Уголок неба ¦ Приднестровье 1992

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Приднестровье 1992
             
         n Михаил Жирохов  


 

После провозглашения 27 августа 1991 года независимости Республики Молдова стало понятно, что не избежать межнациональных столкновений в этом регионе. Почти сразу начались столкновения молдавских вооруженных формирований с отрядами добровольцев из числа русского и украинского населения. Основное противоречие было в желании Молдовы присоединиться с Румынией. В ответ на левом берегу Днестра была создана Приднестровская Советская Молдавская Республика со столицей в Бендерах.

Затихший к зиме конфликт с началом весны разгорелся вновь. Важными факторами, влиявшими на ход событий, стало присутствие в регионе частей 14-й армии ВС СНГ, поддержка молдавских властей румынским правительством, участие в боевых действиях на стороне приднестровцев казачьего корпуса и большого количества наемников из различных регионов бывшего Советского Союза. Дело в том, что молдаване не обладали нужными военными ресурсами, для того чтобы противостоять российской армии, но и правительство не хотело мириться с потерей Приднестровья и примерно 35% промышленного потенциала.

Заметный след в этом конфликте оставило применение молдавскими вооруженными силами авиации. Основу ВВС Молдовы составляли 31 МиГ-29 (7-типа "9-12" и 24-типа "9-13") из состава бывшего 86-го истребительного полка Черноморского флота СССР (аэродром Маркулешты), которые после провозглашения независимости перешли под юрисдикцию молодого государства. Так как все 48 летчиков и большая часть технического состава покинули часть и уехали в различные страны СНГ, Министерство Обороны Молдовы начало кампанию по вербовке пилотов молдавской национальности, ранее служивших в Советских ВВС. Уже весной 1992 г. глава этого ведомства заявил, что ВВС располагают четырнадцатью подготовленными летчиками. При этом отметим, что только четверо из них имели опыт полетов на МиГ-29: бывшие офицеры 624-го ИАП майор Виталий Руссу, капитан Александр Даранутса, старшие лейтенанты Святослав Небурак и Александр Попович. При зачислении на службу в молдавские ВВС все они получили звание на ступень выше, чем имели ранее.

При очередном всплеске конфликта летом 1992 года молдавская сторона решила пустить в дело свои боевые самолеты. Пилотам поставили задачу разрушить стратегически важный мост через Днестр, связывавший Приднестровье с окруженными Бендерами. Для нанесения удара задействовались два МиГ-29, под которые подвесили по шесть ОФАБ-250. Вероятно, для контроля за результатами налета в операции принял участие один МиГ-29УБ. 22 июня в 19:15 Руссу и Небурак произвели бомбометание, причем очень неточно: мост остался неповрежденным, а несколько бомб упали на близлежащее село Парканы. Как часто бывает в таких случаях не обошлось без жертв среди гражданского населения. Прямым попаданием был уничтожен жилой дом, в котором погибла вся семья. Молдавские официальные лица поначалу настойчиво отрицали причастность своих ВВС к налету, однако позднее министр обороны признал факт разрушения дома, но начисто отверг заявления СМИ о гибели людей.

После этого инцидента были приведены в полную боевую готовность все средства ПВО 14-й армии. И когда через несколько дней молдавские МиГи попытались атаковать нефтяной терминал около н. п. Ближний Хутор, их ждал неприятный сюрприз. Находившийся на КП ПВО армии полковник Добрянский получил доклад одного из командиров батарей ЗРК С-125 об обнаружении на удалении 30 километров скоростной цели. Так как ни каких сомнений в принадлежности летательного аппарата и его намерениях не было, был отдан приказ: уничтожить. Через несколько минут после пуска с батареи доложили: "Взрыв на высоте 3000, отметка цели с экрана исчезла". Хотя после этого случая налетов на территорию Приднестровья не было, однако получить подтверждение сбития оказалось весьма непросто, так как самолет упал на территории Молдовы, а в Кишиневе все привычно отрицали. Но из одного рейда "на тот берег" бойцы отряда специального назначения 14-й армии принесли обломки, которые были идентифицированы как фрагменты антенны МиГ-29.
 

Ту-154 правительства Молдовы

Уже после окончания боевых действий молдаване официально признали потерю одного "двадцать девятого", и есть все основания считать, что этот истребитель на счету зенитчиков 14-й армии.

Кроме МиГ-29, молдаване широко применяли и три имевшихся вертолета. Известно, что тем же летом один Ми-8 совершил вынужденную посадку недалеко от Кишинева с 42 пулевыми пробоинами. Оба его летчика были ранены и в срочном порядке госпитализированы. Особо стоит отметить активность авиации соседней Румынии. В основном ее транспортные самолеты перевозили оружие и аммуницию для молдавской армии. Приднестровцы старались бороться с ними, ведь они располагали некоторым количеством средств ПВО, в том числе ПЗРК. Имелись и наемники, в совершенстве владеющие этим грозным оружием. Как минимум, один раз ракета попала в цель: в начале 1992 г бывший лейтенант Советской Армии Илья Кулик из ПЗРК "Игла" сбил румынский военно-транспортный самолет Ан-24.

Конфликт в Молдове вызвал опасения за свою западную границу и соседней Украины. Для усиления погранвойск в срочном порядке были переброшены дополнительные воинские контингенты. В числе прочего были переброшены четыре Ми-8 и один Ми-24 Отдельной Эскадрильи Национальной Гвардии Украины. Эти машины базировались на аэродром Вапнярка и площадку Красные Окна и в течение трех месяцев лета 1992 года четырнадцать экипажей, сменяясь, занимались переброской групп блокирования и подвозом материальных средств. Украинские перехватчики МиГ-29 также несколько раз поднимались для вытеснения румынских транспортников из собственного воздушного пространства.

