Реклама... |
|
|
||
главная история авиации ввс в локальных конфликтах | ||
Авиация в Армяно-Азербайджанском конфликте |
n Михаил Жирохов |
Карта района боевых действий Конфликт начался в конце 80-х годов на территории Нагорного Карабаха, входящего в состав Азербайджана, но населенного преимущественно армянами, хотя и азербайджанцев проживало довольно много. Целью армянской стороны было присоединение Нагорного Карабаха к Армении или создание независимого государства, азербайджанская сторона сражалась за территориальную целостность своей республики. Постепенно конфликт обострялся и в нем начало применяться тяжелое вооружение: первоначально это были старые зенитные пушки, использовавшиеся гражданскими службами для борьбы с градом, а теперь и для обстрела населенных пунктов противника. Подразделения Советской Армии и Внутренних войск МВД, привлеченные для погашения конфликта, также стали источником вооружения, включая артиллерию и бронетехнику. В этот период в Карабахе широко применялись вертолеты Советской Армии, внутренних и пограничных войск - Ми-8, Ми-6 и боевые Ми-24. Основными задачами авиации было сопровождение военных колонн и нанесение ударов по незаконным вооруженным формированиям, а впоследствии и обеспечение необходимым блокированных боевиками армейских частей. Советская Армия и Внутренние Войска, вплоть до распада СССР занимали ярко выраженную анти-армянскую позицию. Естественно, что не обошлось и без потерь - на тот момент "небоевых" (аварии, связанные прежде всего с перегрузом вертолетов). Так, 14 июля 1989 года в Кельбаджарском районе потерпел аварию военно-транспортный вертолет (по всей видимости, Ми-8). В результате 8 человек погибло - это были первые жертвы среди вертолетчиков... В январе 1990 в Баку начались армянские погромы и попытка вооруженного смещения коммунистических властей. Через несколько дней Советская Армия сломив сопротивление боевиков, вошла в город. Прикрытие осуществляла армейская авиация. Под Гянджой один Ми-24 был подбит огнем градобойного орудия. Резня армян в Баку послужила причиной повального бегства армян из Азербайджана (370 тысяч ) и азербайджанцев из Армении ( 135 тысяч ), своего рода "этническая чистка " обеих стран. Исключением стал Нагорный Карабах и населенный армянами Шаумяновский район, вскоре превратившийся в арену ожесточенных боевых действий. Основной боевой силой, действовавшей в Карабахе первоначально был азербайджанский ОМОН численностью 10 тысяч человек ( кстати состоявший на 80% из русских ), который поддерживали и обеспечивали военные. ОМОН полностью блокировал армянские коммуникации, а также проводил операции против армянских сел - повальную проверку документов , аресты и депортации армян. На этом этапе борьбы широко применялись и гражданские Ми-8 Азербайджана. Например, 20 января 1990 в район села Малибели пятнадцатью рейсами вертолетов был переброшен отряд ОМОНа. Аналогичные рейсы совершались в Шушу, Ходжалы и Гервент. При этом власти полностью игнорировали существование боевых групп Народного Фронта Азербайджана, фактически таких же боевиков. Так как армяне Карабаха не имели наземного сообщения с Арменией, единственным средством доставки туда продовольствия, медикаментов, оружия, боеприпасов и добровольцев, а также эвакуации раненых и беженцев, была гражданская авиация Армении. Однако, внутренние войска СССР, расквартированные в Степанакерте и, в целом, "уважавшие" законное правительство Баку и боровшиеся с армянскими сепаратистами, пытались резко ограничить такие рейсы - вплоть до вывода бронетехники на взлетную полосу. После протестов Еревана, эти ограничения по приказу Москвы снимали, а потом все повторялось вновь. В апреле 1990 жители Мардакерта для поддержания связи с внешним миром построили грунтовую ВПП, способную принимать Ан-2. Ми-8 привез боеприпасы в блокированный Степанакерт (ИТАР-ТАСС via Авиамастер) Однако, 21 мая азербайджанские рабочие под охраной СА вспахали взлетную полосу и разгромили оборудование. Положение в армянских населенных пунктах становилось критическим из-за нехватки продовольствия вести сельхозработы было невозможно из-за огня снайперов и вооруженных нападений. Единственным средством доставки была авиация. Гражданская авиация Армении задействовала Ан-2, Ми-8 и Як-40. Утверждалось, что по крайней мере один Ан-2 был сбит наземным огнем противника. В гуманитарных операциях приняли участие и армейские вертолеты. 1 августа 1990 у села Фаррадж Лачинского района потерпел катастрофу армянский Як-40 , выполнявший рейс Ереван-Степанакерт.Погибли 39 пассажиров и 4 члена экипажа. Расследование проводил Госавианадзор СССР в сотрудничестве с азербайджанскими представителями, заявившими, что "черный ящик" отправлен в Москву и согласно официальному заключению "самолет разбился из-за потери ориентации в условиях плохой видимости". Однако, армянская сторона сомневалась в объективности расследования, утверждая, что еще 6 августа вскрытый или разбитый "черный ящик" валялся около обломков самолета. По свидетельству очевидцев, лайнер просто был перегружен, так как после посадки командир экипажа (понятное дело за определенную мзду) взял на борт десяток пассажиров. Скорей всего именно эта версия правильная, так как в "сороковку" влезает именно 32 пассажира. 18 сентября боевые вертолеты Ми-24 атаковали цели в армянских селах Норагюх, Мехтишен и Беркадзор Аскеранского района. Очевидно, что вертолеты принадлежали СА и имели целью подавить огневые точки армянских боевиков. Неизвестно, пострадали ли боевики, но в Норагюхе погибла женщина и еще семь человек было ранено. 23 сентября 1990 подразделение азербайджанского ОМОНа предприняло штурм села Чапар Мардакертского района. Кроме стрелкового оружия, гранатометов и минометов, атакующие использовали гражданские вертолеты, с которых на село сбрасывались ручные гранаты. В ходе боя с армянской стороны погибло 6 человек.25 сентября два гражданских вертолета "бомбили" Степанакерт, а также села Шош и Карин . Так,14 октября гражданский Ми-8 приземлился у армянского села Карачинар. Местные жители, решив, что это армянский вертолет доставивший грузы, двинулись к месту посадки и попали под огонь прибывших на нем азербайджанских ОМОНовцев. Два человека погибло и семь получило ранения. 