Уголок неба ¦ ВВС Азербайджана в Карабахской войне

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   ВВС Азербайджана в Карабахской войне
             
         n Мамед Велимамедов  

 

История создания ВВС Азербайджана ведет отчет с 8 апреля 1992 г. В этот день азербайджанская армия обзавелась собственной авиацией в виде единственного Су-25, угнанного с аэродрома Ситал-Чай (где базировался 80-й отдельный штурмовой авиационный полк) 25-летним старшим лейтенантом Вагифом Бахтияр оглу Гурбановым. Летчик при помощи своих соотечественников - авиатехников лейтенанта Фуада Мамедова, прапорщика Акифа Гулиева и прапорщика Гюльбудага Бинятова, подготовил штурмовик к полету и перелетел на гражданский аэродром г.Евлах, откуда через месяц стал совершать боевые вылеты.

Еще до угона самолета, Вагиф Гурбанов связался с Суретом Гусейновым (он тогда был директором Евлахской фабрики обработки шерсти и оказывал огромную материальную помощь создаваемым подразделениям азербайджанской армии, в начале мая 1992 г. он стал руководителем организации "Военное Единство", объединявшей азербайджанские отряды самообороны, а с лета 1992 г. командиром 2-го армейского корпуса) и тот обещал оказать ему полную помощь. Поэтому по уже заранее достигнутой договоренности Вагиф Гурбанов угнал самолет в Евлах. Совершив перелет примерно 12 минут, Вагиф Гурбанов приземлился на аэродроме в Евлахе, где его ждали люди Сурета Гусейнова. На следующий день в Евлах также прибыли авиатехники Фуад Мамедов и Акиф Гулиев. Через несколько дней, покинув расположение 80-го ОШАП в Евлах также прибыли авиатехники Гюльбудаг Буниятов, Башир Алиев, Эльман Джалилов и Тофик Шахбузов. Именно эти шесть авиатехников, стали первой группой авиатехников ВВС Азербайджана и готовили Су-25 к вылетам.

Надо отметить, что местный аэропорт в Евлахе не был приспособлен для военных самолетов, т.к. взлетно-посадочная полоса была длиной всего 2 км, вместо необходимых 3 км. Но Вагиф Гурбанов смог посадить самолет. Т.к. самолёт искали российские войска, через несколько дней самолет был перегнан и спрятан в Шеки.

Для того, чтобы самолет Су-25 смог совершать вылеты, Сурет Гусейнов организовал ремонтные работы, в ходе которых взлетно-посадочная полоса аэропорта в Евлахе была увеличена с 2 до 3 км.

Боеприпасы для Су-25 были вывезены из военного склада в пос.Зазаллы, во время его захвата отрядом под руководством Сурета Гусейнова 20-22 апреля 1992 г.. Там хранилось большое количество авиационных средств поражения, которые во время захвата склада были вывезены в Евлах.

8 мая 1992 г. Вагиф Гурбанов совершил свой первый боевой вылет. Этот день можно считать днем азербайджанских ВВС. В этот день им были нанесены авиационные удары около Шуши с использованием авиабомб по армянским войскам, которые атаковали Шушу.


                                                                        Су-25 ВВС Азербайджана

После нескольких боевых вылетов из Евлаха для нанесения авиаударов по армянским войскам в районе Шуши у самолета Су-25 сломался двигатель. Поэтому Вагиф Гурбанов уже не мог совершать вылеты. Для ремонта двигателя Сурет Гусейнов связался с ответственными людьми в Грузии, которые помогли достать двигатель для Су-25 с Тбилисского авиазавода. Этот двигатель был привезен в Азербайджан, установлен на Су-25 и к началу наступления 12 июня 1992 г. Су-25 уже мог совершать боевые вылеты.