Имелось несколько вертолетов и в составе подразделений 14-- й армии. По всей видимости это были транспортные Ми--8 и использовались они для переброски грузов и личного состава (в том числе и групп спецназа на молдавскую территорию). Именно с этими вертолетами, теперь уже летающими в составе Группы Российских войск, и связан последний известный на сегодняшний день инцидент. В октябре 1997 года старшина приднестровской гвардии обстрелял такой Ми--8. Инцидент обошелся без жертв благодаря хорошей реакции экипажа. Увидев нити трассирующих пуль, летчики успели подняться на безопасную высоту. В ходе расследования оказалось, что старшина был попросту пьян, за что был уволен из вооруженных сил и отдан под суд.

Интересна дальнейшая судьба молдавских МиГов. Еще в ходе конфликта стало ясно, что небольшому государству не по средствам содержать такое количество дорогостоящих самолетов. Один из них в качестве подарка был передан румынским ВВС, а четыре (правда, только два в летном состоянии) поставлены Южному Йемену. Как отмечалось западными наблюдателями на них летали наемники из Восточной Европы (в числе которых несомненно были и молдаване) и иракцы. Оказавшись на Аравийском полуострове, эти самолеты в 1994 г. приняли участие в гражданской войне. Первый вылет истребителей, базировавшихся в аэропорту Эль-Райан, произошел 30 июня, а уже 5 июля обе машины были захвачены войсками мятежников. Еще через два боевые действия закончились.

Оставшиеся в Молдове МиГи ждал неожиданный финал. Их предложили Ирану, однако о наметившейся сделке прознал госдепартамент США, страстно не желавший усиления ВВС этой мусульманской республики. Из Вашингтона последовало предложение перекупить истребители, на что в Кишиневе с радостью согласились, Как сообщалось в печати, за 21 истребитель и порядка 500 ракет класса "воздух-воздух" американцы заплатили всего 80 млн. USD. Почти сразу после заключения контракта транспортными самолетами С-17 ВВС США они были переброшены за океан. 

Столь низкая стоимость истребителей (менее 4 млн. долларов в расчете на одну машину) объяснялась крайне низким техническим состоянием молдавских "мигов", выпущенных в период 1984-89 годов и практически не летавших с 1993 года. Проведенное по просьбе Молдовы специалистами МАПО-МИГ техническое освидетельствование показало, что хранились самолеты с нарушениями установленных требований. Так не была произведена консервация двигателей, в результате чего многие из них вышли из строя. По мнению россиян только шесть из проданных США самолетов находятся в летном состоянии, а для восстановления каждой из оставшихся 15 машин может потребоваться по крайней мере 1-4 млн. долларов.

Средства массовой информации приводят разные мнения относительно того, как Соединенные Штаты будут использовать приобретенные Миги. Как говорилось выше, согласно официальной версии США закупили их исключительно для того, чтобы исключить их "возможную продажу Молдовой Ирану". Однако, учитывая техническое состояние молдавских МиГов, трудно пoверить, что Иран пошел бы на такую крайне невыгодную для себя сделку (в свое время Йемен отказался от продолжения закупок истребителей у Молдовы, хотя тогда в 1994 году уровень их исправности был значительно выше чем в 1997 г.). Гораздо более правдоподобным кажется предположение, что истребители были приобретены для того, чтобы детально ознакомиться с их оборудованием и вооружением. Несмотря на широко распространенное мнение о том, что Россия отстает от Запада в области авиационной радиоэлектроники, ни один самолет ВВС США не имеет подобной применяемым на МиГ-29 и Су-27 комплекса управления вооружением и целеуказания. А ракеты ближнего боя Р-73 не имеют аналогов по маневренности и боевой эффективности ни в Америке ни в Европе.

По сообщению журнала "Aviation Week and Space Technolodgy", воспроизведенному в середине ноября 1997 г. агентством ИТАР-ТАСС, купленные у Молдовы МиГ-29 поступят на вооружение эскадрильи ВВС США "Красные орлы", летчики которой отрабатывают тактику действий против авиации условного противника в учениях "Red Flag" и "Green Flag". В настоящее время самолеты условного противника имитируются устаревшими истребителями советского производства МиГ-21 и МиГ-23, базирующимися на аэродромах Грум-лейк (Groom-Lake) и Тонопа (Тоnора) в штате Невада, а также американскими самолетами F-16N и А-4М "Скайхок" (ВМС США). Согласно этой информации, МиГ-29 будут базироваться на авиабазе Райт-Паттерсон (Wright-Patterson) в штате Огайо, а после завершения подготовки к летной эксплуатации их передислоцируют на авиабазу Неллис (Nellis) в штате Невада. Пилотировать их будут летчики, прошедшие переучивание на данный тип самолета и специальную подготовку в Германии.

Что касается дальнейшего развития конфликта, то Президент России Б.Н. Ельцин пообещал Президенту Снегуру вывести части российской 14 - й Армии, правда при этом не уточнил сроки. Касаемо развития молдавской авиации, то после избавления от всех МиГов, руководство планирует закупить в соседней Румынии достаточно много боевых вертолетов, что будет достаточно для обороны небольшой республики. Правда, в последнее время нет никаких сведений о каких - либо закупках, а страна испытывает тяжелейший финансовый кризис. По всей видимости, ни о какой модернизации ВВС говорить сейчас нельзя. 


Версия 21.01.2005



Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100