30 апреля 1991 ОМОН провел штурм практически последних армянских сел на территории собственно Азербайджана - Геташен и Мартунашен. Подтянутые советские войска блокировали села, после чего 7 танков и армейские вертолеты на протяжении двух часов обстреливали их. Вслед за этим в атаку пошел ОМОН и ворвался в села. 15 армян было убито и 45 арестовано, мужское население вывезено автобусами в Армению, а женщины и дети (через несколько месяцев) - армейскими вертолетами в Степанакерт. С 13 мая по конец июля 1991 в Нагорном Карабахе МВД Азербайджана (при активной поддержке войск МВД СССР и СА) проводило операцию "Кольцо". Под предлогом "проверок паспортного режима" был проведен ряд армейских операций, результатом чего была поголовная депортация 24 армянских сел Карабаха. В ходе операции "Кольцо" военные вертолеты широко применялись для своеобразных десантно-штурмовых операций. В частности, около 11 утра 15 мая 1991 года в районе армянских сел Спитакашен и Арпагядук (Гадрутский район) из вертолета Ми-8 внутренних войск СССР, совершившего из Джебраила два рейса с интервалом 20 минут, был высажен десант азербайджанского ОМОНа для "проверки паспортного режима". Фактически, был проведен очередной акт "добровольного покидания гражданами постоянного места жительства", под чем граждане покорно подписались. Вслед за этим, совершенно случайно, разумеется, возник пожар и Спитакашен сгорел дотла. В условиях развала страны, армейские части, расквартированные в зоне конфликта, постепенно теряли контроль над ситуацией. Более того, зачастую подвергались нападениям и обстрелам обеих враждующих сторон, нередко открывая ответный огонь. Для подавления огневых точек боевиков использовались и боевые вертолеты, по крайней мере, есть сообщения об ударах Ми-24 по армянским позициям в июле-августе 1991, причем 20 июля при атаке армянских боевиков близ села Бузулук Шаумяновского района получили повреждения три Ми-24 и один из летчиков-операторов был ранен. В августе 1991 года Советский Союз де факто прекратил свое существование, а 2 сентября 1991 Нагорный Карабах провозгласил создание независимого государства, признанного только Арменией. Благодаря развалу СССР, Армения и Азербайджан пополнили свои арсеналы не только захваченным и угнанным из разваливающейся Советской Армии вооружением, но и официально переданным обеим странам. До конца года в Карабахе продолжались активные боевые действия. Части бывшей Советской Армии пытались сохранять нейтралитет, но с каждым днем количество жертв росло, поэтому часто-густо военные были поставлены перед выбором. Тем временем обе стороны старались бороться с авиацией. Самой крупной операцией стало сбитие вертолета с комендантом района черезвычайного положения в НКАО генерал - майором Николаем Жинкиным. 21 ноября боевики подстрегли "восьмерку" около села Каракенд (Мартунинский район) и из ДШК расстреляли. Кроме генерала погиб экипаж под командованием майора Вячеслава Котова и все сопровождавшие лица (количество жертв теракта составило 22 человека). Этот расстрел вызвал новую волну репрессий как со стороны внутренних войск, причем ответственность за эту операцию была возложена на армян. Буквально через неделю в этом же районе были обстреляны сразу два гражданских вертолета азербайджанской авиакомпании "Азал" с пассажирами на борту. Машины совершали обычные (если так можно сказать рейсовые вылеты). Летчикам одного Ми-8 удалось маневрами избежать повреждений, а вторая получила в результате повреждение рулевого винта, все же ее удалось посадить в аэропорту Агдама. В этот раз никто не пострадал. Однако боевики не оставили своих попыток сбить вертолеты, тем более что те представляли собой удобные мишени. Правда, армянам пришлось обзавестись более современным вооружением - ПЗРК. И 28 января 1992 года над Шушой ракетой был сбит гражданский Ми-8. На его борту кроме экипажа погибли 30-40 человек. У экипажа не было никаких шансов - единственное что смогли сделать пилоты, так это направить практически неуправляемый вертолет в сторону от жилых кварталов... В начале 1992 года Азербайджану досталась эскадрилья Ми-24 (14 вертолетов и эскадрилья Ми-8 (9 вертолетов) н аэродроме Сангачалы, а Армении эскадрилья из 13 Ми-24, входившая в соста 7-го Гвардейского вертолетного полка и базировавшаяся под Ереваном. 19 февраля 1992 над полем боя впервые появились азербайджанские Ми-24 нанесшие удар по армянским позициям у села Карагалы. Пилотировали вертолеты бывшие советские летчики, перешедшие на контрактную службу в ВС Азербайджана, довольно умело действовавшие npoтив бронетехники и огневых точек противника. В марте армяне заявили, что им удалось сбить два Ми-24. Правда не везде передача вооружений происходила полюбовно. Чаще было так, как рассказывает один из бывших офицеров Советской Армии: "Все было бы ничего, только не решался вопрос с самолетами, которые в части были. Да, взлетной полосы в части не было - это факт. А самолеты были. Стояли они на учебной площадке. Самолетов было не очень много, и не все они были готовы в любую секунду выполнять боевую задачу, но все-таки это были неплохие самолеты. Судите сами: Л-29 ''Дельфин'', Л-39 ''Альбатрос'', Су-15, Су-15-ТМ, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-25. И каждого наименования по две - три штуки... И в конце ноября командир части, на свой страх и риск, принял решение. Решение заключалось в следующем. Для того чтобы самолеты не достались местным бандитам (так он называет азербайджанцев. - Авт.), их нужно было привести в полную негодность. Как это сделать? Элементарно! При помощи тягачей и грузовых машин мы подтаскивали самолеты к обрыву у реки Кусарчай и сбрасывали их вниз. Падая с обрыва, самолеты разбивались. Высокий был обрыв. Местное население растаскивало обломки самолета за два дня. Кому-то топливный насос под собственный колодец был необходим, а другому топливный бак под летний душ... В общем бандформированиям наши самолеты не достались". 