Уголок неба ¦ Первый полет RB-47 над СССР

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Первый полет RB-47 над СССР
             
         n Кертис Пиблз  



15 октября 1952 года сразу после восхода солнца с базы Йельсон вылетели два заправщика КС-97. Через час на RB-47B в небо поднялись экипажи Хиллмэна и Флеминга. Они догнали КС-97 у мыса Бэрроу и набрали полные баки топлива. Полет проходил нормально, экипажи приступили к выполнению задания.

RB-47B оставили заправщиков позади и летели на запад, пока не достигли острова Врангеля, примерно в 100 милях севернее побережья Сибири. Экипаж Флеминга сфотографировал остров и отметил его прохождение на карте, затем повернул на восток в направлении к району, где он должен был ожидать выхода на связь с Хиллмэном.

Хиллмэн направился на юго-запад, по направлению к побережью Сибири. Приблизившись к побережью, он повернул на юг к пункту между Становой и Амбарчиком. Самолет достиг материка около полудня и продолжал лететь на юг. Экипаж включил камеры, размещенные в бомбовом люке; они должны были работать в течение всего полета, иначе могли замерзнуть. Погода пока оставалась хорошей. Однако когда RB-47B пересек линию побережья, облака покрыли одну пятую горизонта, а земля частично закрылась туманом. RB-47B повернул на восток, назад по направлению к Аляске. Когда планировался полет, высказывалось предположение, что операторы на советских радиолокационных станциях (РЛС) примут RB-47B за свой самолет, летящий из европейской части СССР.

RB-47B уже пролетел над двумя из пяти намеченных целей; они были сфотографированы, получены и изображения, выданные радаром. К этому моменту самолет израсходовал большую часть топлива, летел на высоте 12000 метров со скоростью 900 км/ч, что значительно выше крейсерской скорости RB-47B. Когда самолет пролетел над третьей целью, датчики стали сообщать, что его засекли станции слежения русских. Хиллмэн сказал Гантеру, что возможна атака МиГов. Гантер перебрался в хвостовую башню и занял место у пулеметов.

Через несколько минут он сообщил, что видит советские истребители. МиГ-15 шли позади и ниже В-47, пытаясь занять позицию для перехвата высокоскоростного бомбардировщика. Хиллмэн понял, что их обнаружили, и нарушил режим радиомолчания. Он сообщил Флемингу свои координаты и как складывается ситуация. Теперь, если бы их сбили, в Соединенных Штатах знали бы, что с ними случилось. Гантер продолжал наблюдать за перехватчиком, но МиГи взлетели слишком поздно и не могли перехватить RВ-47. Однако Хиллмэн и другие члены экипажа понимали, что ситуация складывается серьезная. Скорость, высота и курс их самолета теперь были известны русским; новые МиГи могли появиться и атаковать их.

RB-47B продолжал лететь, то и дело меняя курс. Несмотря на все опасения, других МиГов они не встретили - возможно, у русских в этом районе было недостаточно перехватчиков. Самолет прошел над Эгвенкинотом и, летя вдоль побережья, достиг бухты Провидения, где базировался полк МиГов. Таким образом, задание было выполнено, и экипаж выключил камеры. В-47 В вышел из советского воздушного пространства и направился к полуострову Сьюард на Аляске. После захода солнца Хиллмэн посадил свой самолет на базе Йельсон. Полет продолжался 7 часов 45 минут; они покрыли расстояние в 5500 километров, причем около 1300 километров прошли над территорией СССР. Через несколько минут после посадки Хиллмэна успешно приземлился и самолет Флеминга. Из камер немедленно извлекли кассеты с отснятой пленкой и отнесли в фотолабораторию, которая находилась здесь же, на базе. После обработки с фильма сняли копию, а все материалы отправили в Вашингтон. Генерал Армстронг был доволен - задание выполнено успешно.

Вскоре появилась и первая реакция русских на полет. Утром 16 октября офицер разведки сказал Хиллмэну, что, по данным радиоперехвата, советское командование переводит в регион второй полк истребителей-перехватчиков. Через несколько часов экипаж Хиллмэна вылетел на RB-47B на базу ВВС Макдилл.

Полгода спустя, в апреле 1953 года, полковника! Хиллмэна вызвали в штаб стратегической авиации. Ему приказали явиться к генералу Ле Мэю. Когда Хиллмэн вошел в кабинет генерала, Ле Мэй поднялся с кресла, подошел к двери и плотно прикрыл ее. Не говоря ни слова, он аккуратно прикрепил к мундиру Хиллмэна крест «За летные заслуги». Хиллмэн изобразил удивление и спросил, за что он удостоен такой чести. Генерал улыбнулся (а это случалось с ним нечасто) и ответил: «Это секрет». Остальные члены экипажа также были представлены к наградам. В приказе говорилось, что ордена они получили за «выдающиеся успехи в летной подготовке».

Результаты полета RB-47B превзошли все ожидания. Стало ясно, что дальние разведывательные полеты над СССР возможны. По согласованию с Комитетом начальников штабов, ЦРУ и министерством обороны президент США санкционировал полет над территорией враждебного государства, создав прецедент для дальнейших действий в этом направлении. В какой-то степени это решение можно было считать вынужденным, вызванным необходимостью защитить интересы национальной безопасности Соединенных Штатов. RВ-47В совершил полет с целью установить, не готовит ли Советский Союз нападение на США. Когда проанализировали снимки, сделанные экипажем Хиллмэна, стало ясно, что скоплений Ту-4 на территории Восточной Сибири не наблюдается. Хотя Советы и совершали тренировочные полеты бомбардировщиков в непосредственной близости от баз США, это не являлось приготовлениями к ядерной атаке. Как и предвидел Легорн, воздушная разведка в ядерный век стала средством получения сведений о возможной опасности, грозящей Соединенным Штатам.







Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100