Реклама... |
|
|
||
главная история авиации ввс в локальных конфликтах | ||
Вертолеты ВВС Азербайджана в Карабахской войне |
n Мамед Велимамедов |
История создания армейской авиации Вооруженных Сил Азербайджана берет начало в феврале 1992 г., когда было сформировано первое подразделение армейской авиации, состоявшей из ударных вертолетов Ми-24. К моменту распада СССР на территории Азербайджана располагались следующие подразделения бывшей Советской Армии, имевшие на вооружении вертолеты:
Также на территории Азербайджана дислоцировались две авиационные эскадрильи погранвойск КГБ СССР:
В начале февраля 1992 г. пилоты 386-ой ОВЭ несанкционированно перегнали один вертолет Ми-24 на аэродром Забратского авиаотряда. 10 и 11 февраля 1992 г. пилоты 386-ой ОВЭ Сергей Сенюшкин и Алексей Шварев перегнали ещё два вертолёта Ми-24. 14 февраля 1992 г. пилоты Забратского авиаотряда: Явер Алиев, Ханлар Саттаров, Эдисон Гасанов, Закир Юсифов и Фаик Мамедов перегнали ещё пять вертолетов Ми-24 из расположения 386-ой ОВЭ (пос.Сангачалы). Через день оттуда же был перегнан еще один Ми-24. Все девять ударных вертолетов Ми-24 были размещены на территории Забратского авиаотряда, и стали основой армейской авиации Вооруженных Сил Азербайджана. Командира Забратского авиаотряда полковника Явера Алиева по праву можно назвать основоположником азербайджанской армейской авиации. Летом 1992 г. начался процесс передачи вооружения подразделений бывшей Советской Армии в распоряжение МО Азербайджана. Россия, без согласования с азербайджанской стороной, вывела значительное количество авиатехники, в том числе вертолетов. Так полностью были выведены в Россию 286-ая и 381-ая ОВЭ. Материальная часть других эскадрилий также в основном была выведена в Россию. Летом 1992 г. МО Азербайджана было передано ещё 10 вертолетов: один Ми-24 (по некоторым данным он был в неисправном состоянии) и девять Ми-8. Также были переданы четыре вертолёта Ка-27ПС и несколько вертолетов Ми-2. Надо отметить, что существует различные сведения о количестве переданных Ми-24. По одним из них Азербайджану было передано 18 единиц. Эта цифра вызывает сомнения, т.к. всего на территории Азербайджана в составе подразделений бывшей Советской Армии дислоцировалось 24 вертолёта Ми-24, а также 4 вертолёта Ми-24 в составе подразделений погранвойск. Большая часть вертолетов Ми-24 была выведена в Россию. По состоянию на 17 июля 1992 г., в ходе обмена военной информацией между государствами-участниками Договора об ОВСЕ, Азербайджан признавал получение 9 вертолетов Ми-24 из состава 386-ой ОВЭ. В ноте No. 49 МИД России от 30 марта 1993 г. (ОДВТ изъятые из под юрисдикции РФ до 13 февраля 1993 г.) сообщается о 8 ударных вертолетах, переданных Азербайджану . 22 сентября 1993 г. при подписании Протокольной записи двусторонних консультаций между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией стороны согласились, что Азербайджану было передано 8 ударных вертолетов. В ноте No. 175 МИД Азербайджана от 06.11.1993 года, направленной делегациям государств-участников Договора об ОВСЕ в совместную консультативную группу в Вене, также указывается, что Азербайджан получил 8 ударных вертолетов . Таким образом, информация о 18-ти переданных Азербайджану вертолетов Ми-24 никак не подтверждается документальными данными. Можно констатировать, что при разделе имущества бывшей Советской Армии, Азербайджаном было получено от 8 до 10 ударных вертолетов Ми-24. Несколько вертолетов Ми-8 были переоборудованы, оснащены пулеметами, неуправляемыми авиационными ракетами и начали использоваться как вертолеты боевого обеспечения. Для усиления огневой мощи на бортах стали размещать бойцов, вооруженных АКМ.