3 марта 1992 российский военно-транспортный Ми-26, сопровождаемый боевым Ми-24, доставил в и армянское село Гюлистан 20 тонн муки и вывозил оттуда женщин, детей и раненных. Не долетев до Армении, над Кельбаджарским районом Ми-26 подвергся атаке камуфлированного азербайджанского Ми-8. Однако эта атака была сорвана вертолетом сопровождения Ми-24 . Тем не менее, полет завершился трагично - запущенная с земли ракета ПЗРК поразила Ми-26, он загорелся и рухнул около азербайджанского села Сейдиляр. Из пятидесяти человек, находившихся на борту 12 погибли. Стоит сказать, что в Степанакерте (столице Карабаха) базировался 366-й мотострелковый полк, который очень скоро оказался втянут в бои на стороне армян так как постоянно подвергался обстрелам со стороны азербайджанцев наравне с армянским населением. Кроме того, полк служил для армян Карабаха практически единственным источником тяжелого вооружения. За четыре первых месяца 1992 года азербайджанцы захватили у 4-й общевойсковой армии 14 танков, 96 БМП более 40 БТР и БРДМ, 4 реактивные установки БМ-21 "Град" и это вооружение сразу же по формированию экипажей и расчетов появлялось на фронте, создав серьезное превосходство в огневой мощи. Армянам тоже достались определенные трофеи, но переправить боевую технику в Карабах было невозможно. Российское командование приняло решение вывести 366-й полк из Степанакерта вместе с вооружением, но это решение встретило открытое противодействие властей Карабаха, рассчитывавших захватить все вооружение. С 27 февраля по 7 марта 1992 года была проведена успешная операция по эвакуации блокированного армянами 366-го полка, широко применялась армейская авиация : вертолеты Ми-6 , Ми-26 и боевые Ми-24. В эти дни один из Ми-24 был подбит огнем с земли и совершил вынужденную посадку. 8 апреля 1992 года азербайджанская авиация получила свой первый боевой -самолет - штурмовик Су-25, который был угнан старшим лейтенантом Вагифом Бахтияр-оглы Курбановым (азербайджанец по национальности, 1967 года рождения, выпускник Борисоглебского училища летчиков) с аэродрома Ситал-Чай, где базировался 80-й Отдельный Штурмовой авиаполк. При помощи двоих своих соотечественников : техника самолета лейтенанта Мамедова и авиамеханика прапорщика Кулиева, летчик подготовил штурмовик к полету и перелетел на гражданский аэродром Евлах*, откуда через месяц стал совершать боевые вылеты. * - стоит отметить, что многие очевидцы говорят о том, что базирование штурмовика на этот аэродром представляется маловероятным, так как аэродром не обладал ВПП необходимой длины Министерство обороны России сообщило, что был отдан приказ уничтожить самолет-дезертир и 982-й ИАП, базировавшийся в Грузии на аэродроме Вазиани, в апреле 1992 постоянно держал в готовности пару МиГ-23 для перехвата азербайджанского штурмовика, но были ли какие-то реальные попытки перехвата неясно, по крайней мере начиная с 8 мая Су-25 регулярно бомбил Карабах. Главной целью стал Степанакерт и близлежащие села, но эффективность этих налетов была своеобразной - от ударов страдал жилой сектор и мирное население, в то время как армянские подразделения потерь практически не несли. За два дня налетов (8 и 9 мая 1992) Су-25 Курбанова, армянское население потеряло 30 человек убитыми и 120 ранеными.8 мая 1992 года карабахские армяне начали наступление на азербайджанский город Шуша. Находящийся в 11 км от Степанакерта город и окрестные села были стратегически важными для азербайджанцев и позволяли эффективно обстреливать Степанакерт используя зенитки, "Алазань" и БМ-21 "Град". Огонь последнего наносил армянам очень тяжелые потери. Штурм Шуши был стремительным и в городе атакующим досталась армянская церковь, превращенная в склад ракет от "Града" и других боеприпасов. Хотя, в основном, при налетах Су-25 использовал авиабомбы, армянские источники заявляют, что при ударе по захваченной Шуше летчик применил управляемые ракеты. Курбанов пытался поразить именно церковь - это должно было вызвать детонацию и разлет боеприпасов. Армянские источники не сообщают о результатах удара, вероятно он промахнулся. Кстати, командир 80-го ОШАП охарактеризовал профессиональные навыки Вагифа Курбанова, как весьма посредственные. В тот же день, 8 мая, 4 азербайджанских Ми-24 обстреляли Степанакерт НУРСами. Два вертолета атаковали села Мюришен, Авдур , Красный Базар и Норшен (Мартунинскии район).Предположительно именно Су-25 Курбанова атаковал ракетой российский военный вертолет, который пилотировал майор Александр Горчаков. Как сообщил этот офицер, его вертолет летел над облаками и он не сомневается, что атаковать его мог лишь воздушный противник. 9 мая боевые вертолеты Азербайджана атаковали село Шош, а штурмовик Вагифа Курбанова перехватил и подбил армянский Як-40, вывозивший раненых из Степанакерта. Экипаж Як-40 смог посадить горящий самолет на вынужденную посадку и спасти пассажиров. Самолет, надо полагать, был списан. Майские бои имели решающее значения для обеих сторон. В мае азербайджанская авиация действовала очень активно : известно о множестве налетов на населенные пункты Карабаха. Например, 10 мая 4 вертолета атаковали Степанакерт и его аэропорт, обстрелу с вертолетов подверглись также Аскеран и села Гаров и Красни, по этим же селам "поработал" и Су-25.На следующий день, 11 мая азербайджанские вертолетчики вновь ударили по Асксрану, кроме того досталось армянским селам Даграз и Агбулаг. Целью Курбановав этот день был город Мартуни. 12 мая Су-25 бомбил села Шош и Храморт в Аскеранском районе, а такжеВериншен и Ай Парис. В Шаумяновском вертолеты атаковали село Даграв. Развивая наступление армяне вышли к городу Лачин и 18 мая взяли его штурмом, прорвав блокаду и создав так называемый "Лачинский коридор", соединивший Армению и Нагорный Карабах. Этот стратегический успех вызвал новый всплеск ударов азербайджанской авиации по городам и селам Карабаха - в этот день Су-25 четырежды бомбил город Мартуни. Действия Курбанова поддержали и вертолетчики.
