Уголок неба ¦ Авиационная библиотека. Статьи

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная библиотека статьи
   Мегаполисы, безопасность, перспективы
   
   


Наблюдая в прямом эфире последствия террористической атаки башен-близнецов Всемирного торгового центра, многочисленные телевизионные зрители были шокированы трагическими кадрами, когда спасаясь от дыма и огня, люди, выпрыгивали через окна на верную смерть.

Как говорит статистика, количество таких "прыгунов" (так их называют в западной прессе) составляет более 10 процентов от всех погибших при пожарах высотных зданий! И хотя повторение точно такой же трагедии маловероятно, но когда в небоскрёбе огонь отрезает путь к спасению, никто не застрахован от паники.

Урбанизация шагает по планете

Усиление роли городов - это неотъемлемый процесс развития современного общества, характеризующийся повышением значения, численности и плотности проживания городского населения, что в свою очередь, вызывает рост стоимости территорий, и как следствие - увеличение высотности зданий, а так же транспортных проблем.

В настоящее время, во всём мире построено более чем 112528 высотных зданий, высотой 12 этажей и выше. Имеется около 500 городов, которые могут похвастаться более чем 13400 зданиями, высотой свыше 90 метров.

Еще в 70-е годы прошлого века слово "небоскрёб" ассоциировалось во всем мире исключительно с Нью-Йорком или Чикаго. В числе преимуществ высотного строительства обычно называлось эффективное и экономное использование дорогостоящей городской территории, особую комфортабельность и массу различных технических новшеств. Мировой опыт высотного строительства доказал эффективность и целесообразность использования ценной городской территории в этих целях. В 80-х дома-великаны стали появляться в Европе, чуть позже - в Японии, потом в Китае, других странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. На рубеже двух тысячелетий мода, наконец, докатилась и до России.

Потенциал Московского рынка давно привлекал инвесторов. Неудивительно, что в Москве появились яркие и оригинальные здания, созданные в лабораториях ведущих российских и зарубежных зодчих. Масштабная реализация планов высотного строительства началась после утверждения в 1999 году городской программы "Новое кольцо Москвы", в рамках которой планируется возвести до 2015 года 60 высотных жилых, гостиничных и офисных комплексов. Один из этих небоскребов, башня "Россия", достигнет высоты 612 метров и станет самым высоким зданием в Европе.

"Страсти по высоткам" бушуют и в других регионах страны. Гигантомания захлестнула такие города, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Иркутск, Новосибирск, Уфа. Идет работа над проектами высотного жилья и в Сочи, в частности, на искусственном острове "Федерация". Приурочены стройки века будут, естественно, к Олимпиаде-2014. Региональные власти полны оптимизма: небоскребы приносят колоссальную прибыль, особенно в условиях дефицита земли. Немаловажную роль тут играет мода и престиж. Однако существенных недостатков у небоскребов не меньше, чем достоинств. Причём, одним из самых главных, следует признать пожароопасность, характеризующуюся следующими особенностями:

  • возможность быстрого развития пожара;

  • сложность и длительность его тушения из-за большой высоты, что обусловлено трудностями подачи средств тушения и доступа пожарных подразделений;

  • продолжительное время эвакуации людей и др.

Пожары в высотных зданиях, как правило, приводят к многочисленным человеческим жертвам, значительному экономическому ущербу и вызывают широкий резонанс в обществе. Сделав запрос в поисковой Интернет-системе по словам: "пожар" и "небоскрёб", можно получить огромный перечень ссылок на трагические события из различных стран и городов:

В Москве в 2005 году горел 25-й этаж в жилом доме во 2-м Сетуньском переулке. Были жертвы. В сентябре 2007 года пожар произошел в гостинице "Ленинградская" - она находится на реконструкции, жертв не было. Самый последний громкий пример - пожар, произошедший 11 февраля 2008 г. в строящемся 36-этажном жилом доме. Он унес жизни 4 человек, но пострадавших могло быть гораздо больше.

В США существуют более 18942 высотных зданий и более 8000 пожаров в этих зданиях каждый год. Хотя большинство из них являются небольшими и легко ликвидируются, но существуют и примеры, с последствиями не менее трагическими, чем ситуация со Всемирным торговым центром.

Основным аварийным средством спасения из высотного здания были и остаются лестницы. Между тем, многие квартиры в зданиях, построенных в Нью-Йорке с 1960-ых, имеют единственный выход. Но даже если лестниц несколько, то часто они, находятся достаточно близко друг к другу. Следовательно, в случае серьёзных повреждений здания, когда огонь, дым, пар или разрушения их блокируют, исчезает последняя надежда на эвакуацию и люди оказываются в безвыходном положении.

