Реклама... |
|
|
||
главная история авиации ввс в локальных конфликтах | ||
Из истории советских "Агрессоров" |
n Сергей Пазынич |
Тактика современных истребителей
многое взяла из опыта локальных войн,
являющихся, без сомнения, самым
эффективным полигоном для испытаний
новой боевой техники и вооружения.
Действительно, в начале 50-х годов в Корее
проверку прошли дозвуковые реактивные
самолеты, а пятнадцать лет спустя,
во Вьетнаме — сверхзвуковые,
оснащенные управляемыми ракетами; еще
через несколько лет, на Ближнем Востоке,
те же машины встретились в маневренных
воздушных боях, концепция которых
напрочь отрицалась еще в середине 60-х
годов. Результаты их боевого применения
были тщательно проанализированы
специалистами за рубежом. На основе
сделанных выводов вырабатывались
предложения по дальнейшему
совершенствованию тактики воздушного
боя.
Подготовка проводилась по программе «Кавказ»
(так называемое 500-е упражнение), в
которую входила отработка одиночного и
группового сложного и высшего пилотажа,
боевого маневрирования, одиночных и
групповых маневренных воздушных боев (в
составе пар, звеньев и групп
тактического назначения — 6, 8, 10
самолетов в группе) на средних, малых и
предельно малых высотах. Как проходила
эта подготовка, описывать не буду — это
тема для отдельной статьи, а пока можно
сказать, что бывало по всякому:
случались и аварии, и катастрофы (и не
мало)... Так или иначе, дело было сделано,
и к 1972 г. подготовили несколько групп.
Перед отправкой в Египет их «благословил»
ныне покойный, а тогда еще — Главный
Маршал авиации, Главнокомандующий ВВС П.С.Кутахов.
Была группа на МиГ-25
и несколько групп на МиГ-21МФ,
одна из которых базировалась на
авиабазе Бенисуэф и прикрывала город и
порт Александрию. Описания этих боев у
нас, как ни парадоксально (на западе об
этом исписаны тома литературы), пока еще
находятся под определенным грифом, да и
освещение тех событий — задача не
данной публикации. Если сказать об этом
кратко, то подготовка в Центре дала
положительные результаты, хотя имели
место и промахи, были и боевые потери...
Автор данной публикации в качестве летчика МиГ-21бис в составе различных полков, где в то время проходил службу, участвовал в проверках на этой авиабазе в 1978, 1980, 1981, 1983 годах. Очень много интересного, тема для целой книги. Если в двух словах, то программы проверок были очень сложные, напряженные и . интересные, бывало всякое... Но у летчиков Базы всегда класс подготовки был высочайший и «воевать» с ними было не просто. В составе эскадрилий «Агрессоров» были опытнейшие авиаторы. Со временем летчиков с опытом Ближнего Востока становилось все меньше, и их в строю заменяли пилоты, как правило, 1-го класса и «снайперы», причем последних было всегда около 35—40 %. Обновлялась со временем и техника. Уже осенью 1975 г. вторая эскадрилья перевооружилась на МиГ-23М и МиГ-23УБ.
В 1984 г. вместо МиГ-23М на вооружение второй эскадрильи поступили МиГ-23МЛД. Самолеты были камуфлированы еще на заводе. Набор цветов примерно соответствовал описанным выше, бортовые номера — светло-синие с белым кантом. В 1987 г. первая авиаэскадрилья освоила МиГ-29. Раскраска у них была стандартной для этого типа самолета, бортовые номера — красные с белым кантом.
Однако, к этому времени возникла
проблема следующего характера: к
проверкам на Базе привлекались
авиаполки на истребителях, однотипных «местным».
Поэтому летчикам, особенно при
выполнении групповых маневренных
воздушных боев, было сложно определить
— где «свой», где «чужой». Для решения
проблемы (не без учета опыта
американских авиаэскадрилий «Агрессор»)
командование приняло решение нанести на
самолеты, принадлежащие Базе,
отличительную окраску: так называемые «коньячные
полосы» (у МиГ-29
на верхних поверхностях крыльев и
фюзеляже, а у МиГ-23
— на килях) и «акулью пасть» в носовой
части. Кроме того, на вертикальном
оперении машин писались бортовые номера
цифрами белого цвета (высотой 15—20 см).
Это было удобно для работы на земле.
Когда на полетах на центральной
технической позиции стоят 20—30
самолетов в один ряд, то по номеру на
фюзеляже (воздухозаборнике) — видно
лишь 2—3 машины, а по цифрам на килях,
учитывая что и командно-диспетчерский, и
инженерный пункты управления
расположены сзади стоянки, видны
практически все номера.
Сейчас средств не хватает, чтобы поддерживать соответствующий уровень подготовки летчиков. Многие из лично знакомых автору летчиков уволились из армии, некоторые перевелись для дальнейшей службы в европейскую часть России... Связь с нынешней Базой почти утрачена, и дальнейшая судьба ее вырисовывается пока не очень четко. То там, то здесь появляется невнятная информация. Надежда мала, и все же ожидается, что история советских, а ныне — российских «агрессоров» еще не окончена. Возможно, они поменяют место своей дислокации, и База продолжит свое существование уже на территории России, и учебные бои будут проходить не над песками Кара-Кумов, а в небе над волжскими степями...
|
|