В "горячей точке" продолжали нести потери и российские вертолетчики. 13 мая над Казахским районом Азербайджана потерпел аварию МИ-26, перевозивший военное имущество из Тбилиси в Нахичевань. Экипаж под командованием майора Сергея Воеводина и 6 пассажиров погибли. Первоначальная версия о сбитии не подтвердилась последующим расследованием (хотя и выяснились и такие пикантные подробности, как например то, что вертолет летел без письменного разрешения начальства). Вообще в то время в Закавказье билось очень много техники, по большей части из-за царившей неразберихи. 19 мая азербайджанские вертолеты обстреляли села Марати Чайлу Мардакертского, а штурмовик, в свою очередь, - Атерк и Загли в Мартунинском районе. На следующий день четверка Ми-24 совершила рейд в Шаумяновском районе, их целями бьли Бузлук, Эркедж и Манашид.25 мая "Сушка" утюжила Мартуни, а 26-го - Бузлук. В этот же день четверка Ми-24 вновь появилась в Шаумяновском районе , проштурмовав Манашид и Вериишон. Применение азербайджанской авиации в мае 1992 выявило интересную особенность: Ми-24 использовались не только для ударов по городам и селам, но и оказывали эффективную поддержку своим войскам, благо летали на них опытные летчики (как известно, большинство советских вертолетчиков прошло через Афган). В то же время штурмовик Су-25, также отлично приспособленный для огневой поддержки войск, занимался исключительно "стратегическими бомбардировками" городов и сел. Такое применение боевых самолетов было характерно на протяжении всей войны и, вероятно, имело главной целью не столько сломить моральный дух и боевой потенциал Сил Обороны Карабаха, сколько заставить армянское население покинуть Карабах. Эту же, так и не выполненную, кстати, задачу, имела азербайджанская ствольная и реактивная артиллерия, непрерывно наносившая удары по гражданским объектам. В мае началась официальная передача вооружения 4-й общевойсковой армии Азербайджану (согласно директиве МО России от 22 июня 1992 года № 314(3)022 всего Азербайджану были переданы 237 танков, 325 боевых бронированных машин, 204 БМП и БТР, а также 170 артустановок, включая "Грады"), кроме того острейший дефицит военных кадров несколько смягчен переходом на службу в азербайджанскую армию около 300 офицеров и прапорщиков бывшей СА. Боеспособный азербайджанский ОМОН был усилен добровольцами из Чечни, Казахстана, украинскими националистами, а также большим количеством призывников, наскоро обученных азербайджанскими и турецкими офицерами. В свою очередь Армения к 1 июня 1992 получила 54 танка, 40 БМП и БТР, а также 50 орудий. Захват Лачинского коридора позволил перебрасывать эту технику в Карабах, где до этого у армян имелось лишь несколько боевых машин захваченных у 366-го полка и азербайджанского ОМОНа, а также пара самодельных броневиков. Хотя в майских боях азербайджанская армия потеряла более половины своей бронетехники (в основном угнанной и захваченном силой у гарнизонов бывшей СА) - часто из-за неграмотной эксплуатации, а армяне Карабаха захватили неплохие трофеи и получили помощь по Лачинскому коридору. 12 июня азербайджанские войска перешли в наступление.В июне появилось сообщение, что три армянских боевых вертолета Ми-24 вторглись в Кубатлинский район Азербайджана и обстреляли азербайджанские войска. Два армянских вертолета были подбиты и сели на вынужденную на азербайджанской территории, а их экипажи захвачены в плен. 13 июня 1992 года Азербайджанские ВВС понесли тяжелую потерю - был сбит и погиб Вагиф Курбанов. Телевидение продемонстрировало обломки, среди которых был характерный киль Су-25 с азербайджанским флажком. Бомбежки Курбановым армянских населенных пунктов были оценены по достоинству - посмертно летчик был удостоен высшей азербайджанской награды - звания "Национальный Герой Азербайджана". Вместе с тем, именно в этот период авиация Азербайджана резко повысила свою боевую мощь. На территории республики базировалось четыре авиаполка ВВС и ПВО -80-й ОШАП в Ситал-Чае (Су-25), 82-й ИАП ПВО в Насосной (МиГ-25ПДС), 976-й БАП в Юордамире (Су-24) и 882-й РАП в Далляре (МиГ-25РБ и Су-24МР). После распада СССР все они перешли под юрисдикцию России, но нуждающийся в оружии Азербайджан резко усилил нажим на российские гарнизоны. В ход пошло все - просьбы, уговоры, подкуп, ультиматумы, захват заложников из семей российских офицеров, вооруженные нападения. В этих условиях началась перегонка авиатехники в Россию, прошедшая 9-10 июня1992 года. Основная часть техники была успешно выведена, но кое-что досталось и азербайджанцам, в основном в нелетном состоянии, частично из-за саботажа подкупленных российских офицеров. Много неприглядного проходило в те дни, но запомнился очевидцам такой эпизод, происшедший на аэродроме Насосный. Начальник штаба 19-й отдельной армии ПВО генерал-майор Н. Репин руководил вывозом дорогостоящей техники, опасаясь, что в противном случае она будет растаскана и понапрасну загублена. (Опасения, увы, оправдались.) Эвакуация осложнялась из-за острой нехватки транспортных самолетов. Вдобавок в любой момент следовало ожидать нападения азербайджанских боевиков. Но вот на аэродроме появляется генерал-майор Тимошенко (начальник политотдела этой же армии) и требует предоставить самолет для его домашних вещей, подвезенных на КамАЗе с удлиненной платформой. Не помогают никакие уговоры. Бесполезны обращения к уму, чести и совести недавнего партийца. Не убеждает и аргумент о том, что в первую очередь необходимо спасти военное имущество. Безуспешно пытался полковник В. Скульский (по приказу начштаба армии) убрать со взлетной полосы КамАЗ с генеральским скарбом. Подобно завзятому шантажисту, Тимошенко выдвинул ультиматум: если ему не выделят самолет, то ни одна единица техники не покинет аэродром. Угроза подействовала: дали-таки вымогателю в лампасах транспортник Ан-12. Эвакуация генеральского добра прошла благополучно. С грузом пэвэошников получилось хуже. Большая его часть попала в руки азербайджанских экспроприаторов. Мало того, имеется ряд фактов, что некоторые высокопоставленные офицеры Закавказского военного округа не только поддерживали дружеские отношения с лидерами сепаратистов, но и участвовали в создании национальных армий. Причем активно использовалась транспортная авиация. В качестве примера просто приведем донесения контрразведчиков: "12.05.92 г. С аэродрома Новоалексеевска (пригород Тбилиси) на аэродром КАЛА (Азербайджан) была вывезена партия оружия в количестве 400 автоматов (40 ящиков по 10 штук) и 80 ящиков с патронами. Перевозка, осуществленная на основании распоряжения замкомандующего ЗакВО генерал-лейтенанта С.