После развала СССР на территории Азербайджана дислоцировались следующие авиационные части и подразделения: 80-й отдельный штурмовой авиационный полк, аэродром Ситал-Чай, на вооружении состояли самолеты Су-25; 976-й бомбардировочный авиационный полк, аэродром Кюрдамир, на вооружении состояли самолеты Су-24М; 882-й отдельный разведывательный авиационный полк, аэродром Далляр, на вооружении состояли МиГ-25РБ и Су-24МР; 82-й истребительный авиационный полк, аэродром Насосный, на вооружении состояли самолеты МиГ-25ПДС. В ночь с 9 на 10 июня 1992 г. был осуществлён массированный взлёт и перебазирование на территорию России основной части находившихся на территории Азербайджана боевых самолетов. При этом из строя была выведена часть аэродромного оборудования и техники. Часть самолетов была брошена на аэродромах, часть самолетов смогли захватить местные отряды, не дав их перегнать. Всего на территорию России удалось вывести порядка 82 боевых самолетов (28 Су-24М, 10 Су-24МР, 36 Су-25, 8 МиГ-25РБ).

По современным данным, азербайджанские отряды сумели полностью захватить материальную часть 82-го истребительного авиационного полка Войск ПВО на аэродроме Насосный (38 истребителей-перехватчиков МиГ-25ПДС), а также пять находившихся в ремонте на расположенном там же 210-м авиационном ремонтном заводе Войск ПВО самолетов МиГ-25П и МиГ-25РБ ВВС Сирии. Кроме того, Азербайджан получил примерно половину материальной части 882-го отдельного разведывательного авиационного полка ВВС в Далляре (девять самолетов-разведчиков Су-24МР и шесть МиГ-25РБ) и по одному самолету Су-24М в Кюрдамире и Су-25 Ситал-Чае. Из состава двух учебных авиационных полков Войск ПВО Азербайджан получил суммарно 109 учебно-тренировочных самолетов L-29 и 168 самолетов L-39.

В Узбекистане в 1992 г. Азербайджаном были куплены с ремонтной базы в Чирчике два истребителя МиГ-21СМТ61. Осенью 1992 г. на Украине были куплены три (по некоторым данным четыре) истребителя-бомбардировщика Су-17М3. Также в 1992 г. в Грузии на Тбилисском авиационном заводе были приобретены три штурмовика Су-25 новой постройки.

В 1993 г. Азербайджан начал закупки по низким ценам боевой техники на Украине, ставшей одним из главных военно-технических партнеров Азербайджана. С сентября 1993 г. по январь 1994 г. Азербайджан получил восемь истребителей МиГ-21СМ, два истребителя-бомбардировщика Су-17М3, два самолета-разведчика МиГ-25РБ.


                                                                         МиГ-25 ВВС Азербайджана

В конце мая 1992 г., в азербайджанских ВВС появился и второй летчик - Балахан Гахраманов. Он перешел в ряды азербайджанской армии из рядов бывшей Советской Армии. В июне 1992 г. Балахан Гахраманов привел с собой военного летчика Константина Вирцева, с которым вместе служил. Тут над отметить, что комплектование ВВС Азербайджана шло по принципу, когда действующие военные летчики приводили в ряды ВВС своих прежних сослуживцев из рядов бывшей Советской Армии. После развала СССР и начала развала бывшей Советской Армии, большое количество военных летчиков осталось не у дел и без средств к существованию. Поэтому многие соглашались на службу в рядах ВВС Азербайджана, где можно было получать денежное довольствие.

Также надо отметить, что с самого начала развитие ВВС Азербайджана шло под руководством Сурета Гусейнова, который к тому времени фактически руководил большинством азербайджанских вооруженных формирований в Карабахе. Его вклад в становление и развитие ВВС Азербайджана сложно переоценить. Все снабжение ВВС Азербайджана боеприпасами, запчастями, горючим, поддержание инфраструктуры аэродромов, денежное довольствие и социальное обеспечение летчиков и т.д. все обеспечивалось Суретом Гусейновым. После смерти или попадания в плен, оказывалась помощь семьям этих летчиков. Фактически фундамент и основа ВВС Азербайджана были заложены им.

После вывода значительной части самолетов в Россию, под контроль Сурета Гусейнова также перешли аэродромы в Далляре и Кюрдамире. Им были организованы работы по восстановлению аэродромной инфраструктуры, после чего со второй половины июня, боевые вылеты осуществлялись из аэродромов в Далляре или в Кюрдамире.

С середины июня 1992 г. Балахан Гахраманов и Константин Вирцев начали совершать боевые вылеты на Миг-21. Боевые вылеты совершались с военного аэродрома в г.Кюрдамир.