Ветеран американской пожарной службы Винсент Данн, проанализировав поведение людей, застигнутых террористическими атаками в нью-йоркских небоскребах 11 сентября 2001 года, констатировал: "Те, кто следовал официальным инструкциям по выживанию, не выжили". И составил собственные, достаточно циничные "Правила поведения при пожаре в высотном здании". Суть их такова, что людям, оказавшимся в подобной ситуации, может помочь только Чудо и шансов выжить они практически не имеют.

Отсутствие аварийного выхода - существенная проблема, значение которой теперь начинает осознаваться. В одном только Нью-Йорке, приблизительно один миллион человек, живёт выше седьмого этажа и, не может быть эвакуирован обычными пожарными лестницами. Приблизительно 1,5 миллиона человек работают в офисах выше 10-го этажа.

Между тем, как показывает мировой опыт, огонь - не единственная причина, которая может вызвать эвакуацию высотного здания. Несмотря на усиливающиеся меры безопасности, небоскрёбы достаточно уязвимы для террористических атак с использованием взрывчатых, биологических или отравляющих веществ. Землетрясение так же может разрушить нижние этажи здания, оставив людей, ожидающих новых толчков в высотной ловушке. В высотных зданиях гораздо больше нагрузка на все инженерные коммуникации. Если дом в два этажа может дать трещину и остаться стоять, то небоскреб мгновенно рухнет. К тому же в крупных городах есть метро, которое создает вибрацию и, соответственно, воздействует на здания. Так что при строительстве небоскребов огромную роль играет человеческий фактор.

Нормы и правила

По международным нормативам все здания, у которых хотя бы один этаж лежит вне зоны доступа пожарной автолестницы или коленчатого подъемника, считаются высотными и относятся к категории "специальных зданий".

В России, согласно СНиП 21-01-97" "Пожарная безопасность" для каждого жилого здания высотой более 75 метров и общественного - более 50 метров, должны разрабатываться Технические условия, отражающие специфику противопожарной защиты здания, включая комплекс дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий.

Перед проектировщиками и сотрудниками Пожарной охраны стоит трудная задача: необходимо не только учесть все вопросы, связанные с обеспечением пожарной безопасности на период строительства и эксплуатации объекта, но и разработать комплекс мероприятий, реализация которых позволит обеспечить безопасность людей в случае возникновения пожара и создать условия для его успешного тушения. Процессы согласования исходно-разрешительной и предпроектной документации проходят очень тяжело. Растет количество согласовательных инстанций, комиссий, что значительно увеличивает срок утверждения проекта. Внесение элементов обеспечения пожарной безопасности существенно повышает сложность проекта и затраты на реализацию. Все эти обстоятельства, понятно, не вызывает радости у инвесторов.

Чем тушить и спасать?

В настоящее время, пожарные и спасательные работы проводятся при помощи специально оборудованных автомобильных подъемников, пожарных лестниц и люлек. Однако при их использовании, обеспечивается спасение лишь нескольких человек за один раз. Кроме того, возможности данных средств сильно ограничены и эффективность их действия зависит от высотности, погодных условий, характера возгорания, дорожной обстановки и пр. Специалисты считают, что эффективность строительства каждой высотки нужно просчитывать на 20-30 лет вперед, с учётом развития транспортной инфраструктуры, поскольку транспортные проблемы приводят плачевным последствиям. Для современных городов данный вопрос очень актуален. Мегаполисы, подобные Москве, характеризуются наличием большого скопления автомобилей на магистралях города при недостаточном количестве транспортных развязок, что, как известно, ведет к возникновению пробок, причем, не только в часы пик. Отсутствие полноценных проездов и мест для размещения специальной пожарной техники препятствуют своевременному прибытию подразделений Пожарной охраны к месту пожара и делают невозможной организацию работ по тушению пожара и спасению людей. В результате люди, попавшие в аварийную ситуацию, при блокировании запасных выходов или выходе из строя системы аварийного пожаротушения, подвергаются серьезной опасности.

В Москве сейчас имеется пять высотных подъемных механизмов до 100 метров высотой, позволяющие эвакуировать людей с верхних этажей, но обеспечить подъезд к горящему зданию иной раз просто невозможно. Чтобы доставить и установить специальную технику (автонасос высокого давления, коленчатый подъемник или автолестницу высотой более 50 метров), ширина проезда должна быть 6 метров, а расстояние от стен здания до парковки не менее 8,5 метров. Если же высота здания превышает десять этажей, требования к размеру свободной зоны для установки подъемника составляют уже не менее 14 метров. Однако на деле, из-за катастрофической нехватки мест под парковки в центре города, никто эти правила не выполняет. Тем более, в Москве, где во всех дворах припаркованы машины, и проехать к месту пожара зачастую невозможно.