У. Беппаева, производилась на двух самолетах - Ту-134 (салон командующего) из состава ... ОСАЭ (войсковой части 78782) и Ил-20 (разведывательный) из состава ... ОРАО РУ ЗакВО (войсковой части 15282). По прибытии на место указанное оружие и боеприпасы были получены и вывезены представителями МО Азербайджана во главе с начальником штаба генералом Мусаевым. Факт получил огласку и осуждение среди военнослужащих эскадрилий. По их мнению, в случае попадания указанной информации армянской стороне руководство Армении будет иметь веские основания для обоснованных обвинений российских военнослужащих в пособничестве Азербайджану". К слову сказать на уже упоминавшемся аэродроме ПВО Насосный азербайджанцами было захвачено несколько десятков (возможно, до 30) перехватчиков МиГ-25ПД. Вероятно, что немалую роль в этом сыграл полковник Владимир Кравцов, занимавшийся расформированием полка ПВО, а чуть позже ставший генералом и командующим ВВС Азербайджана. Аналогично поступил заместитель командира разведывательного авиаполка в Далляре подполковник Александр Плеш, возможно, что именно он сообщил азербайджанцам о намеченной перегонке самолетов в Россию, а впоследствии получил место командира эскадрильи в Азербайджанских ВВС. Так или иначе, но 9 июня на территорию аэродрома ворвались азербайджанцы, блокировали полосу и сорвали перелет 8 МиГ-25РБ, порезав им покрышки. Всего на этом аэродроме азербайджанцы захватили 5 разведчиков МиГ-25РБ, 11 Су-24МР и 4 Ил-76, присланных для эвакуации личного состава и имущества. Причем один Ил из Далляра перегнал в Баку гражданский экипаж некоего Байрамова. Это была самая большая удача для азербайджанцев, так как из Ситал-Чая удалось вывести всю технику (причем сразу после ухода россиян на этом аэродроме "совершенно случайно" возник пожар, который уничтожил все постройки!), а в Кюрдамире "оккупанты" оставили только один неисправный самолет. Правда ценность захваченных самолетов была невелика. Разведчики Су-24МР не имеют никакого прицельного оборудования для бомбометания, но установить бомбодержатели для бомб и подвески НУРС азербайджанцы, в принципе, могли, тем более, что в Азербайджане имелся авиаремонтный завод, специализировавшийся, правда, на МиГ-25. Атаковать цели в таком случае можно "на глазок", благо по городу не промахнешься. МиГ-25РБ и его модификации предназначены для ударов по крупным стационарным объектам, а также ведения фото и радиотехнической разведки. Характеризуя атаки разведывательно-ударных МиГ-25РБ, упоминалось, что атаки также велись без применения сложных прицельных комплексов, которые часто выходят из строя, требуют квалифицированного обслуживания и запчастей. А вот к утверждениям о том, что перехватчики МиГ-25ПД лихо крошили армянские танки тепловыми ракетами Р-60 класса "воздух-воздух", стоит отнестись с недоверием. Очень трудно представить, как летчики скоростных, неманевренных перехватчиков, обладающих не очень хорошим обзором вниз, отыскивали в горах одиночные танки и БМП, пикируя выходили на них в атаку, при этом неизвестно, способна ли вообще головка самонаведения ракеты Р-60 захватить тепловое излучение работающего танкового двигателя. А если двигатель-холодный? Да и осколочная (!) боевая часть весом 3,5 кг не лучшее средство для борьбы с танками. Таким образом, вероятнее всего, что слухи об "истребителе танков МиГ-25ПД" несколько преувеличены. Скорее всего эти в Азербайджане был только один Сy-25 - угнанный Курбановым. Впрочем, армяне утверждают о трех сбитых Су-25 к концу августа 1992. В количестве самолетов сомнений нет - Азербайджан признал потерю двух самолетов в июне-июле и еще один армяне сбили 20 августа (вообще-то это МиГ-25 Юрия Беличенко).
Обломки сбитого в Кельбаджарском районе МиГ-25 (с) "Авиамастер" Летчики первых двух погибли, в том числе азербайджанец Курбанов. 19 июля 1992 армяне нанесли контрудар по наступающим войскам противника, отбив часть территории занятой азербайджанцами. Несмотря на плохую погоду, азербайджанская авиация активно наносила удары по армянским колоннам, штабам и артиллерийским позициям. Согласно сведениям командира ЗУ-23-2, русского наемника, на закате дня он лично сбил огнем орудия один из двух низколетящих азербайджанских "Су-24", пытавшихся уничтожить досаждавшую батарею гаубиц Д-30. Из-за быстрого наступления темноты поиски летчика организовали лишь на следующее утро. В горах нашли только парашют, кресло и в нескольких километрах - обломки взорвавшегося самолета. По сведениям полученных от пленных и позже подтвержденных Юрием Беличенко, летчику удалось катапультироваться и, используя надувной плот, спуститься по реке на азербайджанскую территорию. По данным пленных, летчиком этого самолета был русский подполковник, воевавший до этого в Афганистане. Название самолета в кавычках, так как у этого автора встречаются только "Су-24" и "МиГ-25", а на Су-24 летчиков должно быть двое. Возможно, что это второй азербайджанский самолет сбитый в июне-июле, хотя считалось, что Курбанов и летчик второго самолета, оба погибли. Подтянув резервы, азербайджанская армия остановила продвижение армян. Армяне оседлали высоты, прилегающие к Мардакерту и нависающие над равниной. Высоты постоянно обстреливались "градами" и артиллерией, а два-три раза в день азербайджанские Ми-24 производили налеты. Зенитное прикрытие Мардакертских высот осуществляли две ЗУ-23-2, одна из которых, трофейная, была смонтирована на "Урале". Так как наклонная дальность огня этих установок только 2-2,5 км, они прикрывали только одну высотку, а остальные боевые группы полагались на ПЗРК. Применение экипажами Ми-24 тепловых ловушек надежно защищало их от устаревших "Стрел". Вертолеты действовали группами по 4-6 вертолетов, устраивая "карусель" над армянскими позициями. Летая по кругу, Ми-24 поочередно пикировали на цель, в то время как остальные вели наблюдение и прикрывали друг друга от огня с задней полусферы. 