При уходе российских войск на аэродроме в Кюрдамире был брошен неисправный Су-24. При помощи перешедшего на службу в азербайджанскую армию военного летчика Сергея Муртазалиева были начаты работы по ремонту Су-24. Суретом Гусейновым была организована доставка с Тбилисского авиазавода запчастей и после ремонта, где-то с конца июля Су-24 начал боевые вылеты, под управлением Сергея Муртазалиева.

Главным источником запчастей для самолетов стала каннибализация однотипных аппаратов. Поддерживать боеготовность помогала и сравнительная простота самолетов 1960-1970-х гг. Самостоятельное производство некоторых запчастей для них было освоено на некоторых предприятиях в Азербайджане. Базовый ремонт и обслуживание были освоены на Насосненском авиаремонтном заводе.

Т.к. полученные МиГ-25 были в основном модификаций ПДС или П, и не были приспособлены для бомбардировок, были проведены работы по их небольшой переделке. За один вылет Миг-25 мог взять с собой 6 авиабомб общим весом 3т. Правда при бомбометании выпускались сразу все 6 бомб. Азербайджанские ВВС в подавляющем большинстве случаев использовали только 80-мм неуправляемые ракеты С-8 и фугасные и осколочно-фугасные авиабомбы калибром 250 и 500 кг. Периодически использовались объемно-детонирующие авиабомбы калибром 500 кг. Также армянской стороной заявлялось об использовании разовых бомбовых кассет с осколочными боевыми элементами калибром 500 кг (скорее всего речь идет РБК-500 АО 2,5РТМ). Авиационные боеприпасы использовались с оружейных складов бывшей Советской Армии, которые находились на территории Азербайджана и после вывода частей 4-й армии были переданы Министерству обороны Азербайджана.

Один Миг-25РБ стали использовать в качестве разведчика. Он использовался для аэрофотосъемки территории Нагорного Карабаха. На нем летал Александр Плеша, более известный как Васильич. После разведывательных полетов над территорией Карабаха, сделанные фотографии проявлялись в специальной лаборатории на территории аэродрома в пос.Далляр.

Т.к. пилотов и боеготовых самолетов было мало, для обеспечения интенсивности авиационных ударов один пилот на одном самолете совершал до 4-6 боевых вылетов в сутки. C июля 1992 г. по июнь 1993 г. – первым командующим ВВС Азербайджана был полковник Кравцов Владимир Иванович.

Боевые вылеты осуществляли в основном самолеты Су-24МР и МиГ-25РБ (разведчик-бомбардировщик), в то время как МИГ-25ПДС вылетали в основном как отвлекающая группа. После приобретения МиГ-21 и Су-25, основные боевые вылеты совершали эти самолеты. Использовались как групповые вылеты, так и удары одиночными самолетами с использованием только неуправляемого оружия по заранее заданным целям.


Су-24 ВВС Азербайджана

Тут надо заметить, что основная часть переданных Азербайджану или захваченных азербайджанцами боевых самолётов - это были перехватчики МиГ-25ПДС (П), а также разведчики МиГ-25РБ и Су-24МР. Характеризуя атаки на вышеуказанных самолётах, необходимо упомянуть, что атаки также велись без применения сложных прицельных комплексов, которые часто выходят из строя, требуют квалифицированного обслуживания и запчастей. Поэтому в основном азербайджанские ВВС ограничивались бомбёжками населённых пунктов или крупных военных объектов, при том, что точность бомбометания была низкой. Да и ударная мощь наспех созданных азербайджанских ВВС, состоявших из самолетов, перепрофилированных из разведчиков и перехватчиков в бомбардировщики, была незначительной. У ВВС Азербайджана не было необходимого аэродромного оборудования, навигационных систем, прицельных комплексов, систем наземного обслуживания. Примитивные прицелы устаревших истребителей-перехватчиков обеспечивали точность бомбовых ударов лишь порядка сотни метров от точки прицеливания.

Для организации взаимодействия сухопутных подразделений и авиации активно привлекались передовые авианаводчики как в составе самостоятельных групп, так и в составе подразделений, действующих на земле. В мае-июне 1992 г., группой инструкторов 22 отдельной бригады специального назначения ГРУ (дислоцированной в пос.Перешкюль около г.Баку) было проведено обучение примерно 300 разведчиков для азербайджанской армии, которые в том числе были обучены организации передового авиационного наведения. После прохождения обучения, данные разведчики были распределены по разным подразделения азербайджанской армии, в составе которых в том числе и выполняли функции по передовому авиационному наведению.

