Украина
После развала СССР стране достались почти
1500 боевых самолетов. Из них большое количество истребителей 4-го
поколения МиГ-29.
По состоянию на начало 1996 г. в составе
вооруженных сил Украины числилось 237 истребителей МиГ-29, причем
163 самолета входили в состав четырех истребительных авиаполков ВВС (на
аэродромах Лиманское, Мартыновская, Староконстантинов и Ивано-Франковск),
42 машины — в состав авиационной бригады ВВС ЧФ.
Реальное состояние и количество МиГов на сегодняшний день неизвестно.
Индия
В феврале 1984 г. во время визита в Индию
министра обороны СССР Д.Ф.Устинова индийская сторона, обеспокоенная
начавшимися в январе 1983 г. поставками американских самолетов F-16A в
Пакистан, подняла вопрос о возможности закупки партии новейших советских
истребителей МиГ-29. Учитывая давние дружественные связи двух стран, в
том числе в военно-технической области (с 1963 г. Индия импортировала
самолеты МиГ-21Ф. с 1966 г. здесь было налажено лицензионное
производство МиГ-21 ФЛ, а затем МиГ-21 М и МиГ-21бис, с 1980 г. в Индию
поставлялись истребители-бомбардировщики
МиГ-23БН И истребители МиГ-23МФ и т.д.), руководство СССР сочло
возможным удовлетворить эту просьбу. В том же году было подписано
соглашение, согласно которому уже в 1986 г. могли бы начаться поставки в
Индию первой партии из 50 самолетов МиГ-29 с возможностью освоения
в дальнейшем лицензионного производства на заводе фирмы HAL (Hindustan
Aeronautics Ltd), в ходе которого планировалось собрать не менее 110
машин. В 1984г. группе Офицеров индийских ВВС была предоставлена
возможность совершить полеты на МиГ-29 в СССР.
В 1985 г. в СССР прибыла следующая
группа индийских пилотов, а в октябре 1986 г. на авиабазе Луговая в
Киргизии началось переучивание строевых летчиков и технического
персонала ВВС Индии на новый тип самолета.
Первые 12 «мигов» прибыли в Индию морем в
декабре 1986 г. Они были доставлены в Насик (Nasik) на завод HAL,
специалисты которого в точение нескольких месяцев производили их
окончательную сборку. В мае 1987 г. первые самолеты передали в войска.
Церемония официального торжественного принятия на вооружение индийских
ВВС истребителей МиГ-29, получивших здесь название Baaz («Орел»),
состоялась 6 декабря 1987 г. на авиабазе Пуна недалеко от Бомбея,
в честь чего был устроен воздушный парад, на котором «миги» впервые
демонстрировались публично.
Всего в 1986-1987 гг. в Индию было
поставлено 42 одноместных МиГ-29 варианта "Б" и шесть двухместных
МиГ-29УБ. Они поступили на вооружение двух эскадрилий, эксплуатировавших
до этого МиГ-21: 47-й Black Archers («Черные лучники») и 28-й First
Supersonics («Первые сверхзвуковые»). Обе эскадрильи базировались на
аэродроме Пуна.
В 1989 г. из СССР прибыла вторая партия из
20 одноместных МиГ-29, которые были переданы в 223-ю эскадрилью ВВС
Индии Indents («Трезубцы»), дислоцированную на авиабазе Адампур (Adampur).
В июле 1994 г. во время визита в Москву премьер-министра Индии Нарасимха
Рао был поднят вопрос об очередных поставках вооружения и военной
техники, причем Россия предоставила для этих целей Индии кредит на сумму
830 млн. долл. В декабре того же года был заключен контракт на поставку
10 истребителей МиГ-29 улучшенной модификации (с увеличенным ресурсом,
расширенной номенклатурой вооружения и подкрыльевыми ПТБ). Самолеты
поступили заказчику в 1995 г., в их число вошли восемь одноместных
МиГ-29 и две «спарки» МиГ-29УБ. Высоко оценив реализованные на самолетах
последней партии усовершенствования, ВВС Индии высказали пожелание
модернизировать по их образцу и остальные машины.
Всего по состоянию на начало 1998 г. Индия
получила 80 самолетов МиГ-29, из которых 66 (59 боевых и
7 «спарок»).
По сообщениям средств массовой информации,
за период 1986-1997 гг. четыре индийские машины были потеряны в летных
происшествиях.
Югославия
Первой европейской страной, закупившей
для своих ВВС истребители МиГ-29 стала СФРЮ. Поставки "мигов" в это
государство производились с октября 1987 г., и к началу 1988 г.
военно-воздушные силы союзной республики получили 14 одноместных МиГ-29
варанта "Б" и два учебно-боевых МиГ-29У6, которые вошли в состав 127-й
авиационной эскадрильи 204—го истребительного авиаполка,
дислоцированного на авиабазе Батайница
к северу от Белграда (другая эскадрилья
этого полка, так же как и остальные пять истребительных полков ВВС СФРЮ,
была вооружена самолетами МиГ-21МФ и МиГ-21бис). По сложившейся традиции
военные самолеты, поступавшие на вооружение ВВС Югославии получали в
этой стране собственные условные обозначения. МиГ-29 досталось
наименование L-18
(от слова Lovac
— истребитель). В Югославии новые
«миги» предполагалось использовать в качестве не только истребителей, но
и истребителей-бомбардировщиков, поэтому наряду с ракетами поставлялись
неуправляемые ракеты, авиабомбы и контейнеры малогабаритных грузов КМГУ.