8 августа несколько вертолетов провели отвлекающий маневр, а еще одна пара подойдя на малой высоте повредила "Урал" с зениткой. Через несколько дней установку добили ракетой. По Лачинскому коридору из Еревана в Карабах прибыло восемь 57-мм зениток С-60. Два орудия перебросили на Мардакертские высоты для усиления ПВО, но в первом же бою с вертолетами, азербайджанский Ми-24 на малой высоте подкрался к позиции и поразил одно орудие. Однако, хорошо подготовленный расчет ЗУ-23-2 отомстил противнику, уничтожив другой Ми-24 в этом же бою. После артподготовки и атаки вертолетов, азербайджанский танковый батальон при поддержке "Градов" и большого количества пехоты перешел в атаку, разгромив армянскую группировку и отбросив ее на десяток километров от Мардакертских высот. Отходя армяне бросили обе (подбитую и целую) 57-мм зенитки, один из двух принадлежащих зенитной батарее "Уралов" сожгли вертолеты, а другой армяне в панике бросили. Согласно армянским данным в этот день было сбито два вражеских вертолета. Инициатива полностью перешла к азербайджанцам и они значительно потеснили армян, заняв к сентябрю 1992 около 25 % территории Нагорного Карабаха. В августе 1992 было отмечено применение армянами нескольких Ми-24, а в сентябре азербайджанцы заявили об уничтожении одного из них. Второй армянский Ми-24 был сбит 12 ноября 1992 . Капитан Юрий Беличенко, сбитый 20 августа на азербайджанском МиГ-25ПД попал в плен (встречались сообщения, что это был МиГ-25РБ и сбит он был 31 августа, но это ошибка). После того как попали в плен этот летчик, стало известно о наличии в ВВС Азербайджана наемников из числа летчиков бывших ВВС СССР (хотя назвать их наемниками честно говоря не поворачивается язык - офицеры давали присягу государству, которого на тот момент не существовало). По словам Беличенко, как правило летчики делали по два вылета в день - слетали, 20 минут поработали и назад. Отдохнули, еще 20 минут работы. Вечером - расслабились. В августе Беличенко с напарником совершили первый боевой вылет - забросали 500-кг бомбами село Касапет. Действовали на МиГ-25 "перепрофилированном из истребителя в бомбардировщик" (видимо, на ремзаводе), таким образом, речь идет о неизвестной ранее модификации, которую можно условно назвать МиГ-25ПДС-Б. И это не газетная "утка" - впоследствии Азербайджан признал среди своих потерь не только два МиГ-25РБ, но и один МиГ-25П. 20 августа капитан Юрий Беличенко совершал 16-й боевой вылет. В кармане лежал билет на самолет до Киева, хотел привезти семью в Баку. "Эти мысли меня и подвели, расслабился, проявил невнимательность и в результате был сбит". Удачно катапультировавшись, летчик избавился от парашюта и пошел к "своим", на северо-восток, ориентируясь по компасу. В лесу столкнулся с тремя автоматчиками. Первоначально азербайджанской авиации противостояла весьма слабая ПВО армян, насчитывавшая 6 зениток ЗУ-23-2, 4 самоходных ЗСУ-23-4 Шилка, 4 57-мм зенитки С-60 и несколько десятков устаревших ПЗРК "Стрела-2М". Позже прибыли уже упоминавшиеся восемь 57-мм зениток С-60, а у азербайджанцев была захвачена ЗУ-23-2 на "Урале" и одна ЗСУ-23-4 Шилка. Эти маловысотные средства не могли эффективно противостоять налетам самолетов противника и азербайджанская авиация практически ежедневно наносила удары по Степанакерту. Иногда производилось несколько налетов в день. Обычно азербайджанские самолеты действовали парами. Часто использовалась высота более 4 км, и хотя точность бомбометания была низкой, эта высота обеспечивала неуязвимость самолетов. Иногда использовалась другая тактика. Самолеты уходили ложным маршрутом, потом делали крюк и на высоте 100-200 метров с неожиданного направления производили удар по городу. Потери среди населения были весьма значительными. С августа 1992 азербайджанские самолеты стали сбрасывать и РБК-250 и -500 (Разовый Бомбовый Контейнер) с осколочными суббоеприпасами (известные как "шариковые бомбы").23 августа Степанакерт бомбили 3 "Су-25". Одна из 500-кг бомб попала в пятиэтажное здание общежития, где жили беженцы из Мардакертского района. Погибло 14 человек.31 августа на столицу Карабаха было сброшено 20 РБК, в результате погибло 16 человек и 121 был ранен. Известно, что в боевых действиях на той или иной стороне нелегально привлекались и российские экипажи. Так, вертолетчики майор Сергей Синюшкин и капитан Евгений Карлов, оказавшись вне контроля командования, согласились "за разумную оплату" произвести боевой вылет в интересах азербайджанской армии. К несчастью для летчиков, этот полет для них оказался последним. Оба незадачливых наемника "пали смертью храбрых". Сообщается, что 4 сентября 1992 года при помощи ПЗРК сняли азербайджанский МиГ-21, а его летчик попал в плен. Возможно, что речь идет об Анатолии Чистякове, который тоже оказался в Степанакертской тюрьме. Еще одной жертвой армянских зенитчиков стал 18 сентября Ми-24. Несмотря на значительный успех летнего наступления на севере Карабаха, в азербайджанском Генштабе ясно понимали, что общий успех может быть достигнут только после перекрытия Лачинского коридора. Поэтому в середине сентября горно- стрелковый полк азербайджанской армии, преодолев Карабахский хребет, с севера начал наступление на Лачин. 2-й армейский корпус Азербайджана под командованием генерал-майора Далдаша Рзаева не смог преодолеть последние 3-4 км до Лачина. Кроме ударов по городам и населенным пунктам, ВВС Азербайджана стали чаще привлекаться для авиационной поддержки своих войск, уничтожения опорных пунктов врага, в октябре 1992 были отмечены попытки бомбить армянские колонны в Лачинском коридоре. Стоит также сказать и о ударе по электростанции на территории Армении. Так как в тот период Армения не имела боевых самолетов, азербайджанские ВВС не встречали сопротивления в воздухе. Но с передачей Армении техники бывшей Советской Армии, карабахские армяне смогли создать мощную систему ПВО, дополнив имеющиеся зенитки, "Шилки" и ПЗРК, мобильными ракетными комплексами "Оса" и "Круг", что сразу сказалось на потерях азербайджанской авиации. Трудно сказать, откуда взялся второй Су-25, сбитый 10 октября 1992 года в районе села Малибели, после удара по Степанакерту. Летчик катапультировался, но его парашют не раскрылся. В отличие от Беличенко и Чистякова, еще одному наемнику не повезло - от него мало, что осталось, по обрывкам документов удалось определить только имя - Александр. По западным данным 7 декабря 1992 азербайджанцы потеряли от наземного огня в Мартунинском районе Ми-24 и очередной Су-25. А к началу 1993 года у Азербайджана оставалось 8 Ми-24 (из 14 полученных), и у Армении 11 таких вертолетов ( из 13 ). 15 января 1993 армянской ПВО удалось сбить МиГ-21 ВВС Азербайджана.