|
На днях (март 2001 года) завершился один из весьма
значительных этапов в жизни российской
армейской авиации. Состоялось крещение
огнем ударного вертолета нового
поколения. Демонстрировавшаяся на
многочисленных авиасалонах винтокрылая
машина Ка-50
"Черная акула" заслужила достаточно
высокие оценки экспертов, однако до
сегодняшнего дня вертолет обладал одним
принципиальным недостатком - не
участвовал в боевых действиях. В этой
связи руководством Вооруженных сил была
поставлена задача на применение "Акул"
в конфликте на Северном Кавказе. Было
решено создать боевую ударную группу, в
которую вошли вертолет разведки и
целеуказания Ка-29, оснащенный
необходимым оборудованием и несколько
ударных вертолетов Ка-50.
ПРОВЕРКА БОЕМ
Характерное стрекотание камовских машин
раздалось над аэродромом Грозный-Северный
в конце декабря 2000 г. Освоившись с районом
боевых действий, пилоты Ка-50
приступили к выполнению боевых задач в
составе боевой ударной группы. И вот
настал без преувеличения исторический
для фирмы "Камов" и всей вертолетной
авиации день - 6 января 2000 г. впервые в
истории вертолет соосной схемы применил
бортовое оружие по противнику.
Вот хотя бы несколько примеров боевого
применения "Черных акул". 9 января
при вылете группы в составе одного Ка-50
и одного Ми-24
в район населенного пункта Комсомольское
при входе в ущелье был обнаружен хорошо
замаскированный блиндаж. Рядом имелась
наблюдательная вышка. В условиях
ограниченного воздушного пространства
пилот Ка-50
сумел совершить заход на поражение этих
объектов и на пикировании дать залп
неуправляемыми ракетами типа С-8. При
падении ракет в районе цели была
зафиксирована яркая вспышка взрыва,
существенно превосходящая по мощности
подрыв боевых частей неуправляемых ракет
С-8 с разлетом бревен, досок, грунта, что и
дало впоследствии основания заключить,
что уничтожен склад с боеприпасами.
Ведомый вертолет Ми-24
тем временем "снес" наблюдательную
вышку. Успешно выполнить боевую задачу
помогли высокая маневренность и
энерговооруженность вертолета Ка-50,
которые позволили ему совершать эволюции
в небольшой области воздушного
пространства, ограниченной крутыми
склонами горных хребтов.
6 февраля боевая ударная группа
выполняла боевой вылет в полном составе в
район южнее села Центорой. В сложных
условиях горно-лесистой местности был
обнаружен укрепленный лагерь боевиков, в
центре которого были замечены каменные
дома, обвалованные грунтом и
замаскированные подручными средствами.
Было принято решение нанести по ним удар
управляемыми ракетами типа "Вихрь".
Несмотря на ограниченную в ущелье
видимость, летчики выполнили заход на
обнаруженные цели и с дальности три
километра применили две управляемые
ракеты, которые, обладая мощной осколочно-фугасной
боевой частью, полностью разрушили
здания. Характерно, что в составе
бортового оборудования вертолета Ка-50
есть телеавтомат сопровождения,
позволяющий после пуска управляемых
ракет осуществлять энергичное
маневрирование, что существенно повышает
шансы вертолета избежать поражения
средствами ПВО противника. Отметим, что
задача была выполнена с одного захода.
14 февраля боевая ударная полным
составом выполняла боевую задачу
способом свободной охоты в районе сел
Дуба-Юрт и Хатуни. В сложных условиях
местности летчики смогли обнаружить и
уничтожить восемь целей. При этом активно
применялся телевизионный канал
аппаратуры "Шквал", обладающий
многократным увеличением и высокой
разрешающей способностью.
Выполнение полетов в условиях сложного
горного рельефа в очередной раз
подтвердило особенности нового боевого
вертолета - его высокую
энерговооруженность и маневренность.
Зачастую летчики Ми-24,
работавшие совместно с "Черными
акулами", не ожидали такой прыти от
соосной "стрекозы". Иногда в
результате энергичного маневрирования Ка-50
в районе цели пилоты ведомых Ми-24
теряли "Акул" из виду и пытались их
потом визуально обнаружить совершенно в
другой точке небосклона.
Вот только к действиям в ночных условиях
пока вертолет не очень приспособлен. Как
и Ми-24, он
способен работать только по обозначенным
световыми ориентирами целям. Но работы в
этом направлении ведутся, и не за горами
то время, когда "Акулы" будут
обладать "ночным зрением".
ИТОГИ
Главное - фронтовая премьера новой
боевой машины состоялась. Ударный
вертолет Ка-50
подтвердил свои изначально высокие
боевые качества. Отметим, что проверка
"Черных акул" проходила в сложных
метеоусловиях и в горной местности, при
активном противодействии средств
противовоздушной обороны противника.
Ка-50 не
переломили ситуацию в вооруженном
конфликте в Чечне. Их пока слишком мало.
Однако опыт боевого применения
вертолетов нового поколения весьма
пригодится для отработки перспективных
машин. На настоящий момент наши вертолеты
как летательные аппараты - лучшие в мире.
Однако обойтись тут без ложки дегтя,
наверное, нельзя. По авионике российские
машины зачастую уступают зарубежным.
Причины сложившегося положения дел
заключаются, однако, не в упущениях
конструкторской мысли, а в чисто
экономических факторах - средств
оборонке выделяется пока гораздо меньше,
чем того требуют национальные интересы
страны.
Уголок неба. 2004
|