Первая публичная демонстрация югославских МиГ-29 состоялась в день
«открытых дверей» 15 мая 1988 г.
Предполагалось. что вслед за первой
партией истребителей Югославия в 1988 г. получит еще 16 самолетов
МиГ-29. Однако реализация сделки задержалась, а начавшийся
сербско-хорватский конфликт и присоединение России к международным
санкциям против Югославии сделали ее невозможной.
Осенью 1996 г. после отмены эмбарго на
поставку вооружений в Югославию Россия предложила вернуться к этому
вопросу и поставить федеральной республике 20 истребителей МиГ-29 в
обмен на погашение большей части российского долга бывшей СФРЮ.
Ослабленная боевыми действиями Югославия отнеслась к данному предложению
достаточно прохладно, поскольку в то время она больше нуждалась в сырье
и гражданской промышленной продукции, чем в боевой технике.
Самолеты участвовали в войне 1999 года, когда несколько машин были сбиты
НАТО-вскими истребителями.
По последней информации в зарубежной
печати, в составе ВВС Федеральной республики Югославия (Сербии и
Черногории) имеется 15 истребителей МиГ-29 (в том числе две «спарки»).
Ирак
В 1987 г. руководство предложило
Советскому Союзу продать 48 самолетов этого типа (ранее основу
истребительной авиации МиГ—21/F-7
советского и китайского
производства и около восьми десятков МиГ-23МС/МЛ). Первые 18 машин —
одноместные МиГ-29 варианта Б и двухместные МиГ-29УБ — были поставлены
во второй половине того же года. Всего Ирак приобрел 41 (до другим
данным — 48) самолетов МиГ-29, в том числе шесть «спарок». Истребители
состояли на вооружении двух эскадрилий, базировавшихся на аэродромах
вокруг Багдада. Осенью 1990 г. в ответ на американскую помощь Саудовской
Аравии они были перемещены на юг страны.
Достоверных данных о применении иракских
МиГ-29 во время боевых действий в Персидском заливе в январе-феврале
1991 г. нет. По информации из американских источников, в ходе конфликта
истребителями ВВС США
F-15C
было сбито шесть (по другим сведениям —
восемь) иракских МиГ-29.
Некоторые западные аналитики считали, что
участие в обороне Ирака значительного числа «двадцать девятых» могло бы
серьезно осложнить союзникам проведение операции «Буря в пустыне» и
нанести их авиации больший урон. Однако для избежания бессмысленных
потерь на аэродромах и в воздухе (признавалось, что в боевой подготовке
иракские летчики уступают американским) 137 наиболее современных боевых
самолетов ВВС Ирака были переправлены в соседний Иран. В их числе
оказалось не менее двух десятков МиГ-29 (по другим данным — всего
четыре). Эта техника до сих пор удерживается в Иране, правительство
которого считает ее своеобразной репарацией за ущерб, нанесенный стране
в ирано-иракской войне 1960-1988 гг. По сообщениям зарубежной печати, к
началу 1998 г. ВВС Ирака располагали 15 (по другим данным — 12)
истребителями МиГ-29.
После
американского вторжения 2003 года все эти самолеты были уничтожены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспорт МиГ-29 (1997-2008 гг.)
Страна-импортер |
Страна получатель |
Дата контракта |
К-во и тип |
Примечание |
Россия |
Беларусь |
1997-2000 |
10 МиГ-29УБ |
|
Беларусь |
Алжир |
1999 - 2002 |
31 (25 МиГ-29 и 6 МиГ-29УБ) |
|
Россия |
Бангладеш |
1999 - 2001 |
16 МиГ-29 |
|
Туркменистан |
Россия |
1999 - ? |
98 МиГ-29 |
|
Россия |
Алжир |
1999 - ? |
7 МиГ-29 |
|
Украина |
Алжир |
2000 - ? |
5 МиГ-29 |
|
Россия |
Бирма |
2001 - 2002 |
14 МиГ-29 |
|
Россия |
Алжир |
2001 - 2006 |
28 МиГ-29СМТ |
контракт аннулирован? |
Россия |
Йемен |
2002 - 2005 |
20 МиГ-29СМТ |
сумма контракта более $450 млн |
Германия |
Польша |
2003 - 2004 |
22 МиГ-29 |
|
Россия |
Иран |
2003 - ? |
4 МиГ-29СМТ ? |
|
Россия |
Судан |
2003 - 2004 |
12 МиГ-29СМТ? |
|
Россия |
Армения |
2004 - ? |
2 МиГ-29 |
|
Россия |
Эритрея |
2004 - ? |
2 МиГ-29 |
|
Россия |
Индия |
2009 - ? |
16 (МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ) |
заказаны для авианосца "Vikramaditya", поставки должны начаться в январе 2009 г. |
Украина |
Азербайджан |
2006 - 2007 |
14 (12 МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ) |
|
Россия |
Судан |
? - ? |
12 МиГ-29 |
о поставках было заявлено в ноябре 2008 г. |
Уголок неба. 2009
|