Афганистан
В 1957
году для подготовки летчиков МиГ-17Ф в СССР были куплены три МиГ-15УТИ.
Албания
В 1950
году в Албанию из СССР начались поставки МиГ-15, позже было получено еще
несколько МиГ-15УТИ. В 1964 году из-за прекращения поставок запчастей из
СССР в Китае были куплены несколько F-2 и
FT-2. После снятия с вооружения самолеты были
переведены в разряд штурмовых.
Алжир
В начале
1963 года в страну из СССР прибыли первые МиГ-15бис и МиГ-15УТИ
(некоторые источники относят поставки к 1964-65 гг). Еще несколько МиГов
прибыло из Египта. По состоянию на 1984 год 20 самолетов все еще
использовались для подготовки летчиков.
Ангола
Из СССР в
страну было поставлено несколько МиГ-15УТИ, согласно некоторым данным в
1976 году из Кубы прибыло три таких машины. В середине 80-х годов в
строю числилось два МиГ-15УТИ.
Армения
По
западным данным в строю ВВС этой страны в 1995 году числилось 20
МиГ-15УТИ, но вероятно это ошибка, так как ни одной фотографии на данный
момент так и не появилось, да и взяться МиГам в Армении было просто не
откуда.
Болгария
Часть
болгарских самолетов в 60-70-е годы были конвертированы в МиГ-15УТИ,
сохранив часть оригинального вооружения. По состоянию на 1995 год в
составе ВВС Болгарии числилось 15 МиГ-15УТИ, ныне они сняты с
вооружения.
Камбоджа
(Кампучия)
Во время
правления Нородома Сианука в Китае были куплены несколько МиГ-15бис (F-2)
и МиГ-15УТИ (FT-2). Самолеты широко
использовались в ходе гражданской войны для борьбы с "красными
кхмерами". По состоянию на 1967 года в составе ВВС числилось 8
самолетов, все потеряны в ходе войны.
КНР
В ходе
корейской войны Китай получил несколько десятков МиГ-15 и МиГ-15бис из
СССР. На них китайские летчики участвовали в боях над корейским
полуостровом. К началу 60-х годов в составе ВВС было более 200 самолетов
этого типа. Некоторые J-2 были проданы в
разные страны (преимущественно в Албанию). К середине 80-х годов в строю
были только 90 J-2 и 300 JJ-2,
а к 1997 году их количество уменьшилось до 100.
Конго-Браззавиль
На конец
1991 года в составе ВВС Конго числился единственный МиГ-15УТИ, который
использовался для подготовки летчиков МиГ-17Ф.
Куба
В
октябре 1961 года прибыли первые МиГ-15УТИ, в 1962 году были получены
еще 30 "бисов" чешской постройки. С поступлением на вооружение
современных МиГ-17 и МиГ-19 из СССР в большом количестве стали поступать
МиГ-15УТИ. С распадом социалистической системы получение запасных частей
было связано с большими трудностями и в конце 1991 года по западным
данным в составе ВВС страны было около десятка МиГ-15бис и 15 МиГ-15УТИ.
Чехословакия
МиГ-15бис SB оставались на вооружении до 1983
года, МиГ-15УТИ – на год больше.
Германская Демократическая Республика
МиГ-15УТИ официально находились на вооружении до 70-х годов. Интересно,
что часть самолетов, в том числе по крайней мере один УТИ прошли
капитальный ремонт на Дрезденском АРЗ, получили новые серийные номера и
тайно экспортированы в Мозамбик! Сделка была секретной так как
официально все эти самолеты были давно списаны.
Египет
(Объединенная Арабская Республика)
Египет
стал первой страной на Ближнем Востоке, которая получила МиГ-15. Первые
из партии в 120 самолетов S-103 прибыли в
Александрию в октябре 1955 года. После Суэцкого кризиса на март 1956
года 60 из них находились на вооружении.
Несколько
самолетов и УТИ прибыли в страну и после 1956 года. Большинство из них
было уничтожено на земле в ходе очередной войны – 1967 года.
Финляндия
В 196
году финские ВВС получили четыре УТИ чешской постройки
CS-102. Машины были поставлены в самой
современной на тот момент конфигурации – с станцией "Барий" и системой
ОСП-48. Самолеты состояли на вооружении до 1978 года, когда были сменены
пятеркой МиГ-21УМ.
Гвинея
- Биссау
ВВС этой
африканской страны были сформированы в 60-е годы с советской помощью.
Кроме всего прочего в их составе были два МиГ-15УТИ, которые
использовались для подготовки летчиков МиГ-17Ф. По крайней мере один из
них - CS-102 был получен из ГДР в 1980 году.
На конец 1991 года по крайней мере один УТИ был еще в строю.
Венгрия
С 1953 года на вооружение
стали поступать МиГ-15бис и МиГ-15УТИ как советского, так и
чехословацкого производства.Большинство самолетов было неокрашенными с
красными трехзначными тактическими номерами, очень редко
камуфлированные. МиГ-15УТИ находились на вооружении до начала 80-х
годов.
Индонезия
В начале
1973 года был подписан контракт на поставку 15 МиГ-15УТИ чехословацкого
производства для подготовки летчиков МиГ-17Ф и МиГ-19С. В 1966 года
после разрыва отношений с странами соцблока все самолеты советского
производства были прикованы к земле из-за отсутствия запчастей. В
строевых частях МиГ-15УТИ были заменены на американские
T-33A "Шутинг стар"
в 1973 году.
