Уголок неба ¦ МиГ-29 в мире. Часть 1

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   МиГ-29 в мире. Часть 1
             
         n Михаил Жирохов  


Украина

После развала СССР стране достались почти 1500 боевых самолетов. Из них большое количество истребителей 4-го поколения МиГ-29.

По состоянию на начало 1996 г. в составе вооруженных сил Украины числилось 237 истребителей МиГ-29, причем  163 самолета входили в состав четырех истребительных авиаполков ВВС (на аэродромах Лиманское, Мартыновская, Староконстантинов и Ивано-Франковск), 42 машины — в состав авиационной бригады ВВС ЧФ.

Реальное состояние и количество МиГов на сегодняшний день неизвестно.

 

Индия

В феврале 1984 г. во время визита в Индию министра обороны СССР Д.Ф.Устинова индийская сторона, обеспокоенная начавшимися в январе 1983 г. поставками американских самолетов F-16A в Пакистан, подняла вопрос о возможности закупки партии новейших советских истребителей МиГ-29. Учитывая давние дружественные связи двух стран, в том числе в военно-технической области (с 1963 г. Индия импортировала самолеты МиГ-21Ф. с 1966 г. здесь было налажено лицензионное производство МиГ-21 ФЛ, а затем МиГ-21 М и МиГ-21бис, с 1980 г. в Индию поставлялись истребители-бомбардировщики
МиГ-23БН И истребители МиГ-23МФ и т.д.), руководство СССР сочло возможным удовлетворить эту просьбу. В том же году было подписано соглашение, согласно которому уже в 1986 г. могли бы начаться поставки в Индию первой партии из 50 самолетов МиГ-29  с возможностью освоения в дальнейшем лицензионного производства на заводе фирмы HAL (Hindustan Aeronautics Ltd), в ходе которого планировалось собрать не менее 110 машин. В 1984г. группе Офицеров индийских ВВС была предоставлена возможность совершить полеты на МиГ-29 в СССР.

 В 1985 г. в СССР прибыла следующая группа индийских пилотов, а в октябре 1986 г. на авиабазе Луговая в Киргизии началось переучивание строевых летчиков и технического персонала ВВС Индии на новый тип самолета.

Первые 12 «мигов» прибыли в Индию морем в декабре 1986 г. Они были доставлены в Насик (Nasik) на завод HAL, специалисты которого в точение нескольких месяцев производили их окончательную сборку. В мае 1987 г. первые самолеты передали в войска. Церемония официального торжественного принятия на вооружение индийских ВВС истребителей МиГ-29, получивших здесь название Baaz («Орел»), состоялась 6 декабря 1987 г. на авиабазе Пуна  недалеко от Бомбея, в честь чего был устроен воздушный парад, на котором «миги» впервые демонстрировались публично.

Всего в 1986-1987 гг. в Индию было поставлено 42 одноместных МиГ-29 варианта "Б" и шесть двухместных МиГ-29УБ. Они поступили на вооружение двух эскадрилий, эксплуатировавших до этого МиГ-21: 47-й Black Archers («Черные лучники») и 28-й First Supersonics («Первые сверхзвуковые»). Обе эскадрильи базировались на аэродроме Пуна.

В 1989 г. из СССР прибыла вторая партия из 20 одноместных МиГ-29, которые были переданы в 223-ю эскадрилью ВВС Индии Indents («Трезубцы»), дислоцированную на авиабазе Адампур (Adampur). В июле 1994 г. во время визита в Москву премьер-министра Индии Нарасимха Рао был поднят вопрос об очередных поставках вооружения и военной техники, причем Россия предоставила для этих целей Индии кредит на сумму 830 млн. долл. В декабре того же года был заключен контракт на поставку 10 истребителей МиГ-29 улучшенной модификации (с увеличенным ресурсом, расширенной номенклатурой вооружения и подкрыльевыми ПТБ). Самолеты поступили заказчику в 1995 г., в их число вошли восемь одноместных МиГ-29 и две «спарки» МиГ-29УБ. Высоко оценив реализованные на самолетах последней партии усовершенствования, ВВС Индии высказали пожелание модернизировать по их образцу и остальные машины.

Всего по состоянию на начало 1998 г. Индия получила 80 самолетов МиГ-29, из которых 66 (59 боевых и
7 «спарок»).

По сообщениям средств массовой информации, за период 1986-1997 гг. четыре индийские машины были потеряны в летных происшествиях.

 Югославия

Первой европейской страной, закупившей для своих ВВС истребители МиГ-29 стала СФРЮ. Поставки "мигов" в это государство производились с октября 1987 г., и к началу 1988 г. военно-воздушные силы союзной республики получили 14 одноместных МиГ-29 варанта "Б" и два учебно-боевых МиГ-29У6, которые вошли в состав 127-й авиационной эскадрильи 204—го истреби­тельного авиаполка, дислоцированного на авиабазе Батайница к северу от Белграда (другая эскадрилья этого полка, так же как и остальные пять истребительных полков ВВС СФРЮ, была вооружена самолетами МиГ-21МФ и МиГ-21бис). По сложившейся традиции военные самолеты, поступавшие на вооружение ВВС Югославии получали в этой стране собственные условные обозначения. МиГ-29 досталось наименование L-18 (от слова Lovac — истребитель). В Югославии новые «миги» предполагалось использовать в качестве не только истребителей, но и истребителей-бомбардировщиков, поэтому наряду с ракетами поставлялись неуправляемые ракеты, авиабомбы и контейнеры малогабаритных грузов КМГУ. Первая публичная демонстрация югославских МиГ-29 состоялась в день «открытых дверей» 15 мая 1988 г.

