Ту-154 в Латвии
Первые два Ту-154Б-2 поставлены с
Куйбышевского авиазавода в ноябре1981 года: это были
СССР-85515 и СССР-85516:
СССР-85515. Построен 27 октября
1981 года на Куйбышевскoм КуАЗ. Прибыл на аэродром Рига (Скулте) в 20-х
числах ноября. Первые полеты - с 7 декабря 1981 г. В начале 90-х самолет
достался LATAVIO – наследнице Латвийского Аэрофлота. На нем выполнялись
чартерные рейсы в разные страны. В середине 90-х 515-й чуть не продали
Челябинскому авиапредприятию, но сделка прогорела, и самолет снова
возвратился в Латвию, но уже в авиакомпанию LATPASS. Также использовался
для чартерных перевозок, в основном летали на курорты - в Египет и
Испанию.
В 2003 году у самолета кончился ресурс и
515-й без движения стоял в аэропорту. Ремонт с заменой двигателей
признали нерентабельным. В феврале 2005 года c самолета сняли двигатели
и отогнали в угoл на третьем перроне аэропорта, рядом со стареньким
Ту-134А. В сентябре того же года самолет перекрасили для съемок фильма в
умопомрачительные цвета несуществующей авиакомпании "ТитАйр". По
сценарию самолет должен был сгореть, но сотрудниками бывшего латвийского
Аэрофлота пресечена попытка поджога последнего Ту-154 в Латвии.
21 декабря 2005 года произошло важное
событие в истории этого самолета – в час дня 515-й перегнали на музейную
стоянку! Теперь это самый большой экспонат музея. Это единственный из
8-ми Ту-154 который сохранился в Риге. Это первый и последний Ту-154 в
Риге. Экспонат приобретен благодаря президенту авиакомпании LATPASS
Ефиму Ратнеру.
СССР - 85516.
Эксплуатация началась 22 декабря
1981 года. После перестройки самолет достался LATAVIO. Но
использовался недолго - до 2 августа 1993 года.
Вместе с 85539 их продали в Казахстан, где они находятся до сих пор. В
настоящее время выставлен на продажу. Но продать его из-за возраста
будет очень трудно.
В 1982 году в Латвийское УГА поступили новые машины Ту-154Б-2: № 85524,
85539, 85546, 85556, 85558.
СССР -85524:
15 апреля 1991 года при обходе грозы в самолет Ту-154 №85524 попала
молния. В 1995 году продан в Азербайджан, где находится и поныне.
СССР -85539:
В октябре 1993 года продан в Казахстан. Списан в 2006
году.
CCCP-85546:
с лета 1996 года в лизинге у различных
компаний. Ныне у Air Somalia (Шарджа) как ER-TAI (на фото)
СССР - 85556: изготовлен
22 сентября 1982 года. Использование в Риге - через месяц. Имел
синехвостую полосу - самолет лидер. В начале 90-х достался LATAVIO, нo
не использовался. По документам МАК 20 мая 1987 с СССР-85556 случился
какой-то серьезный инцидент. В 1993, в эпоху начала распродажи техники
Латвийского Аэрофлота, машина прошла капитальный ремонт и продана в
Россию, где работала в отделении Аэрофлота. Летом 2001 самолет приобрела
АК "Сибирь" - одна из крупнейших авиакомпаний в РФ. Но 24 августа 2004 в
22:53 мск случилось ЧП - 85556-ой следовавший рейсом 1047 из Москвы в
Сочи был взорван чеченскими террористами в небе Ростовской области...
Погибло 46 человек. Общий налет 30751 час при назначенном ресурсе 37000
часов.
СССР-85558: с 1993 года продан в Грузию.
В 1983 году Латвийскому УГА передали
Ту-154Б СССР - 85133.
СССР - 85133:
Самолет по графику должен быть построен в
1976 году. Но почему-то только осенью 1978 передан в правительственный
отряд (235-й ОАО). По легенде являлся личным самолётом Л. И. Брежнева. У
этого 154-го была немного другая компоновка салонов
(гардероб, тулеты и т.д.). 23 мая 1983 года самолет передали
Латвийскому УГА.
По
непроверенным данным именно этот самолет сажали на пену в аэропорту
Еревана (невыпуск шасси). В 1992 году достался
Латавио, но почти неиспользовался, в 1995 году Латавио обанкротилась, и
самолет еще несколько лет стоял в Скулте в умирающем состоянии. 6
февраля его списали из Латвийского регистра.
Но тут у
самолета появилось второе дыхание - его решили продать. Первая сделка
сорвалась - авиакомпания Arbet int'l Airlines из-за плохого технического
состояния отказалась брать самолет. Спасли 85133 Омские авиалинии...85133
oдин из самых старых Ту-154-х доживший в летном состоянии до нового века.
С 2001 года прекращено использование самолета. В настоящее время стоит в
а/п ОМСК. Самолет хотят оставить как музейный экспонат АК Омскавиа.
В начале 90-х Ту-154М № 85740
(постройки 1991 года) купила Латвийская авиакомпания "BEL-BalticExpressLine"
у Эстонии. Использовался до 1997 года. Этот самолет очень часто
менял своих хозяев и вот в 2004 наконец вернулся на свою историческую
родину. В конце 2005 года авиакомпания Атлант-Союз завершила
модернизацию самолета для полетов в Европу по новым требованиям, которые
вступили в силу 1 января 2006 года. 85740
оборудован под ВИП-салон, который пользуется большим спросом.
Ту-154А СССР-85100 зав. номер 75А-100
выпущен в апреле 1975, дата занесения в Реестр: 14 мая 1975г.
Первоначальная приписка - ЦУМВС. В августе 1977 передан СибНИА. В
предверии "Московской Олимпиады-1980" Ту-154А был украшен надписью
«Official Olympic Carrier». По сведениям курсантов РКИИГА, 85100 уже
осенью 1978 года использовался в Риге как учебное пособие. Официально
списан по документам в 1984 году. Ту-154А был списан по причине разлития
в салоне ртути. В середине 80-х 85100 перетащили с аэродрома Румбула на
учебную аэродром РКИИГА в Пурвциемс - где его поставили на вечную
стоянку. Руководил процессом Леонид Падерин. В салоне не
было кресел. Самолет разрезали на металлолом в сентябре 2000 года,
когда разваливали институт.
По материалам сайта:
http://aviamuseum.org/
Уголок неба. 2009
|