В феврале 1993 силы обороны Карабаха начали наступление в Мардакертском районе. После обильных снегопадов азербайджанские танки и БМП потеряли способность двигаться и мобильные армянские отряды вышли к Сангарскому водохранилищу, перерезав дорогу на Кельбаджар. Таким образом 2-й армейский корпус азербайджанской армии оказался зажат между Арменией и Карабахом с двух сторон, и отрезан от Азербайджана труднопреодолимым зимой Карабахским хребтом (высота до 3700 м). Попытка азербайджанской армии в середине марта провести в Мардакертском районе контрнаступление не удалась. А уже 25 марта армяне начали Кельбаджарскую операцию, в ходе которой 2-й АК Азербайджана был разгромлен. Личный состав, бросив тяжелую технику (15 танков и БМП) , через Карабахский хребет ушел в сторону Гянджи. Азербайджан заявил, что основной удар был нанесен со стороны Армении, а с Карабаха - лишь вспомогательный. Так или иначе, но кельбаджарская операция поставила Армению и Азербайджан на грань открытой войны. В результате операции армяне взяли под свой контроль почти половину армяно-азербайджанской границы и открыли себе вторую дорогу из Армении в Карабах. Сразу после взятия Кельбаджар карабахцы провели наступление на Физули, пытаясь отрезать от Азербайджана южную кубатлинскую группировку азербайджанской армии. Хотя они были остановлены в 4-5 к от Физули, Азербайджану пришлось стянуть туда все резервы. Закрепившись на подступах Физули, армяне начали наступление из района Лачинского коридора на юг, на Кубатлы, отбросив противника на 25-30 км. 4 июня 1993 года в Гяндже начале антиправительственный мятеж 709-й бригад полковника Суррета Гусейнова, потребовавшего смещения президента Абульфаза Эльчибея (бригада была создана на базе расформированной 23-й мотострелковой дивизии СА). Его поддержали некоторые другие подразделения, также начавшие продвижение к Баку. И хотя до серьезных боев между мятежниками и правительственными частями не дошло, президент ушел в отставку, а его полномочия взял на себя прилетевший из Москвы Гейдар Алиев. Пока азербайджанцы занимались междоусобными "разборками", карабахские армяне начали наступление на Агдам, являющийся главной базой азербайджанской армии в войне против Карабаха. В городе находились склады боеприпасов бывшей СА , базировалась танковая бригада (или то что от нее осталось), ремонтная база, к тому же из находящегося на перекрестке дорог города можно было наступать как в сторону Степанакерта, так и Мардакерта. Дальнобойная артиллерия из окрестностей Агдама обстреливала Степанакерт. К 18 июня 1993 группировка из 40 армянских танков при поддержке "Градов", пехоты и вертолетов Ми-24 вышла к окраинам Агдама и начала обходить город с севера. Больше месяца шли упорные бои за Агдамский укрепрайон и только 24-25 июля Агдам был взят. Теперь единственной потенциальной опасностью для карабахцев осталась так называемая Зангеланская дуга на юге Карабаха, образуемая городами Физули, Джебраил, Кубатлы и Зангелан. В кубатлинском и зангеланском районе азербайджанская армия имела примерно два пехотных полка, которые теоретически могли угрожать Лачину. Но пополнения и снабжение этой группировки могло идти только через прифронтовые Физули и Джебраил. 18 августа 1993 армяне захватили Физули, 19 августа - Джебраил, отрезав южную группировка азербайджанской армии. В 7.13 утра 19 августа три азербайджанских самолета нанесли удар по городу Кафан на юго-востоке Армении, убив 10 человек. В последующие дни объектами атак стали населенные пункты Мартунинского и Гадрутского районов Карабаха. Армянские силы продолжили разгром южной группировки противника - 25-3 августа бои шли уже на подступах к Кубатлы и Зангелану. 1 сентября армяне сбили Ми-24 и в этот же день пал Кубатлы, а вслед за ним был взят Зангелан. 16 сентября 1993 вертолет азербайджанских ВВС , летевший из Нахичеванского района (отрезанного от Азербайджана территорией Армении) в районе Зангелана подвергся обстрелу с земли и был вынужден нарушить границу Ирана, где и приземлился. После теплого приема, оказанного местными властями экипажу и пассажирам, вертолету разрешили вернуться в Азербайджан. Результат летней кампании 1993 года для Азербайджана можно оценить одним словом - катастрофа. 7 районов страны были полностью или частично оккупированы "Армянским экспедиционным корпусом", как называют карабахцев в Азербайджане. Хотя официально Армения не участвует в войне, ясно, что 200-тысячное армянское население Карабаха не может создать столь боеспособную армию без активной поддержки извне. Азербайджан снова наводнили беженцы из оккупированных территорий, по разным оценкам порядка 300-500 тысяч человек. Азербайджанская армия была истощена и деморализована. К сожалению, неизвестна дата, когда был впервые приведен нижеследующий список потерь азербайджанских ВВС: 1 МиГ-21 1 МиГ-23 2 Су-25 2 МиГ-25РБ 1 МиГ-25П 3 Л-29 Всего 10 боевых самолетов. Предположительно он датируется 1993 годом и, вероятно, это список официально признанных Азербайджаном потерь. Слишком уж точно указаны типы самолетов и модификации того же МиГ-25. Даже специалисту было бы нелегко отличить обломки МиГ-25П от МиГ-25РБ. Причем типы самолетов в большинстве не совпадают с приводимыми армянскими источниками за 1992-1993 года. Летняя катастрофа привела к назначению нового министра обороны Азербайджана. Им стал "афганец" генерал-лейтенант Мамедрафи Мамедов, жесткими методами наведший в армии дисциплину. За уклонение от призыва, дезертирство, оставление позиций - вплоть до расстрела. Армия была подготовлена к новому наступлению. Впервые азербайджанские войска начали активные наступательные действия зимой - в конце декабря 1993. Боевые действия начались сразу на трех направлениях. На севере азербайджанские войска с боем взяли перевал Омар и заняли несколько сел Кельбаджарского района. На востоке удар был нанесен на Агдам и Мардакерт. На юге - на Физули и пограничный с Ираном Горадиз. Однако к середине февраля наступление выдохлось, а получившие подкрепление карабахцы вернули под свой контроль большинство потерянных позиций, включая Горадиз. 23 января 1994 армянские боевые вертолеты нанесли удар по азербайджанскому населенному пункту у границ Карабаха. В этот же день пара азербайджанских самолетов бомбила армян и последние сообщили об уничтожении одного из самолетов (разумеется, это "Су-25") и обнаружении места падения. Азербайджан опроверг это сообщение. 17 февраля, при сопровождении разведчика Су-24МР над Веденисским районом Армении, при помощи ПЗРК "Стрела-2М" был сбит азербайджанский МиГ-21, летчик которого был взят в плен. В 1994 году было отмечено появление боевых самолетов у Армении. Известно, что 4 Су-25 были переданы Россией в рамках военного сотрудничества СНГ, и они, видимо, принимали участие в боях с азербайджанскими войсками, а один Су-25,по сообщениям, был сбит противником. Западная пресса записала в свои реестры авиаинцидентов уничтожение армянами 18 января 1994 своего же Су-22. Скорее всего речь идет об одном и том же случае, и сбит был все-таки Су-25, которые у Армении имеются, в отличие от Су-22, который является экспортным вариантом Су-17. 