Украина
После распада
СССР Украине достались два полка, вооруженные Су-25. Всего это от 25 до
50 самолетов (хотя из-за сложности в обслуживании и поставок запчастей
одновременно в строю никогда не находилось более 30 самолетов).
456 ОШАП базировался с Чорткове, но был расформирован, а его штурмовики
были отправлены на 4070 резервную авиабазу. Самым боеспособным
подразделением был 299 ШАП в Саки, который подчинялся командованию ЧФ. В
его составе было по крайней мере четыре новейших Су-25УТГ, которые были
приспособлены для базирования на авианесущих кораблях. Современное
состояние украинских Су-25 неизвестно.
Ангола
В 1988-89 гг в эту африканскую страну было
поставлено 14 Су-25 (из них 2 - учебно-боевых). Единственный штурмовой
авиаполк базировался в Сауримо и применялся в войне против мятежников
УНИТА. После распада СССР поставки запчастей прекратились и современное
состояние самолетов неизвестно.
Конго
В конце 1999 года правительство
Демократической Республики Конго купило в Беларуси 8 Су-25. Самолеты
широко применялись в ходе гражданской войны, причем пилотировались они
исключительно наемниками - украинцами, россиянами и белорусами.
Болгария
Болгария стала вторым экспортером Су-25К в
мире. В октябре 1986 года страна получила 36 Су-25К и четыре Су-25УБК.
Самолеты эксплуатировались 22 ибап, где они заменили Миг-17 и МиГ-15УТИ.
Один самолет (вместе с пилотом) был потерян в катастрофе 17 апреля 1989
года. После распада Варшавского пакта поддержка самолетов в боеготовом
состоянии стала головной болью для болгарского командования.
Чехия
После раздела Чехословакии Чехия получила
24 Су-25К и один Су-25УБК, которые были сведены в 30-й шап, с местом
базирования в Пардубице.
Ирак
Самыми современными самолетами на
вооружении ВВС Ирака до 1991 года стали МиГ-29 и Су-25. По некоторым
данным в 1986 -87 годах в страну были поставлены около 30 Су-25К и УБК.
Однако на сегодняшний день не существует ни одной фотографии иракского
Су-25УБК, нет и и в числе машин захваченных американцами в ходе двух
войн. В ходе ирано-иракской войны они не сыграли существенной роли,
выполнив буквально несколько вылетов.
В ходе Первой войны в
Заливе американские летчики претендуют по крайней мере на два сбитых
Су-25 в воздухе. Однако 25 января 1991 года семь машин перелетели в
Иран, где вошли в состав местных ВВС. Остальные были уничтожены в
ходе второй войны.
Словакия
После распада ЧССР страна получила 11
Су-25К и единственный Су-25УБК. На месте бывших ОЗ самолеты получили
новые и новый камуфляж. На данный момент проданы в Армению.
Иран
Македония
Грузия
Перу
ЗАКЛЮЧЕНИЕЭкспорт Су-25 (1999-2007 гг.)
Страна-импортер |
Страна получатель |
Дата контракта |
К-во и тип |
Примечание |
Туркменистан |
Россия |
1999 - ? |
97 Су-25 |
Контракт на передачу 98 МиГ-29; 97 MиГ-23
97 Су-17 и 97 Су-25. Только по западным источникам. |
Украина |
Македония |
2001 - ? |
4 Су-25 |
|
Беларусь |
Украина |
2001 - ? |
3 Су-25 и 1 Су-25УБ |
|
Грузия |
Азербайджан |
2002 - ? |
6 Су-25 |
|
Беларусь |
Кот ди Вуар |
2003 - 2004 |
2 Су-25 и 2 Су-25УБ |
|
Чехия |
Грузия |
2003 - ? |
12 Су-25К |
|
Словакия |
Армения |
2004 - ? |
10 Су-25 |
|
Чехия |
США |
2004 - ? |
6 Су-25К |
|
Грузия |
Азербайджан |
2005 - 2006 |
6 Су-25 и 2 Су-25УБ |
|
Украина |
Азербайджан |
2007 - ? |
1 Су-25УТГ |
|
Украина |
Экваториальная Гвинея |
2007 - ? |
2 Су-25УБ |
|
Уголок неба. 2009
|