Как уже выше отмечалось, первой боевой операцией азербайджанских ВВС стали авиаудары, который наносились штурмовиком Су-25 под управлением Вагифа Гурбанова по армянским отрядам, наступавшим на Шушу. Следующей операцией азербайджанских ВВС стала авиационная поддержка наступления азербайджанской армии летом 1992 г. В основном это были поражения стационарных целей – объектов инфраструктуры и бронетехники. Так во время боев за с.Дрмбон Агдеринского района 09 июля 1992 г. ударами с МиГ-21 под управлением Константина Вирцева, при обеспечении передового авиационного наведения со стороны разведроты 123-го мотострелкового полка азербайджанской армии, была уничтожена колонна армянских войск в составе 6-ти БМП.

Также использовались средства радиоэлектронной борьбы, для ведения разведки и радиоподавления радиосвязей армянских вооруженных формирований в сочетании с нанесением ударов авиацией, по вскрытым объектам(целям) и скоплениям боевых групп противника. Так при выводе частей 4-й армии ЗакВО, около Баку был брошены средства РЭБ, ранее дислоцированного там батальона радиоэлектронной борьбы. Об этом один бывший офицер 4-й армии, ранее служивший в этой войсковой части, сообщил Сурету Гусейнову, который организовал доставку этих средств РЭБ в г.Евлах. Там эти средства РЭБ, при помощи бывших офицеров 4-й армии и гражданских технических специалистов были подготовлены для решения задач по предназначению. После чего, эти средства РЭБ были расположены в пос.Халдан, для ведения радиоразведки радиосетей и радионаправлений армянских вооруженных формирований, по поиску и созданию помех радиосвязям армянских вооружённых формирований в зоне боевых действий. Были привлечены азербайджанцы-беженцы из Армении, которые хорошо знали армянский язык, с целью прослушивания переговоров по радиосвязи армянских вооружённых формирований. Разведывательные данные получались в основном, в результате радиоперехвата переговоров командиров боевых групп в радиосети боевого управления. Так, в середине августа 1992 г. (точную дату установить не удалось) в ходе радиоперехвата была получена информация о выдвижении крупной колонны противника по дороге Ходжалы - Аскеран. На основе данных радиоперехвата, из аэродрома Кюрдамир вылетели два МиГ-25 и один Су-25, которые нанесли групповой авиационный удар по данной колонне армянских войск.


                                                                        Су-25 ВВС Азербайджана

По мере укрепления кадрового состава ВВС и увеличения числа боеготовых самолетов, круг задач, выполняемых авиацией, стал увеличиваться. Помимо ударов по опорным пунктам и скоплениям противника, на азербайджанскую авиацию легла задача по нарушению логистики противника. Из Армении в Карабах, через Лачинский коридор, шли отдельные машины и целые колонны с оружием, боеприпасами, бронетехникой и предметами снабжения. Целью было затруднить эти перевозки. В основном для этого использовались Су-25 или Су-24 в режиме свободного поиска для штурмовки целей. В то же время полностью заблокировать поставки было невозможно, так как азербайджанская авиация имела крайне ограниченные возможности по ночным полетам.

Осенью 1992 года азербайджанские ВВС сконцентрировались на нанесении ударов в Шушинском и Лачинском районах, где проводилось крупное наступление азербайджанских войск. При этом несмотря на активные авиаудары, так и не удалось изолировать район боевых действий. В январе 1993 года азербайджанские ВВС оказывали поддержку зимнему наступлению азербайджанских войск, нанося авиаудары по позициям армянских войск в Агдеринском и на границе Агдамского района.

После отстранения Сурета Гусейнова от командования 2-м Армейским корпусом, боевая работа азербайджанской авиации была значительно дезорганизована. Во время событий 4 июня 1993 г. в Гяндже, правительство НФА пыталось заставить пилотов азербайджанских ВВС, принять участие в карательной операции против верных Сурету Гусейнову войсковых частей. Но, учитывая высокий авторитет Сурета Гусейнова среди пилотов ВВС, никто из пилотов не согласился принять участие в этой операции. По приказу руководства страны ВВС должны были нанести авиаудары по местам скопления верных Сурету Гусейнову в Гяндже войск. Однако поднявшись с аэродрома Кюрдамир с полным боекомплектом самолёты пролетев над Гянджой, сбросили авиабомбы в пустынной местности к востоку от Гянджи. Также, значительная часть боевого состава ВВС, перешла на сторону Сурету Гусейнова. Так, экипажи четырёх вертолета Ми-24 и одного вертолёта Ми-8 с летательными аппаратами прилетели в Гянджу и перешли на сторону Сурета Гусейнова.

