|
15 октября 1952 года сразу после восхода
солнца с базы Йельсон вылетели два
заправщика КС-97. Через час на RB-47B в небо
поднялись экипажи Хиллмэна и Флеминга.
Они догнали КС-97 у мыса Бэрроу и набрали
полные баки топлива. Полет проходил
нормально, экипажи приступили к
выполнению задания.
RB-47B оставили заправщиков позади и
летели на запад, пока не достигли
острова Врангеля, примерно в 100 милях
севернее побережья Сибири. Экипаж
Флеминга сфотографировал остров и
отметил его прохождение на карте, затем
повернул на восток в направлении к
району, где он должен был ожидать
выхода на связь с Хиллмэном.
Хиллмэн направился на юго-запад, по
направлению к побережью Сибири.
Приблизившись к побережью, он повернул
на юг к пункту между Становой и
Амбарчиком. Самолет достиг материка
около полудня и продолжал лететь на юг.
Экипаж включил камеры, размещенные в
бомбовом люке; они должны были работать
в течение всего полета, иначе могли
замерзнуть. Погода пока оставалась
хорошей. Однако когда RB-47B пересек линию
побережья, облака покрыли одну пятую
горизонта, а земля частично закрылась
туманом. RB-47B повернул на восток, назад
по направлению к Аляске. Когда
планировался полет, высказывалось
предположение, что операторы на
советских радиолокационных станциях (РЛС)
примут RB-47B за свой самолет, летящий из
европейской части СССР.
RB-47B уже пролетел над двумя из пяти
намеченных целей; они были
сфотографированы, получены и
изображения, выданные радаром. К этому
моменту самолет израсходовал большую
часть топлива, летел на высоте 12000
метров со скоростью 900 км/ч, что
значительно выше крейсерской скорости RB-47B.
Когда самолет пролетел над третьей
целью, датчики стали сообщать, что его
засекли станции слежения русских.
Хиллмэн сказал Гантеру, что возможна
атака МиГов. Гантер перебрался в
хвостовую башню и занял место у
пулеметов.
Через несколько минут он сообщил, что
видит советские истребители. МиГ-15 шли
позади и ниже В-47, пытаясь занять
позицию для перехвата
высокоскоростного бомбардировщика.
Хиллмэн понял, что их обнаружили, и
нарушил режим радиомолчания. Он
сообщил Флемингу свои координаты и как
складывается ситуация. Теперь, если бы
их сбили, в Соединенных Штатах знали бы,
что с ними случилось. Гантер продолжал
наблюдать за перехватчиком, но МиГи
взлетели слишком поздно и не могли перехватить
RВ-47. Однако Хиллмэн и другие члены
экипажа понимали, что ситуация
складывается серьезная. Скорость,
высота и курс их самолета теперь были
известны русским; новые МиГи могли
появиться и атаковать их.
RB-47B продолжал лететь, то и дело меняя
курс. Несмотря на все опасения, других
МиГов они не встретили - возможно, у
русских в этом районе было
недостаточно перехватчиков. Самолет
прошел над Эгвенкинотом и, летя вдоль
побережья, достиг бухты Провидения, где
базировался полк МиГов. Таким образом,
задание было выполнено, и экипаж
выключил камеры. В-47 В вышел из
советского воздушного пространства и
направился к полуострову Сьюард на
Аляске. После захода солнца Хиллмэн
посадил свой самолет на базе Йельсон.
Полет продолжался 7 часов 45 минут; они
покрыли расстояние в 5500 километров,
причем около 1300 километров прошли над
территорией СССР. Через несколько
минут после посадки Хиллмэна успешно
приземлился и самолет Флеминга. Из
камер немедленно извлекли кассеты с
отснятой пленкой и отнесли в
фотолабораторию, которая находилась
здесь же, на базе. После обработки с
фильма сняли копию, а все материалы
отправили в Вашингтон. Генерал
Армстронг был доволен - задание
выполнено успешно.
Вскоре появилась и первая реакция
русских на полет. Утром 16 октября
офицер разведки сказал Хиллмэну, что,
по данным радиоперехвата, советское
командование переводит в регион второй
полк истребителей-перехватчиков. Через
несколько часов экипаж Хиллмэна
вылетел на RB-47B на базу ВВС Макдилл.
Полгода спустя, в апреле 1953 года,
полковника! Хиллмэна вызвали в штаб
стратегической авиации. Ему приказали
явиться к генералу Ле Мэю. Когда
Хиллмэн вошел в кабинет генерала, Ле
Мэй поднялся с кресла, подошел к двери и
плотно прикрыл ее. Не говоря ни слова,
он аккуратно прикрепил к мундиру
Хиллмэна крест «За летные заслуги».
Хиллмэн изобразил удивление и спросил,
за что он удостоен такой чести. Генерал
улыбнулся (а это случалось с ним
нечасто) и ответил: «Это секрет».
Остальные члены экипажа также были
представлены к наградам. В приказе
говорилось, что ордена они получили за
«выдающиеся успехи в летной подготовке».
Результаты полета RB-47B превзошли все
ожидания. Стало ясно, что дальние
разведывательные полеты над СССР
возможны. По согласованию с Комитетом
начальников штабов, ЦРУ и
министерством обороны президент США
санкционировал полет над территорией
враждебного государства, создав
прецедент для дальнейших действий в
этом направлении. В какой-то степени
это решение можно было считать
вынужденным, вызванным необходимостью
защитить интересы национальной
безопасности Соединенных Штатов. RВ-47В
совершил полет с целью установить, не
готовит ли Советский Союз нападение на
США. Когда проанализировали снимки,
сделанные экипажем Хиллмэна, стало
ясно, что скоплений Ту-4 на территории
Восточной Сибири не наблюдается. Хотя
Советы и совершали тренировочные
полеты бомбардировщиков в
непосредственной близости от баз США,
это не являлось приготовлениями к
ядерной атаке. Как и предвидел Легорн,
воздушная разведка в ядерный век стала
средством получения сведений о
возможной опасности, грозящей
Соединенным Штатам.
Уголок неба. 2004
|