Хотелось бы отдельно рассказать о пилотах Забратского авиаотряда. Изначально авиаотряд был сформирован как подразделение гражданской авиации, оснащенное вертолетами МИ-8Т. С началом Карабахской войны и созданием национальных Вооруженных Сил, возникла острая потребность в специалистах-вертолетчиках высокой квалификации. Такие пилоты имелись в Забратском авиаотряде. Экипажи Забратского авиаотряда уже длительное время совершали полеты в зону боевых действий, доставляли на передовую продовольствие, боеприпасы, медикаменты, вывозили из зоны боевых действий раненых и гражданское население. Первые боевые потери отряд понес 28 января 1992 г.: во время эвакуации мирных жителей из осаждённого армянами села Малыбейли при подлете к Шуше из ПЗРК "Стрела" армянами был сбит гражданский вертолёт Ми-8Т, управляемый экипажем в составе Виктора Серёгина, Сафы Ахундова и Арастуна Махмудова. После попадания в салоне возник пожар, но командиру воздушного судна Виктору Серёгину удалось отвести падающий борт от жилых кварталов г. Шуша. Экипаж и все 47 пассажиров погибли. Из пилотов Забратского авиаотряда были сформированы экипажи для управления боевыми вертолетами. Подготовка к вылетам и техническое обслуживание вертолетов также осуществлялись техниками Забратского авиаотряда. Приказом МО Азербайджана от 22 февраля 1992 г. большинство пилотов авиаотряда были зачислены в состав Вооруженных Сил. Началось ускоренное переобучение и освоение боевых вертолетов Ми-24. Большая заслуга в этом принадлежит летчику-инструктору майору Сергею Сенюшкину и летчику 1 класса капитану Евгению Карлову, перешедшим на службу в ВВС Азербайджана из 386-ой ОВЭ. К сожалению, во время учебного полета, в результате катастрофы погибли командир Забратского авиаотряда полковник Явер Алиев и лётчик-инструктор Сергей Сенюшкин. В ряды Вооруженных Сил Азербайджана перешло значительное число пилотов вертолетов из подразделений бывшей Советской Армии дислоцированных на территории Азербайджана. Они уже имели большой практический опыт эксплуатации боевых вертолетов. После укомплектования первых экипажей, ударные вертолеты Ми-24 начали боевые вылеты в зону боевых действий в Карабахе. Основным аэродромом базирования боевых вертолетов стал аэродром Сангачалы. При использовании ударных вертолетов в боевых действиях, они заранее перемещались на аэродромы, расположенные в близости от линии фронта, откуда и совершали боевые вылеты. Первый боевой вылет армейской авиации Азербайджана состоялся 28 февраля 1992 г. Два ударных вертолеты Ми-24 под управлением Туваева и Юсифова, а также Шварева и Ширинова, осуществили сопровождение гражданских вертолетов Ми-8, вывозивших мирных жителей из села Умудлу Агдеринского района Нагорного Карабаха, окруженного армянскими военными формированиями. При эвакуации вертолеты подверглись обстрелу из крупнокалиберных пулеметов. Ответным огнем противник был подавлен, и эвакуация мирного населения была проведена без потерь. С 28 февраля по 04 марта 1992 г. вертолеты армейской авиации осуществляли сопровождение и прикрытие гражданских вертолетов, осуществлявших вывоз тел жителей пос.Ходжалы, расстрелянных армянскими боевиками около села Нахичеваник Аскеранского района.