Летом 1993 года, подразделения ВВС Азербайджана принимали активное участие в отражении наступления армянских войск на прилегающие к Нагорному Карабаху районы, нанося авиаудары как по наступавшим армянским войскам, так и по путям их снабжения. И в дальнейшем, в ходе боевых действий на фронте в 1993-1994 годах, азербайджанская авиация продолжала с честью выполнять возложенные на нее задачи.

Потери авиационной техники в ходе Карабахской войны были значительными. Свою роль играли как недостаточная боеготовность ВВС Азербайджана, так и усиление ПВО армянских войск в Карабахе. Точное количество сбитых самолетов и погибших пилотов неизвестно до сих пор. Разными источникам приводятся разные данные. В списке ниже я постарался привести лишь те данные, которые не вызывают сомнения и подтверждаются из нескольких источников. При этом сами потери разделил как на боевые, так и на небоевые.

Боевые потери азербайджанских ВВС в ходе Карабахской войны:

  • 13 июня 1992 года, из ЗСУ "Шилка" над Аскераном был сбит Су-25 под управлением Вагифа Гурбанова. Пилот погиб.
  • 19 июля 1992 г. был над Агдеринским районом сбит Су-24 МР под управлением Игоря Бородина и Юнусова Шабана. Оба пилота погибли.
  • 25 июля 1992 года в районе с.Маниклу Агдеринского района был сбит МиГ-21 под управлением Константина Вирцева. Пилота спас поисково-спасательный отряд под командованием Назима Байрамова.
  • 20 августа 1992 года, над Степанкертом был сбит Миг-25 под управлением Юрия Беличенко. Пилот попал в плен.
  • В середине сентября 1992 г. в районе с. Ванк Агдеринского района, был сбит Су-25 под управлением пилота по имени Тимур (другие данные установить не удалось). Пилот смог катапультироваться и приземлился на нейтральной полосе. Был спасён бойцами танкового батальона под командованием Алтая Байрамова и эвакуирован в тыл.
  • В октябре 1992 г. во время ознакомительного облёта зоны боевых действий парой МиГ-25, был сбит ведомый МиГ-25 под управлением Тельмана Гусейнова. Пилот смог катапультироваться и был эвакуирован в тыл вертолётом поисково-спасательного отряда.
  • 09.10.1992 г. в районе с.Малыбейли Шушинского района, из ЗРК "Оса" был сбит Су-24 МР под управлением пилотов Александра Черноусова и Манафа Набиева. Оба пилота погибли.
  • 15 января 1993 г., в районе между сёлами Арачадзор и Сырхавенд Агдеринского района, из ЗРК "Оса" и ПЗРК были подбиты МиГ-25 под управлением Алексея Плотникова и МиГ-21 под управлением Анатолия Чистякова. Пара самолетов возвращалась с выполнения задачи по подавлению огневых точек противника, располагавшихся за с.Арачадзор. Ведомый МиГ-25 был сбит средствами ПВО противника, расположенными юго-западнее села Ванка. Пилот Алексей Плотников катапультировался, но сильным ветром его сносило все дальше в тыл армянских войск. Ведущий на МиГ-21 Анатолий Чистяков не бросил товарища. Он развернулся и в пике расстреляв весь боезапас 23мм пушки, стал кружить вокруг товарища, чтобы струей двигателя сдуть парашют Алексея Плотникова к позициям азербайджанских войск. Анатолий Чистяков был также сбит и катапультировался, но попал в плен к армянам. Пилот МиГ-25 Алексей Плотников был расстрелян при приземлении над территорией противника.
  • Зимой 1993 года в войне Муровдага был потерян Су-24МР под управлением Игоря Лысенко (имя второго пилота не установлено). Причина так до конца и неизвестна: катастрофа или был сбит. Оба пилота погибли.
  • 04 июля 1993 г., на границе Агдамского и Аскеранского районов был сбит Су-25 под управлением Анатолия Бессонова. Пилот погиб.
  • 17 февраля 1994 г., из ЗРК "Оса" над Физулинским районом был подбит МиГ-21 под управления Марата Ишкнеева. Пилот попал в плен.
  • В марте 1994 г. был сбит Су-25. Пилот (данные установить не удалось) смог катапультироваться и поисково-спасательным отрядом был эвакуирован в тыл.