Предполагалось. что вслед за первой партией истребителей Югославия в 1988 г. получит еще 16 самолетов МиГ-29. Однако реализация сделки задержалась, а начавшийся сербско-хорватский конфликт и присоединение России к международным санкциям против Югославии сделали ее невозможной.

Осенью 1996 г. после отмены эмбарго на поставку вооружений в Югославию Россия предложила вернуться к этому вопросу и поставить федеральной республике 20 истребителей МиГ-29 в обмен на погашение большей части российского долга бывшей СФРЮ. Ослабленная боевыми действиями Югославия отнеслась к данному предложению достаточно прохладно, поскольку в то время она больше нуждалась в сырье и гражданской промышленной продукции, чем в боевой технике.

Самолеты участвовали в войне 1999 года, когда несколько машин были сбиты НАТО-вскими истребителями.

По последней информации в зарубежной печати, в составе ВВС Федеральной республики Югославия (Сербии и Черногории) имеется 15 истребителей МиГ-29 (в том числе две «спарки»).

 

Ирак

В 1987 г.  руководство предложило Советскому Союзу продать 48 самолетов этого типа (ранее основу истребительной авиации МиГ—21/F-7 советского и китайского производства и около восьми десятков МиГ-23МС/МЛ). Первые 18 машин — одноместные МиГ-29 варианта Б и двухместные МиГ-29УБ — были поставлены во второй половине того же года. Всего Ирак приобрел 41 (до другим данным — 48) самолетов МиГ-29, в том числе шесть «спарок». Истребители состояли на вооружении двух эскадрилий, базировавшихся на аэродромах вокруг Багдада. Осенью 1990 г. в ответ на американскую помощь Саудовской Аравии они были перемещены на юг страны.

Достоверных данных о применении иракских МиГ-29 во время боевых действий в Персидском заливе в январе-феврале 1991 г. нет. По информации из американских источников, в ходе конфликта истребителями ВВС США F-15C было сбито шесть (по другим сведениям — восемь) иракских МиГ-29.

Некоторые западные аналитики считали, что участие в обороне Ирака значительного числа «двадцать девятых» могло бы серьезно осложнить союзникам проведение операции «Буря в пустыне» и нанести их авиации больший урон. Однако для избежания бессмысленных потерь на аэродро­мах и в воздухе (признавалось, что в боевой подготовке иракские летчики уступают американским) 137 наиболее современных боевых самолетов ВВС Ирака были переправлены в соседний Иран. В их числе оказалось не менее двух десятков МиГ-29 (по другим данным — всего четыре). Эта техника до сих пор удерживается в Иране, правительство которого считает ее своеобразной репарацией за ущерб, нанесенный стране в ирано-иракской войне 1960-1988 гг. По сообщениям зарубежной печати, к началу 1998 г. ВВС Ирака располагали 15 (по другим данным — 12) истребителями МиГ-29.

После американского вторжения 2003 года все эти самолеты были уничтожены.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экспорт МиГ-29 (1997-2008 гг.)

Страна-импортер Страна получатель Дата контракта К-во и тип Примечание
Россия Беларусь 1997-2000 10 МиГ-29УБ  
Беларусь Алжир 1999 - 2002 31 (25 МиГ-29 и 6 МиГ-29УБ)  
Россия Бангладеш 1999 - 2001 16 МиГ-29  
Туркменистан Россия 1999 - ? 98 МиГ-29  
Россия Алжир 1999 - ? 7 МиГ-29  
Украина Алжир 2000 - ? 5 МиГ-29  
Россия Бирма 2001 - 2002 14 МиГ-29  
Россия Алжир 2001 - 2006 28 МиГ-29СМТ контракт аннулирован?
Россия Йемен 2002 - 2005 20 МиГ-29СМТ сумма контракта более $450 млн
Германия Польша 2003 - 2004 22 МиГ-29  
Россия Иран 2003 - ? 4 МиГ-29СМТ ?  
Россия Судан 2003 - 2004 12 МиГ-29СМТ?  
Россия Армения  2004 - ? 2 МиГ-29  
Россия Эритрея 2004 - ? 2 МиГ-29  
Россия Индия 2009 - ? 16 (МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ) заказаны для авианосца "Vikramaditya", поставки должны начаться в январе 2009 г.
Украина Азербайджан 2006 - 2007 14 (12 МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ)  
Россия Судан ? - ? 12 МиГ-29 о поставках было заявлено в ноябре 2008 г.
 

 


Уголок неба. 2009 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100