Первоначально основной проблемой армейской авиации была острая нехватка боеприпасов для ударных вертолетов и тепловых ловушек. Из-за этого боевые вылеты осуществлялись по мере обеспечения необходимыми боеприпасами. Эта проблема была разрешена только после захвата 20-22 апреля 1992 г. отрядом под руководством Сурета Гусейнова склада боеприпасов в пос. Зазаллы. Было вывезено большое количество боеприпасов, в том числе и для ударных вертолетов. После этого боевые вылеты в зону боевых действий стали систематическими. В зоне боевых действий в Нагорном Карабахе, армейская авиация подчинялась командиру 2-го Армейского корпуса Сурету Гусейнову. Штаб 2-го АК (в зоне ответственности которого был весь фронт в Карабахе) определял направления, на которых применялись вертолеты. Многие вопросы материально-технического обеспечения или снабжения боеприпасами вертолетов в зоне боевых действий, также решались Суретом Гусейновым. 8 мая 1992 г., во время штурма армянскими войсками Шуши, четыре вертолёта Ми-24 с аэродрома Агдам совершили многочисленные боевые вылеты в зону боевых действий и наносили огневые удары по армянским частям, а также оказывали огневую поддержку наступлению азербайджанских войск в Аскеранском районе 15 мая 1992 г. 23 июня 1992 г. на позиции азербайджанских войск в Губадлинском районе был совершен налет армянских ВВС в составе трех вертолетов Ми-24. Два из них были подбиты и совершили вынужденную посадку. Третий вертолет под управлением Бориса Хачатурова смог вывезти экипажи. Из двух подбитых вертолетов один сгорел полностью, на втором была повреждена гидросистема. Азербайджанским авиатехникам удалось починить поврежденную машину на месте, и пилот Закир Юсифов перегнал его на аэродром ВВС Азербайджана. После ремонта захваченный вертолет стал использоваться армейской авиацией ВВС Азербайджана. Техническим обслуживанием вертолетов занимались авиатехники, перешедшие на службу в ВС Азербайджана из частей бывшей СА. Многие из них были местными жителями, и прежде служившими в вертолётных эскадрильях. Благодаря их работе удавалось поддерживать высокий уровень боеготовности вертолетов и оперативно ремонтировать поврежденные летательные аппараты. Летом 1992 г. МО Азербайджана также были переданы склады боеприпасов бывшей СА, расположенные на территории Азербайджана. Это позволило в целом решить вопрос с обеспечением боевых вертолетов необходимыми боеприпасами. Наиболее распространенным оружием вертолетчиков стали неуправляемые ракеты - их невысокая точность с лихвой компенсировалось количеством. Чаще всего применялись 80-мм ракеты С-8. Также использовались ПТУР "Штурм-В" (ракеты 9М-114), пушка калибра 30-мм. Для целенаведения, помимо сигнальных ракет и трассеров, применялись артиллерия и танковые пушки, выпускавшие снаряд в сторону цели. Чтобы помочь авианаводчику, в примерном направлении с вертолета пускали пристрелочную серию НАР, по разрывам-ориентирам которой он определял месторасположение цели.
Перед нанесением ударов пилоты изучали местность по картам (обычно использовались карты масштаба 1:100000) и данным фоторазведки. Для ориентировки на месте использовали привязки по координатам и "улитку" - разбивку участков карты-километровки на квадраты небольшого размера, порядка 500x500 м, пронумерованные по спирали. Выйдя по координатам или по "улитке" в нужный квадрат, летчик определял положение цели с точностью до нескольких десятков метров и по указанным ориентирам отыскивал объект атаки. В местности, где приходилось работать постоянно, обходились картой района штурмовки в наколенном планшете. Следует добавить, что к лету 1992 г. в составе Азербайджанской армии было несколько сотен разведчиков, которые прошли обучение на полигоне в Шемахинском районе под руководством инструкторов 22 ОБрСпН. Они, в том числе, были обучены организации передового авиационного наведения. Часто работа вертолетов по наземным целям обеспечивалась работой передовых авианаводчиков с земли. Целеуказание выполнялось авианаводчиком путем подачи команд по радиосвязи и наведением экипажей на заданные цели относительно характерных ориентиров. В основном вертолеты работали парами. Иногда работали звеном из 4-х машин. Основными тактическими приемами борьбы с ПВО противника являлись:
Основной задачей боевых звеньев стала огневая поддержка наземных войск в ходе проведения боевых действий. Вертолеты применялись для нанесения ударов по заранее выявленным стационарным целям, скоплениям живой силы или бронетехники противника. При огневой поддержке наземных операций, осуществлялось поражением противника на основных направлениях нанесением последовательно-повторяемых ударов. Силы армейской авиации использовались и для доставки продовольствия, боеприпасов, эвакуации больных, раненых, гражданского населения. При участии армейской авиации в сентябре 1992 г. была проведена уникальная боевая операция. 21 сентября 1992 г. автономно действующие группы 123-го мотострелкового полка (основной задачей которого было прикрывать левый фланг и тыл группировки наступавшей на Лачин с севера и не допустить удара противника), для отвлечения сил противника и содействию продвижению азербайджанских войск наступавших на Лачин, на транспортных вертолетах Ми-8 преодолев Карабахский хребет (высота 2200 - 2500 метров), высадились в тылу противника. Они проникли на территорию Шушинского района и взяли под контроль села Ханалы, Аллахкулулар, Сафыханлар, Ханлыпея, Имангулулар, Заманпеяси. Перед высадкой тактического десанта удары по позициям армянских войск нанесли реактивные системы залпового огня и ударные вертолеты Ми-24. Группировкой армейской авиации 21 сентября 1992 г. было высажено около 300 военнослужащих и обеспечены их действия. Общее командование операцией осуществлял начальник штаба 123-го полка подполковник Назим Байрамов. На занятой территории подразделения 123-го полка заняли активную оборону. Разведподразделения полка подходили к Шуше на расстояние до 3-5 км по воздуху и наблюдали за передвижениями армянских войск по дороге Шуша-Туршсу-Лачин. Этими группами активно проводились разведывательно-диверсионные операции с целью упреждения сосредоточения противника. Снабжение группировки осуществлялось транспортными вертолетами Ми-8. Они ежедневно совершали по несколько перелетов через Карабахский хребет - из Лачинского в Шушинский район и обратно.