По небоевым потерям:

  • В октябре 1992 г. МиГ-25 отвлекающей группы над Степанакертом (это был единственный оборудованный фотоаппаратами МиГ-25РБ No. 76). На большой высоте пилот Михаил Астафьев из-за неподготовленности, вывел двигатель в режим "помпажа" и свалил самолёт в штопор. Пилот смог катапультироваться. Был спасен вертолетом поисково-спасательной службы и эвакуирован в тыл.
  • В январе 1993 г. пилот Рева угнал самолет МиГ-25ПДС в Армению. В первом же вылете он оторвался от своего ведущего (это был Александр Плеша) и нырнул в Армению. Оба поднялись с аэродрома в Далляре, полетели через Муровдаг в направлении Агдере и вдруг ведущий обнаружил его пропажу. Сначала думали, что врезался в Муровские горы, затем узнали, что угнал в Армению, но машину серьезно повредил при посадке. Как уже позже, удалось выяснить, армяне завербовали его еще до приезда в Азербайджан и потребовали наняться в ВВС Азербайджана и угнать самолет в Армению (доказательств по каким причинам его удалось завербовать нет). Тот через своего товарища, уже служившего в ВВС Азербайджана поступил на службу и угнал самолет. Заодно сообщил армянам количество мигов в ВВС Азербайджана.
  • Летом 1993 г. пилот Эльхан Вердиев (в 1989 году выпустился из Борисоглебского авиаучилища), погиб на МиГ-25 на аэродроме Насосный, не справившись с управлением на взлете.
  • 31 августа 1993 г. на аэродроме Кюрдамир, потерпел катастрофу Су-24 МР под управлением пилотов Сергея Муртузалиева и майора Шайдулла из ВВС Афганистана (это была группа офицеров ВВС Афганистана, которые были направлены на учебу в СССР, но после падения режима Наджибуллы не смогли вернуться). При выполнении учебно-тренировочного полета, экипаж совершил ошибку в пилотировании и упал на ВПП.
  • В декабре 1993 г. погиб Константин Вирцев, Самолет СУ-17М3, закупленный на Украине, прибыл в Азербайджан в разобранном состоянии и был собран на Насосненском авиаремонтном заводе. После сборки самолета должен был проведен облет самолета, который включает в себя целый комплекс работ. Однако Константин Вирцев проигнорировал подготовку к облету, а сразу взлетел и начал выполнять пилотаж на малых высотах над аэродромом в Насосном, в результате на справился с управлением и врезался в землю на аэродроме. В результате катастрофы погиб техник самолета ИЛ-76, который находился на стоянке (осколками СУ-17 оторвало ноги).


                          МиГ-25ПД ВВС Азербайджана, угнанный в январе 1993 г. пилотом Рева в Армению

Действия азербайджанской авиации в конфликте характеризовались рядом специфических особенностей. Фактически с нуля, в условиях ведения войны, приходилось создавать ВВС страны. При этом, не имея достаточного количества подготовленных кадров. Одной из особенностей была значительная устарелость, изношенность и низкая боеготовность материальной части ВВС, в результате чего имела место невысокая интенсивность применения авиации. В условиях слабой национальной оборонной промышленности и ремонтных мощностей, ВВС Азербайджана испытывали сильнейшие трудности с технической исправностью материальной части и с пополнением авиационным вооружением. Фактически боеготовый состав ВВС Азербайджана оставался немногочисленным в ходе всего периода войны. Это ограничивало возможности ВВС Азербайджана по решению сколько-нибудь серьезных задач, оставляя для них возможность только частных и тактических действий и локального воздействия на определенные участки и объекты. Поэтому при наличии и важности превосходства в воздухе ВВС Азербайджана не обладали необходимым и достаточным потенциалом для перелома хода боевых действий и достижения оперативных результатов.





Уголок неба. 2019 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100