В январе 2006 года при пожаре в офисном здании во Владивостоке людей не смогли спасти из-за неправильной парковки личного автотранспорта, т.к. пожарная техника не смогла подъехать к офису. Поэтому проблема парковок у высотных зданий и, соответственно, время и доступ пожарной техники до помещений является одной из главных проблем современных городов.

Фактор загруженности автомагистралей современного города имеет огромное значение не только при высотной застройке. Очень часто, пожарные и спасатели тратят слишком много драгоценного времени, чтобы прибыть на место трагедии: Например, майским утром 2007 г. в специальном доке возле Темзы в лондонском районе Гринвич был целиком охвачен пламенем и практически уничтожен один из самых известных парусников XIX века "Катти Сарк" - единственный оставшийся в мире чайный клипер и историческая гордость Англии. А февральской ночью 2008 г. в Сеуле сгорели знаменитые ворота рынка Намдэмун (14 век) - главная историческая достопримечательность страны. Это так же, примерно, как, если бы, в Москве сгорел храм Василия Блаженного на Красной площади.

В результате финансовые потери несут инвесторы - застройщики, увеличивающие затраты на инфраструктуру зданий, согласование проектов, дополнительные инженерно-технические, организационные мероприятия, а так же страховые компании. Гораздо сложнее оценить ущерб, когда вопрос касается человеческих жизней или тех же исторических памятников.

По большому счёту, можно сделать вывод, что в связи с интенсивным ростом мегаполисов, сопровождающимся увеличением высотности зданий и загруженностью автомагистралей, существующие пожарные и эвакуационные средства, уже не в состоянии обеспечить спасателям и пожарным не только оперативность, но даже само проведение пожарно-спасательных работ.

Перспективы

Для спасения человеческих жизней предлагаются самые разнообразные проекты и устройства, от индивидуальных, до групповых: парашюты; капсулы - коконы, обеспечивающие безопасное падение человека с любой высоты; средства безопасного спуска по канату; эвакуационные вертолётные корзины; летающие платформы; кабины-манипуляторы, перемещающиеся по рельсовым направляющим, установленным на стене высотного здания и т.д.

Для экстренной доставки тушащих средств на горящие этажи пока не предлагается ничего, кроме всё тех же, автомобильных пожарных лестниц и подъёмников.

А для обеспечения оперативного прибытия пожарных средств и спасателей к месту пожара, минуя дорожные пробки, пока не создано ничего лучше вертолёта. Именно поэтому авиационные средства пожаротушения и спасения вызывают всё больший интерес в мире.

Применение авиационных средств, для борьбы с пожарами и эвакуации привлекательно, в первую очередь, по причине высокой оперативности. Тут просматривается прямая аналогия со скорой медицинской помощью, где существует "Правило золотого часа". Ущерб от воздействия огня, с начала возгорания, увеличивается не в прямой, а в геометрической прогрессии, поэтому использование авиационных средств выгодно, несмотря на более высокую стоимость.

На вооружении пожарных Москвы стоят три пожарных вертолета, с помощью которых, как заявляется, можно проводить пожарные и спасательные работы. На деле же, этим вертолётам под силу лишь тушение открытых очагов горения с помощью подвесных емкостей, перевозимых на внешней подвеске. Более того, действуя таким традиционным способом - сбрасывая воду на крышу здания, можно причинить ущерб больший, чем нанесёт сам пожар (происходящий в одной из квартир).

С эвакуацией тоже не всё однозначно. С крыши здания - нет проблем! Но ведь не всегда имеется возможность вывести людей из квартиры на крышу. Несколько лет назад в вертолётном КБ "Камов" проводились опытные работы по разработке технологий эвакуации людей из высотных зданий с помощью специальных спасательных кабин. Однако дальше стадии экспериментов дело не пошло.

Использующееся противопожарное оборудование существующих противопожарных вертолётов, в массе своей, изначально предназначено, лишь для тушения площадных лесных пожаров. Как правило, это водяные баки: либо перевозимые на внешней грузовой подвеске, либо интегрированные в нижнюю часть фюзеляжа. Первый вариант дешевле и может использоваться со всеми вертолётами, имеющими внешнюю грузовую подвеску. Второй - дороже, может использоваться лишь на некоторых вертолётах, но имеет большую эффективность. Самые распространённые в мире специализированные пожарные вертолёты это: S-64, S-70A Firehawk и Ка-32А11ВС.