19 сентября 1992 года по инициативе министра обороны России Павла Грачева в Сочи состоялась встреча министров обороны Армении и Азербайджана В.Саркисяна и Р. Газиева, на которой было подписано соглашение о прекращении огня из всех видов оружия в полночь с 25 на 26 сентября сроком на два месяца. В связи с этим боевые операции в Шушенском районе были прекращены. В период с 27 по 29 сентября 1992 г. данная группировка была выведена в Лачинский район. 13 февраля 1993 г. армянским войскам удалось перерезать дорогу Тер-Тер - Кельбеджар, тем самым отрезав Кельбаджарский район, где проживало примерно 60 тыс. гражданского населения, и дислоцированную там 701-ю мотострелковую бригаду от остальной территории Азербайджана. Снабжение стало возможным только через высокогорные перевалы Муровдагского хребта (высота 3200-3700 метров), труднопроходимые зимой и ранней весной, и вертолеты стали едва ли не единственным средством доставки всего. В этих условиях основная тяжесть по снабжению Кельбеджарского района и 701-ой мотострелковой бригады легла на пилотов вертолетов. Для снабжения района и бригады была выделена группировка из 10-ти транспортных вертолетов Ми-8. Ежедневно транспортные вертолеты армейской и гражданской авиации совершали до 7-ми вылетов в Кельбеджарский район, доставляя необходимые припасы и вывозили раненных. 27 марта 1993 г. армянские войска начали наступление на Кельбеджарский район. В этих условиях президент Азербайджана Абульфаз Алиев (Эльчибей) обратился к правительству Турции с просьбой перебросить несколько вертолетов для эвакуации гражданского населения, жизни которого грозила вполне реальная опасность. Но правительство Турции отказалось выделить вертолеты, сославшись на отсутствие общей границы между Азербайджаном и Турцией . Поэтому в период с 27 марта по 4 апреля 1993 г. эвакуация большого числа жителей Кельбеджарского района была осуществлена силами транспортных вертолетов армейской и гражданской авиации. Пока 701-я бригада под командованием полковника Азизага Гани-заде, вела тяжелые оборонительные бои в Кельбеджарском районе, вертолеты безостановочно эвакуировали жителей. В холе сложнейшей операции силами транспортных вертолетов было эвакуировано более 5 тыс человек из труднодоступных местностей Кельбеджарского района. За 7 дней операции налет каждого из экипажей вертолетов составил от 70 до 100 часов. Сама операция проводилась в сложных погодных условиях, при наступлении армянских войск на Кельбеджарский район и часто происходила непосредственно из зоны боевых действий под обстрелом. Ежедневно - с 13 февраля 1993 г. по 04 апреля 1993 г. - пилоты транспортных и ударных вертолетов, в сложных погодных условиях совершали перелеты через Муровдагский хребет (высота 3200-3700 метров) в высокогорный Кельбеджарский район и обратно, выполняя задачи как по снабжению и эвакуации, так и по боевому сопровождению. За этот период было выполнено около 4 тыс. вылетов, при этом был утерян лишь один вертолёт Ми-8 от случайного "дружественного огня". Во время событий 4 июня 1993 г. в Гяндже, правительство НФА пыталось заставить пилотов армейской авиации, принять участие в карательной операции против верных Сурету Гусейнову войсковых частей. Но, учитывая высокий авторитет Сурета Гусейнова среди пилотов ВВС, никто из пилотов не согласился принять участие в этой операции. Так, 16 июня 1993 г. экипажи четырёх вертолета Ми-24 и одного вертолёта Ми-8, вылетев с аэродрома Сангачалы с летательными аппаратами прилетели в Гянджу и перешли на сторону Сурета Гусейнова. Армейской