Реклама... |
|
|
||
главная история авиации ввс в локальных конфликтах | ||
Экспорт самолетов РСК "МиГ" в 1999 - 2004 гг |
n |
Корпорация "МиГ" осуществляла относительно крупные поставки в рамках контрактов, которые были заключены с 1999 г., когда после долгого периода вакханалии в управлении компании ее маркетинговая стратегия на внешнем рынке приобрела осмысленность. Политика корпорации заключалась в этот период в распродаже по невысокой цене МиГ-29 из заводских запасов. По данным нескольких источников, в подмосковных Луховицах находилось к концу 90-х гг. от 70 до 100 машин в разной степени готовности. Полученные по экспортным контрактам ресурсы концентрировались на доводке многофункциональной версии МиГ-29СМТ с радаром Жук-М". На конец 2003 г. реальные достижения корпорации показывали, что такой подход оказался правильным. В марте 200З г. РСК сумела заключить первый контракт на поставку МиГ-29СМТ, заказчиком стал Йемен, который в совокупности будет иметь 20 таких машин. Другим покупателем этой версии на сегодняшний день является Эритрея. Работы по МиГ-29СМТ позволили корпорации более уверенно выступать на переговорах с Индией о поставке в эту страну корабельных МиГ-29К для комплектации авиагруппы авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". Подписание этого контракта стало крупнейшим достижением компании, логическим завершением реализации "луховицкой" стратегии. В конце 2003 г. у наблюдателей росло ощущение, что РСК МиГ" является самой перспективной с точки зрения возможных экспортных заказов компанией. Существовали реальные планы заключения новых контактов на поставки дешевых версий на рынки небогатых стран Африки и Азии. В российской прессе упоминались переговоры с Танзанией, Угандой, Чадом, интерес к закупкам новой партии МиГ-29 проявлял Судан. Но главные надежды на взлет компании связывались ожидавшимся алжирским заказом на 50 МиГ-29СМТ на сумму 8 млрд. долл. При этом РСК собиралась выкупить несколько дсятков алжирских МиГ-29 на 30 млн. К сожалению, в силу целого ряда причин произошла заминка с заключением этой революционной сделки. В апреле 2004 г. в Алжире состоялись президентские выборы, и политический пейзаж в стране изменился. Военные потеряли часть своего влияния, сложилась новая структура лоббистских групп. Надо заметить, что за исключением сделки на поставку корабельных МиГ-29К, условия которой были согласованы заранее, с ноября 2003 г. корпорация не заключила ни одного контракта на поставку истребителей. К настоящему времени "МиГ" выполнил большую в количественном отношении часть заключенных контрактов, общий объем экспорта компании в период между 1999 и концом 2003 г составил около 40 МиГ-29 базовых версий на сумму 800 млн. долларов. Однако с точки зрения качества этих сделок корпорация лишь приближается к наиболее ответственному периоду. В конце прошлого или начале текущего года начались передачи в Йемен МиГ-29СМТ. Похоже, разработка машины близка к завершению и самолет, наконец, представляет собой операциональный боевой авиационный комплекс. Это означает, что корпорация, хотя и с опозданием, но все же готова предложить рынку многоцелевой самолет. Основной задачей для РСК теперь становится успешное проведение сложных НИОКР по корабельному истребителю. Насколько можно судить, главные технические риски связаны с необходимостью интеграции иностранного бортового оборудования, а также с созданием более мощного двигателя РД-ЗЗМК. Безупречное по графику, качественное выполнение корабельного контракта имеет огромное значение для перевода в твердый контракт опциона на 30 МиГ-29К/КУБ. Совсем недавно в западной печати появились сообщения о том, что командование индийских ВМС обратилось в Министерство обороны с просьбой разблокировать кредиты для закупки дополнительно 14 МиГ-29К для комплектования авиагруппы авианосца АРЗ индийской постройки (он был заложен на верфи в городе Кочин в апреле этого года). Важнейшим вызовом для РСК становится, кроме того, участие в грандиозном индийском тендере на закупку и лицензионное производство 126 легких истребителей. По некоторым данным, цена вопроса составляет 9 млрд. долл. Первоначально индийские ВВС предполагали осуществить прямую закупку французских Мираж 2000-5. Однако позже условия были сформулированы таким образом, что стало возможным привлечь к участию в конкурсе более тяжелых истребителей 20-тонного класса. Теперь в соревнование включились все имеющиеся на рынке истребители - от сверхлегкого "грипен" до близкого к тяжелым Ф-18 "Супер Хорнет". Очевидно, что борьба за такой контракт обещает быть очень тяжелой, и в ней должны участвовать не только сама РСК и "Рособоронэкспорт", но и вся российская государственная машина. Но в любом случае экспорт истребителей в ближайшие годы будет значительно ниже значений периода 2001-2004 гг., когда за рубеж отправлялось более полусотни боевых самолетов ежегодно. Единственная возможность нивелировать этот спад, который продлится, как минимум до того, пока промышленность не будет в состоянии предложить на рынок машины, близкие по возможностям своего оборудования к истребителям пятого поколения, заключается в закупках по линии Министерства обороны России. Поставки самолетов РСК "МиГ" в 1999 - 2004 гг.
|
|