25 марта 1994 два азербайджанских самолета сбросили кассетные бомбы на позиции армян у Горадиза, причем пострадали и азербайджанские солдаты. В этот же день армянская ПВО воспрепятствовала налету на Степанакерт. В апреле 1994 азербайджанская армия развернула новое наступление. Так ,10 апреля азербайджанские самолеты сбросили на Степанакерт три бомбы, причем одну - шариковую. Ударам подверглись и другие населенные пункты. ТВ продемонстрировало видео кадры, где ясно виден характерный силуэт Су-25. Через два дня, 12 апреля, 2 самолета вновь бомбили Степанакерт, убив 2 и ранив 38 человек. Один из самолетов был сбит над селом Чила, а его летчик катапультировался. В целом предпринятое наступление не принесло значительных успехов. 21 апреля было опубликовано сообщение, где армяне заявили о том, что за неделю боев ими было убито около 600 солдат противника, захвачено 8 танков, 5 БМП, 15 бронемашин, а также сбит один азербайджанский самолет (вероятно - 12 апреля). 23 апреля 1994 группа из 7 азербайджанских самолетов нанесла мощный удар по Степанакерту, однако один из самолетов (Су-25) был сбит ПВО. Азербайджанская сторона признала, что в этот день один самолет был потерян, но утверждала, что это было результатом аварии. Летчик катапультировался и находится на базе. 12 мая 1994 года стороны подписали соглашение о перемирии, которое, несмотря на отдельные перестрелки, соблюдается по сей день. Всего за период с 21 ноября 1991 года до 12 мая 1994 года по столице Карабаха городу Степанакерту (11 кв. км) было применено (по армянским данным) около 21000 реактивных снарядов "Град", 2700 ракет "Алазань" и 1900 артиллерийских снарядов. Азербайджанская авиация сбросила на город 180 РБК (разовый бомбовый контейнер с осколочными суббоеприпасами) и около 100 500-кг осколочно-фугасных бомб, включая 8 ОДАБ (авиабомба объемной детонации с жидким ВВ). В целом, можно смело утверждать, что 1-я Армяно-азербайджанская война закончилась победой армянской стороны. Армяне полностью контролируют Нагорный Карабах, а также Кубатлинский, Зангеланский, Джебраильский, Физулинский, Кельбаджарский и Агдамский районы Азербайджана, создав там так называемые "зоны безопасности". Азербайджанское население (свыше 350 тысяч человек), опасаясь расправ, покинуло все эти территории (конфликт отличался особой жестокостью обеих сторон по отношению к населению другой национальности). Единственные армянские территории, удерживаемые Азербайджаном - Шаумяновский район и армянская часть Ханларского района, однако, эти территории не входили и состав Карабаха и их армянское население было депортировано в ходе конфликта. Несомненно стратегически необходимая и оправданная для карабахцев оккупация прилегающих районов, с другой стороны создает однозначные предпосылки попыткам азербайджанской армии вернуть эти территории, а также Нагорный Карабах, под свой контроль и соответственно возобновлению боевых действий. Ясно, что Азербайджан вряд ли способен смириться с потерей четверти своей территории, но на протяжении всей войны азербайджанская армия несмотря на численное превосходство и лучшую оснащенность, несла большие потери в людях и вооружении, продемонстрировала низкую боевую подготовку и моральные качества. Со своей стороны, силы обороны Нагорного Карабаха также пытаются поднять боеспособность своей армии, во многом благодаря помощи Армении. 9 мая 1995 года в Степанакерте прошел военный парад посвященный сразу трем датам: 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, 3-й годовщине взятия Шуши и 1-й годовщине перемирия в войне с Азербайджаном: на этом параде были продемонстрированы танки с динамической броней, БМП, один самоходный ЗРК "Оса", ЗРК "Круг" ( на фото) и несколько грузовиков ЗИЛ с ракетами для ЗРК С-125, а также пара вертолетов Ми-24. Любая попытка Азербайджана отвоевать оккупированные территории натолкнется на серьезное сопротивление. В то время как Азербайджан дистанцировался от военных связей с Россией, Армения активно сотрудничает Москвой, получая ощутимые дивиденды о этого. Достаточно вспомнить получение 4 Су 25, нашумевший скандал с поставкой танков Т-72, а также информацию о возможной передаче Еревану современных истребителей и ЗРК С-300. На сегодняшний день те же армянские ВВС насчитывают пять Су-25, один МиГ-25 и два Л-39, семь ударных вертолетов Ми-24Р, три Ми-24К, семь вертолетов Ми-8МТ и парк тренировочной авиации. Несомненно, что случае возникновения новой войны Карабахе, эта техника может оказаться задействованной для поддержки сил обороны Нагорного Карабаха. В то же время азербайджанская авиация на начало 2001 года располагает четырьмя Су-17, пятью Су-24, два Су-25, пятью МиГ-21, тридцатью одним МиГ-25, тремя МиГ-25УБ, вертолетным полком, в котором числятся 15 боевых вертолетов Ми-24, а также значительным парком транспортной авиации. В тоже время в ангарах простаивает не менее 33 боевых самолета, непригодных к боевому применению из-за отсутствия запчастей и комплектующих. Таким образом, теоретически Азербайджан имеет серьезное военно-техническое и численное превосходство над Силами обороны Карабаха. Однако азербайджанская армия находится в стадии становления, боеспособных частей почти нет, до сих пор не создан военно-промышленный комплекс. Бесконечные военные поражение в начале девяностых годов, мятежные командиры, борьба за власть в Баку, клановость - все это не способствовало созданию азербайджанской армии нового типа. Продавая нефть, Азербайджан может и дальше закупать вооружение, но качественного превосходства над армией Нагорного Карабаха он достигнет еще не скоро. Уволенные высокопоставленные офицеры Азербайджанской армии через местные СМИ постоянно заявляют о том, что нынешнее руководство министерства обороны закупило морально устаревшее вооружение и боевую технику, причем по завышенным ценам. По всей видимости, эти утверждения имеют под собой серьезные основания. Только один пример. На Украине были куплены в числе прочей авиатехники были куплены 4 Су-17. Но по прибытии на место оказалось, что это... фронтовые разведчики Су-17М4. Поэтому в Баку в срочном порядке отправились украинские специалисты, которые руководили "ремодернизацией" кустарным способом самолетов в истребители-бомбардировщики. К этому стоит добавить, что на Украине и в России эти самолеты сняты с вооружения и азербайджанцам продали "залежалый" товар... Таким образом, сравнение военных потенциалов противоборствующих сторон в зоне армяно-азербайджанского конфликта показывает, что самопровозглашенная республика Нагорный Карабах пока обладает достаточными ресурсами для обеспечения военными средствами своего суверенитета. В то же время на данный момент силовое решение данного конфликта все же стоит рассматривать как маловероятное.
|
|