Проводя анализ различных характеристик вертолётов и средств пожаротушения, можно сделать выводы, что максимальной эффективностью будет обладать специализированный противопожарный вертолёт, с дополнительными эвакуационно - спасательными функциями. Т.е. необходим универсальный противопожарно-спасательный вертолёт, способный тушить различные виды пожаров (что до сих пор не реализовано нигде, ни с одним типом вертолёта). Авиационное подразделение, оснащённое такими машинами, сможет обеспечивать пожарную и общественную безопасность в мегаполисе. А в случае необходимости, в летний период привлекаться для тушения лесных пожаров вне города.

Однако городское пожаротушение имеет свои особенности и обычным сбросом тушащей жидкости на горящее здание обойтись невозможно.

Из пушки по огню

Идея установки водяной пушки на вертолёт привлекает возможностью тушения точечных источников огня и экономным расходом тушащего вещества. Очень уж прельщает возможность зависнуть и пустить водяную струю в окно горящей квартиры. Но и не только! Зависнуть рядом с источником открытого огня и заливать его навесной направленной струёй - куда экономичнее, и безопаснее. Но это - в теории. На практике - всё куда сложнее.

После пожара Останкинской телебашни, на ОАО "Камов" для тушения пожаров в высотных зданиях, разрабатывалось несколько вариантов систем горизонтального пожаротушения. К сожалению, они так и не были доведены до серийного производства.

Голландская компания IFEX разработала вододисперсную установку, которая размещается на различных типах вертолетов, в частности, на AS350 (Eurocopter) и K-MAX (Kaman). Эффективная "стрельба" ведется импульсами водяной пыли на расстояние от 10 до 40 м. Производитель заявляет, что система может пополняться из окрестных водоемов на режиме висения. Недостатком данного устройства является малый запас воды и время "перезарядки", составляющее 2-3 секунды. А поскольку при ликвидации масштабных очагов горения важен разовый массовый выброс тушащего вещества, то её использование достаточно ограничено.

На вертолёте S-64F "Helitanker" так же может устанавливаться горизонтальная водяная пушка, управляемая в вертикальной плоскости. Её использование ограничено дальностью стрельбы, а так же стоимостью и громоздкостью самого носителя.

На вертолётном заводе ФГУП "КумАПП" в Кумертау, для вертолёта Ка-32, была разработана горизонтальная телескопическая водяная пушка. Установленная на вертолёт она способна посылать струю воды на расстояние около 40 метров. Экспериментальный вертолёт Ка-32А оснащённый баком "Simplex", вертикальной и горизонтальной водяными пушками, осуществлял боевое дежурство в Санкт Петербурге, во время празднования 300 - летия города. Первый серийный вертолёт Ка-32А с такой водяной пушкой был поставлен в Южную Корею в ноябре 2005 года.

Применять вертолёты Ка-32, оснащённые вертикальными водяными пушками там стали ещё раньше, для заполнения водой быстроустанавливаемых надувных ёмкостей из режима висения. Воду впоследствии используют наземные службы для ликвидации мелких очагов огня.

Впрочем, на применении вертикальной пушки стоит остановиться отдельно, поскольку тушить сверху можно не только одиночные костры или горящие автомобили: Всё чаще повторяющиеся в Европе массовые волнения этнических меньшинств, антиглобалистов, футбольных фанатов и др. неформалов (За последние годы: Париж, Лондон, Рим, Копенгаген, Греция), сопровождающиеся поджогами автомобилей, сооружением баррикад и проведением несанкционированных демонстраций, наводят на мысль о том, что компактный вертолёт, способный перемещаться над городскими улицами, вооружённый вертикальной водяной пушкой и грузовым приспособлением, для растаскивания завалов, будет крайне интересен силовым структурам.

У всех выше перечисленных систем пожаротушения, главным недостатком является то, что задача по наведению на цель (в одной из плоскостей, а то и в обеих), осуществляется пилотом. В случае расхода тушащего вещества (снижение массы), порывов ветра, изменения движения огня, ему крайне сложно не только удерживать машину, но ещё и отслеживать процесс тушения. Теоретически, возможность размещения водяной пушки с дистанционно-управляемым соплом, рассматривалась на вертолёте Ка-32, но в силу некоторых (не технических) обстоятельств, практического воплощения не нашла.

