Уголок неба ¦ Ка-50 в небе Чечни

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Ка-50 в небе Чечни
             
         n Михаил Ходаренок  



На днях (март 2001 года) завершился один из весьма значительных этапов в жизни российской армейской авиации. Состоялось крещение огнем ударного вертолета нового поколения. Демонстрировавшаяся на многочисленных авиасалонах винтокрылая машина Ка-50 "Черная акула" заслужила достаточно высокие оценки экспертов, однако до сегодняшнего дня вертолет обладал одним принципиальным недостатком - не участвовал в боевых действиях. В этой связи руководством Вооруженных сил была поставлена задача на применение "Акул" в конфликте на Северном Кавказе. Было решено создать боевую ударную группу, в которую вошли вертолет разведки и целеуказания Ка-29, оснащенный необходимым оборудованием и несколько ударных вертолетов Ка-50.

ПРОВЕРКА БОЕМ 

Характерное стрекотание камовских машин раздалось над аэродромом Грозный-Северный в конце декабря 2000 г. Освоившись с районом боевых действий, пилоты Ка-50 приступили к выполнению боевых задач в составе боевой ударной группы. И вот настал без преувеличения исторический для фирмы "Камов" и всей вертолетной авиации день - 6 января 2000 г. впервые в истории вертолет соосной схемы применил бортовое оружие по противнику.

Вот хотя бы несколько примеров боевого применения "Черных акул". 9 января при вылете группы в составе одного Ка-50 и одного Ми-24 в район населенного пункта Комсомольское при входе в ущелье был обнаружен хорошо замаскированный блиндаж. Рядом имелась наблюдательная вышка. В условиях ограниченного воздушного пространства пилот Ка-50 сумел совершить заход на поражение этих объектов и на пикировании дать залп неуправляемыми ракетами типа С-8. При падении ракет в районе цели была зафиксирована яркая вспышка взрыва, существенно превосходящая по мощности подрыв боевых частей неуправляемых ракет С-8 с разлетом бревен, досок, грунта, что и дало впоследствии основания заключить, что уничтожен склад с боеприпасами. Ведомый вертолет Ми-24 тем временем "снес" наблюдательную вышку. Успешно выполнить боевую задачу помогли высокая маневренность и энерговооруженность вертолета Ка-50, которые позволили ему совершать эволюции в небольшой области воздушного пространства, ограниченной крутыми склонами горных хребтов.

6 февраля боевая ударная группа выполняла боевой вылет в полном составе в район южнее села Центорой. В сложных условиях горно-лесистой местности был обнаружен укрепленный лагерь боевиков, в центре которого были замечены каменные дома, обвалованные грунтом и замаскированные подручными средствами. Было принято решение нанести по ним удар управляемыми ракетами типа "Вихрь". Несмотря на ограниченную в ущелье видимость, летчики выполнили заход на обнаруженные цели и с дальности три километра применили две управляемые ракеты, которые, обладая мощной осколочно-фугасной боевой частью, полностью разрушили здания. Характерно, что в составе бортового оборудования вертолета Ка-50 есть телеавтомат сопровождения, позволяющий после пуска управляемых ракет осуществлять энергичное маневрирование, что существенно повышает шансы вертолета избежать поражения средствами ПВО противника. Отметим, что задача была выполнена с одного захода.

14 февраля боевая ударная полным составом выполняла боевую задачу способом свободной охоты в районе сел Дуба-Юрт и Хатуни. В сложных условиях местности летчики смогли обнаружить и уничтожить восемь целей. При этом активно применялся телевизионный канал аппаратуры "Шквал", обладающий многократным увеличением и высокой разрешающей способностью.

Выполнение полетов в условиях сложного горного рельефа в очередной раз подтвердило особенности нового боевого вертолета - его высокую энерговооруженность и маневренность. Зачастую летчики Ми-24, работавшие совместно с "Черными акулами", не ожидали такой прыти от соосной "стрекозы". Иногда в результате энергичного маневрирования Ка-50 в районе цели пилоты ведомых Ми-24 теряли "Акул" из виду и пытались их потом визуально обнаружить совершенно в другой точке небосклона.

Вот только к действиям в ночных условиях пока вертолет не очень приспособлен. Как и Ми-24, он способен работать только по обозначенным световыми ориентирами целям. Но работы в этом направлении ведутся, и не за горами то время, когда "Акулы" будут обладать "ночным зрением".

ИТОГИ

Главное - фронтовая премьера новой боевой машины состоялась. Ударный вертолет Ка-50 подтвердил свои изначально высокие боевые качества. Отметим, что проверка "Черных акул" проходила в сложных метеоусловиях и в горной местности, при активном противодействии средств противовоздушной обороны противника.

Ка-50 не переломили ситуацию в вооруженном конфликте в Чечне. Их пока слишком мало. Однако опыт боевого применения вертолетов нового поколения весьма пригодится для отработки перспективных машин. На настоящий момент наши вертолеты как летательные аппараты - лучшие в мире. Однако обойтись тут без ложки дегтя, наверное, нельзя. По авионике российские машины зачастую уступают зарубежным. Причины сложившегося положения дел заключаются, однако, не в упущениях конструкторской мысли, а в чисто экономических факторах - средств оборонке выделяется пока гораздо меньше, чем того требуют национальные интересы страны.

 




Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100