 - 207, Ми Г-19 - 76), провели 201 воздушный бой, сбив 89 американских самолетов и потеряв 53 своих (39 МиГ-21, 9 МиГ-17 и 5 МиГ-19). И это при том, что каждый второй вьетнамский летчик имел менее 450 часов налета. Всего с начала войны по январь 1973 г. над ДРВ было сбито: по вьетнамским данным - 4498 самолетов и вертолетов США, по американским данным - 7700.
10 По завершении поставок VNAF планировали иметь:
- 7 эскадрилий истребителей F-5 (включая разведчики RF-5A);
- 10 эскадрилий штурмовиков А-37;
- 3 эскадрильи штурмовиков
/4-7;
- 3 эскадрильи самолетов «ганшип» (по одной АС-47, АС-119G, АС-119К);
- 22 эскадрильи вертолетов UH-1;
- 4 эскадрильи вертолетов СН-47:
- 8 эскадрилий самолетов 0-1, U-17 и 0-2;
- 3 разведэскадрильи (RC-47, ЕС-47, RC-119, U-6A);
- 10 транспортных эскадрилий (С-7, С-47,
С-723, С-730, С-119).






Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100