Хотя пушки тоже не панацея. Пожарными Санкт Петербурга (где мало высотных домов, но огромная загруженность улиц) было высказано пожелание иметь вертолёт с возможностью перевозки пожарного десантного расчёта, интегрированным баком и сбрасываемыми пожарными рукавами. Методика тушения подразумевала несколько этапов:

  • зависание над крышей здания,

  • спуск по тросам десантников,

  • сброс пожарных рукавов, наращивая которые, пожарные могли дотянуться до горящей квартиры,

  • запуск помпы и подачу из бака тушащей жидкости.

Выводы

Нельзя сказать, что в области вертолётного пожаротушения Россия отстала от всего мира. Как ни странно, хотя спрос на авиационные средства пожаротушения и эвакуации велик, но реально серийно выпускаемых вертолётов, для такого целевого использования в условиях города, не имеется ни в одной стране. Причин тому несколько:

  • Пожарные, часто не знают (и не представляют), на что способен вертолёт, а конструктора вертолётов (только они имеют право устанавливать и сертифицировать дополнительное оборудование) не имеют представления, что нужно пожарным.

  • До сих пор не выработана эффективная система финансирования на содержание таких авиационных подразделений. Поскольку гораздо легче определить объём затрат на ликвидацию последствий пожара, нежели на его профилактику.

  • Инвесторы - застройщики и страховые компании, заинтересованные в снижении издержек и рисков, не имеют знаний и опыта в совершенно новой для них области.

  • Вертолёт- носитель, для городских условий, должен обладать определённым набором характеристик. Это высокая компактность, маневренность, устойчивость и грузоподъёмность.

Согласно результатам маркетинговых исследований компании AgustaWestland мирового рынка противопожарных вертолётов, проведенное в 2007 году, по экономической эффективности (в качестве основного показателя брался объём перевозимой воды и совокупность таких факторов как: расстояние, скорость, стоимость вертолёта, оборудования, лётного часа), предпочтение было отдано российскому вертолёту Ка-32А11ВС. Именно поэтому, в последние годы многие страны проявляют к нему повышенный интерес.

Между тем, имеющиеся отдельные элементы противопожарного оборудования далеко не в полной мере раскрывают его потенциал. Накопленный опыт, позволяет говорить о возможности создания на базе Ка-32А11ВС многофункционального противопожарно-спасательного комплекса, способного решать следующие задачи:

  1. Оперативное заполнение интегрированного водяного бака в режиме висения из любого открытого водоёма;

  2. Возможность тушения различных видов пожара (в том числе ГСМ);

  3. Управляемое тушение масштабных и точечных пожаров, тушение этажей и крыш высотных зданий, как в вертикальной, так и горизонтальной плоскости, недоступных для тушения обычными противопожарными средствами, не входя в опасную зону горения;

  4. Доставку и высадку десантных пожарных расчётов к местам пожарных работ;

  5. Подачу тушащей жидкости из режима висения по пожарным рукавам на крыши высотных зданий;

  6. Доставку тушащей жидкости к местам её дальнейшего использования наземными пожарными службами;

  7. Эвакуацию больных, пострадавших и терпящих бедствие как внутри фюзеляжа, так и снаружи, с помощью транспортно-спасательных корзин и грузовой лебёдки;

  8. Постановку защитных пенных полос, препятствующих продвижению пожара;

  9. Заливку пеной взлётно-посадочных полос при аварийной посадке воздушного судна;

  10. Обеспечение общественной безопасности и правопорядка при массовых беспорядках.

Для реализации данного проекта имеются практически все составляющие, выпускаемые серийно различными компаниями. Задача состоит в том, чтобы собрать их воедино, установить на вертолёт - носитель, сертифицировать, проработать концепцию применения и финансирования.

Основным препятствием, для реализации данной идеи, является отсутствие инициатора, готового взяться за увязывание интересов КБ (сертификация и испытания нового оборудования), серийного завода (поставки вертолётов, запасных частей, логистика), эксплуатанта (обучение и техническая поддержка), министерств: по чрезвычайным ситуациям, внутренних дел, здравоохранению (разрешительная система), Правительства, магистратур городов, страховых и строительных компаний (финансирование).

Проработав цепочку финансирования и создав универсальный вертолётный комплекс, оснащённый современными видами противопожарного и эвакуационного оборудования, реально было бы сделать этот высокотехнологичный проект (крайне востребованный не только на отечественном, но и зарубежном рынке), одной из значительных Российских статей бюджета.

12.2008 г.

Алексей Виривский

Тел. 8-926-392-47-66

Статья опубликована в журнале "Мир и безопасность" 1-2009




Уголок неба. 2009 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100