авиацией также осуществлялось поисково-спасательное обеспечение. Эти операции проводились как из боевых порядков авиационных групп, так и в состоянии дежурства на площадке или аэродроме. Как правило, в состав экипажей дежурных вертолетов включались штатные поисково-спасательные отряды (4-6 человека). При проведении поисково-спасательных работ, вертолеты в обязательном порядке прикрывались ударными вертолетами Ми-24. Для подавления огневых точек противника нередко привлекались самолеты штурмовой или бомбардировочной авиации. Поисково-спасательные мероприятия относились к разряду наиболее опасных и ответственных, сопоставимых с десантированием, с той лишь разницей, что эвакуировать раненых или погибших приходилось из мест, которые находились под контролем противника. Пилот вертолёта Ми-24 Алексей Шварев, экипаж вертолёта Ми-24 под командованием Игоря Костюка, пилоты МиГ-25 Тельман Гусейнов и Михаил Астафьев, были эвакуированы с территории, контролируемой противником, и остались живыми исключительно благодаря работе поисково-спасательных отрядов. Тела многих погибших пилотов самолётов и вертолетов, также были эвакуированы поисково-спасательными отрядами. Как уже отмечалось, армейской авиации ВВС Азербайджана приходилось работать в высокогорных условиях Нагорного Карабаха, где высота вершин достигает 2000-3500 метров. Летом большая территория Нагорного Карабаха покрыта густыми лесами. Зимой для горных районов Нагорного Карабаха характерно резкое изменение метеорологических условий - внезапное образование низкой облачности, ухудшение полётной видимости, движение восходящих и нисходящих воздушных потоков, феновый эффект, изменение направления и скорости ветра. Кроме того, применение армейской авиации в ущельях и узких долинах было связано с ограниченными возможностями по выполнению одновременных групповых атак, выбора направления захода на цель, прицеливанию и противозенитному маневрированию. Особенно ухудшались полётные условия зимой, когда вершины и склоны гор накрывались снежным покровом.
Боевые задачи почти постоянно приходилось решать в условиях горной местности, на высокогорных площадках и ущельях, и это значительно осложняло применение вертолетов по следующим причинам:
Указанные причины, а также усиление системы ПВО армянской армии в Нагорном Карабахе, обусловили рост потерь армейской авиации ВВС Азербайджана. Кроме прочего, вертолеты могли быть обстреляны огнём с земли с использованием стрелкового оружия или гранатометов. Боевые потери вертолетов армейской авиации ВВС Азербайджана:
Не боевые потери вертолетов ВВС Азербайджана: 29.02.1992 в районе пос.Новханы во время выполнения тренировочного полета на малой высоте вертолет Ми-24 под управлением полковника Явера Алиева, майора Сергея Сенюшкина и Фазаила Байрамова, столкнулся с водной поверхностью озера и затонул (весь экипаж погиб). В Карабахской войне вертолеты сыграли особую роль. В силу своей универсальности они применялись для решения широкого круга задач, а зачастую становилась единственным средством обеспечения и поддержки. Без преувеличения можно сказать, что вертолеты вынесли на себе всю тяжесть войны, пройдя ее от первых до последних дней. За весь период войны экипажи армейской авиации с честью выполняли свои обязанности. 12 членов экипажей вертолетов удостоены звания Национальный герой Азербайджана: Явер Алиев, Сергей Сенюшкин, Виктор Серегин, Сафа Ахундов, Арастун Махмудов, Евгений Карлов, Фахраддин Мусаев, Закир Меджидов, Руслан Половинко, Джаваншир Рагимов, Закир Юсифов, Тахир Багиров.
|
|