Ирак
После
1958 года в страну потоком хлынули МиГ-15УТИ советского и чехословацкого
производства. В начале 1987 года в строю оставалось только 30 МиГ-15УТИ
(включая часть машин чехословацкого производства).
Израиль
В музее
израильских ВВС находится и МиГ-15УТИ с ОЗ Египта. Его происхождение
автору неизвестно.
Ливия
С
приходом к власти полковника Муамара Каддафи на вооружение местных ВВС
стали поступать самолеты советского производства, в том числе и
МиГ-15УТИ. Правда, из-за своей устарелости продержались они на
вооружении недолго и к 1987 году были сняты с вооружения.
Мадагаскар
После
получения независимости острова в рамках гуманитарной помощи из СССР
были переданы истребители МиГ-17 и учебно-тренировочные МиГ-15УТИ.
Количество поставленных машин неизвестно, но к 1991 году их в строю уже
не было.
Мали
Во время
хороших отношений СССР и Мали для подготовки летчиков МиГ-17Ф был
поставлен и единственный МиГ-15УТИ. По некоторым данным он был в строю
еще в конце 1991 года.
Монголия
В
середине 80-х годов в составе ВВС МНР насчитывалось около 150 самолетов,
в том числе несколько МиГ-15бис (заменены на МиГ-21) и как минимум три
МиГ-15УТИ. Последние находились на вооружении с 1969 по 1986 гг.
Марокко
В конце
60-х годов страна получила несколько советских самолета, включая два
МиГ-15УТИ. О том сколько времени они состояли на вооружении неизвестно
ничего.
Мозамбик
ВВС
страны получил некоторое количество МиГ-15УТИ. Три таких самолета
находились на вооружении в конце 1991 года.
Нигерия
Федеральные власти купили в конце 60-х годов несколько МиГ-15УТИ для
подготовки летчиков МиГ-17Ф. Только два таких самолета могли подняться в
воздух в конце 80-х годов.
Северная
Корея
После
окончания в 1953 году войны на вооружении ВВС КНДР находилось несколько
сотен МиГов, большинство из которых оставили уходившие из Китая
советские авиачасти. До конца 50-х годов именно МиГ-15 составляли основу
ВВС страны, после чего были сменены на МиГ-17 и МиГ-19. Отдельные
МиГ-15УТИ находились на вооружении до начала 80-х годов. Большинство
северокорейский (и квази-северокорейских) МиГ-15 были неокрашенные. С
февраля 1952 года стал внедряться примитивный камуфляж из пятен зеленого
цвета, вскоре смененный настоящим трехцветным. Некоторые машины из
частей ночных истребителей были полностью светло-серые.
Пакистан
После
установления военно-технических отношений с Китаем страна получила
несколько истребителей F-2 и учебных машин
Shenyang FT-2. Пять FT-2
оставались на вооружении до 1979 года, после чего были списаны.
Польша
МиГ-15УТИ оставались на вооружении до 80-х годов. Большинство польских
МиГ-15 после списания пополнили коллекции западных любителей авиации,
прежде всего в США.
Первоначально польские МиГ-15 и Lim летали в
цветах натурального металла, только в конце 60-х годов часть
SBLim и МиГ-15УТИ получили оригинальный двух-
и трехцветный камуфляж, причем цвета "гуляли" от самолета к самолету.
Румыния
В конце
1991 года не менее 12 МиГ-15бис и большинство МиГ-15УТИ все еще
числились в составе ВВС. Самолеты были натурального металла или серого
цвета с красными тактическими номерами. Оригинальные "звездные"
опознавательные знаки в 1985 году были заменены на традиционные кокарды.
Сомали
Начиная
с 1963 года, Сомалийская Демократическая республика начала получать МиГи
из СССР в качестве платы за аренду нескольких авиа и морских баз. Всего
была поставлена эскадрилья МиГ-15бис и 7 МиГ-15УТИ.
Шри
Ланка
22
апреля 1971 года ВВС Шри Ланки получили единственный МиГ-15УТИ
непосредственно из СССР для подготовки летчиков МиГ-17Ф 6-й эскадрильи в
Катунайке. Самолет использовался по назначению до 1979 года.
Судан
После
прихода к власти президента Джаффара Нимейри ВВС Судана стали получать
самолеты советской конструкции, в то числе МиГ-15УТИ (в качестве
приложения к китайским Shenyang F-5 (МиГ-17Ф).
Сирия
Сирийские МиГ-15 принимали участие во всех конфликтах на Ближнем
Востоке, но по большей части все были уничтожены на земле. По состоянию
на 1987 году в составе ВВС числилась эскадрилья МиГ-15УТИ в составе 25
машин.
Танзания
Танзанийские ВВС имеют на
вооружении самолеты преимущественно китайского производства, в том числе
два FT-2. Эти машины числились боеготовыми в
середине 80-х годов.
Уганда
В
середине 70-х годов для подготовки летчиков 12 МиГ-17 в СССР были
куплены два МиГ-15УТИ. Самолеты базировались в Энтеббе.
США
С
падением "железного занавеса" в частных руках сосредоточилось большое
количество летающих МиГов как польского, так и китайского происхождения.
Северный
Вьетнам
На
вооружении ВВС состояли самолеты как советского, так и китайского
производства. В частности в середине 80-х годов в строю была целая
эскадрилья МиГ-15УТИ/JJ-2.
Йемен
Как
южный, так и северный Йемен получали из СССР МиГ-15УТИ (для
подготовки летчиков МиГ-17Ф). На 1979 года в строю ВВС Северного Йемена
находилось 4, а Южного – 3 МиГ-15УТИ.
Уголок неба. 2009
|